|
|
|
![]() Афразийские языки (афроазиатские языки; устаревшие названия - семито-хамитские, или хамито-семитские, языки) - макросемья языков, распространенных в северной части Африки от Атлантического побережья и Канарских островов до побережья Красного моря, а также в Западной Азии и на острове Мальта. Группы говорящих на афразийских языках (главным образом, на различных диалектах арабского языка) имеются во многих странах за пределами основного ареала. Общее число говорящих ок. 253 млн. чел. К афразийским языкам относится и ряд мертвых языков, засвидетельствованных многочисленными письменными памятниками. Основной источник здесь и далее - В. Я. Порхомовский. Афразийские языки (Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 55-57). |
Языкознание по ветвям афразийской семьи: |
Другие разделы афразиатики (на этой странице):
|
Смотрите также типологические сводки по афразийским языкам Сергея Старостина на нашем дочернем сайте Лексиконы.
Афразийские языки делятся на 5 (или 6) основных ветвей:
Пока нет ясности, составляют ли омотские языки отдельную, шестую ветвь афразийской семьи или являются наиболее рано отделившейся группой кушитской ветви.
К живым языкам семитской ветви принадлежит арабский язык (помимо классического литературного арабского языка существуют различные диалекты Аравийского п-ова, такие современные самостоятельные диалекты, как египетский, сирийский, суданский, иракский, магрибский, хасанийя, шоа и многие другие, а также мальтийский язык).
Значительную группу составляют семитские языки Эфиопии, в том числе амхарский язык, распространенные на Севере Эфиопии языки тиграй и тигре, а также ряд более мелких языков.
К живым семитским языкам относятся также иврит, малочисленные бесписьменные языки юга Аравийского п-ова и о. Сокотра (махри, шхаури, или джиббали, сокотрийский язык и др.), новоарамейские диалекты - малочисленные западноарамейские диалекты некоторых поселений в различных районах Сирии - и современный ассирийский язык. Все остальные семитские языки - мертвые.
По генетическому признаку семитская ветвь делится на 5 групп:
Ветвь египетская представлена мертвым древнеегипетским языком, а также развившимся из него коптским языком, вышедшим из разговорного употребления в 17 в. и использующимся как культовый язык.
[На самом деле, коптский язык сохранился как разговорный в нескольких деревнях вдоль Нила!]
Ветвь берберо-ливийская включает многочисленные языки и диалекты берберских народов Северной Африки и Сахары. Основные группы этих языков и диалектов:
К этой ветви относятся также мертвые древнеливийские языки (западно-нумидийский и восточно-нумидийский) [относящиеся к восточно-берберским?].
Сходство с берберо-ливийскими языками обнаруживают вымершие гуанчские диалекты Канарских островов, которые, возможно, следует рассматривать как особую группу. При подобном подходе берберо-ливийская и гуанчская группы составят ливийско-гуанчскую ветвь афразийских языков.
Ветвь чадскую составляют более 150 языков и диалектов, распространенных в Центральном Судане, в районах, примыкающих к озеру Чад на территории Северной Нигерии, Северного Камеруна, Республики Чад. Крупнейший из них - хауса, широко используемый в качестве средства межэтнического общения.
Чадские языки делятся на 3 группы:
Ветвь кушитская представлена языками северо-восточной части Африки, распространенными в Судане, Эфиопии, Сомали, Джибути, Кении, Танзании. Крупнейшие из них: оромо (галла), сомали.
Кушитская ветвь делится на 5 групп:
Группа, включающая языки омето (диалекты воламо, харуро, баскето и др.), ямма, каффа (кафичо), моча и др., традиционно рассматривалась как западная группа кушитской ветви. Некоторые лингвисты (Г. Флеминг, Л. Бендер), основываясь на данных сравнительного морфологического анализа, предложили рассматривать эту группу, названную ими омотской, как шестую ветвь афразийской семьи, однако возможно, что кушитская и омотская группы составляют особое генетическое единство среди афразийских языков и, таким образом, омотская группа представляет собой наиболее раннее ответвление кушитских языков в их традиционном понимании.
В типологическом отношении живые афразийские языки сильно разошлись по причине значительной хронологической глубины, отделяющей их от общеафразийского языкового состояния, а также из-за отсутствия взаимных контактов в условиях разнообразного гетерогенного языкового окружения. Внутри отдельных ветвей более близки между собой семитские языки, особенно древние, и берберо-ливийские, хотя взаимная близость последних в традиционной берберологии сильно преувеличена. Чадские и кушитские (включая омотские) языки отличаются большим разнообразием с типологической точки зрения. Синхронную типологическую характеристику см. в статьях об отдельных ветвях афразийских языков.
В плане сравнительно-исторических исследований афразийские языки дают обширный материал для реконструкции афразийских архетипов. В СССР велась работа над сравнительно-историческим словарем афразийских языков. Она показывает, что возможно реконструировать порядка 1000 общеафразийских корней.
Для фонологической системы афразийских языков характерно троичное противопоставление согласных:
глухой - звонкий - "эмфатический^.
Для праафразийского "эмфатический" реконструируется как глухой глоттализованный,
его фонетическая реализация по языкам может сильно варьировать:
глоттализованный, фарингализованный (часто с озвончением), веляризованный, имплозивный
(а именно - преглоттализованный инъективный, как правило, звонкий), церебральный и др.
Эта троичная оппозиция представлена в большинстве афразийских языков,
причем "эмфатический" член триады может быть вторичного происхождения,
как, например, во многих чадских языках, где, однако, широко представлены и рефлексы исконных "эмфатических".
Для консонантизма афразийских языков характерны также богатая система сибилянтных аффрикат и сибилянтов,
поствелярные согласные, в т. ч. фарингальные и ларингальные спиранты, гортанная смычка,
использование в функции согласных неслоговых i (у), u (w).
Три общеафразийские гласные а, i, u, скорее всего, восходят к более ранней бинарной оппозиции а, э (> i, u);
вероятно, на более позднем этапе развивается противопоставление гласных по долготе/краткости,
Кушитские (и омотские) и чадские языки имеют фонологические тоны.
Афразийский корень в знаменательных словах имел структуру CVC или CVCVC. Согласно концепции И. М. Дьяконова, в исконных трехсогласных корнях второй или третий согласный был сонантом, т. e. мог выступать как в слогообразующей, так и в неслогообразующсй функции. С утратой сонантами слогообразующей функции корни этого типа и обрадозали группу первичных трехсогласных корней. Другие пути образования трехсогласных корней - геминация второго корневого согласного или появление в качестве второго или третьего корневого "слабых" согласных i, u, ?; такому появлению "слабых" согласных, видимо, предшествовало удлинение гласного, который затем стал трактоваться как сочетание краткого гласного со "слабым" согласным. Еще одним способом удлинения корня служило присоединение различных корнеобразующих элементов, в дальнейшем лексикализовавшихся. Этот процесс привел к практически абсолютному преобладанию трехсогласной модели корня в семитской и египетской ветвях.
В берберо-ливийской, кушитской и чадской ветвях падение ларингалов и "слабых" согласных привело к образованию вторичных двухсогласных корней. [Может так и в праиндоевропейском было?] Небольшое количество исконно двухсогласных корней сохранилось в семитских языках и в древнеегипетском языке. В какой степени современные двухсогласные корни остальных ветвей восходят к архаичным, т. е. в какой мере триконсонантизация затронула эти ветви и т. о. явилась общеафразийским процессом, судить трудно.
На более позднем этапе словосложение, лексикализация аффиксов и заимствования привели к возникновению в берберо-ливийских, кушитских и чадских языках большого числа вторичных корней с числом согласных более двух.
Для морфологии глагола характерно противопоставление перфектив (пунктив) - имерфектив (курсив, дуратив). Наиболее архаичный способ выражения этой оппозиции - противопоставление простой (неполногласной) перфектной основы производной (полногласной) основе имперфекта, образуемой путем инфиксации -а-. Эта модель сохранилась в аккадском, южноаравийских и эфиосемитских языках семитской ветви, а также в отдельных берберо-ливийских, кушитских и чадских языках.
Многие афразийские языки утратили это исконное противопоставление основ, оппозиция перфектив - имперфектив стала выражаться в них с помощью особых приглагольных субъектных показателей, специальных частиц в рамках глагольного комплекса и т. д. На базе исходного противопоставления перфектив - имперфектив в афразийских языках развивается сложная система спрягаемых видо-временных форм. Характерная черта этого процесса - вытеснение немаркированного перфектива (непроизводная основа) маркированным. При этом формы старого перфектива используются в различных модальных значениях или постепенно выходят из употребления (напр., сохраняясь только у вспомогательных глаголов или только в особых синтаксических конструкциях). Процесс замены перфективной формы мог в истории отдельных языков повторяться неоднократно (например, дважды в некоторых эфиосемитских языках).
В египетском языке сложилась оригинальная система видо-временных форм на основе атрибутивных и предложных именных конструкций [?]. В чадских языках спряжение видо-временных форм осуществляется присоединением к неизменяемой глагольной основе аналитических субъектных показателей, видимо, восходящих к сочетанию субъектного местоимения с основой вспомогательного глагола. В большинстве кушитских глаголов аналогичные аналитические конструкции послужили основой для вторичного суффиксального спряжения. Но в некоторых языках (бедауйе, данакильские и др.) сохранилось архаичное префиксальное спряжение, соответствующее семитскому и берберскому и восходящее к праафразийскому.
Афразийские языки отличаются богатой системой производных глагольных основ - пород. К общеафразийскому состоянию можно возвести породы, образуемые путем редупликации, а также присоединением аффиксов t-, n- или m-, s- (в праафразийском языке, видимо, sh-), -а.
Имя в афразийских языках обладает категориями числа, рода (утрачена многими чадскими и кушитскими языками), падежа (сохраняется лишь в древних семитских и древнеегипетском языке, но отд. пережитки наличествуют в некоторых других языках); имеется система состояний (статусов) имени, широко распространены атрибутивные конструкции.
Местоименные системы афразийских языков сходны между собой, особенно суффигированные притяжательные местоимения и во многом совпадающие с ними суффигированные объектные показатели.
К афразийским языкам относятся языки с наиболее древними и богатыми письменными традициями. Египетское письмо возникло на рубеже 4-3-го тыс. до н. э. и имело более 3 тыс. лет [!] непрерывной традиции. В Месопотамии на базе шумерской клинописи с сер. 3-го тыс. до н. э. развивается аккадская (ассиро-вавилонская) письменная традиция (словесно-слоговое письмо), продолжавшаяся вплоть до рубежа новой эры; 2-я пол. 3-го тыс. до н. э. - время эблаитских письменных памятников (на основе шумеро-аккадской системы) [язык - средний между западным и восточным семитским].
Серединой 2-го тыс. до н. э. датируется угаритское письмо на основе клинописной квазиалфавитной системы, не связанной с шумеро-аккадской клинописью [это принятое в науке заблуждение - на самомо деле, некоторые угаритские буквы до боли похожи на аккадские графемы] и имеющей сходный порядок знаков с западно-семитскими силлабариями. Примерно к этой же или несколько более ранней эпохе относятся памятники письменности на западно-семитских языках, выполненные квазиалфавитным письмом, - протосинайские, протопалестинские, протобиблские и другие надписи. На рубеже 2-1-го тыс. до н. э. появляются надписи, выполненные линейным кваэиалфавитным письмом из 22 знаков; к этой финикийской системе восходят все последующие семитские консонантные системы письма, среди которых наиболее важны южноаравийская (к которой, в свою очередь, восходит эфиопское письмо), древнееврейская, сирийская и арабская. На основе финикийского алфавита возникло и греческое письмо, а через него почти все европейские алфавиты.
Афразийские языки, письменная традиция которых началась в новое время, используют, как правило, арабское письмо или латинское письмо с некоторыми модификациями. Эфиосемитские языки (амхарский, тиграй, тигре и др.), а также некоторые кушитские языки Эфиопии пользуются эфиопским письмом. Туареги Сахары (берберо-ливийская ветвь афразийских языков) продолжают употреблять традиционное берберское консонантное письмо тифинаг, восходящее к ливийскому (нумидийскому) письму, которое, в свою очередь, вероятно, связано с пуническим и через него - с финикийским. Некоторые языки, первоначально употреблявшие арабское письмо (так называемое аджами), позднее перешли на латиницу. Возможно и параллельное использование обеих традиций, например, в хауса. Многие современные афразийские языки являются бесписьменными.
Письменности мира | Страны и города | История и общество | Расы | Книги в сети | Образование
Ключевые слова для поиска сведений по афразийскому (семито-хамитскому) языкознанию:
На русском языке: афразийское языкознание, семито-хамитское языковедение, афразиатика,
исследование листрамических языков, эритрейская лингвистика,
породы глаголов, консонантная структура корня;
На английском языке: Afro-Asiatic studies.
|
|