Версия для печати

Древняя эламская письменность

Главная > Лингвистика > Письменности > Эламское рисуночное письмо
Линейное эламитское письмо из Суз с хозяйственным текстом

Здесь сообщается о разновидностях эламского письма древнего периода, когда в Эламе еще не перешли на клинопись как в Месопотамии.

Самые ранние тексты из области, где говорили и писали на эламском языке, появляются в письменностях, названных протоэламитским и линейным эламитским. Ни одно из них не расшифровано. Правдоподобно, но не доказано, что оба вида письменностей обслуживали варианты эламского языка [предположение основано на структурном сходстве или "здравом смысле?"].

Разделы страницы о доклинописных письменных системах эламитов:

  • Обзор древних эламских письменностей
  • Древнеэламское иероглифическое письмо (протоэламское)
  • Староэламское слоговое письмо (эламское линейное)
  • Джирофтская письменность
  • Труды эламистов-дешифровщиков

Об эламской клинописной системе смотрите страницу Шумеро-аккадское письмо.


Обзор древних эламских письменностей

На территории Элама представлены три различные системы письма (из Википедии):

  1. протоэламское, типологически близкое протошумерскому, не дешифровано. В более чем 1500 выполненных этим письмом текстов, датируемых концом 4 — началом 3 тысячелетия до н. э., насчитывается свыше 1000 знаков с графическими вариантами;
  2. линейное эламское, предположительно слоговое с некоторым числом логограмм. В около 20 относящихся к эпохе эламского царя Пузур-Иншушинака (конец XXII в. до н. э.) надписях, одна из которых содержит параллельный аккадский текст, содержится немногим более 100 знаков. Попытки дешифровать эти тексты, основанные на предположении, что они составлены на эламском языке, серьезных результатов по сей день не принесли;
  3. эламская версия шумерско-аккадской словесно-слоговой клинописи, которая, подобно другим производным от месопотамской клинописи системам (хурритской, хеттской, урартской), была значительно упрощена по сравнению с исходной. Это выражалась в сокращении как инвентаря знаков (206 при 600 в месопотамской клинописи), так и их полифонии и омофонии.
(Из Википедии)

[Кроме того, недавно обнаружены образцы письменности Джирофтской цивилизации на территории Ирана - джирофтское линейное письмо, под чьим влиянием, не исключено, эламское иероглифическое преобразилось в эламское линейное].

Древнеэламское иероглифическое письмо (протоэламское)

Прото-эламcкая иероглифическая письменность

Прото-эламская письменность была названа так в то время, когда «эламский», в основном, использовался как географический термин, а не как название языка, поэтому название «прото-эламский» изначально описывало тексты без двусмысленности - первые тексты с эламской территории, но не обязательно на языке, который стал называться эламским. [На иллюстрации слева - образец "эламского иероглифического письма", взятое с сайта Omniglot.com по любезному разрешению Симона Агера - (C) Simon Ager.]

Протоэламская письменность была выдавлена или вырезана на глиняных табличках. Известно около 1600 [или 1700] текстов, большинство из них из Суз, другие - с мест на юге и востоке Ирана, на юге до Кермана и на востоке до Сейстана. Таблички найдены среди археологических материалов, датированных около 3100–2900 гг. До н.э. Большая часть табличек хранится в запасниках Лувра. Сейчас почти все они оцифрованы и доступны в интернете всем желающим. Большинство из них - административные записи с ясными текстами с группами знаков, за которыми следуют группы цифр, иногда с соответствующей суммой на обороте.

Они используют шестидесятеричную и дву-шестидесятеричную системы, которые примерно идентичны с современными им прото-клинописными текстами из Месопотамии. Они также используют десятичную систему, у которой отсутствуют параллели в архаических месопотамских текстах [у последних - шестидесятерично-десятеричная].

Около 5000 засвидетельствованных форм нечисловых символов (несколько явно пиктографических, наиболее абстрактных образцов), вероятно, представляют около 1000 знаков или менее с палеографическими вариациями.
(Brice 1962–1963; Meriggi 1971–1974; Friberg 1978–1979; Vallat 1986; Damerow and Englund 1989; Englund 1996, 1998).

Взгляды на происхождение протоэламского рисуночного письма

Вальтер Хинтс пишет, что когда около 3000 г. до н. э. шумеры с целью улучшения ведения хозяйственных отчетов создали пиктографию, но этому новшеству ненадолго суждено было оставаться тайной для соседнего Элама, ибо некоторое время спустя — из Суз СЬ, что соответствует в Месопотамии пласту «Урук III», т. е. приблизительно около 2900 г. до н. э., — появляются первые таблички, написанные эламской пиктографией. При большом различии в деталях все же не вызывает сомнения, что в основе эламской пиктографии лежит шумерская письменность того периода. Торговые отношения способствовали быстрому распространению этой письменности; она появляется почти одновременно и на далеком северо-востоке, у Кашана (между Тегераном и Исфаханом) [Интересно, у какого народа, в каком государстве?].

С утверждением о пионерской шумерской письменности трудно согласиться, поскольку, по новейшим данным, иероглифы эламитов появились одновременной с шумерскими, а то и на 100 лет раньше. Впрочем, они их могли позаимствовать у "допотопного" дошумерского населения, чьи письменные артефакты остались под илом на дне Евфрата. И в самом деле, как примечает редактор книги Хинтса, эламская пиктографическая письменность уже сложилась к началу III тысячелетия до н. э. Если датировка первонайденных протоэламских таблеток концом IV тысячелетия до н э верна (W. Sumпег, Ехсаvаtiопs аt Таll-i Маlуап, 1971—72, — «Iгап», 1974, XII, стр. 156, 164), то предположение о заимствовании протоэламской письменности от шумеров теряет силу.

Далее В. Хинтс пишет, что так называемая протоэламская письменность представляла собой первоначально, а затем и в течение длительного периода, как и в Шумере, чисто словесное пиктографическое письмо. На табличках можно различить животных, кувшины, вазы и другие предметы. До сих пор не удалось прочитать эти таблички, так как многие пиктограммы все еще не поддаются точному определению.

Некоторые успехи на пути дешифровки протоэламской письменности

Иллюстрацией к этому служит приведённая табличка с изображением лошадей представляет собой особый интерес, так как является, по-видимому, самым древним свидетельством существования лошади вообще. Воспроизведены исключительно головы. По довольно убедительному предположению В. Шейля, когда грива (на рисунке это черточки) поднята вверх, подразумеваются жеребцы, если же грива спущена, речь идет о кобылах, а при полном отсутствии гривы — о жеребятах. Табличка содержит также цифры: знак, напоминающий оттиск большого пальца, означает единицу, маленькие кружки, как н в Шумере,— десятки.

Протоэламское письмо следует читать (по В. Брису) справа налево. Последний ряд на "табличке с лошадями", следовательно, кончается: «кобылиц — восемь». Знаки, расположенные справа от головы лошади, могут означать владельцев животных или тех, кому они предназначались. Таким образом, эти знаки, очевидно, представляют собой ти. На оборотной стороне таблички посередине книзу выведена общая сумма, а именно: 185, сначала, справа, знак «сто», затем рядом, левее, восемь десятков и слева от них — пять единиц. Эта табличка, скрепленная печатями, изображающими то стоячих, то лежачих газелей или каменных козлов, свидетельствовала о том, что она относилась к официальным документам. Такие печати могли принадлежать коневодам.

По всей вероятности, протоэламское письмо насчитывало не больше 150 основных логографических знаков. Правда, их можно было самым различным образом комбинировать между собой, и поэтому таблички производят впечатление, что при их написании использовалось гораздо большее количество знаков.

Корпус протоэламских текстов

Протоэламская письменность использовалась на довольно большой географической территории от Суз на западе до Тепе-Яхья на востоке, и, возможно, даже, за пределами очерченного региона. Известный корпус надписей состоит из около 1600 табличек, подавляющее большинство которых обнаружено в Сузах, в том числе:

  1. Сузы (более 1500 табличек)
  2. Аншан или Малян? (более 30 табличек, из них 22 опубликованы?)
  3. Тепе-Яхья (27 табличек)
  4. Тепе-Сиалк (22 или 23? табличек)
  5. Джирофт (2 таблички)
  6. Озбаки (одна табличка)
  7. Шахри-Сухте (одна табличка)
  8. Газир (одна табличка)

Опубликованные таблички:

  1. 198 tablets published in MDP 6.
  2. 490 tablets published in MDP 17.
  3. 485 tablets published in MDP 26.
  4. 170 tablets published in MDP 26S.
  5. 50 tablets published in MDP 31.
  6. 15 tablets published in RA 50.

Надписи со спорным статусом

Ряд объектов с надписями, найденных в таких местах, как Газир, Чога-Миш или Хисар, нельзя с уверенностью отнести к образцам протоэламской письменности. Таблички из Газира и Чога-Миш — это таблички в стиле периода Урук IV или с числовыми записями, тогда как хиссарский объект классификации не поддаётся.

Большинство табличек, найденных в Тепе-Сиалк, тоже вряд ли можно отнести к протоэламским, но скорее относятся к периоду тесных контактов между Месопотамией и Ираном, то есть периодам Урук V—IV.

Источники о протоэламском письме

Сетевые ресурсы об эламских иероглифических надписях:

Староэламское слоговое письмо (эламское линейное)

Староэламcкая линейная письменность (пример надписи) Староэламcкая линейная письменность (пример надписи)

Эламское линейное письмо — письменность эпохи бронзового века, распространённая в древнем Эламе. До наших дней дошло только несколько монументальных надписей (частично двуязычные) и надписей на глине (всего 22 документа). Использовалась параллельно с эламской разновидностью аккадской клинописи и, по всей видимости, для текстов на эламском языке.

Самые ранние из них датируются примерно 2500–2400 годами до н. э., а последние 1900–1800 годами до н. э. В основном это монументальные надписи, надписи на глиняных табличках и конусах и надписи на металлических сосудах гунаги. Исходя из количества знаков, предполагается, что эламская письменность была слоговой и происходила от протоэламской письменности.

До настоящего времени эламская линейная письменность не расшифрована. Из тех, кто занимался дешифровкой данного письма, более других известны Вальтер Хинц и Пьеро Мериджи.

Эламское линейное письмо известно из 18-ти надписей, вырезанных на каменных и глиняных предметах, и одной надписи, отштампованой на серебряной вазе. Большинство из них из Суз, одна из Фарса и одна из Юго-Восточного Ирана.

Одна встречается с текстом на старом аккадском (возможно, приблизительный перевод) во имя Puzur-Inˇsuˇsinak, около 2100 г. до н.э. Большинство или все тексты, вероятно, являются дарственными надписями. Засвидетельствованы только 103 подписных форм, 40 из них - только один раз.
(Hinz 1969:11–44, 1975a; Meriggi 1971–1974: I 184–220; Andr´e and Salvini 1989; Salvini 1998)..

Слева с краю - иллюстрация с Omniglot.com по любезному разрешению (C) Simon Ager. Следующая - из "The John Rylands Library" (p. 34).

Сетевые источники по линейному письму эламитов:

Происхождение эламского линейного письма из рисуночного

Староэламcкий силлабарий

Из протоэламской рисуночной письменности, являющейся чисто логографической, после 2900 г. до н. э. родилось, путем ее упрощения, слоговое письмо [так и Франсуа Дессе считает], в котором попадались лишь единичные логограммы [дешифровщик этого письма Франсуа Дессе говорит, что оно было чисто фонетическим (слоги и звуки)]. Подобным же образом письмо развивалось и в Шумере. Очевидно, писцовые школы обеих стран взаимно влияли друг на друга. В результате, в Эламе, так же как и в Шумере, возникло линейное письмо. Пользуясь этим письмом, можно было сделать не только хозяйственные записки, но и выразить события личного, религиозного, политического, исторического характера, происходящие в стране.

Однако, другие полагают, что взаимного влияния эламской и шумерской писцовых школ не было. Возможно, что часть пиктографических знаков была заимствована эламитами из Шумера, но в целом «как система знаков протоэламская письменность представляется вполне самостоятельным, независимым явлением» [А. А. Вайман, стр 128].

Вероятно, развитие эламского линейного письма было завершено к середине III тысячелетия. До нас оно дошло лишь в виде пяти документов на глиняных черепках и 11 надписях на камне, датированных XXIII в. до н. э. На этой своей завершающей стадии эламское линейное письмо насчитывало, вероятно, около 80 знаков. Из них на камне засвидетельствовано до сих пор 44. В основном писали сверху вниз, однако встречается и обратный порядок. Строки начинаются то с левого утла, то с правого. Иногда внутри одного столбца ось расположения знаков меняется на 180°, что означает абзац. Так как знаки эламского линейного письма частично выведены из тех же логограмм, что и у шумеров, многие знаки в обеих письменностях по своему начертанию обнаруживают большое сходство. Однако звучание у них совершенно разное, если не считать знак ki, да и тот по чистой случайности. Так, например, шумерско-вавилонский знак lum читается по-эламски зи и т. п. Все дошедшие до нас надписи на камне, сделанные при помощи эламского линейного письма, относятся к царю Пузур-Иншушинаку (эламск. Кутик-Иншушинак), правившему около 2250 г. Хотя они хранятся в Лувре еще с начала XX в., их расшифровали в основном лишь к 1961 г.

Дальнейшая судьба эламской линейной письменности

К сожалению, эламское линейное письмо закончило свое существование вместе с царем Кутик-Иншушинаком около 2220 г. до н. э. Оно было полностью заменено шумеро-вавилонской (аккадской) письменностью, которая в конечном счете превратилась в хорошо известную нам клинопись. Заимствование этой письменности Эламом началось уже в XXIV или даже в XXV в. до н. э.

Однако эламские писцы обращались весьма своевольно с позаимствованной у аккадцев письменностью и во все времена изменяли ее по своему усмотрению. Эта свобода проявлялась прежде всего в том, как поступали эламские школы писцов с заимствованиями из Месопотамии. Так как вымершее эламское линейное письмо представляло собой почти полностью слоговое письмо, то аккадское письмо должно было стать по возможности также слоговым. Поэтому эламские писцы отказались от словесных знаков (логограмм) и прочих многозначностей слов, которые их коллеги из Двуречья благоговейно сохраняли как шумерское наследие. С холодной рассудительностью, что вообще типично для эламского характера, писцы из Суз извлекали все возможное из чуждой им клинописи, упростили ее и довелидо порога алфавитного письма. Правда, они не преодолели этого порога даже тогда, когда их обязали в 520 г. до н. э. совместно с арамейскими писцами разработать для царя Дария древнеперсидскую клинопись, которая стала чем-то средним между слоговым и алфавитным письмом.

Корпус эламских линейных надписей

Среднеэламский и новоэламский силлабарий

The linear-Elamite corpus can be divided into three groups. A first group consists of inscriptions relating to monumental architecture presumably constructed during the reign of Puzur-Inshushinak. A second group consists of smallish clay objects such as cones and tablets. A third group consists of metal vases. See the inscriptions named according to the letters in the Latin alphabet (in the CDLI catalogue):

  1. Text A is inscribed on a piece of monumental sculpture, found at Susa.
  2. Text B is also inscribed on a piece of monumental sculpture, found at Susa. Next to text B there is an Akkadian inscription. Text is written from right to left, the first line of text is closest to the edge of the object. Text B which has a partially identical inscription is written left to right, with the last line closest to the border of the object. Text B employs the vertical dividing line in line 2 corresponding to a line-break in text A. Text B consequently replaces sign xx with sign xx (sign-names to be determined). According to W. Heinz the inscription on C and E is identical Link click here for the composite text. However, certain signs in text E are either inverted (signs xx and xx), or turned 180 degrees (signs xx and xx) (sign-names to be determined).
  3. Text C is inscribed on a statuette bearing an Akkadian cuneiform inscription as well.
  4. Text D is also inscribed on a piece of monumental sculpture, found at Susa. Whereas both Hinz and Merrigi suggested to read the line closest to the edge of the monument as the first line they did not agree on the direction of writing. Hinz suggested to read the text from left to right, whereas Meriggi was unsure but seemed to favor right to left. I propose to read the monument starting with the line closest to the center of the object, and to read from right to left.
  5. Text E is inscribed on a stone-slab.
  6. Texts F, G, and H are apparently parts of the same text. F, G, and H are inscribed on stone blocks, that formed part of a monumental staircase at Susa. Mecquenem's F2, G2, and H2 are not actual inscriptions but rather casts/imprints made from F, G, and H, accidentally published as "new" texts. Andre and Salvini (1989) published new drawings of the texts, and proposed a reconstruction of their placement in the monument. Hinz published a composite text.
  7. Text I is inscribed on a statue.
  8. Text J and K are clay cones.
  9. L, M, N - ?
  10. Text O is unique as it is inscribed on a clay tablet. A majority of the signs found in text O are singletons, that is they are not attested in any other inscription. This has led some to believe that O represents an early stage of linear-Elamite.
  11. Text P is a very short inscription …
  12. Text Q is inscribed on a silver vase found at Persepolis, according to W. Hinz 1969.
  13. R - ?
  14. Text S is presumably not a linear-Elamite inscription. It is found on the edge of aclay vessel from Shahdad.
  15. T, U, V - ?
  16. The provenience of text W is unknown, it is likely to be a modern forgery.
  17. Texts X, Y, and Z are most likely modern forgeries.

Дешифровка эламского линейного письма

Предшествующие сдвиги в расшифровке ЭЛП

До Франсуа Дессе было предпринято две попытки дешифровки. Вальтер Хинц в 1960-х думал, что знает значение почти 60 знаков. Пьеро Мериджи в 1970-х считал, что достоверно можно говорить о значении 30 знаков. Франсуа Дессе в 2018 году делал более-менее надежные выводы о 13 знаках.

Отправной точкой для всех дешифровок является билингвальная аккадско-эламская надпись с упоминанием царя Пузур-Иншушинака. Существуют еще десять надписей, где встречается цепочка символов, которую можно отождествить с именем этого царя. Эти десять надписей группируются в три независимых текста: первый существует в четырех вариантах (надписи А, B, C, E), второй — в трех (надписи F, G, H) и третий — в одном (надпись I).

Цепочка знаков в серой рамке под цифрой 2 во всех трех текстах обозначает имя царя и читается pu-zu-r-šu-ši-na-k. В тексте A/B/C/E под цифрой 1, по всей видимости, должно быть имя бога, от которого произведено имя царя и которое с аккадского переводится ‘Тайна Иншушинака’. Предполагается чтение ᵈin-šu-ši-na-k. Первый символ — детерминатив. В цепочке под цифрой 5 есть два уже известных знака — ši и in. Это позволяет предположить, что ее следует читать ši-in-piš-huk. Шинпишхук, как следует из клинописных источников, — отец Пузур-Иншушинака. Цепочки под цифрами 3 и 4 — вероятнее всего, титулы Пузур-Иншушинака.

Предположен жанр - и это дало семантический ключ

В 2018 году Франсуа Дессе приступил к изучению корпуса металлических сосудов гунаги. Он заметил, что тексты на них имеют формульный характер, то есть состоят из устойчивых блоков с небольшой вариативной частью. Надписи на восьми сосудах начинаются с одного и того же символа (на рисунке отмечен зеленым), за ним следует вариативная часть, скорее всего, это имя. Дальше указывается титул (на рисунке обозначен голубым).

Франсуа Дессе заметил, что на десяти сосудах в титуле присутствует та же цепочка знаков, что шла за именем Пузур-Иншушинака (на рисунке ниже — под цифрой 6, на рисунку выше — под цифрой 3). Он решил, что это значит ‘царь’, и стал подбирать имена эламских царей. Известно, что одно имя должно начинаться на ši (цепочка под цифрой 2), а другое должно содержать в середине r (цепочка под цифрой 3). И это должны быть цари, жившие между 2050 и 1800 годами до н. э. — именно так датируются сосуды. Нашлось всего по одному кандидату: Шилхаха (цепочка 2) и Эбарат II (цепочка 3). Так стало известно значение еще некоторых символов, и Франсуа Дессе открылась дорога к полной дешифровке.

И, наконец, настоящий ключ - найдена билингва

Во время ковидного карантина в 2020 г. Дессе вместе с тремя коллегами — Камбизом Табибзаде, Мэтью Кервраном и Жаном-Пьетро Базелло — продолжил исследовать серебряные сосуды гунаги. Им удалось установить, что клинописный текст на сосуде в честь царя Сиве-Палар-Хухпака очень близок к тексту, выполненному линейным эламским письмом, на сосуде в честь царя Иттату I. Фактически удалось найти даже не билингвальный, а биграфический текст, т.е. надпись на сосуде Сиве-Палар-Хухпака является практически клинописной транслитерацией надписи на сосуде Иттату I. Благодаря этой надписи получилось провести полную дешифровку. Письмо оказалось полностью фонетическим, то есть знаки в нем обозначают только слоги или отдельные звуки, а логограммы или идеограммы не используются.

Джирофтская письменность

Линейное джирофтское письмо

Труды эламистов-дешифровщиков

Линейное письмо эламитов до сих пор не дешифровано. Самые известные специалисты, кто пробовал это делать - Вальтер Хинц и Пьеро Мериджи. Также трудились над расшифровкой эламских письменностей В. Брис, А. Вайман, В. Шейль и др.


Главная > Лингвистика > Письменности мира:
Алфавиты | Древнеегипетские | Дальневосточные | Клинописи | Критские | Индейские | Эламские | Протоиндские | Древнекавказские | Океанийские | Миссионерские | Особые | Всемирные
Реестр письменностей | Порталы о письме | Методы дешифровки | Великие дешифровщики | Новые надписи | Недешифрованное письмо | Акустография | Международные символы | Книги по палеографии | Авторские исследования

Языки мира | Страны и города | История народов | Карты
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 16.08.2021
Яндекс.Метрика