Версия для печати

Праафразийская языковая общность и афразийский праязык

Главная > Лингвистика > Языки > Ностратические > Праафразийский язык

Арабская вязь (ромб)

Разделы страницы:

  • Прародина праафразийцев
  • Диверегенция семито-хамитской языковой общности
  • Контакты праафразийского языковой общности
  • Этимологические базы афразийских языков
  • Библиография по реконструкции праафразийского языка и его связям

Смотрите также книги по афразийскому языкознанию.


Прародина праафразийцев

По-видимому, Передняя Азия и Северо-Восточная Африка - исконный ареал афразийских языков. Вопрос об афразийской прародине как о месте первоначального распространения гипотетически реконструируемого афразийского праязыка, распавшегося на самостоятельные диалектные группы, вероятно, не позже 8-9-го тыс. до н. э. (возможно и раньше), остается открытым.

В научной литературе обосновываются гипотезы как о переднеазиатской [Палестина, Сирия, Междуречье], так и африканской (Юго-Восточная Сахара и/или примыкающие к Сахаре области Восточной Африки) локализации афразийской прародины. Переднеазиатская, по-видимому, является более традиционной и старшей по времени (ну как же - все мы из Вавилона). А аргументаций для африканской гипотезы служит, например, факт наличия в самых разных афразийских языках-потомках единого корня со значением "слон" (хотя в некоторых ветвях у него значение "бык"). Почему-то считается, что в Леванте (Палестина + Сирия) тогда [11-м тысячелетии?] было холодно и слоны водиться не могли, хотя установлено, что в палеолите на слонов охотились в Греции, а в эндемичной фауне Крита присутствовал карликовый слон (и другие карликовые "островитянские" виды животных.)

Африканская гипотеза наталкивается на трудности [какие?] при объяснении древнейших контактов и связей афразийских языков со многими языками Евразии.

Поэтому более правдоподобно мнение, связывающее прародину афразийцев с Палестиной, и более конкретно, с существовавшей некогда на ее территории натуфийской культурой левантского мезолита или ее предшественника (и вероятного предка - верхнепалеолитической кебарской культуры.

По другой версии натуфийская культура могла возникнуть на базе мушабской, которая мигрировала в Палестину из Египта. Возможно, именно этот сплав нилотских (не зря их называют нило-хамитскими) и западно-ностратических языков и положил начало афразийским с их характерной консонантной структурой корня. [Значит, родина, всё-таки, на Ниле.]

Подытоживая эту временную неразбериху, можно прийти к заключению о 2-х главных версиях расположения колыбели афразийцев:

  1. Долина Нила (Восточная Сахара) - с версиями от верховьев до низовьев. Именно здесь произошло выделение (хотя, получается, они почти остались на своих местах), прежде всего, кушито-омотских и чадских ветвей, а, возможно, также, и некоторых других (или всех) с последующим возвратом части семитов из Леванта на юг (через Аравию в Эфиопию). При этом не исключено, что и ливийцы с египтянами чуть сдали назад, вернувшись из Леванта.
  2. Левант (или какая-то зона в Передней Азии), где произошло последовательное выделение разных афразийских ветвей с их уходом в Африку - на месте остались только семиты. Эта гипотеза географически сближает афразийские языки с родственными ностратическими, иначе пришлось бы предположить, что носители праностратического языка жили где-то в Аравии и даже Африке (а почему бы и нет, если окаждется верным предположение о ностратическом происхождении африканских языков манде).

Диверегенция семито-хамитской языковой общности

Диверегенция афразийской языковой общности

Распад афразийского единства произошел, вероятно, восточнее Палестины, в районе Двуречья [т.е., афразийцы туда переместились из Палестины?]. По одной версии распад семьи произошел в XI-X тыс. до Р.Х., по другой - в IX-VIII тыс. до Р.Х. Если считать, что ностратическая сверхсемья (носители которой также, считается, проживали в Месопотамии или современном иране) распалась в XI-X тыс. до н.э. (или несколько ранее), то первая версия согласуется с выводом Старостина об одинаковом уровне таксономии (и возрасте) ностратической и афразийской макросемей, а вторая - с ранее выдвинутым положением Иллича-Свитыча о дочернем характере семито-хамитской семьи по отношению к ностратической надсемье. Также последнему выводу соответствует версия, что ностратический язык распался несколько раньше 10 тыс. до н.э. - даже раньше чем афразийский по первой версии. В любом случае, раскол афразийской семьи произошел в эпоху месопотамского мезолита (XI-VIII тыс. до н.э.).

Там же, в Междуречье, по-видимому, произошла дивергенция семитского праязыка (не позднее рубежа 5 и 4 тыс. до Р.Х.). Кушитский и, возможно, омотский праязыки распались в то же время или даже несколько раньше в регионе современного обитания этих этноязыковых общностей - на "Африканском роге". Прачадский язык распался в районе озера Чад (начиная с 6 тыс. до Р.Х. - наиболее ранняя дивергенция). Берберо-гуанчское языковое единство - в 3 тыс. до Р.Х. (или сразу после чадского) на нагорье Ахаггар в Сахаре (а распад общеберберского языка произошел относительно поздно - в конце 2 тыс. до Р.Х.).

[Получается, что иракские арабы - прямые наследники ностратитов, Вавилон - храмовая столица ностратического пранарода, а Нимруд - их фараон времен строительства Вавилонской башни.]

Внутри отдельных ветвей более близки между собой семитские языки, особенно древние, и берберо-ливийские, хотя взаимная близость последних в традиционной берберологии сильно преувеличена. Чадские и кушитские (включая омотские) языки отличаются большим разнообразием с типологической точки зрения (хотя в центрально-чадской ветви языки близки между собой). Между ветвями афразийских языков наиболее близки между собой египетская и семитская ветви. Египетский иногда считают, по-существу, особым семитским языком - у него даже рода есть, в отличие от других "хамитских" (именно наличием или отсутствием рода афразийские языки делились раньше на семитскую и хамитскую ветви).

Контакты праафразийского языковой общности

Афразийские языки на протяжении своей истории испытывали субстратное и контактное влияние, как взаимное, так и гетерогенное (напр., шумерский субстрат для аккадского языка или западно-африканский для чадских языков). Эти интерференционные процессы происходили как в местах современного размещения афразийских языков, так и на путях миграций их носителей, начиная с их диалектного ареала древней ностратической прародины.

Есть серьезные аргументы, что с афразийскими языками генетически связаны конго-сахарские языки. [Возможно, "ностратоподобные" местоимения языковой семьи манде говорят о близости этих языков не к ностратическим языкам вообще, а именно к афразийским.]

Выявлены также языковые контакты афразийской макросемьи с северо-кавказскими языками. Например, Сергей Старостин выявил общие культурные изоглоссы между этими языками на уровне праязыковых состояний, разделив их на 4 группы:

Также имеются факты связи западно-чадских языков с нахско-дагестанскими (восточнокавказскими).

Кроме того, появились основания сближать готтентотские языки (центрально-койсанская ветвь) с некоторыми "хамитскими" афразийскими [кстати, лексика части абхазо-адыгских (западно-кавказских) похожа на койсанскую]. Например (взято из Лингвофорума - http://lingvoforum.net/index.php/topic,45495.0.html) в книге Мартина Бернала «Чёрная Афина» говорится о возможном койсанском субстрате в прото-афразийском, в частности, о койсанском происхождении категории рода в афразийских. Там же упоминается о четырёх возможных койсано-египетских когнатах, с ссылкой на Габора Такача.

Этимологические базы афразийских языков

Библиография по реконструкции праафразийского языка и его связям


Главная > Лингвистика > Языки мира >

Ностратические: Праностратический (на дочернем сайте) | Алтайские | Афразийские | Дравидские | Индоевропейские (+ праиндоевропейский) | Картвельские | Палеоазиатские | Уральские | Эламский | Ностратика

Особые (и возможные) ностратические: Тирренские | Пиджины | Древние языки | Панъязыки

Письменности мира | Страны и города | История и общество | Расы | Книги в сети | Студенческие ресурсы

На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 25.08.2016
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня