Версия для печати

Шумерский язык и его предшественники

Главная > Лингвистика > Языки > Изолированные > Шумерский


Шумеро-русский алфавитный словарь: А | Б | Г | Д | З | И | К | Л | М | Н | П | Р | С | Т | У | Х | Ш | Э
Словари древних языков: А | Б | В | Г | Д | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я

Разделы страницы о древнейших языках Междуречья:

На странице преднамеренно используются не только современные устоявшиеся термины (шумер, шумерский), но и устаревшие (шумерийцы, шумерцы, шумерийский) и даже неправильные (шумерианцы, шумерианский, даже сумерианский), чтобы страница находилась по любому запросу. Кроме того, старые термины используются в старой литературе, которую также необходимо изучать. Не совсем правильная терминология может иметь место быть и в переводных работах.


Шумеры

Происхождение шумеров

Зиккурат в шумерском городе Уре

Последняя на сегодняшний день гипотеза о происхождении шумерского языка выдвинута И.М.Дьяконовым в 1997 году. по мнению петербургского ученого, шумерский язык может находиться в родстве с языками народов мунда, проживающих на северо-востоке полуострова Индостан и являющихся древнейшим доарийским субстратом индийского населения. Дьяконов обнаружил общие для шумерского и мунда показатели местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа, общий показатель родительного падежа, а также некоторые сходные термины родства. Его предположение может быть отчасти подтверждено сообщениями шумерских источников о контактах с землей Аратта - аналогичный населенный пункт упоминается и в древнеиндийских текстах ведического периода.

[Нутром чую - так оно и есть, причем и изолированный язык нахали там есть, считающийся близким к прото-мунда и промежуточный между мунда и мон-кхмерскими, причем до сих пор он считается тайным языком Индостана, как и 2 священных языка дравидского народа тода (см. ниже). Кроме того, народность Индии, разговаривающая на диалекте ерава, родственном языку тода, имеет этнонимические связи от Африки до Австралии, включая Новую Гвинею и Андаманские острова.]

Тексты начала II тысячелетия [до н.э.] называют в качестве первой родины - остров Дильмун (современный Бахрейн ?), но составлены они как раз в эпоху активных торгово-политических контактов с Дильмуном, поэтому в качестве исторического свидетельства их воспринимать не стоит. Куда серьезнее сведения, содержащиеся в древнейшем эпосе "Энмеркар и владыка Арарты". Здесь говорится о споре двух правителей за поселение в своем городе богини Инанны. Оба правителя в равной степени почитают Инанну, но один живет на юге Двуречья, в шумерском городе Уруке, а другой - на востоке, в стране Аратта, славящейся своими искусными мастерами. Притом оба правителя носят шумерские имена - Энмеркар и Энсухкешданна. Не говорят ли эти факты о восточном, ирано-индийском (доарийском) происхождении шумеров?

[Противоречие снимается, если предположить, что шумеры пришли в Месопотамию не через Иран, а спустились по Инду, далее через Индийский океан достигли Бахрейна, и только затем заселили Междуречье с юга. С другой стороны, потомки Ноя, по Библии, заселили межречную долину Сеннаар с востока. Может, потоп был в Индии, а Арарат - Гималаи? Там это, действительно, чаще случается - то Ганг разольется, то Брахмапутра, а раньше и Инд "зажигал", о чем еще Македонскому докладывали]

"Последними из ныне сохранившихся лемурийцев является племя тода, обитающее в Голубых горах (Нилгири - звучит тоже по-шумерски) в Южной Индии. У тода большие, выразительные, зеленоватого оттенка глаза, "римский" нос, высокий рост, довольно светлая кожа, тонкие губы, каштановые или рыжеватые волосы. У этого народа, живущего высоко в горах, сохранились легенды о семи великих царствах за морем, которыми повелевал один "властелин кораблей". Жрецы тода помнят еще свой родной язык, который называется кворжа. Солнце и Луну они называют теми же именами, что и в Шумере, - Уту и Син. Возможно, предки тода в давние времена на кораблях приплыли в долину рек Тигра и Евфрата, чтобы рассказать обитавшим там шумерам, как нужно поклоняться богам и какими именами их следует называть." ("Лемурия - Исчезнувшие цивилизации")

Имеется также следующий факт, могущий пролить свет на происхождение шумеров. Шумерское слово бахар "гончар" очень похоже по форме и значению на лезгинское и табасаранское бухара, удинское бухари "камин" [исконное значение - "глинянный"?]. С этим же словом может быть связано название города Бухара в Узбекистане, а также названия местности Бухари и штата Бихар в Северной Индии, да и само название острова Бахрейн :).

Если учесть из вышеназванного лингвистические и культурные связи некоторых народов Индии (мунда, нахали, южных дравидов тода) с шумерами, а также наличие хараппских поселений в Средней Азии, то вырисовывается тесный круг "Кавказ - Средняя Азия - Индия - Персидский залив - Междуречье", в котором осталось выявить начальное звено для распутывания всего этого этнокультурного клубка.

[Если будет подтверждено, что среднеазиатские культуры (ныне погребенные под песками) вышли из Северной Индии, а не наоборот, то именно Северную Индию можно считать этим начальным звеном - колыбелью будущего шумерского этноса. Отсюда предки шумеров пошли как на север - в Среднюю Азию, а потом на Кавказ, так и на юг, в том числе морским путём на острова Персидского залива, в Междуречье и, вероятно, в Древний Йемен и Элам (хотя в Элам могли прийти "по-суху" прямо с севера Индии через Афганистан.]

"Есть и еще целый ряд [общих] признаков мегалитических культур IV - II тысячелетий до н. э. Этнографические и фольклорные материалы дают возможность проследить то общее, что заметно связывает иберов Западного Средиземноморья и адыго-абхазов Западного Причерноморья. Культ "солнечного" быка (козла, барана или оленя), ритуальные жертвоприношения этих животных, посвященные небу, солнцу или молнии. Древние поединки и "игры" с быками, огненные ритуалы "торо ди фуэго", иногда знаменитое "хождение по огню", известное у басков, во фракийских районах Болгарии (нестинарство) и прослеживающееся у некоторых племен Южной Индии:" ( Геннадий Еремин )

Может быть, эти "7 великих царств" - острова Эгейского моря (Крит, Кипр, Санторин, Сицилия, Сардиния, Корсика, Родос или Лемнос) ? Предки тода сначала там обитали? Их письменность положила начало критскому рисуночному (и всей дальнейшей серии критских письмен). Затем они переплыли (волоком через Суэц или вокруг Африки) в Персидский залив, сообщив письменность и свои знания (в т.ч. имена богов) шумерам и эламитам, и, далее - в долину Инда, к дравидам и бурушаски. Возможно, у тода тогда был язык австронезийский [= минойский?], со структурой слога CVCV (согласный-гласный)?

Шумерский язык (3-1 тыс. до н.э.)

На родственном портале Лексиконы языков мира приведён частотный список шумерских слов. Там будут располагаться и другие шумерские словари.

Генетические связи шумерского языка

Материал, в основном, из Википедии.

Генетико-диалектологический статус шумерского языка внутри какой-либо языковой семьи остаётся открытым.

Ленорман, Хоммель в XIX веке, Гастони в 1980 годах сопоставляли отдельные факты урало-алтайских языков (без попыток выявить общие праформы) с таковыми в шумерском языке. В июле 2007 г. на 53-м конгрессе ассириологов в Москве свои аргументы в пользу родства с финно-угорской языковой группой выдвинул известный финский ассириолог Симо Парпола (с его слов, около 500 лексических соответствий).

Сопоставления шумерского языка с картвельской семьёй проводили М. Церетели (1960 гг.) и В. В. Ребрик (1990-е годы). Привлечение типологических данных по четырём версиям в грузинском языке позволило Мамору Иосикава реконструировать систему степеней осведомлённости в шумерских префиксах спряжения (1981).

В  1988 г. шумерологом А. Г. Кифишиным была высказана гипотеза (на основе анализа показателей 1-го и 2-го лица единственного числа местоимений и общего показателя родительного падежа) относительно родства шумерского языка с языками мунда (из индийского доарийского и додравидского субстрата, современная северо-восточная Индия).

В  1991 году Р. Иосивара в своей монографии сопоставил шумерский с японским [Yoshiwara 1991]. В 1996 году П. К. Манансала опубликовал свои аргументы с привлечением как фонетических, так и морфологических и лексических данных в пользу родства шумерского с языками австронезийской семьи, в которую он включил, кроме мунда (который считается австроазиатским), японский язык (который считается алтайским ностратическим) [Manansala 1996].

Известный ностратовед Алан Бомхард [On The Origin of Sumerian, JASLP 1997] считает, что факты указывают на то, что шумерский язык не имеет особого отношения к эламо-дравидийскому языку. Более того, он также не является ностратическим дочерним языком. Скорее, данные свидетельствуют о том, что шумерский язык является родственником праностратического, входя с ним в одну языковую группу. Того же мнения придерживался и Сергей Старостин, объединяя шумерский с ностратическим, афразийским (см. праафразийскую лексику) и дене-кавказским праязыками в одну группу борейских языков, куда, возможно, относятся америндский (см. праамериндскую лексику) или аустрический праязыки.

В  2001 году аргументы в пользу родства с сино-тибетской семьёй (особенно со старотибетским языком) выставил польский лингвист Я. Браун (337 лексических соответствий, в том числе показатели 1-го и 2-го лица ед.ч. местоимений, числительные, обозначение частей тела и термины родства; анализ фонемных соответствий между шумерским и старотибетским, словообразование и элементы морфологии) [Braun 2001]. В 2004 году он дополнил список лексических соответствий до 341-го, издал список основных омонимов и синонимов между шумерским и сино-тибетской языковой группой, а также список именных префиксов, совпадающих в данных языках.

[Т.е., это - дене-кавказский язык или его ближайший родственник, что согласуется с гипотезой Сергея Старостина, что ностратические, дене-кавказские, шумерский и ряд других евразийских (а, может быть, и индейских) языков принадлежат к борейской мегасемье (см. этимологический словник праборейского).]

История шумерского языка

Шумерский язык — разговорный и письменный язык населения Южной Месопотамии кон. IV—II тыс. до н. э. Помимо собственно шумерских городов-государств, расположенных ниже широты современного Багдада (Двуречье Тигра и Евфрата), изучался в школах Северной Месопотамии, Элама (юго-западный Иран), Малой Азии (хеттские и хурритские государства). В архиве города-государства Эблы (городище Телль-Мардих, северная Сирия, III тыс. до н. э.) также зафиксировано его использование в качестве письменного языка наряду с эблаитским (на Ш. я. дошли из Эблы не только деловые, но и литературные документы). Деловые документы на Ш.я. дошли из города Мари на среднем Евфрате (восточная Сирия). Язык Тертерийских табличек (Румыния, IV тыс. до н. э.? по радиоуглеродной датировке), возможно, также имеет отношение к данному языку (по мнению Фалькенштейна и Кифишина). Время появления Ш.я. на территории Двуречья точно не установлено. Исследователями высказывается предположение, что в Южной Месопотамии говорили по-шумерски с сер. или с нач. IV тыс. до н. э.

Вычленяют 5 основных периодов в истории языка по характеру шумерского письма, языка и орфографии письменных памятников:

  1. [Вроде бы имеются ещё надписи древнее 3000 года до н.э., которые считаются дошумерскими - их язык неизвестен. Высказано предположение, что он - индоевропейский!]
  2. Архаический (3000?-2750 гг. до н. э.), стадия пиктографии, когда грамматические морфемы ещё графически не выражены. Порядок знаков на письме не соответствует порядку чтения. Тематика текстов трактуется неоднозначно. [Возможно даже и не шумерский язык?]
  3. Старошумерский (в дальнейшем СШ, 2750—2136 гг. до н. э.), первая стадия клинописного письма, когда ряд важнейших грамматических морфем уже передаётся на письме. Представлен текстами различной тематики, как историческими (Лагаш, Урук и др.), так и религиозно-литературными (Абу-Салабих, Фара и Эбла). В период господства Династии Аккада (2315—2200 гг. до н. э.) впервые появляются двуязычные царские надписи.
  4. Новошумерский (в дальнейшем НШ, 2136—1996 гг. до н. э.), когда почти все грамматические морфемы выражены графически. Представлен религиозно-литературными и деловыми текстами Гудеа, правителя II-й династии Лагаша (2136—2104 гг. до н. э.) на лагашском диалекте. Многочисленные тексты делового и юридического характера дошли от III-й династии Ура (2100—1996 гг. до н. э.), в том числе законы Шульги, переписка царей и чиновников. Считается, что религиозно-литературные композиции, дошедшие в более поздних копиях, были записаны именно в этот период.
  5. Позднешумерский или Старовавилонский шумерский (в дальнейшем СВ, 1996—1736 гг. до н. э.), когда все грамматические морфемы выражены графически. Представлен религиозно-литературными и магическими текстами преимущественно Ниппурской школы, шумеро-аккадскими словарями, лексическими, грамматическими и терминологическими справочниками, законами Липит-Иштара, царя Иссина. Двуязычные царские надписи дошли от I-й династии Вавилона (1894—1736 гг. до н. э.). В лексике и грамматике ощущается влияние аккадского языка.
  6. Послешумерский (в дальнейшем ПШ, 1736 г. до н. э.- 2 в. до н. э.). Представлен религиозно-литературными, литургическими и магическими текстами (копии позднешумерского периода), в том числе и на диалекте Eme-sal, шумерскими фразами и глоссами в аккадских текстах.

В  Старошумерский период (2750—2136 гг. до н.э., когда существовало несколько шумерских городов-государств) шумерский язык был официальным государственным языком на территории Двуречья, и, в частности, при ‘Царстве Шумера и Аккада’ (т.н. III-й династии Ура, 2112—1996 гг. до н.э.) — на нём составлялись царские надписи, религиозно-литературные тексты, хозяйственные и юридические документы. Кроме того, шумерский язык был межгосударственным языком общения не только для чисто шумерских городов-государств Южной Месопотамии, но и, например, города-государства Эбла (на территории северной Сирии). В Старошумерский период сложно выявить достаточно значительные диалектные различия в царских надписях и экономических текстах из Лагаша, Ура и Ниппура. [Falkenstein 1959, 17 § 4a]. Томсен допускает существование юго-восточного (Лагашского) диалекта Ш.я. благодаря такому факту, как различение 2-х групп гласных (в глагольных префиксах): открытых (a, ?, ?) и закрытых (?, i, u) в отличие от общешумерского, где это не выявлено [Thomsen 39, § 8].

В  дальнейшем, в течение Старовавилонского периода (2000—1800 гг. до н. э.) шумерский письменный постепенно заменяется аккадским. Так, царские надписи составлялись уже на двух языках. После уничтожения большей части шумерского населения вавилонским царём Самсуилуной во время восстания Рим-Сина II в 1736 г. до н. э., последовавшей за этим гибелью шумерских школ (‘эдуба’) и переноса центра учёности в пригород Вавилона — Борсиппу, а в особенности после 1450 г. до н. э. (конец последней месопотамской династии Приморья с шумерскими именами правителей) сведений о разговорном шумерском языке больше нет.

На отрезке с 1736 до I-х веков до н. э. Ш.я. остаётся научным и литургическим языком месопотамской культуры, выполняя на Древнем Востоке роль средневековой латыни. Многочисленные научные (напр., Астролябия ‘В’) и религиозные тексты как повествовательного (напр., Lugal ud me-lam2-bi), так и магического плана (напр., Udug-hul-a-me?, аккад. Utukk? Lemn?ti) существовали в двух версиях: шумерской и аккадской, обеспечивая двуязычный статус ассиро-вавилонской цивилизации. Матричный характер идеографического письма, заимствованного у шумеров, применявшегося в восточносемитском аккадском, урартском и индоевропейском хеттском, способствовало многовековому применению шумерских слов-идеограмм в этих языках и тем самым второй жизни лексике шумерского языка. [Шумерские слова, возможно, живы и сейчас].

Шумерский язык известен только по письменным памятникам разнообразного содержания. Наряду с текстами делового характера (экономические и юридические документы, своды законов) четко выделяются религиозно-литературные тексты (мифы, эпос, гимны, молитвы и заклинания), хотя вопрос о шумерском литературном языке остаётся неисследованным. Выявлено существование корпуса архаических текстов из Шуруппака и Абу-Салябиха, записанного шифрованным жреческим письмом, т. н. UD.GAL.NUN-орфографией (XXVI — сер. XXV в. до н. э.).

Помимо основного диалекта eme-gir15 (в дальнейшем: EG; старое чтение: eme-ku, ‘Благородный(?) язык’, аккадск. ?uwer?, ?umer?), на котором написано большинство деловых и религиозных текстов, зафиксировано существование диалекта eme-sal (в дальнейшем: ES; аккадск. Ummisallu, Li??n s$il?ti ‘искаженный язык’ или lur? ‘некто тонкоголосый’). На ES передаются гимны богиням, речи богинь, смертных женщин и певчих ‘gala’ (евнухов?) в религиозных текстах и некоторые гимны, вероятно, исполнявшиеся этими певчими или жрицами. От EG язык ES отличается довольно сильно в фонетическом отношении и незначительно в морфологическом и лексическом.

Возможно, имел место и профессиональный жаргон: т. н. ‘язык лодочников’ (eme-ma2-lah4-a), ‘язык пастухов’ (eme-udula) и ‘язык жрецов nu’e?’ (eme-nu-e?a3), однако письменных памятников на нём [?] не обнаружено. [Falkenstein 1959, 18 § 4b]. В позднем лексическом тексте приводятся названия нескольких, возможно, жанровых литературных диалектов Ш.я.: наряду с ‘правильным языком’ eme-si-sa2, который можно назвать ‘основным диалектом’, существовали eme-gal ‘великий язык’, eme-sukud(-da) ‘возвышенный язык’, eme-suh(-a) ‘избранный язык’, eme-te-na ‘кривой (или тайный?) язык’, но обнаружить их в письменных памятниках пока не представляется возможным. [Falkenstein 1959, 18 § 4b].

Система образования в Южной Месопотамии была представлена школами, по-шумерски e2-dub-ba ‘дом табличек’, преподавание в которых велось на шумерском языке. Была обеспечена высочайшая для своего времени степень грамотности местного населения, о чём можно судить по сохранившимся документам повседневного характера. К 2000 г. до н. э. преподавание, очевидно, стало вестись на двух языках: шумерском и аккадском (на последнем прежде всего математика). После гибели шумерских школ (1700 гг. до н. э.) степень грамотности населения резко падает и обучение осуществляется отдельными жрецами. Изучение шумерского языка продолжалось вплоть до рубежа I-го века до н. э.

Обзор по шумерскому языку

Краткая типологическая характеристика шумерийского языка: агглютинативный эргативный [как хуррито-урартские], тип предложения - SLOV [где L - "локатив", т.е., обстоятельства, в т.ч. косвенные дополнения].

В шумерском языке эргативная конструкция: субъект действия выражен особым падежом, субъект состояния, в т.ч. состояния как результата действия (объект) - нулевым показателем.

У глагола действия 2 вида и специальный суффикс незавершенности действия; категория времени отсутствует; на префиксальных позициях (отчасти и на суффиксальных) имеются аффиксы наклонений, а также согласования с субъектом действия и состояния, со всеми косвенными объектами и рядом обстоятельственных выражений. В императиве порядок показателей обратный.

При имени несколько суффиксальных позиций для показателей числа, притяжательного местоимения и падежей. Последние показатели являются и подчинительными элементами при "номинализованных" оборотах, заменяющих придаточные предложения. Различаются показатели коллективного, сортового, определенного и других множеств. Все именные показатели идут в конце синтагмы "определяемое - определение", "имя - придаточное предложение" и т.п. (в обратном порядке).

Обычный порядок слов [SLOV]:

  1. субъект действия;
  2. косвенные объекты и обстоятельственные обороты;
  3. субъект состояния (прямой объект);
  4. предикат.

[Как в хурритском, а также в современных тюркских, японском, индоиранских языках].

Строгий порядок морфем в глагольной словоформе [чем-то похоже на глагольную словоформу в аравакских языках Южной Америки]:

  1. префиксы наклонений
  2. префиксы ориентации
  3. префикс дательного падежа
  4. префикс совместного падежа
  5. префикс направительного или исходного падежа
  6. префикс местного или местно-направительного падежа
  7. префикс агенса или пациенса
  8. КОРЕНЬ
  9. суффикс несовершенного вида
  10. суффикс -ed- [?]
  11. суффикс субъекта, агенса или пациенса

Сколько нужно знать слов чтобы ориентироваться в шумерских текстах? Сколько их вообще? В шумерских литературных текстах употребляется 3.064 различных слова. Больше 1000 из них употребляются лишь 1 или 2 раза и их можно отнести к категории редких. Чтобы понимать каждое четвертое слово в шумерских текстах достаточно знать 23 самых употребительных слова. А чтобы понимать каждое третье - нужно знать всего лишь 36 слов. Если представить что каждое предложение в любом языке можно свести к трёхчленной информации, что "кто-то" + "что-то" + "сделал", то практически в каждом шумерском предложени вам будет понятно минимум одно слово из трёх. А если знать 172 слова, то уже 2 из трёх. Зная всего 79 самых частых слов, вы можете говорить что знаете шумерский язык :)

Некоторые шумерские слова: me - "я"; ze - "ты"; en - "бог (неба)". Сравните в языке коми (пишет Олжас Сулейменов): me - "я"; te - "ты" [а также казахскими men, sen и грузинскими me, sen]; en - "бог", "небо" (и даже an - "нёбо" согласуется с шум. an - "небо").

Судя по этому, шумерский - безусловно ностратический язык, занимающий, возможно, промежуточное положение между афразийскими и другими евразийскими языками [как эламский, по Старостину]. Коренное отличие шумерского от ностратических - 1) строение грамматической словоформы, а также 2) богатая тональная [или мультиартикуляционная, как в абхазо-адыгских] система. Возможно, его место - между праностратическим и прасинокавказским - как полноправного члена борейской языковой сообности (см. борейский прасловарь).

По сообщению К. у дравидийского народа тода в Индии, кроме своего, имеются также 2 [!] тайных ритуальных языка: кворжам (кворшам) и кваликатпими, причем первый удивительно похож на шумерский [!]. В сети информация о них практически отсутствует. В разделах по верованиям тода только упоминаются имена богов на кворжаме (безо всяких указаний на ритуальный язык).

Дошумерские "допотопные" языки Месопотамии (5-4 тыс. до н.э.)

Дошумерские "допотопные" языки предгосударственных цивилизаций Месопотамии могут быть частично описаны путем изучения субстратных лексик шумерского и других древнейших языков сопредельных Междуречью территорий, а также путем анализа их протописьменностей.

Тайный жреческий язык эме-саль

Известно также, что шумерские жрецы использовали тайный язык эме-саль для непосвященных (в отличие от собственно шумерского языка эме-гир). Вероятно, он остался от "допотопных" предшественников шумеров.

Протошумерский иероглифический язык

Например, есть предположения, что язык первых "шумерских" письменных памятников был индоевропейским.

Банановый язык

Также на основе топонимики выявлен "банановый" субстрат шумерского языка, поскольку многие географические названия представлены слогами с одним гласным (типа "банана"). И шумерский язык претерпел такие же фонетические преобразования. Не исключено, что этот дошумерский "банановый" язык был родствен языкам банту, океанийским или андским языкам.

Прототигритский [убаидский] язык

Раскопки Ура и Эль-Обейды, а затем в Эриду показали, что шумеры создавали свою культуру на базе предшествующей. Именно дошумерские обитатели Месопотамии сумели перейти от первобытного состояния к раннеклассовой цивилизации. Это они каменные орудия заменили металлическими, изготовляли предметы роскоши… «Это их культура пережила Потоп… Среди прочих ценностей они передали шумерам и легенду о Всемирном Потопе» (Л. Вулли).

Не были шумерскими и названия шумерских городов: Эриду, Ур, Ларак, Ларса, Урук, Ниппур, Киш. С. Крамер и другие исследователи условно назвали этот народ «убаидцами» (от Эль-Обейда). Убаидскими были даже наименования профессий в древнем Шумере: крестьянин, плотник, купец… По ряду черт язык убаидцев сближается с дравидийскими языками. [Возможно, это был эламский язык?].

Протоевфратский [халафский] язык

Очаги халафской культуры были найдены в северной Сирии, юго-восточной Турции и на северо-западе Ирака (окраина древней Анатолии).


Главная > Лингвистика >>

Изолированные языки : Древние: Шумерский | Палеоевропейскиеэтрусским) | Типы изолятов

Изоляты с предлагаемым родством: Айнский | Баскский | Буришский | Кусунда | Нахали | Нивхский

На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика