Мезолит - средний каменный век

Культуры и крупные поселения среднекаменного века (12-11 - 8 тыс. лет до н.э.)
> > > Мезолит
Мезолит

Среднекаменный век (мезолит) - переходный период около 10-5 тыс. до н.э. в развитии современного человечества от древнего каменного века (палеолита) к новому каменному веку (неолиту). В культуре мезолита широкое распространение получили лук и стрелы. В конце мезолита появляется керамика.

Время существования мезолитической эпохи различно в разных регионах — в зависимости от того, насколько каждый из них был связан с неолитическими центрами. Если в Западной Европе мезолит продолжался 5 или 6 тыс. лет, то в областях Ближнего Востока (где переход от собирательства к производящему хозяйству начался значительно раньше), он продолжался не так долго. Однако в таких зонах, как Южная Африка, он сохранился до нашего времени. [А перешли ли австралийские аборигены к неолитического типа экономике?]

Типичной, хотя и не лишенной местного своеобразия чертой всех мезолитических культур является применение микролитов — маленьких кусочков кремня с одним или несколькими краями, оббитыми под тупым углом. Обычно такие микролиты предназначались для использования в качестве наконечников стрел. Микролитическая индустрия обнаружена на пространстве от Шотландии до мыса Доброй Надежды, от Португалии до Китая, а также в Индии, на Яве и в Австралии [а в Новом Свете?].

Видимо, керамика - следствие перехода к активному земледелию, т.к. служила, прежде всего, для хранения злаков. Также и микролиты - следствие изобретения лука и стрел.

Разделы страницы о мезолитических, эпипалеолитических и протонеолитических археологических культурах:

Об африканских мезолитических культурах смотрите раздел страницы Древняя Африка.


Эпипалеолит

Для регионов, не затронутых мезолитическими процессами, связанными с окончанием последнего Ледникового периода, вместо термина "мезолит" используется хронологически идентичный термин "эпипалеолит". Для эпипалеолитических культур (например, натуфийской культуры Леванта) граница с верхним палеолитом проходит не столь резко, иногда она весьма условна. [Причем, при наличии мезолитической микролитической технологии там был осуществлен переход к присваивающему хозяйству.]

А  термин «мезолит» используется в отношении Западной Европы, где исчезновение мегафауны оказало большое влияние на палеолитические популяции в конце ледниковой эпохи (в т.ч. европейские культуры периода после оледенения: Азильскую, Совтерскую, Тарденуазскую, Маглемозе и др.).

Мезолит - среднекаменный век Евразии

Мезолит (средний каменный век, греч. mesos - средний и lithos - камень) — период между палеолитом и неолитом, X-VI тысячелетия до нашей эры (в Междуречье раньше - 12-11 - 8-7 тыс. лет до н.э.).

Средний каменный век начался около Х тыс. лет до н.э. в конце плейстоцена, закончился с распространением земледелия, которое появилось в разных географических местностях в разное время. В некоторых областях, таких как Ближний Восток, земледелие уже существовало в конце плейстоцена, и поэтому мезолит там был кратким и почти незаметным [т.е., сразу перешли от древнекаменного века к новокаменному].

Обзор прогресса общества в мезолите

Этот период знаменуется окончанием ледникового периода, на земле установились привычный нам климат, животный и растительный мир. Во время мезолита люди расселились далеко на север, освоили территорию Шотландии, Прибалтики, части побережья Северного Ледовитого океана, проникли в Америку и Австралию.

Важнейшими достижениями мезолита стало изобретение лука и стрел и приручение животных. Собаки использовались для охоты и охраны жилища. Эта эпоха характеризуется небольшими составными орудиями из кремня (микролиты, характерно использование техники микрорезца). В некоторых местах сохранились также рыболовные сети, каменные тесла [для обработки дерева] и деревянные предметы, такие как каноэ и плоты [для рыболовства, а затем - миграций по морям].

Мезолит отмечен прогрессом в развитии общественных факторов: формировании общих норм и правил поведения, запретов и предписаний, которые закреплялись идеологически и становились частью традиций, религии и табу. Распространяются формы насилия, связанные не с проблемой выживания, а с нарушением общественных норм, когда нарушители подвергались различным формам принуждения, а иногда и физической расправе.

Накапливаются новые знания об окружающем мире, развиваются и совершенствуются умения, помогающие выжить; образование первых, так называемых, "жилых холмов" (площадью, приблизительно, 2-4 гектар, иногда около 10 га) относится именно к периоду мезолита. Так, людям необходимо было знать особенности кормовой территории, повадки животных, свойства растений и природных минералов. Появился первый опыт лечения травм, полученных во время охоты, вывихов, нарывов, укусов змей и т.д. Проводились первые хирургические операции: удаление зубов, ампутация конечностей, трепанация черепа [каменными ножами?].

Развивается искусство. Найдены многочисленные рисунки людей, животных, растений; скульптура представлена прежде всего женскими фигурками (так называемые палеолитические Венеры). Возникает музыка и танцы, использовавшиеся во время празднеств и ритуалов. Углубляются языческие религиозные представления. Появляются зачатки пиктографии - первого рисуночного письма.

В  лесных районах мира появились первые признаки обезлесения [лес, видимо, использовался для строительства домов, мостов, судов], которое становится массовым в период неолита, когда потребовались большие пространства для земледелия. [Может быть, так возникла и Великая Степь?]

(Википедия)

Археологические культуры европейского мезолита

Свидерская культура

Свидерская культура - мезолитическая культура Юго-Восточной Прибалтики (регионов будущих античных венедов-праславян) 12-10 тыс. лет назад, отчасти имевшая корни в позднем палеолите Русской равнины (формы жилищ, характерные наконечники из камня, одомашнивание волка и т.п.).

Исчезновение свидерской культуры связано с климатическими изменениями начала голоцена. На основе свидерской культуры сформировалась бутовская и кундская культуры. Формирование бутовской культуры происходило никак не на территории Волго-Окского бассейна, о чем свидетельствует отсутствие здесь свидерских памятников.

Рессетинская культура

Рессетинская культура (15000 – 10000 – 7500 гг. до н.э.) - археологическая культура свидерского типа. Она представлена рядом памятников в верховьях р. Ока, например, селище Колтово 7 (под Каширой, Московская область). Рессетинская культура наследует верхнепалеолитические традиции памятников типа Гагарино (22– 21 тыс. до н.э.) – Хотылево II (23 - 20 тыс. до н.э.) – Мёзин (15 – 8 тыс. до н.э. Черниговская область Украины), близких Костёнкам, и техникой обработки кремня показывает дальнейшее развитие традиции костёнковской культуры, а также относящейся к костёнковско-авдеевской общности Зарайской стоянки (Восточный Граветт. 21 – 20 тыс. лет до н.э.).

Ее памятники зафиксированы в бассейнах верхней и средней Оки (Рессета 2,3, Таруса 1, Борки, Лужки Е), Клязьмы (Альба 1,3), верхней Волги (Суконцево 8-11, Култино 3, Усть-Тудовка 4, нижний слой, Замостье 5, горизонт IX). Топографически все они приурочены к зандровым равнинам платформенных поднятий. Культурные слои стратиграфически залегают во флювиогляциальных или рыхлых террасовых отложениях.

Кремневая индустрия характеризуется разнообразной техникой расщепления, заготовки различны, но преобладают пластины. Орудия представлены резцами, в основном без подработанной площадки, концевыми и многолезвийными скребками. Многочисленны скобели, косые острия и изделия с поперечно срезанным концом, микролиты с затупленным краем и наконечники стрел на микропластинках.

В комплексе с памятниками типа Смячка 14, ярко окрашенных свидерскими (Белоруссия, Польша, Литва. 9.000 – 8.000 гг. до н. э. урало-алтайцы.) и аренсбургскими элементами. Памятники Р. к. сыграли значительную роль в сложении Волго-окского мезолита, послужив основанием для возникновения мезолитической бутовской и близких культур.

Материалы рессетинской культуры из нижнего слоя стоянки Култино 3 весьма немногочисленны. Хорошо представлена техника продольного разрезания трубчатых костей копытных и вырезания из них пластин. Обивка кости не зафиксирована. Рог расчленялся сломом по надрубу. Примитивные короткие массивные игловидные наконечники продольно выстругивались из пластин, других типов наконечников и технологии их изготовления пока не известно.

Вкладышевая техника совершенно не развита. Зато найдено зубчатое острие с поперечно выпиленными частыми клювовидными зубцами. Из лопаток лося и осколков трубчатых костей приострением края продольным строганием делались ножи, из грифельных костей – шилья. Желобчатые долота изготавливались из продольно разрезанных трубчатых костей, лезвие оббивалось и затачивалось строганием с вогнутой стороны вдоль лезвия. Цельные рыболовные крючки делались из тонких пластин кости при помощи сверления и вырезания. Найдены резец бобра с продольно приостренным боковым краем, кирка из рога лося и подвеска из резца лося с нарезкой на конце корня. Отсутствие более ранних и поздних памятников этой культуры с изделиями из кости не дает пока возможности проследить развитие ее костяной индустрии.

В первой половине бореального периода отмечаются контакты с населения рессетинской культуры с бутовской культурой (7.500 – 5.500 гг. до н.э. Финно-угры.), в результате которых на некоторых бутовских стоянках появляются рессетинские колющие наконечники стрел с боковой выемкой. Формирование бутовской культуры происходило никак не на территории Волго-Окского бассейна, о чем свидетельствует отсутствие здесь свидерских памятников.

Гамбургская культура (13000 – 9850 гг. до н. э.)

Гамбургская культура (13000 – 9850 гг. до н. э. С. Германия.) проявляет черты известного сходства с рессетинской. Из западно-европейских финальнопалеолитических культур, таких, как Свидер, Лингби, Федермессер, Аренсбург, Гамбург, только гамбургская культура, относимая к аллереду, проявляет черты известного сходства с рессетинской.

Кундская культура (8000—5000 гг. до н.э.)

Кундская культура — мезолитическая культура (8000—5000 гг. до н.э.), распространенная на территории восточной Прибалтики от Польши до Ленинградской области и южной Финляндии. Высказываются предположения, что носители данной культуры имели гаплогруппу N1c.

Нарвская культура (7 - 5 тысяч лет до н.э.)

Нарвская культура - развитая культура мезолита и неолита Восточной Прибалтики от Ладожского озера до Белоруссии 9 - 7 тысяч лет назад. Жители Прибалтики эпохи неолита были представителями так называемой нарвской культуры. Эта культура названа по имени находящегося в Эстонии поселения (современного города) Нарва. Она охватывала огромные пространства от современной Ленинградской области до Калининградской области и северо-востока Польши.

Нарвская культура непосредственно связана с более ранней кундской культурой эпохи мезолита. Некоторые исследователи полагают, что именно люди нарвской культуры составили основу балтского этноса, а вклад пришельцев-«шнуровиков» (особенно в этногенез восточных балтов) был незначителен.

Бутовская культура (7500 - 5500 гг. до н.э.)

Бутовская культура (7500 - 5500 гг. до н.э.) — мезолитическая культура Волго-Окского междуречья VIII—VI тыс. до н. э. Сформировалась на основе рессетинской культуры (по другим данным, на основе свидерской культуры). Племена бутовской культуры вели бродячий образ жизни, занимаясь охотой с помощью лука и стрел, которые были заимствованы в результате соприкосновения с кундской культурой. Эволюционировала в Верхневолжскую неолитическую культуру V тыс. до н. э.

Наличие большинства признаков, составляющих классический бутовский ансамбль, в материальной культуре аборигенного населения Волго-Окского междуречья позволяет говорить о том, что позднее свидерское население (типа Смячка XIV, Тихонове 1), попав на территорию Волго-Окского бассейна, встретилось и, вероятно, вступило в контакт с носителями местной рессетинской культуры, существовавшей здесь в конце палеолита - начале мезолита, откуда новая культура и получила основную массу своих признаков. Только этим и можно объяснить наблюдаемое между бутовской и рессетинской культурами сходство в технике первичной и вторичной обработок и близость в типологии.

Верхнево́лжская культура (5200 - 3500 гг. до н.э.)

Верхнево́лжская культу́ра (5200 - 3500 гг. до н.э.) — субнеолитическая археологическая культура на Верхней и Средней Волге VI—III тыс. до н. э. Описана в 1972 году. Сформировалась на основе бутовской культуры мезолита. Основное занятие - охота и гарпунное рыболовство. Жилища по типу шалашей. Встречается керамика на основе глины с примесью помёта водоплавающих птиц. Культура, получившая название верхневолжской, была открыта в 1972 г. Верхневолжской экспедицией Института археологии АН СССР под руководством Д.А. Крайнова при раскопках стоянки Ивановское III в Волго-Окском междуречье. Дальнейшее исследование стоянок в этом регионе выявило, что всюду верхневолжский слой располагается над мезолитическим слоем бутовской культуры, датируемой VIII-VI тыс. до н.э. Распространена на территории Тверской, Ярославской, Ивановской, Московской, Владимирской и ряда других областей. Подразделяется на несколько локальных вариантов.

Основное занятие охота и гарпунное рыболовство. В культуре характерен каменный инвентарь мезолитического облика: конические нуклеусы, наконечники стрел с частичной обработкой, концевые скребки, ножи, угловые резцы на пластинах, вкладыши из сечений пластин, рубящие орудия с частичной подшлифовкой. Жилища по типу шалашей. Поселения верхневолжской культуры располагаются на высоких берегах рек и озер, на озерных островах, дюнных холмах. Племена Верхневолжской культуры обитали в зоне широколиственных лесов, занимались охотой, рыболовством, собирательством. Верования - культ небесного оленя-лося.

Они хорошо знакомы с гончарным производством, изготавливали керамику из глины с примесью крупного шамота и помета водоплавающих птиц. Орнамент занимал часть или всю поверхность сосуда. Элементы: к массовым относятся гребенчатый, пунктирный, ямочный и накольчатый. Примерно на 1/3 сосудов отмечены неорнаментированные участки поверхности. В большинстве случаев элементы орнамента были организованы в простые горизонтальные и однорядные мотивы. Реже такие мотивы состоят из накольчатых или пунктирных узоров, иногда встречаются сложные мотивы из узоров орнамента. Верхний край внешней поверхности чаще всего украшался мотивами из гребенчатых или накольчатых отпечатков, а на внутренней поверхности и торце венчика орнамент наносился очень редко. На сосудах преобладали простые образы, состоящие из накольчатого или гребенчатого мотивов и неорнаментированной зоны, из ямочного и гребенчатого или из двух разных гребенчатых мотивов, а также симметричные образы из гребенчатого или накольчатого мотивов, ограниченных зонами без орнамента, или образы из двух гребенчатых мотивов и ямочного мотива между ними. Композиции чаще всего начинались с зоны без орнамента или гребенчатого мотива по краю венчика. Потом обычно следовали гребенчатый или ямочный мотивы, а затем опять гребенчатый мотив или зона без орнамента и т.д. Чередование в композиции разных мотивов и неорнаментированных зон придавало композиции некоторую ритмичность. В развитии верхневолжской культуры выделено три основных периода.

Ямочный орнамент наиболее широко использовался в Московско-Клязьминском междуречье, Центральном и Западном районах; гребенчатый доминировал в Западном районе и несколько меньше применялся в Московско-Клязьминском междуречье, Восточном районе и на Средней Оке; гладкий орнамент чаще использовался в Московско-Клязьминском междуречье; накольчатый был распространен на Средней Оке, в Московско-Клязьминском междуречье и Центральном районе, а пунктирный широко применяли гончары Нижней Оки и Восточного района. Сосуды с частично орнаментированной поверхностью были распространены на Нижней Оке и в меньшей степени на Средней Оке, а также в Восточном и Центральном районах. Орнаментальные образы широко использовались во всех районах, кроме бассейна Нижней Оки. Ранние верхневолжские памятники сосредоточены в восточной части исследуемой территории, а более поздние - в центральной и западной ее части. В I период наиболее широко была распространена керамика с частично декорированной поверхностью и примерно одинаково использовались накольчатый, гребенчатый и пунктирный элементы орнамента. Во II период наибольшее распространение получает пунктирный орнамент, доля керамики с участками без орнамента снижается, а доля пунктирного и гребенчатого элементов почти не меняется. В III период доминирующими становятся ямочный и гребенчатый элементы орнамента, а другие используются значительно реже.

Верхневолжская сменилась верхневолжской Льяловской культурой.

Льяловская культура (IV тысячелетие до н.э.)

Льяловская культура - неолитическая восточноевропейская археологическая культура 4 тыс. до н. э., локальный вариант культуры ямочно-гребенчатой керамики (4200 - 2000 до н. э. протофинны, лапоноиды, уральцы). Названа по имени поселения в верховьях Клязьмы (Московская область) около села Льялово. Льяловская культура сменяет собой верхневолжскую культуру. Согласно точке зрения Д. А. Крайнова, предки носителей культуры пришли с севера. По мнению В. В. Сидорова и В. В. Ставицкого, данная культура имеет автохтонное происхождение, связанное с трансформацией древностей местных племен верхневолжской культуры. Льяловскую культуру сменяет Волосовская культура. Источник: http://flowerpot.ru/article/123/?PHPSESSID=895910e255fc45972f482822d74f1dad

Волосовская культура (IV-II тысячелетие до н.э.)

Волосовская культура (3500 - 2200 - 1500 гг. до н.э.) названа так по находкам близ села Волосово Муромского района Владимирской области. Была распространена в бассейне реки Ока, ниже нынешнего г. Рязань и в низовьях реки Клязьма. По мнению В.В. Сидорова и А. В. Энговатовой, сложение Волосовской культуры произошло на территории валдайской возвышенности. Прекращение существования Белёвской культуры (4 - 2 тыс. до н.э. была распространена по верхнему течению р. Оки - район Белев - Серпухов) связано с расселением в её ареале племён волосовской культуры, пришедших из Прикамья. Волосовская керамика встречается на многих памятниках Белёвской культуры.

Археологи выделяют на Оке культуры, называемые условно клязьминской, белёвской, рязанской, волосовской и балахнинской. Каждая из этих культур имеет свои отличительные особенности, главным образом в мелких, но специфических для каждой племенной группы или для каждого племени деталях орнаментики глиняных сосудов. Каждая из культур проходила свой определённый путь развития. Но у них было и много общего в хозяйстве и образе жизни, в материальной культуре, обычаях и верованиях, а также, должно быть, и в языке. Ряд исследователей полагает, что языки этих племён принадлежали к финно-угорской семье.

Исследователи отмечают локальные особенности в материальной культуре волосовцев. П. Н. Третьяков (1966 г.) собственно волосовскими считал только Волго-Окские памятники. В северо-западных районах Европейской России, как и районах Прибалтики, можно, очевидно, говорить о смешении волосовских и гарино-борских традиций. Развитие Волосовской культуры начинается в позднем неолите, по данным энциклопедии Брея в результате взаимодействия верхневолжской культуры с культурой ямочно-гребенчатой керамики. Большинство современных специалистов по волосовской культуре отмечают ее связь с Восточной Прибалтикой.

Антропологический тип волосовцев - европеоидный с монголоидной примесью У волосовцев присутствует характерная долихоцефалия (долихокрания, длинноголовость) и лептопросопия, а также имеется большая высота при все еще архаичных надбровных дугах, тяжелая челюсть и развитые бизигоматы. Характерный и современным русским чуть волнистый, но прямой тонкий нос, сравнительно небольшой рот и тонкие губы. Предполагается, что волосовцы говорили на языке финно-угорской группы, но антропологически и этногенетически в полиэтносе волосовцев просматриваются элементы праславян и балтов. В волосовской культуре проявляются многие общие финно-угорские черты. Тем не менее в недрах волосовских племен можно видеть прототипы ряда элементов материальной и духовной культуры более поздних финноязычных племен.

Для волосовцев характерны столбовые деревянные жилища полуземляночного и наземного типов, площадью от 20 до 100 м кв. с узкими переходами и выходами. Жилища составляют целые поселки, вытянутые вдоль берегов рек компактной группой.

Керамика с примесью толченых раковин или органических остатков, полуяйцевидной и котловидной форм с округлым дном, утолщенным венчиком, а позднее - Г или Т-образным венчиком. Орнамент зубчатый, ямчатый, шнуровой, линейный. Узоры разнообразны - сетка, горизонтальная елочка, «шагающая гребенка», ромбы, зигзаги, треугольники и др.

Фатьяновская культура (2200 - 1500 гг. до н.э.)

Фатьяновская культура. 2200 - 1500 гг. до н.э. Волго-Окское междуречье. Фатьяновская археологическая культура «боевых топоров» бронзового века, названа так по деревне Фатьяново Ярославской области. Была распространена в центральной России (Ивановская, Ярославская, Костромская, Московская области). В кон. 3-го – нач. 2-го тыс. до н.э. в лесной зоне Восточной Европы появились близкие по материальной культуре, обычаям, хозяйственному укладу и антропологическому типу племена, которые археологи объединяют в группу племен или к-р шнуровой керамики и боевых топоров. На этой территории, они были, безусловно, пришлым (Брюсов А.Я. 1961). Племена шнуровой керамики и культуры Боевых топоров боевых топоров уже давно освоили животноводство и земледелие, которые стали основой их хозяйства, достигли высокого совершенства в обработке камня, знали выплавку меди и бронзы, из которых изготовляли некоторые орудия труда, оружие, украшения. Они находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, у них начала выделяться сильная родо-племенная верхушка. Со времени появления в Волго-Окском междуречье одной из групп этих племен, племен фатьяновской к-ры, здесь принято начинать новую эпоху по археологической периодизации – эпоху бронзы или бронзовый век. Эпоха бронзы в Волго-Окском междуречье характеризуется появлением здесь не только фатьяновских, но и других пришлых племен иного происхождения, сложными взаимодействиями их с местным населением, сохранившим еще неолитические традиции, и друг с другом, сложением на этой основе новых этнических общностей и групп (Бадер О.Н. 1970). В плане развития экономики этот период был временем не только знакомства с медью и бронзой, но и распространения на Владимирщине земледелия и животноводства, навыки которых были принесены сюда извне.

Антропологический тип фатьяновцев по одной версии был нордический — с длинной и высокой головой, среднешироким, средневысоким и резко профилированным лицом и высоким ростом, а по другим относился к средиземноморской расе. Антропологический тип фатьяновцев средиземноморский - с высоким крутым лбом, массивным, красивым черепом, тонким, часто с небольшой горбинкой носом, широким подбородком. Фатьяновцы были относительно широколицы: если у богемских шнуровиков ширина лица составляла ок.130 мм, то у фатьяновцев - от 133 до 138 мм. Средиземноморская раса (англ. Mediterraneans) - разновидность европеоидной расы. Характеризуется невысоким ростом, миндалевидными тёмными глазами, смуглой кожей, большим носом, узкими губами и долихокефалией (долихокрания, длинноголовость). Метрически близка нордической расе. Восточная разновидность средиземноморской расы называется понтийской расой. Большую часть населения Пиренейского полуострова, юго-западной Франции, южной и центральной Италии, Израиля, южной Греции, островов Средиземного моря, а также Северной Африки относят к средиземноморской расе. Представителями средиземноморской расы являлись шумеры, а также носители капсийской и фатьяновскй культуры, а также минойской цивилизации острова Крит. Согласно генетическим исследованиям, представители фатьяновской культуры являлись носителями гаплогруппы R1a, что говорит об их генетическом родстве с современными славянскими народами.

Представляет собой локальный вариант культуры боевых топоров. Широколицесть и долихокрания - сочетание признаков, весьма характерное для населения культуры боевых топоров и для погребений в каменных курганах с ящиками на территории Прибалтики, а также для населения ладожского неолита и фатьяновской культуры, которое, по-видимому, генетически увязывается с Прибалтикой.

Сравнительный анализ краниологического материала показывает, что резко долихокранные (длинноголовость, долихокефалия) племена культуры боевых топоров и шнуровой керамики Восточной, Юго-Восточной Прибалтики и фатьяновцев Волго-Окского междуречья, появившихся на этих территориях в начале II тыс. до н.э., можно рассматривать как протобалтские, связанные общностью происхождения. Антропологический тип протобалтских племен обнаруживает большое сходство с резко долихокранными и относительно широколицыми европеоидными племенами мезолита и раннего неолита (VIII - VI тыс. до н.э.) северных областей Средней и прилегающих районов Восточной Европы (Звейники, Васильевка 1, Васильевка П, Гросс-Тинц, Боттендорф, культура воронковидных кубков Польши, среднестоговская культура Украины). По антропологинеским данным, фатьяновцы являлись северными европеоидами, по-видимому протобалтами (т.е. были очень далекими предками совремнных литовцев и латышей).

Фатьяновцы c запада вторгаются на Русскую равнину в 1800 г. до н. э. с территории Висло-Рейнского междуречья и Литвы. К этому времени здесь жили поздненеолитические племена белевской и волосовской культур. Пришельцы имели жестокие столкновения с аборигенами. Так на могильнике Николо-Перевоз (Московская обл.) найдены погребения фатьяновских воинов, убитых волосовскими стрелами, есть также могилы воинов, причиной смерти которых стал пролом черепа тяжелым тупым предметом (боевыми топорами). В научной литературе остается дискуссионным вопрос о том, заимствовали ли культуру друг друга волосовцы и фатьяновцы. Распространилась из региона рек Висла и Рейн. Продвигаясь из верховьев Вислы, Рейна и Днепра на восток, эти племена распространились на огромной территории.

Памятники эпохи бронзы, охватывающей в Волго-Окском междуречье время от рубежа 3-2-го до самого нач. 1-го тыс. до н.э. и совпадающей в основном с суббореальным климатическим периодом, более теплым и сухим, чем современный, представлены на территории Владимирской обл. поселениями и могильниками (грунтовыми и курганными) нескольких археологических к-р: фатьяновской, поздняковской, абашевской, ранней сетчатой керамики. Эти памятники располагаются либо в тех же топографических условиях, что и неолитические, либо на более высоких террасах, а иногда – и на коренных берегах рек. Фатьяновская к-ра занимала преимущественно западные районы Волго-Окского междуречья и Ярославско-Костромское Поволжье. Среди находок фатьяновской культуры преобладают каменные сверленые топоры, отличающиеся многообразием форм. Сверленые булавы встречаются редко. По мнению археологов, каменные булавы служили не только боевым оружием, но и символом власти, и, вероятно, появились у фатьяновских племен под влиянием соседних культур Юга. Фатьяновцы заняли территорию, включавшую современные Ивановскую, Ярославскую, Тверскую, Костромскую, Нижегородскую, Владимирскую, Рязанскую, Тульскую, Орловскую, Калужскую, Смоленскую, Московскую и, позднее, Новгородскую области. В фатьяновской культуре выделяют локальные варианты: московско-клязминский, верхневолжский и средневолжский, или балановский, который выделяется в самостоятельную балановскую культуру. В племенах фатьяновской культуры господствовал патриархально-родовой общественный строй. Фатьяновцы исповедовали культ предков, медвежий и солярный культы.

Поселения. Отсутствие фатьяновских поселений - одна из загадок археологии. Находки на ряде стоянок волосовской культуры фрагментов керамики и вещей фатьяновцев позволили исследователям предположить, что пришлые скотоводы могли занять покинутые местным населением поселки. Однако таких поселений, по сравнению с более чем 200 известных могильников фатьяновской культуры, очень немного. Именно благодаря раскопкам найденных при случайных обстоятельствах могильников мы можем судить о хозяйстве, социальном устройстве и духовном мире первых скотоводческих племен Владимирской земли. Фатьяновцы строили укрепленные поселения c полуземляночными жилищами по берегам рек, укрепляя их рвами и валами. Однако в научной литературе бытует убеждение, что не существует достоверных свидетельств, что у фатьяновцев были поселения из чего делается вывод, что они вели кочевой образ жизни.

Хозяйство. Основным занятием населения было скотоводство (свинья, овцы, коза, корова и лошадь). Помощником человека в хозяйстве была собака лайка. Большое значение играли также охота, рыболовство, собирательство. Вспомогательную роль играло подсечно-огневое земледелие (пшеница, ячмень), на что указывают находки костяных и каменных мотыг. Впрочем, существование земледелия у фатьяновцев не считается строго доказанным. Известны были им и двухколесные повозки (телеги). Находки глиняных ложек позволили сделать одним ученым сделать вывод, что фатьяновцы ели отварную пищу, а другим, что эти ложки использовались в цветной металлургии. Особой популярностью пользовался мёд. Была развита металлургия меди.

Керамика. Шаровидные сосуды орнаментированы нарезным и штампованным узором, на донцах - солярные знаки.

Погребения. Фатьяновские могильники, как правило, представляют собой родовые кладбища с различным количеством погребений (от 1 до 125). Все они бескурганны, поэтому обнаружить их очень трудно. Открывают их почти исключительно случайно при земляных работах, рытье колодцев, канав и т.д. Известны как грунтовые могильники этой к-ры, так и (реже) места поселений. Фатьяновские могильники, как правило, невелики по количеству погребений, содержат остатки трупоположений в скорченном положении, на левом или на правом боку, с различной ориентировкой. Глубина могильных ям достигает 1.5-2.0 м. Погребения сопровождаются сосудами, боевыми и рабочими топорами, ножами, другими предметами из камня, рога, кости, иногда – металла. Фатьяновцы хоронили умерших в грунтовых могильниках в скорченном положении в специальных сооружениях (из дерева, берёсты, прутьев), мужчин - на правом боку, головой на запад, женщин - на левом, головой на восток. Фатьяновцев хоронили на родовых кладбищах, располагавшихся обычно на возвышенностях; при этом могилы старейшин выделяются размерами и богатством инвентаря. Покойника оборачивали шкурой или берестой и клали в прямоугольную яму с погребальным сооружением из деревянных плах, либо досок, луба, бересты, плетенки и т. д. Сверху его покрывали легким настилом; кургана или какого-нибудь другого заметного сооружения сверху не делали. Хоронили всегда в скорченном положении, при этом мужчин как правило на правом боку головой на запад, Ю-З или С-З, а женщин на левом боку головой на восток, Ю-В или С-В. Иногда покойника присыпали красной краской. Остатки кострищ в погребениях и отдельные угли, часто находимые около черепа и ног, возможно указывают на культ огня. Фатьяновские могильники обычно невелики по количеству погребений (около 25). Практически все погребенные лежали в скорченном положении, причем умерших мужчин размещали в могилах, в основном, на правом боку и головой - в западном направлении, тогда как женщин - головой на восток и на левом боку. Основные находки в погребениях - кремневые ножи и глиняные шаровидные сосуды. Вместе с мужчинами почти в каждой могильной яме находился каменный боевой топор. Медные топоры находят лишь в так называемых «захоронениях вождей», погребениях мужчин 60-70 лет, с большим количеством вещей. Для женских захоронений характерны медные браслеты, перстни, привески из зубов и костей животных, бусы из речных раковин и иногда даже из янтаря. Судя по находкам костей животных, фатьяновцы разводили свиней и овец (кости крупного рогатого скота среди находок отсутствуют). Среди погребений человека обнаружены редкие ритуальные захоронения животных: медведей, собак.

Одной из особенностей фатьяновской культуры называют захоронение животных, особенно медведей. Отсюда можно сделать вывод о наличии медвежьего культа. В могилу клали весь необходимый для жизни инвентарь: шаровидные сосуды видимо с пищей, рабочие и боевые сверленные каменные топоры (длинной до 13 см., а также топоры из меди и бронзы), кремневые ножи, наконечники стрел, украшения из зубов медведя (а также кабана, волка, рыси и лисицы) и янтаря, наконец куски мяса, на которые указывают находки костей.

Во 2-й половине 2-го тыс. до н.э. на территории современной Воронежской области, Марий Эл, Чувашии и Башкирии (в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале) распространились племена абашевской культуры, которые, принадлежа к культуре шнуровой керамики и обнаруживая родственные связи со среднеднепровской культурой, следует отнести также к славянам. Фатьяновские племена окончательно поглощены наступавшими абашевскими племенами. Окончательную точку в истории фатьяновцев ставит дьяковская культура. Ученые полагают, что в середине II тыс. до н.э. эта культура прекратила свое существование в результате военного поражения фатьяновцев от пришлых, а возможно и местных (волосовских) племен. Часть населения была уничтожена или ассимилирована, а часть переселилась, вероятно, на Среднюю Волгу (территория современной Чувашии), где в течение всего II тыс. до н.э. проживали родственные фатьяновские племена балановской культуры. Западные популяции фатьяновской культуры породили начало балтским культурам железного века: днепро-двинской и юхновской культурам, а восточные растворились среди местного финно-угорского населения или даже были ими истреблены.

Неманская культура (8000 – 4000 до н. э.)

Неманская культура 8000 – 4000 гг. до н. э. (Литва, Северо-западная часть Белоруссии). На левобережье Припяти, в Белорусском Полесье, известны постсвидерские памятники, как и в юго-восточной Белоруссии. Изделия из кости и рога на этих памятниках не сохранились, с территории Белоруссии известны только случайные находки костяных изделий мезолитического облика. Раскопанные мезолитические памятники неманской культуры расположены на песчаных грунтах, поэтому изделия из кости и рога там не сохранились. Вместе с тем, на территории ее распространения известны случайные находки мезолитических костяных и роговых орудий, которые, вероятно, к ней относятся.

Эта культура существовала на протяжении всей эпохи мезолита, на основе ее позднего этапа складывается неолитическая неманская культура.

Маглемозе культура (VII — V тыс. до н. э.)

Маглемозианское искусство характеризуют те же самые геометрические образцы, которые характеризуют берберское искусство Северной Африки, а реалистические изображения животных фактически идентичны иберийскому искусству и происходят, по Дж. Кларку, в конечном счете с севера Африки. В качестве амулетов у маглемозианцев использовался обработанный янтарь.

По мнению ряда исследователей, культура маглемозе и родственная ей тарденуазская культура являются результатом переселения берберских племен капсийской культуры с севера Африки в Европу в VIII—VI тыс. до н. э. Культура маглемозе входила в нордический круг мезолитических культур, включавший также стар-карр, дуфензее, коморницкую и ряд других культур.

Мезолитические культуры Западной Азии

Хронология указана в годах до нашей эры.

Мезолит Сирии и Палестины

Израильские археологи обнаружили в ранненеолитическом поселении Гилгал в долине реки Иордан многочисленные хорошо сохранившиеся остатки плодов инжира возрастом 11200–11400 лет. Судя по отсутствию семян, эти плоды были произведены разновидностью фигового дерева, которая не может размножаться без помощи человека. Значит, фиговое дерево - первое одомашненное растение т.к. его доместикация произошла на 1000 лет раньше, чем злаков и бобовых.

Мушабская культура

Мушабская, или мушабийская культура — археологическая культура эпохи раннего мезолита. Предполагается, что она возникла в долине Нила, после чего мигрировала на территорию древнего Леванта, т.к. каменная индустрия в обоих регионах сходная, но нильские находки — более древние.

Натуфийская культура (10-7 т. до н.э.)
Распространение натуфийской культуры

Натуфийская культура существовала на территории Леванта около 12 500-9500 лет до н. э. [?], предположительно развившись на основе гибрида местной, но более ранней кебарской культуры, и мушабийской культуры. Среди основных занятий натуфийцев были охота, рыболовство и сбор зерна дикорастущих злаков, для чего они делали специальные жатвенные ножи и строили зернохранилища.

Натуфийцы были предшественниками первых земледельческих культур региона. Некоторые исследователи полагают, что переход от собирательства к возделыванию злаков первыми в мире совершили сами натуфийцы. Они наряду с носителями соседней позднепалеолитической зарзийской культуры (20 — 10 тыс. лет до н.э.) были одними из первых людей, которые одомашнили собак: в их погребениях, датируемых примерно 10 000 годом до н. э., обнаружены скелеты щенков и взрослых собак, похороненных рядом с человеком.

Мезолит Междуречья (- 11-8 тыс. лет до н. э.)

Мезолит начался в Междуречье вместе с окончанием последнего ледникового периода и началом геологического голоцена, причиной чего предполагают падение кометы. 13 тысяч лет назад в районе Гудзонова залива, о чём повествуют многие североиндейские легенды. [На самом деле везде начался мезолит в это время, а на Ближнем Востоке сразу произошла неолитическая революция.]

Эпоха мезолита Междуречья (XI - VIII тысячелетия до н.э.) изучена по раскопкам поселений Зави-Чеми-Шанидар (ячмень, пшеница, переход от охоты на диких коз к разведению овцы), Млефаат и Карим-Шахир в северном Ираке.

Мезолитические культуры Центральной Азии

Хронология указана в годах до нашей эры.

Романовско-ильмурзинская культура (10-6 т. до н.э.)

Романовско-ильмурзинская культура – мезолитическая культура Предуралья. Названа по первым исследованным памятникам мезолита – Романовки 2 (под Уфой) и Ильмурзино (под Кушнаренково) в Башкирии. Типичны наконечники стрел (редко) и пластинчатые изделия. На позднем (муллинском этапе) встречаются единичные микролиты.

  1. ИЛЬМУРЗИНСКИЙ этап – начальный этап романовско-ильмурзинской культуры. Южное Предуралье. Переход от палеолита к мезолиту. Пластинчатые орудия.
  2. СЮНЬСКИЙ этап – этап мезолита. Второй этап романовско-ильмурзинской культуры. Впервые появляются костяные орудия типа гарпунов и вкладышевых острий. Первые наконечники стрел на пластинках. Отсутствуют микролиты геометрических форм.
  3. [А какой 3-й этап?]
  4. ДАВЛЕКАНОВСКИЙ этап мезолита Предуралья относится к 4-ому этапу романовско-ильмурзинской культуры (скульптура медведя из кости медведя [типа, чтобы душа в ней жила и не обижалась]).

Янгельская стоянка и культура (10-6 т. до н.э.)

Янгелька – мезолитическая стоянка и культура на Южном Урале. Расположена на 20-тиметровой скале на берегу озера Чеваркуль, в которое впадает река Янгелька. На поселениях каменного века на этом озере люди жили около 6-10 тыс. лет назад. На стоянке Янгелька были обнаружены остатки большого длинного дома с очагами и глубокой ямой – хранилищем. Длина жилища - 16 м, ширина 6-7 м. По краям жилища лежали крупные камни.

В остатках жилища было найдено более 7 тысяч острых ножевидных пластинок, сотни нуклеусов, масса отщепов, сверел, резцов, скребков, скобелей и других орудий из разноцветной яшмы. Здесь впервые были найдены геометрические микролиты южно-каспийского типа – трапециевидные острые низкие треугольники, ромбы. Они использовались как наконечники стрел, вкладышами в лезвие кинжала, в качестве рыболовного крючка, зуба гарпуна или остроги. Найден жатвенный нож с микролитами, оправа его истлела, но микролиты сохранили форму ножа.

Мезолитические культуры Южной Азии

Хронология указана в годах до нашей эры.

Мезолитические культуры Восточной Азии

Хронология указана в годах до нашей эры.

Протонеолит (поздний мезолит)

Раньше протонеолитом называли переходный период от палеолита к неолиту, т.е. сам мезолит. [Теперь - промежуточную фазу между евразийскими мезолитом и неолитом, т.е. субнеолит?]


На главную

Археология : Палеолит | Мезолит | Мегалиты | Доместикация | Предыстория Америки | Предыстория Евразии | Древнейшая история Африки | Доисторическая Океания | Первобытная Австралия | История России
Сведения археологу | Специальная археология | Авторские статьи
Библиотеки и музеи | Антропология | Языки | Письменности | Страны | Карты
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 10.01.2017
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня