|
|
|
Здесь приведены пока "неакадемические" (не утверждённые и малоизвестные в научной среде) древнейшие знаковые системы Закавказья и Северного кавказа:
Возможно, какая-то из этих письменностей породило ашуйское слоговое письмо (по Турчинову), а оно - библское псевдоиероглифическое.
Письменные знаки ашуйцев - предков абхазо-адыгских народов.
![]() ![]() В 1960 г на одном из хуторов недалеко от Майкопа в Адыгее (на территории Коэщевского городища, которое было солярным святилищем) был найден камень с загадочными знаками. Камень так бы и лежал в хранилище вместе с массой других археологических материалов, если бы в начале 1963 г. с ним не познакомился этнограф Л.И. Лавров, известный специалист по эпиграфике Кавказа. Он отвез его в Ленинград и показал ведущим советским экспертам по древним письменам. Камень, названный "майкопской плитой", сейчас хранится в Санкт-Петербургском этнографическом музее. Первая публикация была в журнале «Техника — молодёжи», № 11, 1964 г., с. 9. Рисуночные знаки на плите до сих пор не расшифрованы и принадлежат, предположительно, майкопской археологической культуре (мегалитической, существовавшей с середины 4 тыс. до н. э. по середину 3 тыс. до н. э.) или даже более древней (но встречалась и более поздняя датировка - 12-й век до н.э.). Носители майкопской культуры были строителями дольменов, поэтому, не исключено, похожие надписи будут обнаружены в других местах распространения дольменов - на средиземноморских островах или европейском побережье Атлантики. Даже при датировке конец 3 тыс. до н. э. Майкопская плита является самым древним материальным артефактом создания письменности автохтонным народом на территории бывшего СССР и России. По версии Г.Ф.Турчанинова, большинство знаков майкопского камня схоже с протобиблскими. Если эта схожесть не случайна, то пока не понятно, какой ареал первичен - Сирия (где мегалитическая традиция более древняя) или Северный Кавказ. Возможно, письменность занесли в Сирию проданные абреками рабы. По версии Л.А.Нагоевой, петроглифы на майкопской плите схожи с тэртэрийскими знаками культуры Винча (а они - с протошумерскими иероглифами). За дешифровку текста на Майкопской плите взялся профессор Г. Ф. Турчанинов из Ленинградского филиала Института языкознания АН СССР. Он сопоставил ее с библским псевдоиероглифическим письмом и нашел в ней некоторые элементы, напоминавшие ему хеттскую иероглифику. По палеографическим особенностям он датировал надпись 13-12 веками до н.э. и счел ее произведением колхов, когда-то обитавших в этих местах. Но самым удивительным было то, что, по Турчанинову, надпись легко читалась по-абхазски. А речь в ней будто бы шла о городе Айа, принадлежавшем местному правителю и построенному где-то в предгорьях. Согласно Турчанинову надпись гласит: "Этот город, кому принадлежит - царь великий наш царь Мран есть. Город Айя его собаственность - есть. Правитель Х-3 соорудил его в месяц сева в 21 году на самой окраине гор". В дальнейшем Турчанинов переработал этот текст: "Этот азегского царя Великого Марны потомок (сын) есть. Крепость Айя его собственность. Пагя из Хизы сюда выйдя в начале месяца сева в 21 году, соорудил (эту) крепость в стране скал, в золотоносной земле, в долине Паху". Турчанинов видел в этой надписи переклички с мифом об аргонавтах. Он писал о возможных контактах древних абхазов с финикийцами и хеттами и даже готов отождествить синдов, обитавших в античности на Тамани, с абхазами. Что же касается древнего города, упоминавшегося в надписи, то он предполагал, что тот стоял когда-то в долине р. Белой, т.е. на территории Адыгеи. (Турчанинов, 1965а; 1966; 1971. С 11-33). Адыгейский ученый и археолог Н. Г. Ловпаче обнародовал свою версию перевода на основании хеттского иероглифического письма на древнеадыгском языке: "Великий жрец Хебату, наместник бога касутава, 51-летний муж, придя в "сады", построил город отпрыску царского дома Сапуле, младшему брату Арнувады. Тысячу рук (строителей), маталла и агари (граб) доставил правитель в город. В 25й год хатама (процветания?) правитель освятил дворцовую крепость Маэ жертвой 21 овцы божеству зерна Хаяме обпахав его". |
Петроглифы Махошкушха — знаки (гравированные рисунки) на галечных камнях, обнаруженные в Республике Адыгея. Данные петроглифы нерасшифрованы, а сами гальки (в количестве 90 штук) относятся Азильской культуре (период аллерёдского климатического потепления около 8 тысячелетия до н. э.). Датировка — предположительно IX—VIII тыс. до н.э. Исследованы в 1983—84 гг. П. У. Аутлевым.
На одном из пиктографических рисунков Махошкушха вполне убедительно зафиксирован один из сюжетов адыгского нартского эпоса, что делает ещё более значимым и ценным этот памятник с точки зрения начала черкесского летоисчисления и уточнения времени создания древнейших циклов нартского эпоса. На гальках Махошкушха изображены два типа «человечков» и «охотников» с луками и стрелами образующих круг, в центре которого помещен бык. Туловища у одних удлиненные у других короткие. На другой гальке Махошкушха изображена семилучевая «звездочка Тлепша» — бога железа и кузнечного ремесла, выковавшего стрелу, поражавшую тех, чье имя было произнесено перед пуском стрелы.
М. И. Зильберман сообщает: при сравнении глифов азильских знаков (из которых не повторяющихся — 39-40) с махошкушхскими совпало 6 глифов. Некоторые махошкушхские знаки известны со времён граветтской культуры (28-20 тыс. лет до н. э.), а знак в форме треуголника — ещё ранее: «начиная с мустьерского периода среднего палеолита (от 100 до 40 тыс. лет назад) над захоронениями стали устанавливать камни треугольной формы» (о которых писала М. Гимбутас), а один геометрический знак аналогичен знаку на овальном амулете эпохи XV—XII тыс. лет до н. э. («мадлен»), найденном в Ля Рош, Франция. По его мнению «азильские» знаки созданы «южанами», а «махошкушхские» — «северянами» (изображение мамонта на махошкушхских). По мнению же археолога Н. Г. Ловпаче — Махшкушховские петроглифы на гальках, возможно имеют связь с арамейским письмом [??].
Идолы Уруштена — группа скал или крупных камней, отдалённо напоминающих животных. Валуны расположены в междуречье рек Малой Лабы (Лябэцику) и Чёрной речки (Уруштена), на правом берегу последней и недалеко от её устья, а также склонах хребта Снеговалка, в конце Шахгиреевского ущелья Мостовского района Краснодарского края. Археологи полагают, что скульптуры созданы в период мадленской культуры (15—8 тыс. лет до н. э.) позднего палеолита . Мадленская культура по окончании ледникового периода сменилась азильской культурой, хотя и в различных её вариантах на севере Европы, северной Испании и на юго-западе Франции.
Три скульптуры схожи с зубром. Есть скульптуры, похожие на бегемота, медведя, дикого кабана, лисицу, черепаху, оленя и рыбу. Вероятно, каменные идолы связаны с культом почитания животных. На горбу у зубра (бизона) было сделано 12 лунок, соединённых 12 желобками. На камнях имеются петроглифы в виде тамг, чашевидных знаков, линий и более широких проточек.
Раздел посвящен малоизвестным письменам древних восточнокавказских народов.
![]() |
|
Статьи Эдуарда Хачукаева :
В Армении известны четыре разновидности древнейшего иероглифического письма:
Ключевые слова для поиска сведений по закавказской рисуночной письменности и северокавказским петроглифам:
На русском языке: урартское иероглифическое письмо, рисуночные знаки доисторической Армении, пиктографические надписи Урарту,
древнейшие знаковый системы Северного Кавказа, гобустанские и ингушские петроглифы, древнечеченский симметричный алфавит,
майкопская плита, петроглифы хамышей, козье письмо, эрцагиры, мецаморские иероглифы, рукописи Матенадарана;
На английском языке: ancient Urartic signs, pre-historic Armenian scripts, Caucasion petroglyphs.
|
|