Версия для печати

Крито-минойская талассократия (морская держава)

Главная > Общество > Древний мир > Древняя Эгеида > История Крита
Древний эгейский (критский) корабль Остров есть посреди винноцветного моря прекрасный, тучный, со всех сторон водой окруженный, людьми изобильный. (Гомер, Одиссея)

Разделы страницы по критологии:

Поскольку минойский и дочерний микенский миры имели одну культуру, здесь будут находится сведения и по микенологии, тем более, что этот термин часто синонимичен критологии.


Критология - общие ресурсы о Критской цивилизации

Обзоры по истории минойского Крита и микенской Греции

Фундаментальные труды по крито-микенскому миру

Форумы по истории, языку и письменностям крито-минойской цивилизации

Находки на острове Крит (новости)

География и геология Крита

Геологические катаклизмы в критском регионе (вулкан Санторин)

Море в кратере у острова Санторин

Древнекритская (минойская) цивилизация в эпоху своего расцвета пережила ряд геологических катаклизмов, от которых уже не смогла оправиться и отразить последующее вторжение с материка. Катастрофы связаны с близлежащим островом Санторин, который некогда был круглым и назывался Стронгилой. Другое название острова - Фера - Thera на древне-греческом, и Фира (Тира) на новогреческом.

Древнейшее население появилось здесь около 3000 г. до н.э (на Крите - около 6000 г. до н.э) [странно, что через 3000 лет при великолепном критском флоте].

Эгейский регион (с центром на Санторине), как и Индонезийский - зоны наиболее мощных извержений и землятрясений за последние несколько десятков тысяч лет. Ученым известно об одном мощном катаклизме, связанным с вулканом Санторина, что произошел приблизительно 25 тысяч лет назад [один гид называл еще одну дату - 80 тысяч лет !]. Причём, 25000 лет назад зафиксировано также крупнейшее извержение вулкана Везувий. Сердце вулкана спрятано сейчас под морским дном, но когда-нибудь он опять проснётся... :(

Знаменитый греческий археолог Маринатос в 1972 выяснил, что на некогда процветающую столицу острова обрушилось 2 катастрофы. Для обеих катастроф Маринатос установил параллели с разрушением критских дворцов:

  1. Около 1580 г. до н. э. случилось землетрясение, город превратился в руины, но был отстроен заново.
  2. Жизнь только-только вошла в обычную колею, когда вновь проснулся вулкан и около 1520 до н. э., после извержения, город полностью скрыл следы жизни. Однако после упомянутых событий 1580 и 1520-х основные критские центры с их дворцами также были восстановлены.
  3. Полное запустение Като-Закро, Маллии, Феста, Кносса произошло спустя полстолетия. Около 1460 до н. э. произошло последнее извержение вулкана Тиры (Феры). Именно тогда все города северного и восточного Крита оказались разрушенными настолько, что возродиться смог только Кносс.
  4. Причём, примерно во время последнего катаклизма на Санторине, цунами датируется в Таиланде (1300-1450 лет до н.э.), а позже - и в Индонезии (около 1290-1400 лет до н.э.). [Это говорит не о цунами из-за Феры, а о том, что, скорее всего, в Юго-Западной Азии были связанные землетрясения или извержения.]

Однако, нужно заметить, есть данные, что одно из этих (или более раннее) извержение произошло в 1650 г. до н.э. Например, профессор Маннинг уверен, что извержение на Санторине относится к 1660-1613 годам до н.э. (прежние датировки давали примерно 1500 г. до н.э.) и призывает к "критическому переосмыслению" событий 1700-1400 годов до н.э., случившихся в ближневосточном и египетском регионах ["коллапс бронзового века" и нашествие "народов моря", случившиеся в эпоху (после?) Троянской войны].

Видимо, Моисей вывел евреев из Египта именно перед самым извержением Санторина, цунами от которого и затопило египетскую армию при переходе по низине у Красного моря. Следовательно, войны Иисуса Навина по завоеванию Ханаана (Палестины), вторжение в который произвели после 40 лет хождения по пустыни, относятся к 1620-1570 годам до Р.Х. (считается, что около 1550 года до н. э..

Было и множество более мелких, то и дело беспокоивших живущих в этом регионе людей на протяжении последних 3-х тысячелетий:

  1. Санторин беспокоил греков в 197 г. до н. э. (тогда возник остров Палеа-Каймени),
  2. в 726 г. (остров Палеа-Каймени значительно вырос),
  3. в 1457 г. (часть Палеа-Каймени была разрушена),
  4. в 1573 г. (выдвинулся остров Микро-Каймени),
  5. в 1650 г. (образовалась мель Колумба),
  6. в 1707 г. вулкан "завелся" на пять лет и породил Неа-Каймени - самый крупный из внутренних островов группы.

Сетевые источники:

История Крита и крито-микенского мира (микенология)

Период существования Минойской цивилизации: 2800-1150 года до н.э [или 3000-1180?].

Хронология событий древне-эгейской цивилизации

Периодизация истории Крита

Этапы древнекритской цивилизации

Хронологию минойской цивилизации предложил А. Эванс в начале XX века, разделивший минойскую историю на ранне-, средне- и позднеминойский периоды (последний в основном совпадает с существованием микенской цивилизации). Альтернативное членение минойской истории на дворцовые периоды предложил греческий археолог Н. Платон.

Хронологическая привязка, предложенная Эвансом, со временем была уточнена в сторону удревнения для ряда периодов благодаря находке минойских предметов в культурных слоях других цивилизаций, например Древнего Египта.

Древнекритская цивилизация известна с неолита до конца бронзового века:

  1. Неолит (с 6 до 3 тысячелетие до н.э.) [или даже примерно с 6800 г.; есть датировка 6100-3000 л. до н. э.]: заселение Крита из Месопотамии (оттуда - культ быка) через Анатолию [Почему таким кружным путем? Может через Сирию и Ливию? Культ быка и в Египте был.]. Древнейшие памятники неолита (в Кноссе), сначала жили в пещерах. Основа хозяйства - охота и рыболовство, позднее - земледелие и скотоводство. Керамика. [Значит была единая общность от Евфрата до Крита] На протяжении нескольких тысячелетий на остров также проникали этнические группы из Северной Африки [Ливия], Сиро-Палестинского региона и островов Эгейского моря. [Причем из Ливии могли прибыть не только берберские, но и нилотские племена Судана. Этим можно объяснить открытослоговую фонологию минойского языка.] Самое раннее неолитическое поселение возникло на территории, занятой позднее Кносским дворцом. В течение 4-х тысячелетий здесь непрерывно, сменяя друг друга, существовали поселения, которые в конце концов доросли до застройки, типичной для минойских поселений более позднего времени. "Неолитическая революция" способствовала развитию на острове скотоводства и земледелия33.
  2. Раннеминойский период (XXX—XXII века до н.э.) [по другой датировке (на рисунке в начале страницы) - 3000-2000]: Переселение из Ливии. Развитая металлургия (бронза, золото, серебро). [Начало 3 тыс. - бегство ахейцев? от ямников с Дона и Днепра и основание ими Трои - могло вызвать этнический сдвиг от Анатолии до Ливии. Конец 3 тыс. - лувийское вторжение (сами ямники или тоже от ямников?) в Анатолию и на Балканы до Крита.]
  3. Среднеминойский период (XXII-XVI века до н. э.): Заканчивается извержением Санторина [это вызвало первую волну переселения "народов моря" и заполонение Крита фригийцами-данайцами?] Делится на 3 этапа:
    1. I (2000?-? л. до н.э.) - ;
    2. II (?-1700? л. до н.э.) - ;
    3. III (1700-1600? л. до н.э.) - .
  4. Позднеминойский период (XVI - XII века до н. э.) - делится на 3 этапа:
    1. I (1700-1450 л. до н.э.) - до землетрясения и пожара [по другой датировке - c 1600 г. до н. э.];
    2. II (1450-1300 л. до н.э.) - до "Троянской войны" [по другой датировке - до 1400 г. до н. э.];
    3. III (1300-1100 л. до н.э.) - до вторжения дорийцев [по другой датировке - 1400-1125 л. до н. э.].

Считается, что наиболее яркий период позднего бронзового века пришелся на 14-13 века до н.э. и закончился вскоре после Троянской войны "системным кризисом" – всеобщим хаосом, нашествием пиратов и "народов моря", фактическим концом [?] египетской цивилизации.

На смену развитой цивилизации бронзового века пришли «темные века». К 800 году до н. э. на всем побережье Средиземного моря уровень материальной культуры и искусства был намного ниже, чем за 500 лет до того. И только впоследствии поднялись новые цивилизации – эллинская Греция, Карфаген, этруски и т. д.

Вехи древней крито-микенской истории

Ключевые события эгейцев того времени:

Периодизация развития и смены критских письменностей

  1. Лувийская иероглифика или эламские печатные идеограммы? - (2800-2000);
  2. Критское рисуночное A - среднеминойский I (2100-1900);
  3. Критское рисуночное B - среднеминойский II (1900-1700) [лувийское вторжение - тогда была создана хеттская иероглифика?];
  4. Письменность Фестского диска - среднеминойский III (1700-1550);
  5. Критское линейное A - позднеминойский I (1550-1450);
  6. Критское линейное B - позднеминойский II (1450-1350); После извержения на Санторине в 1460 г. до н.э. и вторжением на Крит ахейцев, которые и создали эту письменность на основе предшествующей.
  7. Кипрское письмо - ;

Краткое описание периодов древней истории Крита

Описания периодов (начиная с неолита) взяты из Археологического музея Ираклиона (Крит).

0. Палеолитический и мезолитический

На южном побережье крита группа греческих и американских археологов обнаружила грубо обтесанные топоры и другие инструменты возрастом 130 тыс. – 700 тыс. лет. [Значит, на остров могли прибыть самые первые выходцы Homo Sapiens Sapiens из Африки. Ими также могли быть гейдельбергские люди или даже питеканторопы-эргастеры.]

1. Неолитический (6800-3200 л. до н.э.): сельское хозяйство и ручная керамика из Месопотамии

Первые группы, прибывшие на Крит, были, скорее всего, с западного побережья Малой Азии. [К каким месопотамским неолитическим культурам они принадлежали - Джармо, Хассун, Халаф? Возможно, оттуда и с тех времён на Крите устанавливается культ быка.] Они использовали простые орудия труда из камня и кости, имели гончарное производство [хоть и пишут, что глиняную посуду делали руками, но она очень ровная - скорее всего уже использовали гончарный круг], возделывали землю и разводили скот.

2. Энеолитический (3200-2000 л. до н.э.) {Раннеминойский}: металлургия из Ливии

Первые металлические изделия минойцев (бронза, серебро, золото) - уже совершенны

На исходе IV тысячелетия до нашей эры новые группы неолитических племён переселяются на Крит, неся с собой технику выплавки металлов (серебра, золота, бронзы) и производства изделий из них. Предполагается, что эти люди прибыли из Ливии. Они смешались с аборигенами, и их потомки заложили основу минойской цивилизации.

Последовательное развитие земледелия и скотоводства, мореплавания, торговли и ремесленного производства привело к повышению уровня жизни, расслоению общества и выделению правящих групп общества. Серебряные и бронзовые кинжалы, утончённые золотые украшения, вазы из камня, печати различных форм из слоновой кости, предметы роскоши и престижа служили выделению себя в обществе. Это проявлялось даже в похоронных ритуалах. Используемые на пиршествах вазы, кубки, кувшины и сложносоставные сосуды из камня или глины доказывают развитие утонченного этикета во время застолий и жертвоприношений.

По другой версии - это Раннеминойский период (до бронзового века, 3650—2160 гг. до н. э.). Вплоть до неолита на Крите отсутствуют следы людей. Уже в период раннего неолита на Крите возникают высеченные в скалах жилища, позднее использовавшиеся как гробницы. Особенно много таких скальных жилищ сохранилось рядом с поселением Матала.

3. Додворцовый (2000-1700 л. до н.э.) {Среднеминойский }

Постепенное сплочение правящих групп привело к возвышению местных правителей и племенных вождей. Развитие общества и власти привело к возведению дворцов, показывающих особый статус проживающих там людей из правящего класса. Улучшение условий жизни во дворцах, буйная роскошь и процветание отразились в многочисленных пиршествах и богатых убранствах.

С  этого времени известны вазы из Камарес (вверху) - например, особые "царские" кубки, используемых на пирах в Кноссе и Фесте. Для этих ваз характерны яркие насыщенные краски и изображения цветов и других объектов природы. Некоторые изделия имеют очень тонкие, как яичная скорлупа, стенки, из- за чего их сравнивают с современными изделиями из фарфора. [Такая тонкостенная керамика валяется под ногами в Кноссосе].

Минойская посуда (царский кубок и чашка) Минойская посуда (кувшин и ваза)

Период желится на 2 фазы - Финальный додворцовый и Раннедворцовый.

Финальный додворцовый период (ранний бронзовый век, 2160—1900 гг. до н. э.) На этом этапе возникает «арханесское письмо» — наиболее ранний вариант критских иероглифов. В то же время — пока что независимо от письма — возникает традиция штампования печатей на глине. Хотя традиция имела изначально ближневосточное происхождение, она могла прийти на Крит из материковой Греции, где к тому времени уже была известна.

Раннедворцовый период (1900—1700 гг. до н. э.) Охватывает центральную и восточную часть острова, тогда как западная сохраняет архаичные традиции. На севере острова (Арханес) возникают критские иероглифы, которые постепенно распространяются на юг и восток.

Минойский меч
Минойский бронзовый кинжал Минойская пчелиная подвеска

Богато украшенные ножны, мечи и кинжалы, найденные во дворце Малии были несомненными символами власти и авторитета в обществе, а знаменитые "пчелиные подвески" из золота показывали высокий уровень специализации и отменное мастерство в ювелирном деле.

С начала этого периода религиозная деятельность была сосредоточена в открытых святилищах на вершинах гор. Найденные там многочисленные антропоморфные и зооморфные фигурки из глины говорят о популярности культа разрушительных и созидательных сил природы.

Минойские печати с иероглифами

Рост производства, торговли и контроль за распределением продуктов, что засвидетельствовано глиняными печатями (слева) и глиняными табличками, исписанными иероглифическим письмом.

Эти дворцы были разрушены около 1700 года до новой эры - скорее всего, землетрясением. Около 1650 года было катастрофическое извержение вулкана Санторин на прилегающем к Криту острове Фера. Возникшее цунами достигало высоты 100 метров [!] и наверняка потопило весь торговый и военный флот минойцев.

4. Раннедворцовый (1700-1450 л. до н.э.) {Позднеминойский I}

Раннедворцовый период - великая эпоха минойской цивилизации. В это время мы наблюдаем взрывообразное развитие минойской дворцовой системы, распространение различных её культурных проявлений и ее влияние за пределами острова Крит. Новые минойские дворцы строились стремительно и были грандиознее своих предшественников [извержение Санторина никак не повлияло???]. Зарубежная торговля расцвела благодаря системе портов и торговых представительств в Эгеиде и Восточном Средиземноморье. Торговле способствовало установление единой системы мер и весов [была ли она кем-то позаимствована?]. Драгоценные и экзотические материалы привозились морем, чтобы послужить источником ювелирных изделий. Небольшие предметы из слоновой кости покрывались мозаикой, как и печати из полудрагоценных самоцветов. Гончарное производство, ведущееся частично в дворцовых мастерских, достигло зенита. На посуде чаще всего изображались различные растения и мир моря.

Господствующем стилем в искусстве была повсеместная натурализация, выполненная с большим техническим совершенством, оригинальностью и декоративными элементами. Это привело к тому, что минойские изделия распространились в Микенской Греции, Египте и на Востоке.

Сложная дворцовая бюрократия, контролировавшая распределение товаров, пользовалась системой разнообразных глиняных печатей и вела записи на глиняных табличках линейным письмом A [видимо, оно появилось из рисуночного письма как его оптимизация при ускорении хозяйственной деятельности]. Это письмо еще не дешифровано (как и предыдущее рисуночное).

Этот период заканчивается мощным землетрясением и страшным пожаром. Сгорели все дворцы (колонны и переслоения в стенах были кипарисовые) и большинство строений. Возможно, были и внутренние восстания.

По другой периодизации это Новодворцовый период (1700—1425 гг. до н. э.), а Раннедворцовый - предыдущий. В 1700 г. на острове происходят, по-видимому, внутренние беспорядки, которые приводят к разрушению старых и возведению новых дворцов. На юге острова (Фест) возникает Линейное письмо А, но лишь столетие или полтораста лет спустя оно вытесняет критские иероглифы, продолжавшие существовать на севере и востоке. Линейное письмо А также распространяется на северо-запад острова, не затронутый раннедворцовой культурой. После исчезновения иероглифов резные печати не исчезают, однако с этого времени на них отсутствуют тексты, в то время как иконография становится весьма сложной и вычурной.

Минойская цивилизация сильно пострадала в результате природной катастрофы — вулканического взрыва (между 1628 и 1500 г. до н. э.) на острове Фира (Санторини), породившего сильнейшее землетрясение и катастрофическое цунами. Это извержение вулкана, возможно, послужило основой мифа о гибели Атлантиды. Ранее предполагалось, что извержение вулкана уничтожило минойскую цивилизацию, однако археологические раскопки на Крите показали, что минойская цивилизация существовала еще по крайней мере около 100 лет после извержения (обнаружен слой вулканического пепла под сооружениями минойской культуры). Центральная власть на Крите, по-видимому, в этот период отсутствует, каждый из городов является самостоятельным политическим центром. Египетские источники, говоря о «кефтиу» (критянах), не упоминают правителей острова, в отличие от других регионов.

5. Позднедворцовый (1450-1300 л. до н.э.) {Позднеминойский II}

По другой версии - это Финальный дворцовый период (1425—1350 гг. до н. э.). Лабрис как символ минойской культуры До настоящего времени неизвестна точная причина пожаров, уничтоживших окончательно минойские дворцы около 1450 г. до н. э. Большинство из них так и не возродилось, однако Кносс продолжает функционировать. Предполагается, что к этому времени относится утверждение власти ахейцев. Среди некоренных жителей Крита Гомер упоминает также пеласгов, однако неясно, прибыли ли они вместе с ахейцами или же ранее. В это же время в материальной культуре Крита наблюдаются коренные изменения, в том числе в практике захоронений. Новые элементы происходят из материковой Греции.

Вместе с разрушением дворцов исчезает Линейное письмо А. Большинство памятников этого письма сохранилось благодаря пожарам, уничтожившим дворцы, но одновременно закалившим глиняные таблички. Под властью ахейцев возникает Линейное письмо B. В то же время на Крите появляются явные следы централизации власти в Кноссе, а исчезновение письма в других городах свидетельствует о подавлении конкурирующих центров власти.

Согласно греческой мифологии, Минос, по имени которого археологи назвали цивилизацию, был не минойцем, а греком. При нём началось переселение на Крит из материковой Греции греков и пеласгов. Археологически это подтверждается тем, что в центральной части Крита минойскую культуру сменяет микенская, которая в то же время заимствует минойские достижения (включая письмо) и распространяет их в материковой Греции.

6. Последворцовый (1300-1100 л. до н.э.) {Позднеминойский III}

По другой версии - это Постдворцовый период (1450, в Кноссе 1350—1190 гг. до н. э.). Первоначально, согласно греческой мифологии, Кносс был политическим центром ахейской федерации, однако позднее политический центр перемещается в Микены. На острове и на материке утверждается микенская культура, объединившая в себе минойские и греческие элементы.

7. Архаично-геометрический (1100-450 л. до н.э.)

Постминойский, или субминойский период (после 1170 г. до н. э.) В XII веке до н. э., вскоре после Троянской войны, в результате внутреннего кризиса микенская культура была уничтожена. В ходе масштабных войн и миграций греческих племён на Крит переселились дорийцы, которым ранее было принято приписывать уничтожение Микенской цивилизации. Бронзовый коллапс привёл к резкому культурному упадку, из употребления вышло критское письмо.

Автохтонные минойцы скрылись от набегов с моря в высокогорных поселениях, таких как Карфи. Тем не менее этеокритский язык (язык автохтонных критян), как и минойские культы, продолжал существовать ещё длительное время. После «тёмных веков» минойцы постепенно ассимилируются греками. В отдельных труднодоступных высокогорных убежищах, таких как Карфи, сохраняются минойские культы, однако никаких следов существования минойской цивилизации к этому времени уже нет.

8. Классический римский (450 г. до н.э. - 400 г. н.э.)

Последние памятники этеокритского языка, записанные греческим алфавитом, относятся к III в. до н. э. (тысячелетие спустя после исчезновения Минойской цивилизации).

Заселение и внешние связи Крита

Палеогенетика

По данным генетиков заселение Крита представителями минойской культуры по мужской линии связано с носителями Y-хромосомной гаплогруппы J2, максимальная концентрация которой в настоящее время наблюдается на Крите[4]. Её носители пришли с западных берегов Малой Азии, откуда переселились на Крит в середине 3 тыс. до н. э.[5][6] По исследованиям мтДНК предки минойцев по женской линии имеют не североафриканское (как традиционно считалось), а европейское происхождение и прибыли на Крит около 9000 лет назад из материковой Греции (Пелопоннес); в настоящее время наследуемая по материнской линии мтДНК минойцев обнаруживается у современных критских греков.[7] При этом большинство минойцев были отнесены к митохондриальным гаплогруппам H (43,2 %), T (18,9 %), K (16,2 %) и I (8,1 %).[8] В 2017 году опубликованы Y-хромосомные гаплогруппы J2a1 (n=3) и G2a2b2 (n=1) и митохондриальные гаплогруппы U, H, X, K[9].

Анатолийское происхождение минойской культуры

Раннеминойская культура не является прямым потомком неолитической культуры Крита, но привнесена с востока через Анатолию. Аналоги в Месопотамии имеют раннеминойская одежда, архитектура, резные печати, культовые образы и многие другие особенности минойской культуры. Характерные для минойской культуры культовые изображения быка и богини-«оранты» (с поднятыми руками) встречаются на востоке Анатолии уже в эпоху керамического неолита. В IV тыс. до н. э. в Арслантепе появляются цилиндрические печати, позднее широко распространённые у минойцев, а в III тыс. до н. э. в Бейджесултане сооружают дворец, особенности архитектуры которого напоминают более поздние минойские дворцы. Согласно одной из гипотез, носители минойской культуры являются потомками халафской культуры, продолжавшей традиции неолитических протогородов Анатолии, которые под натиском предков шумеров (убайдской культуры) мигрировали на Запад и позднее переселились на Крит[1]. От халафской культуры унаследованы такие характерные элементы минойской культуры, как культовый топорик-лабрис или стеатитовые печати. За рамками данной гипотезы остаётся вопрос о возникновении у минойцев мореплавательных традиций, отсутствовавших у халафской культуры. Также прослеживается влияние соседней с халафской культуры Фикиртепе (культ богини-«оранты», орнамент, конструкция жилых зданий).

Влияние материковой Греции (пеласгов)

С другой стороны, на минойскую культуру оказала влияние культура материковой Греции («пеласгов»). Гомер упоминает пеласгов как народ, населявший Крит наряду с собственно критянами. Орнаменты минойской вазописи имеют гораздо большее сходство с орнаментами керамики материковой Греции (в частности, культуры Винча), чем с довольно бедным орнаментом убайдской культуры. Кроме того, в названиях населённых пунктов древнего Крита встречаются характерные для материковой Греции суффиксы -ss-, -nth- и др.

Морские контакты минойцев

В древнейший период (конец 3 тыс. до н. э.) минойцы, по-видимому, поддерживали контакты с культурой Оциери на Сардинии. Античная традиция считала жителей Сардинии выходцами с Крита, что, однако, даёт историкам мало информации, поскольку на Сардинии сменилось несколько различных по происхождению культур.

По свидетельству Гомера, помимо собственно минойцев (автохтонных критян, этеокритян), на Крите проживали также пеласги (согласно Геродоту и др., прибывшие из Малой Азии или Греции), а также кидоны (малочисленный народ, возможно, родственный минойцам — от них происходит название города Кидония). Ещё в первой половине XX в. многие известные исследователи Крита, несмотря на столь ясное указание, путали пеласгов с собственно критянами. Позднее на остров проникли ахейцы (греки).

Принадлежность минойского (этеокритского) языка не установлена. Частичная дешифровка критского письма позволила выявить некоторые морфологические показатели (язык, по-видимому, не является ни индоевропейским, ни родственным этрусскому). Не поддаётся расшифровке Фестский диск, а также всё, что написано линейным письмом «А». Древний Египет в течение многих лет был союзником Крита. Напротив, контакты Крита с соперниками Египта (цивилизации Междуречья, Хеттское царство) не засвидетельствованы.

Часть минойцев переселилась на Кипр и Угарит, где были основаны их колонии. Позднее минойцы на Кипре были подчинены тевкрами (один из «народов моря»), а в Угарите ассимилированы семитами.

В хетто-лувийских надписях Малой Азии Крит не упоминается; по-видимому, Крит контактировал не с хеттами, а с малыми государствами, расположенными вдоль западного побережья Анатолии. Надписи предположительно критского происхождения обнаружены в Трое. Критяне колонизировали ряд островов Эгейского моря (в частности, Киклады), однако их экспансия, вероятно, столкнулась с соперничеством пеласгов.

Контакты с материковой Грецией, по-видимому, были незначительными и сложились уже после захвата Крита ахейцами.

Материальная, социальная и духовная культура древнего Крита

Минойская цивилизация представляла собой государство. Наличие единого правителя (царя или царицы) не доказано, что резко выделяет его среди других средиземноморских государств бронзового века. Армия минойцев была вооружена пращами и луками. Характерным вооружением у минойцев был также двухсторонний топор лабрис. Минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра. Для архитектуры характерны переосмысленные египетские заимствования (например, использование колонн).

Минойцы плавили бронзу, производили керамику и строили многоэтажные, до 5 этажей, дворцовые комплексы с середины XX века до н. э. (Кносс, Фест, Маллия). Минойцы строили во дворцах водопроводы, канализацию. Пользовались ваннами и бассейнами.

Живопись. Одним из самых популярных мотивов позднего минойского искусства было изображение осьминога. [Видимо, это его стилизованно изображают на печатях в виде спирали о 4 рукавах (прям как Галактика).]

Религия. Данные археологии говорят о том, что в минойской религии (и в других сферах жизни) главенствующие роли играли женщины[2], в частности почиталась Богиня со змеями. Храм в религиозной традиции минойцев отсутствовал. Религиозные обряды совершались на природе или во дворце. Как и у других народов Старой Европы, у минойцев был распространён культ быка (таврокатапсия). Широко было распространено жертвоприношение быков. Все попытки воссоздания минойской религии и пантеона божеств достаточно спекулятивны. Согласно одной из гипотез (М. Гимбутас), бык представлял собой олицетворение мужской силы, царица — женское божество наподобие великой богини.

История изучения Древней Эгеиды

Ранний период исследования (до расшифровки микенского письма)

В начале XIX века исторические сведения о минойском Крите собрал и проанализировал Роберт Пэшли. Поскольку Крит в те годы принадлежал Турции, у Пэшли не было возможности провести раскопки, однако ему удалось установить точное местонахождение полиса Кидония. Впервые раскопки Кносского дворца начал в 1878 году критский собиратель древностей Минос Калокеринос, однако раскопки были прерваны турецким правительством. Г. Шлиман, наслышанный о древностях острова, также хотел провести там раскопки, однако чрезмерная цена, назначенная на участок с древностями, помешала ему. Официальной датой открытия культуры считается 16 марта 1900 года, когда английский археолог Артур Эванс начал проводить раскопки Кносского дворца. В 1900—1920 гг. проводились интенсивные раскопки Крита, на материалах которых ещё длительное время основывались представления историков о минойской цивилизации. Раскопками руководили Федерико Хальберр, Луиджи Пернье, Джон Пендлбери и ряд других археологов.

Период изучения после дешифровки критского линейного письма B

Существенный прорыв в изучении минойской цивилизации произошёл после того, как в 1950-е гг. М. Вентрис при участии Дж. Чедвика дешифровал позднейший вариант критского письма — линейное письмо Б. В результате были получены сведения о позднейшем периоде минойской цивилизации — микенской цивилизации, в которой доминирующую роль играли греки-ахейцы, однако культурная роль минойцев всё ещё была сильной.

До настоящего времени остаётся спорным вопрос о том, с какого времени ахейцы и пеласги заняли доминирующее положение в минойской цивилизации; и легендарная традиция, и археологические свидетельства указывают на то, что это произошло ещё на Крите, до перемещения центра власти в Микены. У. Риджуэй оспаривал корректность созданного Эвансом термина «минойская цивилизация», указывая, что легендарный царь Минос был не «минойцем», а пришельцем с материковой Греции; у точки зрения Риджуэя есть и современные сторонники.

Современный период исследования

Связан с исследованиями Луизы Хичкок и Кшиштофа Новицкого.

Литература по истории и культуре минойского Крита

Библиография исследований по Крито-Кикладской цивилизации. Смотрите также книги по истории и культуре Микенской Греции .

Периодика по исследованию истории древней Эгеиды

Библиография трудов микенологов на русском языке

Библиография трудов по миноистике на иностранных языках

Работы И. Шопа о дворцовом и додворцовом периоде Крита


Главная >> Древний мир >

Древняя Эгеида: Древняя Фракия | Древние Киклады | Древний Крит | Греция ахейцев | Троянская война | Греция эллинов

Эгейские письменности | Греческий алфавит | Греческий язык | Догреческие языки | Современная Греция

На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 10.10.2018
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня