|
|
|
По "классическому" мнению Х. Педерсена, В. М. Ильич-Свитыча и А. Долгопольского, семито-хамитский (= афразийский, афро-азиатский) праязык является непосредственным потомком ностратического праязыка. А по мнению С.А. Старостина, праафразийский является родственником праностратического на более глубоком уровне (Старостин 1989).
Разделы страницы о прародине и праязыке афразийцев:
Смотрите также книги по афразийскому языкознанию.
По-видимому, Передняя Азия и Северо-Восточная Африка - исконный ареал афразийских языков. Вопрос об афразийской прародине как о месте первоначального распространения гипотетически реконструируемого афразийского праязыка, распавшегося на самостоятельные диалектные группы, вероятно, не позже 8 - 9-го тыс. до н. э. (возможно и раньше), остается открытым. Например, в википедии пишут об афразийском единстве в рамках 18-12 тысячелетий до ншей эры.
В научной литературе обосновываются гипотезы как о переднеазиатской [Палестина, Сирия, Междуречье], так и африканской (Юго-Восточная Сахара и/или примыкающие к Сахаре области Восточной Африки) локализации афразийской прародины. [Можно выдвинуть и "срединный вариант" расположения праколыбели афроазиатов на Ближнем Востоке между Палестиной и Суданом-Эфиопией, а именно - Египет.]
![]() Аргументаций для африканской гипотезы служит, например, факт наличия в самых разных афразийских языках-потомках единого корня со значением "слон" (хотя в некоторых ветвях у него значение "бык"). Почему-то считается, что в Леванте (Палестина + Сирия) тогда [11-м тысячелетии?] было холодно и слоны водиться не могли, хотя установлено, что в палеолите на слонов охотились в Греции, а в эндемичной фауне Крита присутствовал карликовый слон (и другие карликовые "островитянские" виды животных.) Однако, африканская гипотеза наталкивается на трудности [какие?] при объяснении древнейших контактов и связей афразийских языков со многими языками Евразии. Африканская родина праафразийцев локализуется в долине Среднего Нила в Восточной Сахаре (античное эфио-нубийское государство Мероэ) с версиями ее расположения выше или ниже по Нилу [теоретически - как от самых верховьев (озеро Виктория), что маловероятно ввиду удалённости от родственных ностратических языков], так до самых низовьев (дельта Нила в Египте)]. Именно здесь произошло выделение (хотя, получается, они почти остались на своих местах), прежде всего, кушито-омотских и чадских ветвей, а, возможно, также, и некоторых других (или всех) с последующим возвратом части семитов из Леванта на юг (через Аравию в Эфиопию). При этом не исключено, что и ливийцы с египтянами чуть сдали назад, вернувшись из Леванта. Африканская концепция афразийской колыбели хорошо объясняет факт большей дальности афразийской скмьи от других ностратических языков. Также здесь и для родиы эламитов находится место. Если, согласно Старостину, эламские языки промежуточны между афразийскими и другими ностратическими, то их прародине самое место - Аравия. Тогда ареалом обитания и очагом распространения остального "узкого круга" ностратических языков будет Иран. А на окружающих территориях вокруг Загросских гор и Иранского плато жили неностратические народы или периферийные группы ностратитов с наиболее сильно изменённой лексикой. В Афганистане обитали предки шумеров (см. шумерско-ностратические сближения по Бомхарду) и буришей (эти могли жить чуть севернее - в Таджикистане или Киргизии - ближе к родственным китайцам и енисейцам). Вся евразийская степь тогда могла принадлежать дене-кавказским народам, а в сибирской тайге и тундре жили предки индейцев. В Долине Инда (Пакистан) тогда жили предки австроазиатских мунда, в центре Индостана - кусунда, на юге - родственники андаманцев. А в "банановом" Междуречье - предки минойцев, которые оттуда распространили культ быка через Анатолию на Крит. Можно, далее, пофантазировать с ареалами формирования евразийских ностратических семей в Иране. На его северо-западе (Южный Азербайджан) жили, скорее всего, пракартвелы; на юго-востоке (Элам) - прадравиды; на северо-востоке - праурало-сибирцы (от которых, возможно, произошли также предки этруссков и нивхов); в центре - праиндоевропейцы. Впрочем, праиндоевропейцы уже могли продвинуться в Междуречье (Ирак), а праалтайцы - в Узбекистан. |
Считается, что более правдоподобно традиционное мнение, связывающее прародину афразийцев с Палестиной, и, более конкретно, с существовавшей некогда на ее территории натуфийской культурой левантского мезолита или ее предшественника (и вероятного предка - верхнепалеолитической кебарской культуры.
По другой версии натуфийская культура могла возникнуть на базе мушабской, которая мигрировала в Палестину из Египта. Возможно, именно этот сплав нилотских (не зря их называют нило-хамитскими) и западно-ностратических языков и положил начало афразийским с их характерной консонантной структурой корня. [Значит, родина, всё-таки, на Ниле.]
Географической областью колыбели афразийских языков в азиатской гипотезе назначается Левант (или какая-то зона в Передней Азии), где произошло последовательное выделение разных афразийских ветвей с их уходом в Африку - на месте остались только семиты.
Эта гипотеза географически сближает афразийские языки с родственными ностратическими, иначе пришлось бы предположить, что носители праностратического языка жили где-то в Аравии и даже Африке (а почему бы и нет, если окаждется верным предположение о ностратическом происхождении африканских языков манде).
Распад афразийского единства произошел, согласно азиатской гипотезе его прородины, в Палестине или соседних с ней земель, может быть, даже восточнее - в районе Двуречья.
По одной версии распад семьи произошел в XI-X тыс. до Р.Х., по другой - в IX-VIII тыс. до Р.Х.
Если считать, что ностратическая сверхсемья (носители которой также, считается, проживали в Месопотамии или современном иране) распалась в XI-X тыс. до н.э. (или несколько ранее), то первая версия согласуется с выводом Старостина об одинаковом уровне таксономии (и возрасте) ностратической и афразийской макросемей, а вторая - с ранее выдвинутым положением Иллича-Свитыча о дочернем характере семито-хамитской семьи по отношению к ностратической надсемье. Также последнему выводу соответствует версия, что ностратический язык распался несколько раньше 10 тыс. до н.э. - даже раньше чем афразийский по первой версии. В любом случае, раскол афразийской семьи произошел в эпоху месопотамского мезолита (XI-VIII тыс. до н.э.).
Там же, в Междуречье, по-видимому, произошла дивергенция семитского праязыка (не позднее рубежа 5 и 4 тыс. до Р.Х.). Кушитский и, возможно, омотский праязыки распались в то же время или даже несколько раньше в регионе современного обитания этих этноязыковых общностей - на "Африканском роге". Прачадский язык распался в районе озера Чад (начиная с 6 тыс. до Р.Х. - наиболее ранняя дивергенция). Берберо-гуанчское языковое единство - в 3 тыс. до Р.Х. (или сразу после чадского) на нагорье Ахаггар в Сахаре (а распад общеберберского языка произошел относительно поздно - в конце 2 тыс. до Р.Х.).
[Получается, что иракские арабы - прямые наследники ностратитов, Вавилон - храмовая столица ностратического пранарода, а Нимруд - их фараон времен строительства Вавилонской башни.]
Внутри отдельных ветвей более близки между собой семитские языки, особенно древние, и берберо-ливийские, хотя взаимная близость последних в традиционной берберологии сильно преувеличена. Чадские и кушитские (включая омотские) языки отличаются большим разнообразием с типологической точки зрения (хотя в центрально-чадской ветви языки близки между собой). Между ветвями афразийских языков наиболее близки между собой египетская и семитская ветви. Египетский иногда считают, по-существу, особым семитским языком - у него даже рода есть, в отличие от других "хамитских" (именно наличием или отсутствием рода афразийские языки делились раньше на семитскую и хамитскую ветви).
Афразийские языки на протяжении своей истории испытывали субстратное и контактное влияние, как взаимное, так и гетерогенное (напр., шумерский субстрат для аккадского языка или западно-африканский для чадских языков). Эти интерференционные процессы происходили как в местах современного размещения афразийских языков, так и на путях миграций их носителей, начиная с их диалектного ареала древней ностратической прародины.
Есть серьезные аргументы, что с афразийскими языками генетически связаны конго-сахарские языки. [Возможно, "ностратоподобные" местоимения языковой семьи манде говорят о близости этих языков не к ностратическим языкам вообще, а именно к афразийским.]
Выявлены также языковые контакты афразийской макросемьи с северо-кавказскими языками. Например, Сергей Старостин выявил общие культурные изоглоссы между этими языками на уровне праязыковых состояний, разделив их на 4 группы:
Также имеются факты связи западно-чадских языков с нахско-дагестанскими (восточнокавказскими).
Кроме того, появились основания сближать готтентотские языки (центрально-койсанская ветвь) с некоторыми "хамитскими" афразийскими [кстати, лексика части абхазо-адыгских (западно-кавказских) похожа на койсанскую]. Например (взято из Лингвофорума - http://lingvoforum.net/index.php/topic,45495.0.html) в книге Мартина Бернала «Чёрная Афина» говорится о возможном койсанском субстрате в прото-афразийском, в частности, о койсанском происхождении категории рода в афразийских. Там же упоминается о четырёх возможных койсано-египетских когнатах, с ссылкой на Габора Такача.
Таблица ниже показывает соответствия в согласных между афразийскими языками и реконструированными согласными праафразийского языка, согласно Долгопольскому (1999).
№ | Праафр. | Прасем. | Др.-егип. | Берберский | Вост.-куш. | Зап.-чад. |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | *b | b | *β, ? *b, *-∅- | *b | *b, *ḅ1 | |
2 | *p | p | *f, ? *b | *p | *p, *f, *ḅ1 | |
3 | f | f | ||||
4 | *d | d | *d | *d | *d, *ḍ1 | |
5 | *t | t | *t | *t | *t | |
6 | *ṭ | d(~t) | *ḍ [dˁ] / *ṭ (→ *ṭṭ [tˁː]) | *ṭ (→ *ḍ) | *ḍ | |
7 | *ð | ?? d | *z | *z | *dʒ | |
8 | *θ | s, ?? š | *s | *s1(=*s) | ||
9 | *θ̣ | ḏ- | *ẓ [zˁ] | Юж.-куш. *ṭṣ |
||
10 | *z | z | *z | *z | *dz | |
11 | *s (*s3) | s | *s- ? | s2- | *ts | |
12 | *ṣ [(t)sʼ] | ḏ | *ẓ [zˤ] | *ṭṣ | *ṭṣ | |
13 | *š (*s1) | s | *s | *s2(=*š) | s,
Ц.-чад. *s, *ɬ |
|
14- 15 |
|
*ś (*s2) [ɬ] | š, ? s | *s, *z- | *l,
Юж.-куш. *ɬ |
*ɬ, *ɮ |
16 | *ṣ́ [(t)ɬʼ] | ḏ, ? d- | *s1 ?,
Ц.-куш. *ṭɬ̣ |
-*ṭɬ̣- | ||
17 | *g | g, ḏ | *g | *g | *g | |
18 | *k | k, ṯ | *k, ? *ɣ | *k | *k | |
19 | *ḳ | q, ḏ | *ɣ, ? *ḳ (→ *ḳḳ [kˤː]) | |||
20 | *ɣ | ḫ-, ꜥ- ? | *h2 | *ʕ | ||
21 | *χ | ḫ, ẖ, ħ | *H- | *h-, *-Ø- | ||
22 | *ʕ | ꜥ | *H- | *ʕ-, *-Ø-ʔ | ||
23 | *ħ | ħ | *H- | *ħ-, *-Øː- | ||
24 | *h | j- | *h1, *h2 | *ʔ- | ||
25 | *ʔ | j, ? ꜣ | *ʔ | *ʔ, -Ø- | *ʔ | |
26 | *r | r, l, ꜣ | *r | -*r- | *r | |
27 | *l | n-, [l-], r, ꜣ | *l | -*l- | *l | |
28 | *m | m | *m | -*m- | *m | |
29 | *n | n, l | *n | -*n- | *n | |
30 | *w | w-, j, y | *w, *Ø | *w, *Ø | *w-? | |
31 | *y | j-, y-, -Ø- | *y, *i, *Ø | *y, *i, *Ø | *y, *Ø | |
№ | Праафр. | Прасем. | Др.-егип. | Берберский | Вост.-куш. | Зап.-чад. |
Письменности мира | Страны и города | История и общество | Расы | Книги в сети | Образование
Ключевые слова для поиска сведений по афразийскому праязыку:
На русском языке: афразийский язык-основа, праафразийский язык, предок семито-хамитских языков,
прародина семито-хамитов, родина предков афразийцев, протоафразийская языковая общность, очаг формирования праафразийцев, колыбель прахамито-семитов;
На английском языке: Proto-Afro-Asiatic language.
|
|