Верхний (поздний) палеолит

35-8 тысяч лет до н.э.
Главная > Общество > Археология > Палеолит > Верхний палеолит

Суша 18 тысяч лет назад

Поздний Палеолит 35 000 — 12 000 лет назад - наиболее суровая фаза последнего вюрмского оледенения. Иногда позднему (верхнему) палеолиту определяют хронологические рамки (35-8 тыс. лет до н. э. или 40-12 тыс. лет назад) [самые широкие рамки - 41-8 тысяч лет до н. э.].

В это время возник и распространился человек современного физического типа — Человек разумный (Homo sapiens sapiens). Возникли первые различия между представителями рас — европеоидной (кроманьонцы), монголоидной [где?] и негроидной (гримальдийцы).

В Европе поздний палеолит, в основном, принадлежит неандертальцам [и современному человеку тоже], чье мышление проэволюционировало до синтагматических понятий.

Используется более 20 видов орудий труда, в том числе иглы, позволившие шить одежду из шкур животных и копьеметалка - прародительница лука. На смену первобытному стаду приходит родовая матриархальная община, родство ведётся по женской линии. Появляется примитивный институт брака. Возникают первые языческие верования: тотемизм, фетишизм, анимизм, вера в магию.

В  эпоху позднего палеолита между 26 и 19 тысячами лет назад на Земле был последний ледниковый максимум (LGM) нашей лавразийской гляциоэры, начавшейся 30 млн. лет назад. На карте слева изображена суша 18 000 лет до нашей эры.

Разделы страницы о позднем древнекаменном веке:

Также смотрите страницы о доисторической Австралии и о заселении Америки.

Ссылка на эту страницу имеется в Википедии в статье "Кебарская культура".


Хронология культур позднего палеолита

Верхний палеолит можно, в свою очередь, также разделить на 3 поры:

  1. ранняя пора верхнего палеолита (40-28 тысяч лет назад): барадост, ориньяк, шатель-перрон;
  2. средняя пора верхнего палеолита (28-18 тысяч лет назад): граветт;
  3. поздняя пора верхнего палеолита (18-8 тысяч лет назад): солютре, мадлен, кебар, зарзи;

Позднепалеолитические культуры [Евразии?] в хронологическом порядке (50 — 10 тыс. лет назад):

Синхронизм верхнепалеолитических культур

Смены и сосуществования культур:

Здесь вырисовывается следующая общая цепочка верхнепалеолитических культур для Европы:

  1. ранняя пора верхнего палеолита (40-28 тысяч лет назад): ориньяк, шатель-перрон
  2. средняя пора верхнего палеолита (28-18 тысяч лет назад): граветт
  3. поздняя пора верхнего палеолита (18-8 тысяч лет назад): солютре, мадлен, азильская

Ориньякский круг культур (33-19 [или 30-24 или 38-18 ??] тыс. лет до н. э.)

Ориньякская культура (33-19 [или 30-24 или 38-18 ??] тыс. лет до н. э.)

Распространение ориньякской культуры (Википедия)

Ориньякская культура в узком смысле слова распространена во Франции (33-19 тыс. лет до н. э.), где она сменяет мустьерскую культуру, сосуществует с перигорской и сменяется солютрейской культурой.

Ориньякская культура в широком смысле была распространена почти во всей континентальной Западной и Центральной Европе (кроме севера) и в Причерноморье. 42–43 тыс. лет назад — это самые ранние даты ориньякских отложений, полученные радиоуглеродным методом. Они предшествуют ориньякским датам для Италии, Франции, Англии и других регионов.

Видимо, из-за медленного распространения палеолитических культур вообще и ориньякской в частности, имеем такой разброс датировок: 1) 28-22 т.л.н. - для Британии (по П.Браун, "Стоунхендж. Загадки мегалитов."); 2) 33-19 т.л.н. - Франция (раньше и дольше, чем в Британии); 3) 32-26 т.л.н. - тоже для Франции. Поэтому условно модно принять от максимума до минимума, т.е., 43-19 тысяч лет назад.

Дудочка ориньякцев из птичьей кости

Считается, что ориньяк — первая культура, в которой появляются искусство, музыка и прочие важнейшие культурные инновации [но ведь изобразительное искусство было и у неандертальцев, возможно, и музыка тоже?]. Гайссенклёстерле — лишь одна из целого ряда пещер в Швабском Альбе, где обнаружены важные образцы личных украшений, изобразительного искусства, мифологических изображений и музыкальных инструментов.

Происхождение ориньякской культуры

Полагают, что ориньякская культура возникла в каком-то одном месте (со своими основными дрстижениями в культуре и искусстве) и затем распространилось по всей Европе (Kulturpumpe Hypothesis). Версии её прародины (из Википедии):

  1. из предориньяка (ближневосточного мустье);
  2. из мустье Ла-Кина;
  3. где-то в верховьях Дуная не позднее 40 тыс. лет назад;
  4. с каких-то островов Атлантики.

Версия верхнедунайской прародины и хронология самых ранних ориньякских артефактов согласуются с гипотезой Дунайского коридора, по которой современные люди, добравшись до Европы, быстро продвинулись по долине Дуная. Новые даты говорят также о том, что современные люди пришли на Верхний Дунай в чрезвычайно холодный период (H4). Ранее исследователи склонялись к тому, что это случилось сразу после окончания холодов. Получается, кроманьонцы оказались на юго-западе Германии в то время, когда там обитали неандертальцы. Характер культурных связей между этими группами на Верхнем Дунае пока остаётся неясным. [А не наоборот ли - с Нижнего Дуная?]

Расовые типы ориньякцев

Ориньякцы на территории современной Франции имели европеоидную (кроманьонскую) внешность. Однако, имеются и находки людей негроидной внешности: Культура Гримальди, Костёнки (РФ, Воронежская обл.) - см. ниже.

Перигорская культура (33-18 тыс. лет до н.э.)

Перигорская культура, культура перигор (perigord) – археологическая культура юго-западной Франции, занимающая весь ранний период верхнего палеолита – от мустье до солютре – и сосуществующая с ориньяком. Она отсутствовала в периодизации Габриэеля Мортилье, внесена в нее в ХХ веке (ее выделил в 1933 г. Д. Пейрони по материалам пещеры Ла Ферраси) и назвал по Перигору — юго-западной провинции Франции (вопреки обычаю называть культуры по типичному памятнику). В некоторых русскоязычных кругах культуру называют «перигордьен» по французскому прилагательному («перигорская») от существительного «Перигор». Но это словоупотребление представляется изолированным и экзотичным: мы же не называем другие культуры «ориньясьен» вместо «ориньяк», «мадленьен» вместо «мадлен» и т. д.

Пейрони полагал, что эта культура развивается параллельно с ориньяком, но она местная, а ориньяк – пришлый. Введенные аббатом Брейлем названия для раннего и позднего ориньяка (шательперрон и граветт) Пейрони отменил для ориньяка и перенес на периодизацию перигора. По сравнению с ориньяком [более высокоразвитые пришельцы-кроманьонцы?] перигорская культура выглядит архаичной и отсталой.

Перигор, если считать вместе с Пейрони, что такая культура есть, начинается между 35 — 34 тыс. лет назад, и оканчивается между 22 — 20 тыс. лет назад (общий диапазон - 33 – 18 тыс. лет до н. э.).

Временной рубеж между шательперроном и граветтом, который кладут на 28 – 27 тысячелетия, некоторые археологи сдвигают к 25-му. В это время север Европы накрывал полярный ледник, также и альпийские ледники спускались далеко в долины, а во Франции господствовал холодный тундровый климат. Перигорцы охотились на крупных животных – лошадей, бизонов, мамонтов.

Однако параллельное развитие [ориньяка и перигора] стало предметом дискуссии, поскольку нет непрерывной преемственности в памятниках перигора: между шательперроном и граветтом разрыв в 6 – 7 тысячелетий, заполненный кое где слоями ориньяка. Есть даже предложение - только за этими слоями среднего ориньяка и оставить название ориньяк. Так или иначе, шательперрон и граветт рассматриваются сейчас как отдельные культуры. Они совершенно разные и не являются продолжением одна другой, не составляют одну культуру. Таким образом, ныне перигор — понятие сугубо из архива истории науки.

Шатель-перронская культура

Шательперрон (Châtelperron) – археологическая культура начала верхнего палеолита (ранняя фаза культуры перигор) в юго-западной и центральной Франции и на северо-востоке Испании. Названа по городку с замком во Франции, где была найдена стоянка палеолитических людей. В начале ХХ века аббат Брейль так называл ранний ориньяк, но позже, в 1930-е годы, Д. Пейрони перенес это название на раннюю фазу своей культуры перигор.

Появилась культура шательперрон в интерстадиале вюрм I/II, во время некоторого отступания ледника и потепления климата. Полагают, что это привело к преобразованию мустье с ашёльской традицией (то есть весьма архаичного) в культуру верхнего палеолита. Время — примерно от 40/38 до 32 тыс. лет назад.

Тут еще много мустьерских скрёбел, остроконечников, зубчатых орудий, отщепов в леваллуазской технике (сколотых с черепаховидного нуклеуса, предварительно подготовленного так, что сколотое орудие не требовало дополнительной обработки), но появляются резцы, скребки, изделия из кости (шилья и подвески). Характерна особая техника обработки кремневых пластин – крутая затупливающая ретушь по краю, противоположному от прямого лезвия. Характерное орудие – нож типа шательперрон на заостренной пластине с дугообразной спинкой (или, можно сказать, обушком, затупленным крутой ретушью).

В раннем перигорском слое в пещере Сен-Сазар открыто погребение неандертальца, в Грот-дю-Рен также генетики определили неандерательцев. Так что были ли основным населением шательперрона (верхний палеолит!) кроманьонцы, оказывается под большим сомнением. Возможно, хронологический разрыв между шательперроном и граветтом, а также резкие отличия шательперрона от одновременного ориньяка объясняются тем, что шательперрон практиковали неандертальцы а ориньяк и граветт — неоантропы, кроманьонцы.

Граветтская культура (28-18 тыс. лет до н.э.)

В верхнем палеолите юго-запада Франции, начавшемся в интерстадиале последнего (вюрмского) оледенения (ВI/II, 35 – 34 тыс. л. н.), была выделена культура перигор, названная по провинции (некоторые российские археологи употребляют для этой культуры название перигордьен, полученное от французского прилагательного, хотя для большинства культур оставляют в названии существительное).

Даты этой (перигорской) культуры – ок. 35 000 – 22 000 л. н. Она делится на две фазы.

  1. Ранняя именуется шательперрон,
  2. поздняя, начинающаяся около 27 000 л. н., — граветт.

Таким образом, граветт – это средняя пора верхнего палеолита.

Ареал европейской позднепалеолитической культуры Граветт

Граветт – верхнепалеолитическая (позднепалеолитическая) культура, названная по местонахождению в юго-западной Франции, где она и выделена. Верхний (или поздний) палеолит начался 45 – 35 тыс. лет назад в Европе и на Ближнем Востоке с резкой смены типов орудий – появления призматического нуклеуса вместо дисковидного и ему подобных (а с призматического нуклеуса можно было скалывать и отжимать длинные пластины – заготовки для орудий).

Она отличается остриями граветт – длинными, с притупленной спинкой (притупление крутой, отвесной ретушью). Кроме того в индустрии граветт есть другие острия, боковые, срединные и многофасеточные резцы, листовидные изделия. На поздней стадии появляются варианты этой культуры, для которых характерны для одного — наконечники типа фон робер (с черешком), для другого — боковые резцы типа ноай (у них резцовый скол образует выемку).

С перигором (и ее поздней частью — граветтом) на Юго-Западе Франции сосуществует верхнепалеолитическая культура ориньяк (34 – 22 тыс. л. н.), за ним следует солютре, а все они перекрываются более поздней культурой мадлен. Время ориньяка и перигора с граветтом приходится на период улучшения климата.

Суровый холодный климат начала верхнего палеолита сменился умеренным и влажным. Ледник на время отступил, приледниковая зона тундры кормила мамонтов, шерстистых носорогов и северных оленей, а более южная степь – стада бизонов и лошадей. Обе разновидности фауны представляли для людей предмет охоты. В период 22 – 10 тыс. л. н. ледник опять надвинулся (вюрмское оледенение продолжалось и даже достигло 19 – 18 тыс. л. н. своего пика), климат снова ухудшился, все зоны и с ними виды животных сдвинулись на юг, человеку пришлось специализироваться на более северных видах – настало время мадлена.

В Центральной и Восточной Европе в среднюю пору верхнего палеолита широко распространена группа индустрий или культур, которые причисляют к так называемому восточному граветту (термин введен Д. Гарррод). Это верхние слои Виллесдорфа в Австрии, Павловская культура в Моравии, Костёнки I на Дону. Из-за большого сходства Вилленсдорфа с Костёнками (с костёнковско-авдеевской культурой, 25 – 20 тыс. л. н.) все эти памятники называют виллендорфско-костёнковской культурой. Это Костёнки I, Авдеево, Гагарино, Хотылево II, Бердыж. Их специфика – наконечники с боковой выемкой и ножи костёнковского типа (концы которых оформлены подтёской на брюшке), также мотыги из бивня мамонта, фигурные застёжки «в виде верблюжьей ножки», и особенно – женские статуэтки, знаменитые «палеолитические Венеры». Захоронение трёх младенцев на стоянке Кремс-Вахтберг (около 27 тыс. л. н., по радиоуглероду) скорченными в «эмбриональной» позе, возможно, показывает, что погребавшие рассчитывали на новое рождение младенцев.

Генетики определили у людей граветтской культуры из Дольни Вестонице (Моравия, ок. 31 тыс. лет назад) митохондриальные гаплогруппы U, U5, U8c и Y-хромосомные гаплогруппы СТ, BT, F, IJK. У образцов из пещеры Пальиччи в Италии оказались митохондриальная гаплогруппа U2-9 и U8c и Y-хромосомная группа I, в Павлове (Чехия) — митохондриальная гаплогруппа U5 и Y-хромосомная С1а2, у образца Кремс из Австрии — митохондриальная гаплогруппа U5, у образцов Остуни из Италии, у трех образцов из пещеры Гойе в Бельгии — митохондриальная гаплогруппа U2, у образца Остуни еще и митохондриальная группа М.

Продолжение культуры граветт, совпадающее по времени с мадленом, – культура эпиграветт.

Граветтская культура родственна более ранним Костенковской культуре и верхнепалеолитической стоянке Сунгирь под Владимиром.

Эпиграветтская культура (22—12 или 20—10 тыс. лет до н.э.)

Эпиграветтская культура (точнее, эпиграветтский горизонт верхнего палеолита) наследует граветтской культуре в Италии и Восточной Европе и определяется специфической индустрией каменных орудий. Радиоуглеродная датировка позволяет отнести конечную фазу эпиграветтской культуры к аллерёдскому потеплению. Это означает, что эпиграветтская культура (или группа культур) развивалась одновременно с конечной стадией солютрейской и мадленской Западной и Центральной Европы, которые существовали в период 19—10 тыс. лет назад. Некоторые памятники в Молдавии относятся к раннему эпиграветту (20 тыс. — 17 тыс. лет назад), другие — к позднему (13,5 тыс. — 11 тыс. лет назад). Жилище в Дальмери, расположенном на северо-восточной оконечности плато Семь Коммун (Тренте, Италия), содержит следы конечной фазы позднего эпиграветта. Также следы эпиграветта обнаружены на юго-востоке Сицилии, а также в северной Африке.

В период 1991—2005 гг. в различных местах были обнаружены многочисленные камни, раскрашенные охрой, с натуралистическими и схематическими изображениями, что позволило расширить представления о духовной практике людей эпиграветтской культуры.

У образца Villabruna (ок. 14 тыс. л. н.) из Северной Италии определена митохондриальная группа U5b2b и Y-хромосомная гаплогруппа R1b1 [уже тогда эрбины были в Европе!].

Гримальди

Гримальди - культура верхнего палеолита юга Франции и севера Италии. Сосуществовала с мадленской культурой [ошибка? мадлен намного моложе!], но кремневые изделия как у граветтской культуры.

В Гримальди обитала негроидная популяция Homo sapiens, которые, как считается, жили в южной Европе до прихода туда кроманьонцев. Гримальдийские негроиды (меланезоиды) были носителями ориньякской культуры [значит, кроманьонцы от них её восприняли?]. В верхних гримальдийских отложениях уже найдены кроманьонцы-европеоиды с "орлиными" носами.

Костенки (Костёнковско-авдеевская культура)

В Костёнках (Верхний Дон) на территории около 10 км2, открыто свыше 60 стоянок (иногда с очень крупными жилищами) возрастом 45-15 тыс. лет назад.

В самых нижних костёнковских отложениях был найден костяк с резко выраженными негроидными чертами.

Костёнковская, костёнковско-авдеевская культура – археологическая культура средней поры верхнего палеолита, входившая в общность восточного граветта (или, что то же, в область вилленсдорфско-павловско-костёнковского единства). Существовала 25/24 – 20 тыс. лет назад или, по другим датировкам с 22 по 19 тыс. до н. э. вплоть до 15 тыс. до н. э. Слои Костёнках на Среднем Дону (стоянка Костёнки I слой 1, Костёнки XIII, XIV и XVIII) относятся к времени формирования суглинков и лёссов над верхней свитой слоев гумуса, время Гмелинской почвы. Кроме Костенок к этой культуре относятся стоянки Авдеево под Курском, Зарайск, Гагарино, Хотылево II в России, Бердыж в Белоруссии. В колонке археологических культур Подонья эта культура следует за стрелецкой, тельманской и городцовской. В широком охвате, в европейском восточном граветте, костенковско-авдеевская культура является частью более широкой общности – вилленсдорфско-костёнковской группы культур, распространенной в Центральной и Восточной Европе и характеризуемой статуэтками («палеолитическими Венерами») и некоторыми другими общими чертами.

О происхождении население костёнковско-авдеевской культуры судить трудно. Есть связи с Центральной Европой (Моравия).

Индустрия и культура Костенок

Для кремневого инвентаря костёнковско-авдеевской культуры характерны наконечники с боковой выемкой, листовидные наконечники с двусторонней ретушью части поверхности, ножи костенковского типа (пластины, концы которых оформлены подтеской на брюшке), скребки, резцы и др. Из бивня мамонта делались мотыги, лопаточки, фигурные застежки «в виде верблюжьей ножки».

Во многих памятниках этой культуры представлены женские статуэтки («палеолитические Венеры») и изображения животных из кости, известняка и мергеля. Женские статуэтки имеют гипертрофированные грудь и живот, тонкие руки прижаты к животу, черты лица не обозначены, но переданы прическа и украшения.

Продолговатые жилища устраивались на открытых пространствах с рядом очагов по длиной оси, вокруг расположены спальные землянки и ямы-хранилища.

Стоянка Сунгирь (32 тыс. лет до н.э.)

Первоначально предполагаемый возраст — 25 тыс. лет. Современная калиброванная дата: 34 654—33 678 л. н.

Анализ геномов показал, что сунгирцы являются базальными представителями западноевразийской ветви вышедших из Африки сапиенсов — той ветви, что отделилась от предков восточноазиатов примерно 52,5 тысяч лет назад (95-процентный доверительный интервал: 49–57 тыс. лет назад), и которая много позже дала начало современным народам Европы и Западной Азии. Геном S3, прочтенный с высоким покрытием, позволил оценить время отделения предков сунгирцев от предков современных европейцев: 38 тыс. лет назад (95% доверительный интервал: 35–43 тыс. лет назад).

Митохондриальная ДНК у всех сунгирцев относится к гаплогруппе U, широко распространенной у древних и современных европейцев, но к разным ее вариантам: U8c у S1 и U2 — у трех остальных индивидов. Гаплогруппа Y-хромосомы у всех четверых одна и та же: C1a2.

Что касается родства сунгирцев с другими группами верхнепалеолитических сапиенсов, то ближайшей их родней оказались жившие примерно в то же время индивиды из Костенки XIV (Маркина Гора), а также люди из Дольни Вестонице — носители Граветтской культуры. Обнаружено, что индивид Костенки-12 чуть ближе к Сунгирцам, чем более древний Костенки-14. Это указывает на возможное частичное замещение древних костенковцев группами, родственными сунгирцам, которые, в свою очередь, были родственны носителям Граветтской культуры, распространенной в Западной Европе.

Солютрейский круг культур (19-15 тыс. лет до н.э.) - прабаски?

Кремниевый наконечник солютрейской культуры

Солютрейская культура — археологическая культура середины позднего палеолита (18—15 тыс. лет до н.э.), распространённая на территории Франции и Северной Испании. Сменила ориньякскую и перигорскую культуры и, в свою очередь, сменилась мадленской культурой (из Википедии).

Характеризуется тщательно изготовленными, обработанными совершенной отжимной ретушью кремнёвыми, т. н. солютрейскими, наконечниками в форме лаврового или ивового листа, а также с выемкой. Часть из них служила наконечниками копий и дротиков, часть — ножами и кинжалами. Вместе с ними находят кремнёвые скребки, резцы, проколки, острия, костяные наконечники, иглы с ушками, жезлы, произведения искусства и др.

Локальным вариантом солютрейской культуры является культура Гримальди. [А не ориньякской ли? Вот вам и Википедия!].

Родственные, производные и похожие культуры (от Центральной Европы до Северной Америки)

В  ряде позднепалеолитических стоянок Центральной Европы и Европейской части России обнаружены отдельные черты сходства с Солютрейской культурой.

Кловисы (верхнепалеолитические кремниевые наконечники северо-востока Северной Америки

Также существует версия о проникновении носителей Солютрейской культуры в Северную Америку, где они создали Культуру Кловис. Согласно этой Солютрейской гипотезе (1998 г.) именно люди из Европы были первыми поселенцами в Америке [!].

Солютрейская гипотеза предполагает, что люди ледникового периода из Европы могли переселиться в Северную Америку следуя по кромке льда между Европой и Америкой при ледниковом максимуме. Модель предполагает наличие лодок и навыков плавания у солютрейцев. Они, наподобие современных инуитов (эскимосов), умели ночевать на льдинах, получать пресную воду от айсбергов или пресном наморозе на морском льде, ловить тюленей и рыб, и использовать ворвань для отопления. Интересно, что до наших дней инуиты используют костяные иглы схожие с солютрейскими. Можно добавить, что технология предполагает изготовление водонепроницаемой одежды из шкур животных и строительство каяков. Тем не менее, исследования 2008 года свидетельствуют о неблагоприятности климата для перехода.

Происхождение отжимной ретуши кремня

Наконечник с двухсторонним лезвием из пещеры Бломбос

Метод отслаивания давлением (pressure flaking), или отжимной ретуши появился на 55 тысяч лет раньше, чем считалось до сих пор. Ранее лезвия, выполненные при помощи этой техники, датировались 20 тысячами лет назад (образцы из Франции и Испании). Но остриям из ЮАР все 75 тысяч лет.

Мадленская культура (17—10 тыс. лет до н.э.)

Ареал европейской позднепалеолитической культуры Мадлен

Мадленская культура (культура мадлен, франц. Magdaleine, мадленская – франц. мадленьен Magdalénien) — культура верхнего или позднего палеолита; была распространена в Западной Европе — на территории Испании, Франции, Бельгии, Швейцарии и Германии. Названа по пещере Ла Мадлен (La Magdaleine). Возраст: 18/17 – 11,5 тыс. лет тому назад или 16/15 – 9,5 тыс. лет до н. э. То есть существовала эта культура около 6000 лет — по нынешним масштабам огромный срок. [В Перу известна такая же стабильная 6000-летняя индейская культура в 13-7 тыс. лет до н.э.] Это мадленская культура в узком смысле, которую выделил Габриэль де Мортилье в 60-е годы XIX века. Но под ней он понимал эпоху в развитии человечества. И сейчас иногда (но всё реже) в представлении некоторых авторов мадленская культура в широком смысле охватывает заключительный этап развития позднепалеолитической культуры всей европейской приледниковой области от Франции до Приуралья и называется мадленской эпохой.

При этом мадленская культура в Западной и Центральной Европе, еще близкая культуре Франции и Испании, иногда называется «восточный мадлен» [??], а уже Восточная Европа сюда не включается. Но, по другому пониманию, Восточный мадлен — это Польша с заходом на Русскую равнину (памятники (Десны). Всё дело в том, что внутри мадленской общности велика вариабельность (в том числе и в самой Фпанции), а по мере удаления от Франции отклонения возрастают.

Что касается Восточной Прибалтики, которая начала освобождаться от обледенения в позднем палеолите, в период 15000—8000 лет до н. э., то её первые обитатели, заселявшие, вероятно, эту землю из Средней и Западной Европы, образовали здесь две культуры: Балтийскую Мадленскую (распространенную в Дании и Германии и [позднее - в мезолите?] Свидер (распространенную в бассейнах Вислы, Немана, Припяти и Днепра) [носители последней - возможно, разговаривали на ностратическом языке.]

Время мадлен — это вторая половина последнего (вюрмского или вислинского) оледенения, когда после некоторого отступания ледник, накрывавший щитом северную Европу, надвинулся на нее в последний раз. Соответственно климат, испытавший некоторое потепление в свободной от льда части Европы (тогда в Европе существовали культуры шательперрон, граветт, ориньяк и солютре), снова посуровел, и климатические зоны сдвинулись к югу. Суровость климата достигла наибольших для вюрмского оледенения значений, а затем началось постепенное отступание ледника. В приледниковой тундре, покрывавшей тогда значительную часть Европы, паслись мамонты и шерстистые носороги, в дальше к югу в степях бродили стада копытных – бизонов и лошадей. С отступанием ледника мамонты теряли свои пастбища и вымирали. Мадленская культура демонстрирует приспособление к этим суровым условиям существования. Мадленцы сначала охотились на мамонта, а затем, после его вымирания, переключились на северного оленя, дикую лошадь и другие виды крупных животных.

Мадленская кремневая индустрия резко отличается от предшествующей солютрейской. Там господствовала плоскостная отжимная ретушь, а мадленцы использовали более грубую технику — в основном ретушь краевую. Преобладают разнообразные кремневые резцы, проколки и скребки. На долгом протяжении культура мадлен изменялась. Вначале было много скреблышек – небольших отщепов с крутой ретушью по краю, потом появились резцы «в виде клюва попугая», а под конец появляются геометрические микролиты – мелкие орудия из камня, служившие вкладышами в костяные рукояти и деревянные древка. Это уже прообраз техники грядущего мезолита.

Для мадлена характерна обработка кости и рога: копьеметалки, одно- и двухрядные гарпуны (служившие скорее для охоты на северных оленей, чем для рыбной ловли), роговые наконечники, орудия из рога северного оленя, получившие название «жезла начальника» — стержни с отверстиями (то ли символы власти, то ли орудия для выпрямления древков копий), иглы, шилья.

Жили мадленцы в наземных жилищах из костей и шкур типа чума, недавно служившего жилищем у северных народностей (эскимосов и др.), а пещеры использовали как святилища. Подобно этим народностям, мадленцы вели подвижный образ жизни – часто передвигались следом за стадами северных оленей. Выдвигалась даже гипотеза, что нынешние лопари севера Скандинавии – это остатки отступивших следом за стадами северных оленей на север мадленцев.

Мадленское население оставило великолепное пещерное искусство и художественные изделия из кости, среди которых объемные фигуры людей и животных, остроконечники с тонкой отделкой, личные украшения в виде перфорированных морских раковин и зубов животных (вероятно, бусы). Стены пещер, которые посещали мадленцы, например пещер Ласко и Фон-де-Гом во Франции и Альтамира в Испании, расписаны чрезвычайно реалистически гравированными рисунками и красочными изображениями животных — бизонов, лошадей, оленей. В пещере Тюк д’Одубер громоздятся глиняные скульптуры бизонов. Это монументальное искусство. Существовали у мадленцев и портативные формы изобразительного искусства — резные изображения на роге и кости, скульптура из рога, кости и бивня мамонта.

Финальное существование остатков европейского ледникового щита мадленская культура не пережила. Она сменилась азильской и другими культурами финала палеолита (некоторые относят их уже к мезолиту).

Генетические исследования пока мало затронули мадленцев. У одного из них (из Оберкасселя в Германии, 13400 л. н.), обнаружена митохондриальная гаплогруппа U5b1.

Верхний палеолит в Передней Азии (34-6 тыс. лет до н.э.)

Ориентировочно, уже в начале верхнего древнекаменного века на Ближнем Востоке сформировался очаг ностратической языковой общности. Возможно, также, и некоторых других праязыков современных макросемей, входящих в борейскую языковую гиперсемью - афразийской и дене-кавказской.

Барадостская культура (Загрос, 34 тыс. лет до н.э.) - праностратиты?

Барадостская культура — археологическая культура раннего верхнего палеолита в регионе гор Загрос на границе Ирана и Ирака. По данным радиоуглеродного анализа, ее возраст — около 36 тыс. лет.

Сменяет местный вариант мустьерской культуры. Отношения барадостской культуры с соседними культурами остаются неясными. Считается ранним вариантом ориньякской культуры. [Возможно, ориньяк проник в Европу как раз из Ирана, в т.ч. возможен вариант - из Палестины в Испанию морским путём]. Была заменена зарзийской культурой, возможно, в связи с похолоданием во время последней фазы ледникового периода.

Возможно, носителями этой культуры были представители праностратической языковой общности.

Кебарская культура (Левант, 16-8 тыс. лет до н.э.) - праафразийцы?

Родина родительской кебарской и дочерней натуфийской культур сирийского мезолита

Кебарская (кебаранская, кебарийская) культура — верхнепалеолитическая культура Восточного Средиземноморья, существовавшая 18 — 10 тыс. лет до н.э. [?]

Считается предшественником или даже прямым предком мезолитической натуфийской культуры - предшественнице докерамических неолитических культур Благодатного полумесяца.

Носители были очень мобильным кочевым народом охотников и собирателей Леванта и Синайского полуострова, для изготовления орудий труда использовавшим микролиты геометрического типа. В отличие от более поздних культур этого региона еще не использовали ступки и жернова для изготовления муки, хотя орудия труда отличаются большим разнообразием. На зиму селились в пещерах и искусственных убежищах из камня, расположенных на берегах озер, а летом рассеивались по территории.

Ностратическая колыбель и прародины ееё языковых семей

Возможно, носителями этой культуры были представители праафразийской (прахамитосемитской) языковой общности. По одной версии распад афразийской языковой праобщности произошел в XI-X тыс. до н.э., по другой - в IX-VIII тыс. до н.э. в конце существования кебаранской культуры, а, значит, эта языково-культурная связь непротиворечива.

Зарзийская культура (Курдистан, 16-6 тыс. лет до н.э.) - прабореалы?

Зарзийская культура — археологическая культура верхнего палеолита и мезолита в Иране, Ираке и Средней Азии. Название получила по месту находок в пещере Зарзи, иракский Курдистан. Известна также стоянка в пещере Шанидар. Существовала 18 — 8 тыс. лет назад.

До 20 % находок составляют изделия из микролитов, которые имеют форму коротких асимметричных осколков кремня в виде треугольников и трапеций с дырочками для крепления. Носители придерживались образа жизни охотников и собирателей. Объекты охоты: олень, дикий осел и козы. На стоянках найдены останки домашней собаки, а также луки и стрелы. Хотя стоянки разбросаны на значительном расстоянии друг от друга, они очень редки, и плотность населения, по-видимому, была низкой.

Место и связи зарзийской культуры

Зарзийская культура сменяет барадостскую из которой, возможно, эволюционировала. Культура имеет много общего с соседней кебарской в Леванте и в позднем периоде своего существования соседствует с натуфийской, но не идентична ей.

Возможно, носителями этой культуры были представители индо-урало-алтайской (бореальной, по Андрееву) ветви ностратических языков (или, скорее, ностратических языков в узком смысле, по Старостину - без афразийских).

Предположительно зарзийская культура является предшественником более поздних культур восточной части Ирана. Кроме того, часть зарзийского населения Южного Прикаспия по восточному берегу Каспийского моря мигрировала в Южное Зауралье, где сложилась мезолитическая янгельская культура с асимметричными формами геометрических микролитов. Логично далее предположить, что эта дочерняя янгельская культура была и по языку дочерней, например, быть основой прауральской или праурало-сибирской языковой общности.

Верхний палеолит в Южной, Центральной и Восточной Азии


На главную

Палеолит : Нижний палеолит | Средний палеолит | Верхний палеолит
Антропология | Языки | Страны | Карты
Ностратическая прародина | Афразийская праобщность
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика