Версия для печати

Неопубликованная табличка Мазьера

Главная > Лингвистика > Письменности > Кохау ронгоронго > Дощечки КРР > Табличка Мазьера

Дешифровка иероглифической таблички ронгоронго, найденной Ф. Мазьером

И.К.Федорова

Исследователь острова Пасхи, автор приключенческих романов Франсис Мазьер (1924-1994) побывал на Рапа-Нуи в 1962-1964 гг. Участники экспедиции Мазьера вели раскопки на Оронго, склонах Рано-Рараку, на полуострове Поике. Им удалось найти неизвестные ранее статуи, стену из моаи разных периодов на склоне вулкана. Рапануйцы допустили Мазьера даже в семейные пещеры-тайники. Три года спустя Мазьер издал научно-популярную книгу «Загадочный остров Пасхи», проникнутую антирасистским духом, любовью и уважением к создателям самобытной рапануйской культуры, жившим тогда в условиях резервации. На русском языке она вышла в 1970 г. (Zip) с моими примечаниями и послесловием [Мазьер, 1970: 132-141].

Мазьер привез с острова Пасхи коллекцию рапануйских вещей, и в том числе полученную в дар от рапануйцев тетрадь с записью фольклорных текстов и прорисовкой рапануйских знаков, сделанных Томеникой Пате (т.е. знатоком письма ронгоронго Вака Туку Онге, умершим в 1914 г.). В 1956 г. Тур Хейердал уже видел эту рукопись (принадлежавшую Эстевану Атану Пакомио, племяннику Томеники) и сделал ее фотокопию, опубликованную в трудах норвежской археологической экспедиции. Подлинник ее, считавшийся утраченным после гибели Э.Атана, был подарен рапануйцами Мазьеру. Коллекция предметов, привезенных Мазьером попала в Музей Человека в Париже, однако, видимо, далеко не вся. После смерти Ф.Мазьера его сын продал по крайне мере один из артефактов Эдуардо Уарту из Национального Музея Естественной истории в Сантьяго-де-Чили. Летом 2009 г. Э. Уарт сообщил мне о хранящейся у него табличке ронгоронго, привезенной Мазьером, и прислал ее фотографии. (Об этой табличке сам Мазьер в своей книге нигде не упоминает).

На дощечке неправильной прямоугольной формы (размерами примерно 27 на 7 см) расположены 4 полные строки и две оборванные. Знаки располагаются только на одной стороне дощечки, что не характерно для классических образцов, где обе поверхности сплошь покрыты значками. По фотографии видно, что оборот дощечки неровный, с выбоинами.

Уарт утверждает, что табличка весьма древняя и в подтверждение своих слов ссылается на проведенный доктором Георгом Бонани из Швейцарского Федерального Технологического Института в Цюрихе радиоуглеродный анализ, показавший результат в 260 лет, относящий дощечку ко 2-й половине XVIII в. Не сомневаясь в этой дате, вполне допускаю, что дерево таблички действительно старое (это видно даже по фотографии). Что же касается надписи, она, скорее всего, сделана позднее. К сожалению, внести ясность в этот вопрос мог бы анализ не столько дерева, сколько органики, накопившейся в бороздках знаков - ведь поверхность табличек, как и мелкой деревянной скульптуры, подвергалась обработке в технике энкаустики.

По фотографиям, присланным Уартом, можно сделать заключение, что надпись начертана в конце XIX в. или в начале ХХ в. одним из последних знатоков письма, человеком старым и слабовидящим. В пользу этого говорит достаточно изящная, округлая форма знаков и правильный порядок присоединения дополнительных элементов. Однако, по сравнению с классическими, знаки более расплывчатые, они шире и толще. Такие могли бы получиться у резчика с плохим зрением, когда руки еще помнят правильное движение, однако резец не попадает в нужное место. Все известные нам образцы ХХ в. обычно отличаются большей резкостью и спрямленностью линий.

Во всяком случае, знаки вполне возможно идентифицировать - эта дощечка намного лучшего качества, чем дешифрованная мною надпись Томеники [Федорова 1995:66-69; Fedorova 1995:73-76] или нестандартный текст на табличке «Ика» из Мадрида (его перевод был выполнен мною по просьбе испанского исследователя Ф.Меллен-Бланко и опубликован им в двух статьях [Mellen-Blanco 1996:57-59; Mellen-Blanco 1996:137-141]).

Возможно, не все знаки удалось опознать правильно, потому что они не совсем стандартны и плохо видны на поврежденных концах таблички.

Дешифровка таблички Мазьера

Верхняя незаконченная строка (1)

1-1 Рисуночный знак 200 рапануйской таблички Мазьера Рисуночный знак 200 рапануйской таблички Мазьера Рисуночный знак 64 рапануйской таблички Мазьера Рисуночный знак 81 рапануйской таблички Мазьера Рисуночный знак 50 рапануйской таблички Мазьера Рисуночный знак 64 рапануйской таблички Мазьера Рисуночный знак 40 рапануйской таблички Мазьера
200+200+064 081 050 064+040 ?
ko ko tonga hetu/ketu kau nua/nui tonga kau
[ямс] тонга выкопал клубень много [ямс] тонга, клубень
1-2 Рисуночный знак 300 рапануйской таблички Мазьера Рисуночный знак 634 рапануйской таблички Мазьера Рисуночный знак 42 рапануйской таблички Мазьера Рисуночный знак 42 рапануйской таблички Мазьера Рисуночный знак 548 рапануйской таблички Мазьера Рисуночный знак 64 рапануйской таблички Мазьера
300+634 042+042 548 064 ?
ko? taha? kau kau ko tonga
[ямс] таха клубень, клубень tonga[ямса] тонга

Первая законченная строка сверху (2)

034 071+030+071 008 093 045/048 093 073 022 007 610 (200+634) 007 022/024+200 164 007 630 040+V093 290 430/440/200 205 255/205+040 255(010 + 240 + 010)

Вторая законченная строка сверху (3)

? 076+095? 076+095? 062+067 022 022 605 607 001 602 604+021 073+064 072 087/088 440+044 027 040 073+064 605 076 200

Третья законченная строка сверху (4)

240+069 034 027 280 081 (008 + 043) 050 450+060 548 720 548 720+064 067+010 260 067+010 067+010+062 008 431? 300 260 280 260

Четвертая законченная строка сверху (5)

466? 466? 390 067 260 305+021 081 (008 + 043) 430+052 002+010 010 010 059 591 670 591 065+069 344 049+010 044 440 204 346 736

Последняя незаконченная строка снизу (6)

200 202 522 214 300 600 214 301 015 304+021 200+001 200+001 304 304/204?

Перечень знаков на дощечке Мазьера

Каталог знаков, присутствующих на дощечке Ф. Мазьера (номера знаков указаны по Т.С. Бартелю [Barthel 1958], дешифровка и чтение: [Федорова 2001]).

Уже после прочтения дощечки выявилось, что 4-я, 5-я и 6-я строки частично соответствуют строкам Hv2 и Hv3 на Большой Чилийской табличке из Сантьяго и Pv5 на Большой Санкт-Петербургской [Barthel, 1958], к которым табличка Мазьера является параллелью.

В целом следует отметить, что табличка Мазьера является переходной формой между классическими образцами и современными. Она во многом сходна с дощечками XIX в., вполне поддается дешифровке и переводу и пополнит коллекцию рапануйского наследия.

Результаты моего перевода корпуса текстов ронгоронго [Федорова 2001] поставили вопрос о значении их для жителей Рапа-Нуи и современных людей, поскольку ясно, что их создатели сделали все возможное, чтобы таблички все же дошли до нас. Я уже высказывала предположение, что на кохау ронгоронго записаны вербальные формулы для повышения плодородия земли. Современная методика текстового психофизиологического анализа кода речи позволяет оценить любой текст с этой точки зрения. Автор этого нового научного направления Алексей Александрович Биркин [Биркин 2007] (выпускник Военно-Медицинской Академии, кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией Психодиагнистики и психологического отбора Центральной клинической больницы Министерства Путей сообщения России) любезно согласился провести такое исследование, и его результаты, которые будут подробно изложены в отдельном сообщении, показывают, что табличка Ф. Мазьера сопоставима с классическими образцами и по этим параметрам.

Библиография

Иллюстрации

В  статье И.К.Федоровой имеется фотография таблички Ф.Мазьера, любезно предоставленная Э.Уартом. Однако в данной Интернет-версии иллюстрации пока не сделаны.

Авторский анализ текста дощечки Мазиера

На дощечке Мазьера представлены следующие знаки (в кодах Бартеля):

  1. Верхняя незаконченная строка: 200+200+064 081 050 064+040 ? 300+634 042+042 548 064 ?
  2. Первая законченная строка сверху: 034 071+030+071 008 093 045/048 093 073 022 007 610 (200+634) 007 022/024+200 164 007 630 040+V093 290 430/440/200 205 255/205+040 255(010 + 240 + 010)
  3. Вторая законченная строка сверху: ? 076+095? 076+095? 062+067 022 022 605 607 001 602 604+021 073+064 072 087/088 440+044 027 040 073+064 605 076 200
  4. Третья законченная строка сверху: 240+069 034 027 280 081 (008 + 043) 050 450+060 548 720 548 720+064 067+010 260 067+010 067+010+062 008 431? 300 260 280 260
  5. Четвертая законченная строка сверху: 466? 466? 390 067 260 305+021 081 (008 + 043) 430+052 002+010 010 010 059 591 670 591 065+069 344 049+010 044 440 204 346 736
  6. Последняя незаконченная строка снизу: 200 202 522 214 300 600 214 301 015 304+021 200+001 200+001 304 304/204?

Предварительные наблюдения (по знакам и подстрокам) при анализе новой таблички Мазиера:

  1. Самые частотные знаки:
  2. Диграфы и повторяющиеся знаки: .
  3. Знаки до диграфов: .
  4. Знаки после диграфов: .
  5. Много сочетаний знаков:
  6. Префиксы:
  7. Сочетания префиксов:
  8. Постфиксы:
  9. Сочетания постфиксов:
  10. Раскладка лигатур:
  11. Выявленные аллографы:

Результаты этих наблюдений накапливаются на морфологической странице.


Главная > Лингвистика > Письменности > Кохау-ронгоронго

Корпус текстов ронго: A (Весло) | B (Аруку Куренга) | C (Мамари) | D (Echankree) | E (Кеити) | F (Stephen Chauvert) | G (Маленькая из Сантьяго) | H (Большая из Сантьяго) | I (Жезл из Сантьяго) | J (Реимиро 1) | K (Маленькая из Лондона) | L (Реимиро 2) | M (Большая из Вены) | N (Маленькая из Вены) | E (Бумеранг) | P (Большая из Ленинграда) | Q (Маленькая из Ленинграда) | R (Атуа Мата Рири) | S (Большая из Вашингтона) | T (Гонолулу 1) | T (Гонолулу 2) | T (Гонолулу 3) | X (Человек-птица) | Y (Табакерка) | Надпись томеника | Подписи вождей | Адыгейский камень

Языки мира | Страны и города | История народов

На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 25.04.2014
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня