Версия для печати

Праамериндская общность и язык

Главная > Лингвистика > Языки > Америндские > Праамериндский
Индейские ДНК-популяции - материнские: A, B, C, D, X; отцовские: C, Q.

Вышивка у индейцев отоми

Разделы страницы об америндской языковой общности и праамериндском языке:

Смотрите также страницу о заселении Америки протоиндейскими [вернее, прачукотскими?] племенами.

Также читайте страницу о языковых связях америндских (или праамериндского) языков с языками Сибири и Дальнего Востока (урало-сибирскими ностратическими). Возможно, это еще один аргумент в пользу дальнего родства праамериндского и праностратического языка (в рамках борейской праязыковой общности, предположенной Сергеем Старостиным -см. условно реконстуированный праборейский глоссарий).


Обоснование единства америндских языков

Лингвистическое обоснование америндской языковой общности

О  родстве подавляющего большинства аборигенных языков Америки писали многие лингвисты. В начале 20-го века с таким утверждением выступил известный итальянский лингвист Альфредо Тромбетти. Альфредо Тромбетти в 1905 году также впервые отметил, что типичной общеамериканской местоименной парадигмой является na - ma («я - ты»). Позже сходной позиции придерживались основоположник метода глоттохронологии Моррис Сводеш, лингвист-американист Эстер Маттисон и один из крупнейших компаративистов мира Джозеф Харолд Гринберг. Также один из наиболее энергичных сторонников идеи о некогда существовавшем америндском языковом единстве [при одной из ранних волн заселения Америки] М. Сводеш считал, что 10 - 15 тыс. лет назад предки индейцев могли говорить на диалектах одного общего языка. Затрудняясь в определении точного места распада америндского языка, можно тем не менее думать, что это событие должно было произойти где-то в Северной Америке.

Вместе с тем, значительная группа специалистов считает "конструирование" этой америндской макросемьи недостаточно аргументированным и избегает объединения большинства индейских языков в одно целое. Вопрос о месте и времени существования америндского этноязыкового единства до сих пор остается фактически открытым.

Рулен поддержал и собрал дополнительные свидетельства в пользу одной из наиболее спорных гипотез Джозефа Гринберга, а именно о существовании америндской языковой (макро)семьи, в которую входили бы все известные аборигенные языки Северной и Южной Америк, за исключением двух известных семей — на-дене и эскимосско-алеутских языков.

Таким образом, Рулен спорит с широко распространённым мнением о существовании более 200 отдельных языковых семей без достоверных свидетельств о генетическом родстве [27] и подчёркивает важность тройного аблаута i / u / a (то есть муж. / жен. / сред.) в таких формах, как t’ina / t’una / t’ana («сын / дочь / ребёнок»), а также типичной общеамериканской местоименной парадигмы na / ma (то есть «я / ты»), что впервые отметил Альфредо Тромбетти в 1905.

Ряд лингвистов объясняли эту местоименную парадигму иными причинами, чем генетические. Он ссылается на начало дискуссии, цитируя личное письмо Э. Сепира А. Л. Крёберу (A. L. Kroeber, 1918): «Если обратиться к неопровержимым фактам, то как, чёрт возьми, вы собираетесь объяснить общеамериканский показатель n- для местоимения "я" генетически?» Следует подчеркнуть, что взгляды Гринберга и Рулена на языки Америки не нашли поддержки среди большинства лингвистов, работающих с языками индейцев.

Антропологическое обоснование общности большинства индейских народов

Генетики показали, что все индейцы, говорящие на америндских языках, близки между собой по набору генов [одна из первых генетических волн - Y-хромосомная популяция Q), в то время как между генофондами носителей языков америндской макросемьи и носителей индейских языков семьи на-дене имеются значительно большие различия. В то же время установлено, что первой популяцией Америки была европеоидная, вслед за которой проникли уже монголоиды. Европеоидные гены найдены у четверти [!] американских индейцев. Значит, изначально было 2 источника будущих америндских языков.

Возможно, европеоидами были "борейцы" Старостина - предки ностратических, дене-кавказских и америндских языков (вернее, самая восточная ветвь борейцев, которые дошли до Чукотки и проникли на Аляску). А пришедшие позднее монголоиды относились к аустрическим, префигирующим австралийским (а, может быть, и даже индо-тихоокеанских) языков, от которых в большинстве америндских языков возник префигирующий морфологический строй.

Среди индейцев представлены следующие гаплогруппы:

  1. гаплогруппа C (Y-ДНК)
  2. гаплогруппа Q (Y-ДНК)
  3. гаплогруппа R1 (Y-ДНК)
  4. гаплогруппа A (мтДНК)
  5. гаплогруппа B (мтДНК)
  6. гаплогруппа C (мтДНК)
  7. гаплогруппа D (мтДНК)
  8. гаплогруппа X2a (мтДНК)
  9. некоторые другие крайне редкие гаплогруппы Y-ДНК и мтДНК

Сходства между отдельными макросемьями америндских языков

Между америндскими макросемьями (даже не соседствующими) различные исследователи отмечают следующие схождения:

Эти взаимные сходства и языковую близость можно представить следующей схемой:

Алмосанские ------------------------- Хока-Сиу
                                      |
Ацтеко-таноанские  Макро-отомангские  Же-пано-карибские
           \            /             |               |
            Макро-пенути -- Андские - Экваториальные  Чибча-паэс

Как видим, первый уровень схемы представлен северо-американскими индейскими языками ("чисто северо-америндскими"), второй - центрально-американскими (языками карибского бассейна), третья - южно-американскими. Возможно, это говорит о том, что не мезоамериканские цивилизации повлияли на зарождение перуанской, а наоборот?

Поскольку алмосанские языки после прихода атапасков со Старого Света были разделены на 2 ветви (алгонкино-ритванскую и вакашско-салишскую), а сиу-ирокезские (хока-сиу) родственны и алмосанским и атапаскским (на-дене), то можно предположить, что хока-сиу - бывшие "алмосаны", смешавшиеся с атапасками.

Ну, а если наблюдение, что вакашский язык квакиутль похож как на эскимосский, так и на кечуа, то можно предположить, что эскалеуты проникли даже на Анды, где, смешавшись с экваторцами, положили начало андийцам.

Заметим также, что для прозрачности языкового состава и исторической привязки удобнее было бы называть макро-пенутийскую семью майя-пенутийской, макро-отомангскую - миштеко-сапотекской, а ацтеко-таноанскую (тано-юто-ацтекскую) - ацтеко-тольтекской.

Гринберг в своём "Америндском этимологическом словаре" (2007) представляет филогенетическое древо америндских языков такой схемой:

                                          Америндская языковая общность
                                         /                             \
           Северо-центральные америндские                               \
                /                  \                                     \
      Северные америндские      Центральные америндские                   Южные америндские языки
        /             \            /           \                         /          |            \
Алмосан-Кересиу Пенути-Хока    Тано-Ацтекские  Ото-манге  Андо-чибча-паэс  Тукано-экваториальные  Же-пано-карибская макросемья
    /     \       /    \        /          \               /    |    \       /             \            /      |      \
Алмосан Кересиу Пенути Хока Таноанские Юто-ацтекские  Андские Чибча Паэс Экваторские Макро-Тукано М.-карибские М.-пано Макро-же

Главная > Лингвистика > Языки мира > Америндские :
Праамериндская общность (+ словарь) | Северноиндейские | Среднеиндейские | Южноиндейские | Амеро-азийское родство | Индеанистика

Индейские письменности | Города Америки | Карты

На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 15.09.2019
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня