Версия для печати

Праафразийская языковая общность и афразийский праязык

Главная > Лингвистика > Языки > Ностратические > Афразийские > Афразийский праязык

По "классическому" мнению Х. Педерсена, В. М. Ильич-Свитыча и А. Долгопольского, семито-хамитский (= афразийский, афро-азиатский) праязык является непосредственным потомком ностратического праязыка. А по мнению С.А. Старостина, праафразийский является родственником праностратического на более глубоком уровне (Старостин 1989).

Разделы страницы о прародине и праязыке афразийцев:

Смотрите также книги по афразийскому языкознанию.


Колыбель афразийской праобщности

По-видимому, Передняя Азия и Северо-Восточная Африка - исконный ареал афразийских языков. Вопрос об афразийской прародине как о месте первоначального распространения гипотетически реконструируемого афразийского праязыка, распавшегося на самостоятельные диалектные группы, вероятно, не позже 8 - 9-го тыс. до н. э. (возможно и раньше), остается открытым. Например, в википедии пишут об афразийском единстве в рамках 18-12 тысячелетий до ншей эры.

В научной литературе обосновываются гипотезы как о переднеазиатской [Палестина, Сирия, Междуречье], так и африканской (Юго-Восточная Сахара и/или примыкающие к Сахаре области Восточной Африки) локализации афразийской прародины. [Можно выдвинуть и "срединный вариант" расположения праколыбели афроазиатов на Ближнем Востоке между Палестиной и Суданом-Эфиопией, а именно - Египет.]

Африканская прародина афразийцев

Диверегенция афразийской языковой общности

Аргументаций для африканской гипотезы служит, например, факт наличия в самых разных афразийских языках-потомках единого корня со значением "слон" (хотя в некоторых ветвях у него значение "бык"). Почему-то считается, что в Леванте (Палестина + Сирия) тогда [11-м тысячелетии?] было холодно и слоны водиться не могли, хотя установлено, что в палеолите на слонов охотились в Греции, а в эндемичной фауне Крита присутствовал карликовый слон (и другие карликовые "островитянские" виды животных.)

Однако, африканская гипотеза наталкивается на трудности [какие?] при объяснении древнейших контактов и связей афразийских языков со многими языками Евразии.

Африканская родина праафразийцев локализуется в долине Среднего Нила в Восточной Сахаре (античное эфио-нубийское государство Мероэ) с версиями ее расположения выше или ниже по Нилу [теоретически - как от самых верховьев (озеро Виктория), что маловероятно ввиду удалённости от родственных ностратических языков], так до самых низовьев (дельта Нила в Египте)].

Именно здесь произошло выделение (хотя, получается, они почти остались на своих местах), прежде всего, кушито-омотских и чадских ветвей, а, возможно, также, и некоторых других (или всех) с последующим возвратом части семитов из Леванта на юг (через Аравию в Эфиопию). При этом не исключено, что и ливийцы с египтянами чуть сдали назад, вернувшись из Леванта.

Африканская концепция афразийской колыбели хорошо объясняет факт большей дальности афразийской скмьи от других ностратических языков. Также здесь и для родиы эламитов находится место. Если, согласно Старостину, эламские языки промежуточны между афразийскими и другими ностратическими, то их прародине самое место - Аравия. Тогда ареалом обитания и очагом распространения остального "узкого круга" ностратических языков будет Иран.

А на окружающих территориях вокруг Загросских гор и Иранского плато жили неностратические народы или периферийные группы ностратитов с наиболее сильно изменённой лексикой. В Афганистане обитали предки шумеров (см. шумерско-ностратические сближения по Бомхарду) и буришей (эти могли жить чуть севернее - в Таджикистане или Киргизии - ближе к родственным китайцам и енисейцам). Вся евразийская степь тогда могла принадлежать дене-кавказским народам, а в сибирской тайге и тундре жили предки индейцев. В Долине Инда (Пакистан) тогда жили предки австроазиатских мунда, в центре Индостана - кусунда, на юге - родственники андаманцев. А в "банановом" Междуречье - предки минойцев, которые оттуда распространили культ быка через Анатолию на Крит.

Можно, далее, пофантазировать с ареалами формирования евразийских ностратических семей в Иране. На его северо-западе (Южный Азербайджан) жили, скорее всего, пракартвелы; на юго-востоке (Элам) - прадравиды; на северо-востоке - праурало-сибирцы (от которых, возможно, произошли также предки этруссков и нивхов); в центре - праиндоевропейцы. Впрочем, праиндоевропейцы уже могли продвинуться в Междуречье (Ирак), а праалтайцы - в Узбекистан.

Азиатская прародина афразийцев

Считается, что более правдоподобно традиционное мнение, связывающее прародину афразийцев с Палестиной, и, более конкретно, с существовавшей некогда на ее территории натуфийской культурой левантского мезолита или ее предшественника (и вероятного предка - верхнепалеолитической кебарской культуры.

По другой версии натуфийская культура могла возникнуть на базе мушабской, которая мигрировала в Палестину из Египта. Возможно, именно этот сплав нилотских (не зря их называют нило-хамитскими) и западно-ностратических языков и положил начало афразийским с их характерной консонантной структурой корня. [Значит, родина, всё-таки, на Ниле.]

Географической областью колыбели афразийских языков в азиатской гипотезе назначается Левант (или какая-то зона в Передней Азии), где произошло последовательное выделение разных афразийских ветвей с их уходом в Африку - на месте остались только семиты.

Эта гипотеза географически сближает афразийские языки с родственными ностратическими, иначе пришлось бы предположить, что носители праностратического языка жили где-то в Аравии и даже Африке (а почему бы и нет, если окаждется верным предположение о ностратическом происхождении африканских языков манде).

Диверегенция семито-хамитской языковой общности

Распад афразийского единства произошел, согласно азиатской гипотезе его прородины, в Палестине или соседних с ней земель, может быть, даже восточнее - в районе Двуречья.

По одной версии распад семьи произошел в XI-X тыс. до Р.Х., по другой - в IX-VIII тыс. до Р.Х.

Если считать, что ностратическая сверхсемья (носители которой также, считается, проживали в Месопотамии или современном иране) распалась в XI-X тыс. до н.э. (или несколько ранее), то первая версия согласуется с выводом Старостина об одинаковом уровне таксономии (и возрасте) ностратической и афразийской макросемей, а вторая - с ранее выдвинутым положением Иллича-Свитыча о дочернем характере семито-хамитской семьи по отношению к ностратической надсемье. Также последнему выводу соответствует версия, что ностратический язык распался несколько раньше 10 тыс. до н.э. - даже раньше чем афразийский по первой версии. В любом случае, раскол афразийской семьи произошел в эпоху месопотамского мезолита (XI-VIII тыс. до н.э.).

Там же, в Междуречье, по-видимому, произошла дивергенция семитского праязыка (не позднее рубежа 5 и 4 тыс. до Р.Х.). Кушитский и, возможно, омотский праязыки распались в то же время или даже несколько раньше в регионе современного обитания этих этноязыковых общностей - на "Африканском роге". Прачадский язык распался в районе озера Чад (начиная с 6 тыс. до Р.Х. - наиболее ранняя дивергенция). Берберо-гуанчское языковое единство - в 3 тыс. до Р.Х. (или сразу после чадского) на нагорье Ахаггар в Сахаре (а распад общеберберского языка произошел относительно поздно - в конце 2 тыс. до Р.Х.).

[Получается, что иракские арабы - прямые наследники ностратитов, Вавилон - храмовая столица ностратического пранарода, а Нимруд - их фараон времен строительства Вавилонской башни.]

Внутри отдельных ветвей более близки между собой семитские языки, особенно древние, и берберо-ливийские, хотя взаимная близость последних в традиционной берберологии сильно преувеличена. Чадские и кушитские (включая омотские) языки отличаются большим разнообразием с типологической точки зрения (хотя в центрально-чадской ветви языки близки между собой). Между ветвями афразийских языков наиболее близки между собой египетская и семитская ветви. Египетский иногда считают, по-существу, особым семитским языком - у него даже рода есть, в отличие от других "хамитских" (именно наличием или отсутствием рода афразийские языки делились раньше на семитскую и хамитскую ветви).

Контакты праафразийского языковой общности

Афразийские языки на протяжении своей истории испытывали субстратное и контактное влияние, как взаимное, так и гетерогенное (напр., шумерский субстрат для аккадского языка или западно-африканский для чадских языков). Эти интерференционные процессы происходили как в местах современного размещения афразийских языков, так и на путях миграций их носителей, начиная с их диалектного ареала древней ностратической прародины.

Есть серьезные аргументы, что с афразийскими языками генетически связаны конго-сахарские языки. [Возможно, "ностратоподобные" местоимения языковой семьи манде говорят о близости этих языков не к ностратическим языкам вообще, а именно к афразийским.]

Выявлены также языковые контакты афразийской макросемьи с северо-кавказскими языками. Например, Сергей Старостин выявил общие культурные изоглоссы между этими языками на уровне праязыковых состояний, разделив их на 4 группы:

Также имеются факты связи западно-чадских языков с нахско-дагестанскими (восточнокавказскими).

Кроме того, появились основания сближать готтентотские языки (центрально-койсанская ветвь) с некоторыми "хамитскими" афразийскими [кстати, лексика части абхазо-адыгских (западно-кавказских) похожа на койсанскую]. Например (взято из Лингвофорума - http://lingvoforum.net/index.php/topic,45495.0.html) в книге Мартина Бернала «Чёрная Афина» говорится о возможном койсанском субстрате в прото-афразийском, в частности, о койсанском происхождении категории рода в афразийских. Там же упоминается о четырёх возможных койсано-египетских когнатах, с ссылкой на Габора Такача.

Праафразийский язык-основа

Соответствия между фонемами афразийских языков

Соответствия между согласными афразийских праязыковых ветвей

Таблица ниже показывает соответствия в согласных между афразийскими языками и реконструированными согласными праафразийского языка, согласно Долгопольскому (1999).

Соответствия в семито-хамитских языках
 №  Праафр. Прасем. Др.-егип. Берберский Вост.-куш. Зап.-чад.
1 *b *b b *β, ? *b, *-∅- *b *b, *ḅ1
2 *p *p p *f, ? *b *p *p, *f, *ḅ1
3 *f f f
4 *d *d d *d *d *d, *ḍ1
5 *t *t t *t *t *t
6 *ṭ *ṭ d(~t) *ḍ [dˁ] / *ṭ (→ *ṭṭ [tˁː]) *ṭ (→ *ḍ) *ḍ
7 *ǯ [dʒ] ?? d *z *z *dʒ
8 *č [tʃ] s, ?? š *s *s1(=*s)
9 *č̣ [tʃ'] *θ̣ ḏ- *ẓ [zˁ] Юж.-куш.
*ṭṣ
10 *ʒ [dz] *z z *z *z *dz
11 *c [ts] *s (*s3) s *s- ? s2- *ts
12 *c̣ [ts’] *ṣ [(t)sʼ] *ẓ [zˤ] *ṭṣ *ṭṣ
13 *s *š (*s1) s *s *s2(=*š) s,
Ц.-чад. *s, *ɬ
14-
15
*ŝ [ɬ],
*ĉ [tɬ]
*ś (*s2) [ɬ] š, ? s *s, *z- *l,
Юж.-куш.
*ɬ, *ɮ
16 *ĉ̣ [tɬʼ] *ṣ́ [(t)ɬʼ] ḏ, ? d- *s1 ?,
Ц.-куш. *ṭɬ̣
-*ṭɬ̣-
17 *g *g g, ḏ *g *g *g
18 *k *k k, ṯ *k, ? *ɣ *k *k
19 *ḳ *ḳ q, ḏ *ɣ, ? *ḳ (→ *ḳḳ [kˤː])
20 ḫ-, ꜥ- ? *h2
21 ḫ, ẖ, ħ *H- *h-, *-Ø- *-H-?
22 *H- *ʕ-, *-Ø-ʔ
23 ħ *H- *ħ-, *-Øː-
24 *h *h j- *h1, *h2 *ʔ-
25 j, ? ꜣ *ʔ, -Ø-
26 *r *r r, l, ꜣ *r -*r- *r
27 *l *l n-, [l-], r, ꜣ *l -*l- *l
28 *m *m m *m -*m- *m
29 *n *n n, l *n -*n- *n
30 *w *w w-, j, y *w, *Ø *w, *Ø *w-?
31 *y *y j-, y-, -Ø- *y, *i, *Ø *y, *i, *Ø *y, *Ø
 №  Праафр. Прасем. Др.-егип. Берберский Вост.-куш. Зап.-чад.

Порталы о праафразийском языке

Этимологические базы с пралексикой афразийских языков

Сетевые ресурсы о родине, истории и культуре праафразийцев

Библиография по реконструкции праафразийского языка и его связям


Главная > Лингвистика > Языки мира ... Афразийские: Праафразийский (см. словарь) | Семитские | Ливийские | Чадские | Кушитские | Египетские | Семитохамитика | Книги по афроазиатике

Письменности мира | Страны и города | История и общество | Расы | Книги в сети | Образование

На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика