Версия для печати

Фантастические, любительские и неклассифицированные языки

Главная > Лингвистика > Интерлингвистика > Вымышленные языки
Словари модельных языков: В | Г | И | Л | М | Н | О | Р | С | Ф | Э
Россыпь сказочных идей

Термин «вымышленные языки» (ВЯ) принят для выделения одной из групп конструированных языков (конлангов, conlangs) с целью отграничения ее от вспомогательных международных языков (auxlangs) типа эсперанто, идо, ложбана и т.п. Следует сразу оговорить, что термин «вымышленные языки», в соответствии со сложившейся в движении «конструкторов языка» (конлангеров) и имеющихся исследованиях этого движения практикой, может употребляться в широком и узком смысле: 1) в широком смысле «вымышленные языки» включают не только так называемые «персональные языки» (personal languages), изобретаемые отдельными энтузиастами и размещаемые в Интернете, но и 2) «фантастические языки» — создания писателей-фантастов, авторов художественных фильмов и компьютерных игр.

Вымышленные языки (артланги, фикциональные языки) — не используемые в реальности языки, являющиеся частью вымышленных вселенных. В зависимости от степени проработанности могут относиться к полноценным искусственным языкам или наброскам языков, иногда характеризуемым как жаргоны. В литературных и кинопроизведениях могут играть мирообразующую или сюжетообразующую роль — либо служить дополнительной характеристикой персонажей. Вымышленные языки часто стараются выразить необычную картину мира и способ мышления. Для вымышленных языков характерно смещение центра тяжести с коммутативной функции на поэтическую.

На вымышленных языках могут говорить вымышленные существа и народы, населяющие вымышленные страны в произведениях литературной и кинофантастики. Иногда вымышленные языки конструируются для компьютерных игр, как например симлиш в The Sims, или для игрушек, как «фёрбиш» (англ. Furbish) — родной язык роботизированной игрушки Furby.

К вымышленным языкам также относят созданные энтузиастами-любителями искусственные «персональные языки», не претендующие на роль универсального вспомогательного языка и не являющиеся воплощением какой-либо глубокой лингво-философской идеи, но просто являющиеся результатом творческого самовыражения авторов (в интернете существуют целые сообщества конструкторов языков или конлангеров).

Языки, созданные для использования в художественных произведениях, или артланги, начинают появляться в ранней современной литературе (в Гаргантюа и Пантагрюэль, в утопических мотивах), но получают известность в качестве серьёзных проектов только в начале XX века. «Принцесса Марса» Эдгара Берроуза была, возможно, первым фантастическим романом, в котором использовался искусственный язык. Джон Толкин был первым учёным, который стал обсуждать художественные языки публично, прочитав лекцию под названием «A Secret Vice» на конгрессе в 1931 году.

К началу первого десятилетия XXI века художественные языки стали достаточно распространены в научно-фантастических и фэнтезийных произведениях, в которых чаще используется крайне ограниченный, но определённый словарь, указывающий на существование полноценного искусственного языка; в отдельных случаях артланг может иметь проработанную грамматику, письменность, фонетику и даже историю развития. Художественные языки появляются, например, в Звёздных войнах, Звёздном пути, Кин-дза-дза!, Властелине колец (эльфийский язык), Звёздных вратах, Атлантиде: Затерянный мир, Игре престолов (дотракийский и валирийский языки), Аватаре, в компьютерных приключенческих играх Dune и Myst. (Из Википедии)

Эта страница мало наполнена (автора пока интересуют не вымышленные языки, а более серьезные языковые проекты), тем не менее, на нее есть ссылки в Википедии, например, касающиеся языков Ларимин и Арахау (Викизнание). Последний присутствовал на этой странице как "вымышленный" (поскольку был создан любителем), потом был перемещен на страницу логических (априорных) языков. Тем более, что его автор Иван Карасев - опытный и эрудированный лингвист.

Ведь, на самом деле, не от профессионализма проектировщика зависит "вымышленность" языка: создатель эсперанто был врачом, а воляпюка - пастором. Но эти языки, сотворенные нелингвистами Заменгофом и Шлейером, не являются вымышленными. А вот профессиональные лингвисты создавали языки квенья, на'ви и клингон - и эти языки являются вымышленными. Вымышленные языки - это не созданные самоучками лингвопроекты. Вымышленными называются оны по области применения - в "вымышленной" литературе (фэнтези, научной фантастике, фантастических кинофильмах и т.д.).

Разделы страницы о вымышленных языках (Вулкан, Клингон, эльфийский Квенья...):

Также смотрите фэнтэзи-письменности для фантастических языков.


Фантастические языки и проекты фэнтэзи-языков (фанланги и фэнланги)

Языки, разработанные и представленные в художественной литературе - в фантастике и фэнтэзи произведениях, либо в мультфильмах, играх...

А также другие модельные языки, созданные в последнее время лингвистами, достаточно известные, но пока не получившие такого признания и распространения, из-за которого их можно было бы называть полуязыками.

Фантастическое лингво-проектирование (обзоры)

Для «фантастических языков» Интернет является вторичной средой бытования, они были придуманы для обслуживания фантастических фикциональных миров как языки народов, населяющих эти миры, но в связи с большой популярностью некоторых из этих миров (например, фантастический мир Толкина, мир сериала «Star Trek», мир компьютерной игры «Myst») фантастические языки вышли за их пределы и получили распространение в виртуальной, а иногда, как это случилось с языками Толкина, реальной действительности. Такие фантастические языки а) служат образцом и стимулом к конструированию языков для многих наивных говорящих; б) продолжают разрабатываться и обрабатываться участниками движения конлангеров.

Одной из специфических чёрт коммуникации в современном мире является тенденция к построению искусственных миров. Эта тенденция наблюдается в самых разных сферах коммуникации: от рекламы и кинематографа (на диске с новым фильмом будут содержаться различные дополнения, строящие мир, а иногда и миф этого фильма, например, рассказ о том, как снимался фильм, досюжетные биографии героев, «экскурсию» по городу, где разворачивается действие фильма) до ролевых игр и вымышленных миров, функционирующих в Интернете [Шувалова 2005] [Сидорова 2005]. Этой же тенденцией объясняется повышение читательского интереса к научно-фантастической литературе, совершившей за последнее время как количественный, так и качественный скачок. С одной стороны, это отражение активизации уже упоминавшейся игровой деятельности, с другой – следствие растущей неудовлетворенности современного человека окружающим миром, проявление эскапизма.

Язык – главный инструмент построения вымышленных миров, дающий названия для их природных и социальных реалий, собственные имена, позволяющий создать для этих миров духовную культуру (многие вымышленные миры имеют художественную литературу – поэзию и прозу на сконструированных языках). Для полновесной интерпретации «демиургического бума» последних десятилетий требуются совместные усилия специалистов разных отраслей знания – культурологов, социологов, психологов, профессионалов в области информационных технологий, но и лингвистам предстоит сказать здесь свое слово.

Вымышленный язык Арендрон

Arêndron – язык семьи Uschoeran планеты Atragam, которую вы не найдете ни на одной астрономической карте, язык, изобретенный Майклом Рептоном (Michael S. Repton), одним из энтузиастов конструирования вымышленных языков в Интернете, для своего фантастического мира.

В этом мире на протяжении его многовековой истории возникали и руши лись царства, дикие кочевые племена обретали цивилизацию, аналогичную европейской античности, и уходили в глубь веков, оставляя после себя памятники своей культуры, поколения сменяли поколения, Arêndron из живого превратился в язык науки, литературы и философии. И все это под неустанным попечением автора, волей его фантазии и конструкторского мастерства.

Квенья и эльфийские языки Дж. Толкина (1892-1973)

Этот фэнтэзи-язык — наиболее известный из языков, созданных английским лингвистом, филологом и писателем Дж. Р. Р. Толкином (1892-1973 год), начавшим свою работу в 1915 году и продолжавшим ее всю свою жизнь. Разработка квенья, а также описание эльдар, народа, который мог бы говорить на нем, привела к созданию классической литературного произведения в жанре фэнтези — трилогии «Властелин колец», а также ряда других произведений, опубликованных уже после смерти их автора. Сам Толкин писал об этом так: «Никто не верит мне, когда я говорю, что моя длинная книга — это попытка создать мир, в котором язык, соответствующий моей личной эстетике, мог бы оказаться естественным. Тем не менее, это правда».

В  основу квенья легли латынь, финский и греческий языки. Квенья достаточно сложен для изучения. Он включает в себя 10 падежей: 6 обычных (именительный, винительный, дательный, родительный, творительный, местный) и 4 особых (притяжательный [чем отличается от родительного?], отделительный, приблизительный, и соответственный). Существительные в квенья изменяются по четырем числам: единственному, множественному, дробному (примеряется для обозначения части группы [бусина]) и двойственному (используется для обозначения пары предметов [сапог]).

Толкин разработал также специальный алфавит для квенья — тенгвар [звучит по-скандинавски], однако для записей на этом языке чаще всего используется латинский алфавит.

В  настоящее время количество людей, в той или иной степени владеющих данным языком, достигает нескольких десятков тысяч. В одной только Москве насчитывается не менее 10 человек, знающих его на уровне, достаточном для того, чтобы писать на нем стихи. Интерес к квенья значительно возрос после экранизации «Властелина колец». Существует ряд учебников по квенья, а также клубы по изучению данного языка.

Кинематографические языковые проекты Марка Окранда

В отличие от эльфийских языков, развившихся уже после смерти Толкиена, Клингон и Вулкан поддерживаются их создателем Марком Окрандом. Он же разработал язык атлантов для диснеевского мультфильма Atlantis.

Кроме этого, нашлись и энтузиасты языка империи Ромулан, хотя они большие враги Федерации. Имеются даже словарь и грамматика, основанную на отрывочных фразах из сериала, которые тоже были разработаны Окрандом.

Язык Вулкан (Вулкано)

Хочу заметить, что фонетичнее письма я не видел. Букв н - три (назальная, обычная и мягкая нь), букв А - восемь. МФА отдыхает :) Система чисел ужасно запутанная и сложная (на мой первый взгляд). В языке есть 10 падежей. Глагольная система проще английской. Единственная сложность, которую "перепрыгнуть", изучая язык, не удастся, - это правописание. Звуковые гармонии турецкого и рядом не валялись..

Там есть два полностью разработанных инопланетных языка: язык планеты Вулкан и ее многочисленных колоний (одна из внутренних планет системы Эпсилон Эридана; есть мнение - Эридан 40) и язык Клингон, на котором говорит воинственная цивилизация, произошедшая с планеты Qo'noS (диал. Klinzai). В отличие от клингонского, вулканский более последователен (как-никак спокойная раса философов-медитаторов вроде буддистов и даосов), однако имеет кучу диалектов как на базовой планете, так и в колониях. Среди trekkies (trekkers) больше популярен Клингон, поскольку сами клингонцы - более экзотическая публика.

Самое забавное, что Первый Контакт (см. одноименный фильм) осуществил, как известно, Zephram Cochran, а астроном Dr. William Cochran пару лет назад действительно обнаружил планетную систему у Епсилона Эридана.

(Отрывки мнений об инопланетном вулканском языке (Vulcan, Volcano) с Лингвофорума)

Клингонский язык (клингон)

Клингонский язык (клингон) входит в число языков, созданных лингвистом Марком Окрандом для клингонов — одной из рас научно-фантастического телесериала «Звездный путь» (Star Trek). Клингон имеет полноценную грамматику, синтаксис и словарь. При его создании использовались языки индейцев Северной Америки, а также санскрит. Клингонский язык практически не имеет диалектных различий, агглютинирующий с элементами флективности и сложнее вулканского.

Впервые клингонский язык прозвучал в 1979 году, и с тех пор приобрел множество поклонников. В 1992 году был основан Институт клингонского языка, раз в три месяца выпускающий журнал HolQeD, посвященный этому языку, языкознанию и культуре.

Хотя для клингона была разработана собственная письменность, в настоящее время большинство его пользователей использует латинский алфавит. Считается, что клингонским языком владеет несколько сотен человек из разных стран мира. В 2004 году даже была открыта Википедия на клингоне. Страница на этом языке существует у поисковика Google и Deutsche Welle.

Проекты Ольги Лаэдэль (эналь, ларимин)

Игровые языки [геймлэнги]

В современном мире растет разнообразие и значение игровой деятельности людей, осуществляемой посредством языка. Постмодернистское сознание нашей эпохи обострило интерес рефлексирующих носителей языка к форме выражения мысли, к потенциальным возможностям языка как инструмента игры. Языковое конструирование выполняет, как кажется, важную функцию в познавательной активности людей, осуществляемой через язык и направленной как на внутреннюю сущность человека, так и на окружающий его мир, а также помогает развитию интеллектуальных способностей личности.

[Однажды у меня спросили разрешения воспользоваться моим проектом быстрых, кратких и легкопроизносимых числительных с систематическим словообразованием, за лексическую или концептуально-фонетическую основу которых я взял систему тюркских числительных. Пожалуйста, пользуйтесь в своё удобство! :) - И.Г.]

Любительские проекты комлангов ("кустарное языкоделие")

Вымышленные языки, созданные не лингвистами ("персональные" вымышленные языки). Как правило, это бессистемные (или с не до конца продуманной системой), вплоть до алогичности. Или просто не до конца разработанные лингвопроекты. Либо просто бесперспективные или с сомнительной перспективой внедрения и эволюции.

В отличие от языков Толкина, фантастических языков кино и компьютерных игр, персональные, или авторские, вымышленные языки не существуют в отрыве от своего грамматического (в широком смысле слова) описания в Интернете. Это принципиально важное свойство авторских ВЯ, противопоставляющее их всем другим видам искусственных языков и естественным языкам – первичность описания языка по отношению к языку как таковому. Пока автор ВЯ не напишет в грамматике, что в его языке есть частица da или пассивный залог глагола, в этом ВЯ нет ни частицы da, ни пассивного залога. Они возникают в тот момент, когда они зафиксированы в грамматике. Если в естественном языке новое слово какое-то время функционирует, не будучи занесенным в словари, то в ВЯ возникновение нового слова происходит именно путем добавления его в словарь. На эсперанто и языках Толкина говорят: новые единицы и явления в них могут появляться не только плановым путем, но и в употреблении и лишь потом (после более или менее долгого обсуждения) регистрироваться грамматикой и словарем. В ВЯ ситуация принципиально иная, поэтому к ним более применим термин «проект», чем «грамматическое описание»: описывают то, что уже существует, проектирование подразумевает создание объекта. Персональные вымышленные языки и языки фантастические интересны не только сами по себе, а как часть более широкой гуманитарной проблематики.

Личные, или персональные, языки – вымышленные языки, сконструированные отдельными авторами или группами авторов «для собственного удовольствия». Предлагается назвать их «авторскими языками». Основной средой бытования авторских языков является Интернет. Описания авторских ВЯ, как правило, сопровождаются описаниями связанных с ними миров, культур, народов, полностью вымышленных самим автором или заимствованных из мифологии, художественной литературы, кинематографа, компьютерных игр. Проекты, не выходящие из зародышевой стадии и не связанные с созданием вымышленного мира, а также попытки частичной ревизии естественных языков принято именовать «языками-набросками».

Авторские языки – это языки, конструируемые за пределами художественной литературы, но не предназначенные для коммуникации в реальном мире. Эти языки изобретаются авторами, имеющими лингвистическое образование или не имеющими его, как языки вымышленных народов, населяющих вымышленные миры. Такая форма языкового творчества, носит достаточно массовый характер и играет весьма важную роль в развитии языкового (и не только языкового) сознания людей. Язык выступает здесь как объект и инструмент познания. Конструирование языка оказывается не просто одним из видов игровой деятельности, о необходимости которой для современного взрослого человека активно пишут сейчас психологи и социологи. Это и интеллектуальная гимнастика, помогающая творцу вымышленного языка глубже проникнуть в законы организации и функционирования языка вообще; это и один из эффективных способов понять проблемы межкультурной коммуникации и выработать разумное отношение к серьезнейшей культурной и социальной оппозиции современности – «Свой – Чужой».

Другие "кустарные языки"

Библиография о вымышленных языках


Главная > Языкознание > Интерлингвистика:
Порталы | История | Принципы | Нормолингвистика | Международные языки | Виды артлангов | Интерлингвисты | Креацентры | Интер-книга | Анализ корнесловов | Лингвопроекты автора
Виды модельных языков: Пред-эсперанто | Эсперантология | Полуязыки | Панланги (в т.ч. панславистика) | Поcтэсперантские модланги | Логланги | Фэнланги | Пазиграфия | Типы лингвопроектов
Родственные разделы: Интернационализация | Основания языка | Семантика | Международные символы | Всемирные письменности | Языки программирования | Искуственный интеллект | Русская идеография | Искусственные лексиконы
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 27.12.2019
Яндекс.Метрика