Кибернетика - наука об управлении сложными системами

Главная > Информатика > Кибернетика

Роботы - длинные руки человечества

Если кибернетику скрестить с математикой - получится кибенематика ("Математики тоже шутят").

А если кибернетику скрестить с жизненной философией - получится кабернетикэ (Шурику пошутили).

Киберне́тика (от др.-греч. κυβερνητική «искусство управления») — наука об общих закономерностях получения, хранения, преобразования и передачи информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество. В Древней Греции термин «кибернетика», изначально обозначавший искусство кормчего, стал использоваться в переносном смысле для обозначения искусства государственного деятеля, управляющего городом. В этом смысле он, в частности, используется Платоном в «Законах». (Википедия)

Пока с трудом провожу границы между математикой, информационными технологиями, кибернетикой и менеджментом (а ведь с информацией и управлением еще связана лингвистика, семиотика и психология). Что в чем??? Может быть - так:


         ---> кибернетика <---
         |                   |
         |                   |
    математика <------> информатика
         ^                   ^
         |                   |
         ---> лингвистика <---
               ^      ^
               |      |
        семиотика    психология

То есть, информатика обслуживает математику технически, а математика информатику - теоретически. Обе обслуживают кибернетику, которая, фактически, включает часть разделов математики, и часть - информатики. Также, эти "царицы наук и техники" обслуживают лингвистику, и, в то же время, часть лингвистики содержится в информатике, а математика сама является, по существу, "языком". Таким образом, лингвистика, информатика и математика являются взаимно спаянным обслуживающим триумвиратом - "тремя слугами" Киплинга: WHAT, WHY, HOW (что, почему и как?).

Разделы страницы о кибернетике и системах управления:

Об АСУТП (автоматизированных системах управления технологическими процессами), в т.ч. системах SCADA (англ. Supervisory Control and Data Acquisition — “диспетчерское управление и сбор данных”) смотрите соответствующий раздел копоративных информационных систем (КИС).

Так же смотрите информацию о численных методах и математическом моделировании, алгоритмах и корпоративных системах. Вам могут быть интересны и страницы по бионике и искусственным языкам.


Разделы кибернетики

Приведём 2 внутренние классификации кибернетики и ее направлений:

  1. Кибернетика - Классификация по ГРНТИ (раздел 28).
  2. Кибернетика - Классификация по УДК в разделе 51 (Математика).

Основные разделы кибернетики по ГРНТИ

Раздел кибернетики

Состав раздела 28 "Кибернетика" согласно ГРНТИ (щёлкайте на ветках для их раскрытия или схлопывания):

Раздел математической кибернетики

Состав раздела 27.47 "Математическая кибернетика" (внутри раздела 27 "Математика") согласно ГРНТИ:

Примечания (термины и определения)

  1. Эргатическая система — система управления, одним из элементов которой является человек или группа людей. Основными особенностями таких систем являются социально-психологические аспекты («человеческий фактор»). Наряду с недостатками, эргатические системы обладают рядом преимуществ, таких как нечеткая логика, эволюционирование, принятие решений в нестандартных ситуациях.

Состав кибернетических дисциплин по УДК

В разделе 51 «Математика» имеется подраздел 519.7 “Математическая кибернетика, включая теорию управляющих систем [кибернетических и автоматических?], теорию информации и математические вопросы семиотики.” [!] Также имеется подраздел 51-7 “Применение математических методов исследования в других областях знания” - “Приложения теоретико-вероятностных методов, математическая экономика [эконометрика?], кибернетика.”

А в разделе 68 «Техника» имеется подраздел 681.5 “Автоматика. Теория, методы расчета и аппаратура систем автоматического управления и регулирования. Техническая кибернетика. Техника автоматизации.”.

Общие ресурсы по кибернетике

История вычислительной техники (обзоры и находки)

Порталы о технической кибернетике и компьютерном управлении

Кибернетика и системология (статьи)

Робототехника и роботостроение

Великий фантаст Айзек Азимов в 1942 году сформулировал три закона робототехники. Первый из них гласит: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред».

Центры робототехники и технической кибернетики

Российские робототехнические центры

Робототехнические НИИ ближнего зарубежья

Обзоры и статьи по робототехническим устройствам

Новости по роботостроению и киборгоразработках

Искусственный интеллект и нейропрограммирование

Центры исследований и разработок в сфере искусственного интеллекта

Порталы и сборники статей по искусственному интеллекту

Языки программирования искусственного интеллекта и нейросетей (5GL)

Язык логического программирования предназначен для представления и использования знаний о некоторой предметной области. Программы на этом языке состоят из некоторого множества отношений, а ее выполнение сводится к выводу нового отношения на основе заданных.

Нейроязыки Prolog, Lisp, Smalltalk - языки грамматического разбора и обработки текста.

О нейропрограммировании и искусственном интеллекте

Язык Lisp (Лисп) - 1960 г.

Язык Lisp (Лисп) предложен в конце 1958 г. [письменно - в 1960 г.] математиком Джоном Маккарти (John McCarthy) из МТИ (ему же принадлежит идея создания систем с разделением времени). Название идет от List Processing language (язык обработки списков), но из-за изобилия скобок в шутку расшифровывается также как Lots of Idiotic Silly Parentheses (масса идиотских скобок). Язык ориентирован на разработку программ для решения задач не численного характера - в первую очередь для обработки символьной информации.

Официальное название хорошо подчеркивает основную область его применения. Понятие “список” оказалось очень емким. Программа на этом языке и большая часть структур данных представляют собой связанные списки. В виде списков удобно представлять алгебраические выражения, графы, элементы конечных групп, множества, правила вывода и многие другие сложные объекты. Списки являются наиболее гибкой формой представления информации в памяти компьютеров. Базовыми операциями языка являются операции над списками. Неудивительно, что этот удобный язык, специально предназначенный для обработки списков, быстро завоевал популярность.

Это язык функционального программирования, базирующийся на лямбда-исчислении и используемый для задач искусственного интеллекта (ИИ). Это был также первый ЯВУ, в котором при работе с динамически распределяемой памятью производится автоматическая "сборка мусора" (garbage collection).

Большим достоинством Лиспа является его функциональная направленность, т. е. программирование ведется с помощью функций. Причем функция понимается как правило, сопоставляющее элементам некоторого класса соответствующие элементы другого класса. Сам процесс сопоставления не оказывает никакого влияния на работу программы, важен только его результат – значение функции. Это позволяет относительно легко писать и отлаживать большие программные комплексы. Ясность программ, четкое разграничение их функций, отсутствие каверзных побочных эффектов при их выполнении является обязательными требованиями к программированию таких логически сложных задач, каковыми являются задачи искусственного интеллекта. Дисциплина в программировании становится особенно важной, когда над программой работает не один человек, а целая группа программистов.

На протяжении почти 40-летней истории его существования появился ряд диалектов этого языка: Common LISP, Mac LISP (MacLisp), Inter LISP (INTERLISP), Standard LISP, MuLISP фирмы Soft Warehouse для РС и другие: Honolulu, Havaii... Различия между ними не носят принципиального характера и в основном сводятся к несколько отличающемуся набору встроенных функций и некоторой разнице в форме записи программ. Поэтому программист, научившийся работать на одном из них без труда сможет освоить и любой другой.

Существуют и другие диалекты ЛИСПа. Arc - предельно упрощённая версия Lisp с мощной поддержкой макросов, позволяющей любые «грязные хаки» в стиле лиспа. Clojure - современный диалект Лиспа, язык программирования общего назначения с поддержкой разработки в интерактивном режиме, поощряющий функциональное программирование и упрощающий поддержку многопоточности. Clojure работает на платформах JVM и CLR.

После появления Лиспа различными авторами был предложен целый ряд других алгоритмических языков, ориентированных на решение задач в области искусственного интеллекта, среди которых можно отметить Плэнер, Снобол, Рефал, Пролог (см. ниже). Однако это не помешало Лиспу остаться наиболее популярным языком для решения таких задач.

Язык Prolog (Пролог)

Язык Prolog (Programmation en Logique - "программирование на основе логики" - Пролог) - декларативный язык программирования для задач искусственного интеллекта, обработки естественных языков и др. Его разработали в 1971-1972 годах Алэн Колмероэ (Alain Colmerauer) и Филипп Рассель (Philippe Roussel) в университете в Лумини (г. Марсель). В дальнейшем Пролог развивали различные коллективы, среди которых следует выделить группу Эдинбургского университета.

В  Прологе реализован декларативный подход, при котором достаточно описать задачу с помощью правил и утверждений относительно заданных объектов. Если это описание является достаточно точным, то ЭВМ может самостоятельно найти требуемое решение.

Первая реализация - Prolog 10 (Дэвид Уоррен и др.) на PDP-10. Отсюда термин - эдинбургский синтаксис, или синтаксис DEC10. В настоящее время имеется обширное семейство языков логического программирования, построенных на базе языка Пролог, например, Prolog-2, Prolog++, Prolog-Linda, Prolog-III, Turbo Prolog, PDS Prolog и др.
(Англо-русский компьютерный словарь)

Язык Smalltalk

Язык SmallTalk (Смолток, Смолтолк - досл. "короткий разговор") - его разработали в 1972 г. Алан Кей (Alan Kay) и сотрудники исследовательской группы Software Concept Group фирмы Xerox PARK (США). Первый объектно-ориентированный язык сверхвысокого уровня.

Характеризуется интерактивным графическим взаимодействием с пользователем. В нём использованы концепции классов и сообщений из языка Simula-67.

Язык прошел следующие версии: Smalltalk-72, Smalltalk-74, Smalltalk-76, Smalltalk-78, Smalltalk-80, GNU Smalltalk, Smalltalk/V.

Диалектом языка Smalltalk является язык программирования Squeak, имеющий кросс-платформенную реализацию. Первоначально Squeak был разработан группой программистов Apple Computer, в которую входили некоторые разработчики Smalltalk-80.

Литература по кибернетике и системам управления

Книги об искусственном интеллекте и экспертных системах

Библиография по нейроинформатике и нейрокомпьютерной технике


Главная

Информатика : Стандарты | ИТ-менеджмент | Системный анализ | Алгоритмы | Разработка | ОС | ЯВУ | СУБД | Интернет | Кибернетика | Электроника | Порталы | Курсы | Продукция | Книги | Статьи

Справочники | Математика | Эвристика | Рекрутинг | Предметные области | Компьютерные игры

На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика