Цивилизации Индостана и Индийского океана

Главная > Общество > Древний мир > Древний Инд

Протоиндский город (цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро)

В  Индии есть место, Моханджодро (Мохенджо-Даро)... оно оказалось самым древним городом в мире. В Моханджодро есть 7 слоев. Похоже, что цивилизация вынуждена была сталкиваться с одним и тем же бедствием семь раз. Когда был обнаружен первый слой, то подумали, что это все: Моханджодро найден. Было определено, что ему 7000 лет. Но еще немного раскопок, и обнаружен другой город, ниже первого, которому, должно быть, было 10000 лет. Затем работы продолжались. Люди, работавшие на раскопках, продолжали копать, и город за городом... Семь городов было найдено в Моханджодро. Седьмому было, по крайней мере, 20000 лет [!]. У них были храмы, у них были статуи Бога. Те цивилизации исчезли, исчезли их религии, исчезли их Боги."
(Раджниш Ошо, "Библия Раджниша")

[Неужели это правда? Тогда почему самым древним называют Чатал-Гююк, которому 12 тысяч лет? Да, это правда. В 2016 году определено, что цивилизации долины Инда не менее 10000 лет - и уже тогда всё умели: бронза, керамика, сельское хозяйство!]

Цивилизации Древней и Средневековой Индии, как правило, не были изолированными и распространяли свое влияние в восточном направлении - на Индокитай, Индонезию и, возможно, - далее на Океанию. Не даром письменные знаки кохау-ронгоронго на острове Пасхи и принципы их соединения оказались схожими с протоиндскими печатными знаками.

Надо отметить, что Индо-Китай всегда испытывал также мощное влияние с севера - от цивилизаций Китая. А вот до Индонезии это влияние доходило слабо и ее культуры были частью индийской. Видимо потому, что в Китае мореходство не было развито, а носители индийской культуры плавали и на запад (в Аравию, Эфиопию, Месопотамию и Египет), и на юг (Никобарские острова) и на восток. Исходя из этого, история Индокитая ракссматривается в одном разделе с историей Китая, а история Индонезии - в одном разделе с истоией Индии.

На этой странице рассматриваются древнейшие цивилизации Индостана и тех территорий, которые были в зоне их влияния. Это относится, прежде всего, к протоиндийской цивилизации долины Инда (культуры Мохенджо-Даро, Хараппы и других протоиндских городов). Возможно, в то время были такие же развитые цивилизации в долинах других крупных рек, например, Ганга и Брахмапутры - но мы о них пока не знаем.

Разделы страницы:

Культура Индостана также оказывала сильное влияние на культуры Китая и Индокитая, Индонезии и Океании.


Хронология древних культур Индостана

Периоды древнейшей истории цивилизации долины Инда

Ключевые события истории Древней Индии до арийского и после арийского "вторжения" (неолит и бронзовый век):

Древнейшее население Индостана

На протяжении пяти тысячелетий истории вторжений и переворотов Индия сохраняла непрерывную культурную традицию. (Дж. Неру)

Дравиды

Жрец  из Мохенджо-Даро

Дравиды — народы, населяющие в наше время, главным образом, Южную Индию и говорящие на дравидийских языках. К дравидам относятся телугу, или андхра (44 млн. чел. по оценке 1967 г., в настоящее время более 80 млн. чел.), тамилы (~70 млн. чел., частично живут также на острове Цейлон, в Малайзии, Бирме и др. странах Ю.-В. Азии), малаяли (19,5 млн. чел.), каннара, или каннада (21 млн. чел.), тулу (около 1 млн. чел.), а также ряд малочисленных народов, во многом сохранивших ещё родоплеменной уклад и живущих, в основном, в горных и лесных районах, — тода, кота, курумба, бадага и др.

Дравиды относятся к австралоидному антропологическому типу. Еще более резко этот расовый тип представлен у южноиндийских веддов - вероятно, самого древнего народа Индии.

Дравиды - древние, но, как выяснилось, не автохтонные жители Индии. Считается, что в III тыс. до н. э. именно дравидами была создана цивилизация, получившая название Индской, или Хараппской.

Додравидские народы древней Индии

В  то время (как и сейчас) полуостров Индостан населяли также представители мундской и тибето-бирманской языковых семей.

Возможно, проживали и носители других языков. Например, язык народа кусунда в Гималаях предположительно относится к индо-тихоокеанской мегасемье языков, куда входят папуасские и андаманские языки. А у жрецов дравидского народа тода до сих пор сохранился тайный язык, который, возможно, родствен шумерскому.

Поскольку синтез населения Индии большей частью произошел во внекастовой доарийской эпохе, то можно предположить, что дравиды были европеоидами, а древнейшее население Индостана - веддоидами, говорившими на индо-тихоокеанских языках.

Демография и мирный характер Индской цивилизации

Цивилизация Долины Инда - поздняя фаза (1900 - 1300 лет до н. э.)

Кто жил в индских городах? Новые исследования сосредоточены на Хараппе — одном из крупнейших и наиболее могущественных торгово-ремесленных центров с населением, достигавшим 80 тыс. человек. Анализ состава зубов возрастом 2550–2030 годах до н. э. показал, что город представлял собой космополитический котёл. Многие его обитатели были рождены за пределами Хараппы — и это первое прямое доказательство миграций местного населения. Скорее всего, они приходили в Хараппу из других уголков необъятной долины Инда, чтобы поторговать или выгодно жениться. Действительно, многие из чужаков похоронены рядом с женщинами родом из Хараппы. Это странно, ведь, казалось бы, с незапамятных времён невесты Южной Азии уходят в дом мужа. Вероятно, в Индской цивилизации женщины играли более значительную роль, чем в других современных ей культурах — например, в Месопотамии (Journal of Archaeological Science).

Что касается другого отличия — мирного характера Индской цивилизации, который ей приписывается благодаря отсутствию следов уничтожения городов или изображения солдат и сцен насилия, то здесь исследователей ожидал сюрприз. Кости людей, скончавшихся примерно в 1900–1700 годах до н. э., говорят о том, что некоторые жители Хараппы умерли не своей смертью. Например, обнаружен череп ребёнка четырёх–шести лет, который разбит чем-то вроде дубинки. Найдены останки женщины с расколотым черепом и мужчины со сломанным носом и лбом, пробитым острым и тяжёлым предметом. В целом из 18 черепов, относящихся к тому периоду, почти половина несёт следы серьёзных травм (International Journal of Paleopathology). Это самый высокий показатель насилия в истории Южной Азии. Быть может, не случайно то, что как раз на это время приходится упадок Хараппы, некоторые части которой обезлюдели... [Значит подтверждается гипотеза не мирного характера арийского заселения субконтинента.]

Общество купцов и ремесленников, по всей видимости, не имело во главе ни монарха, ни жрецов: в городах не встречаются роскошные постройки, предназначенные для тех, кто стоит над простым людом. Нет и пышных могильных памятников, хотя бы отдаленно напоминающих египетские пирамиды своими масштабами. Удивительно, но эта цивилизация не нуждалась в армии, у нее не было завоевательных походов, да похоже, что и обороняться ей было не от кого. Насколько позволяют судить проведенные раскопки, у жителей Хараппы не было оружия. Они жили в оазисе мира

Что лежит в основе постоянства индийской культуры? Антрополог Г. Поссель из Пенсильванского университета (США) пришел к выводу, что это результат соединения в характере древних индусов таких качеств, как рассудительность, миролюбие и общительность. Ни одна другая историческая цивилизация не соединила воедино названные черты.

Дохараппские и предхараппские культуры Индии

Протогорода Долины Инда

В  январе 2002 года, было объявлено, что обнаружена цивилизация, которая показалась бы людям, строившим пирамиды, такой же древней, какими пирамиды кажутся нам. По данным океанологов из Индии, археологические останки затерянного города были обнаружены под водой на глубине 36 метров (120 футов) в Камбейском заливе, у западного побережья Индии. Углеродный анализ показал, что городу 9500 лет (7500 лет до н.э.).

Ученые из Археологической службы и Института археологии Индии получила новые данные о том, что Индская (Хараппская) цивилизация по времени существования предшествовала Древнему Египту и Месопотамии. Цивилизация Хараппы существовала еще 8000 лет назад - на 2500 лет раньше, чем считали до сих пор. Уже в те времена хараппцы строили города с хорошо организованной инфраструктурой и канализацией, умели работать с медью, бронзой, свинцом и оловом, а также обжигать горшки и контролировать подачу и отведение воды. В период расцвета протоиндской культуры численность населения составляла 5 миллионов человек.
(Daily Mail со ссылкой на Scientific Reports, 2016?)

До наступления более засушливого климата, хараппы выращивали крупнозерновые злаки, однако с наступлением засухи они адаптировались и стали культивировать просо и рис, из-за чего начался процесс деурбанизации - увеличения сельского населения и упадка городов [как это связано с рисом??]. Это, в конечном итоге, привело в XVIII—XVII вв. до н. э. к упадку, а затем падению Индской цивилизации. Предполагают, что этому способствовало также вторжение арийских племён, хотя в Индии считается, что арии жили там очень давно.

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро

Карта протоиндских городов и поселений

Хараппская цивилизация, цивилизация долины Инда, археологическая культура середины 3-го тыс. до н. э. на Северо-Западе Индостана (территория современных Индии и Пакистана). Наиболее известные города - Хараппа и Мохенджо-Даро (последнее название переводится как "Холм Мертвых".). Археологическими раскопками с 20-х гг. 20 в. открыто около 500 памятников: руины столичных городов (Хараппа, Мохенджо-Даро, Калибанган), морских портов, пограничных крепостей, остатки сельских поселений. Города имели регулярную застройку, прямоугольные кварталы, водопровод и канализационную систему. Это была мощная и высокоразвитая аграрная цивилизация – со своей религией и особенной, до сих пор не разгаданной, письменностью, с совершенными системами городских водопроводов, с дренажно-ирригационной системой, протянувшейся вдоль всего Инда и его притоков.

Эта самая старая и крупная урбанистическая цивилизация древности занимала территорию площадью 1,26 млн км2, простиравшуюся вдоль равнин и поймы реки Инд от Аравийского моря до Ганга. В момент расцвета в этих местах жили 10% населения Земли [!]. Индская или Хараппская (по имени одного из крупнейших городов) цивилизация зародилась примерно 5200 лет назад, в период расцвета была не менее развитой, чем Месопотамия и Египет, и при этом более демократичной, но затем за период 3900-3000 лет назад медленно угасла. С тех пор она была прочно забыта и до 20 годов прошлого века – момента, когда были проведены раскопки в районах ее городов Хараппа и Мохенджо-Даро - никто о ней ничего не знал.

Раскопки здесь начались в 1920-е годы. Историки прибыли исследовать большую буддийскую ступу, обнаружили, что буддисты выстроили свою ступу из куда более древних кирпичей - под холмом оказалось огромное загадочное поселение. Узнав об этой находке, начальник археологической службы Северной Индии, британский археолог Джон Маршалл бросил все свои дела и отправился к месту будущей археологической сенсации XX века.

Экономика Хараппской цивилизации

Протоиндская цитадель (Хараппская цивилизация)

Основой экономики Хараппской цивилизации было скотоводство и высокопродуктивное ирригационное земледелие (снимали два урожая в год). Остатки ирригационного канала длиной 2,5 км открыты в Лотхале (Гуджарат, Индия).

О  развитии ремесла свидетельствуют находки медных и бронзовых орудий (ножи, серпы, долота, пилы и др.), оружия (наконечники стрел и копий, короткие мечи и др.), разнообразной керамики.

Протоиндийцы не только плавали в Шумер. Они основывали торговые фактории и селились в портовых городах Двуречья. Так, например, при раскопках знаменитого шумерского города Ура археологи обнаружили квартал домов, сделанных из обожженного кирпича и отличных от шумерских построек. "Но они обнаруживают такое поразительное сходство с небольшими и довольно небрежно построенными домами позднего Мохенджо-Даро, что трудно сомневаться, под чьим влиянием они сооружены", пишет руководитель раскопок Мохенджо-Даро Джон Маршалл.

Если нахлынувшие в Индию арийские племена и принесли с собой технологию колесниц, то это была усовершенствованная технология изготовления 2-колесных повозок с облегченными колёсами со спицами. На самом деле, колёсный транспорт имелся в Индии (находки в деревне Синаули в округе Багхпат в штате Уттар-Прадеш на севере страны) уже 4000 лет назад - до прихода арийцев ( http://historic.ru/news/item/f00/s30/n0003076/index.shtml ). Но колеса были еще старого образца - сплошными, как в Месопотамии и Иньском Китае того же времени. Видимо, изготовлению этих повозок со сплошными колесами древние индийцы научились у жителей Месопотамии, с которыми торговали.

Находки гирь, вещей из стран Передней Азии, а с др. стороны — печатей, характерных для Хараппской цивилизации, в городах Месопотамии (Ур, Киш, Тель-Асмар) указывают на международные торговые связи, осуществлявшиеся караванными и, возможно, морскими путями. В Лотхале открыты остатки дока площадью 7740 м2 и найдены глиняные модели парусных лодок; изображения кораблей известны в Мохенджо-Даро.

Хараппский тип мер веса был стандартизирован, поэтому гири из этих мест аналогичны меченым атомам. Их находят во многих местах побережья Аравийского моря, а если двигаться на север - то на берегах Аму-Дарьи. Присутствие здесь индийских купцов подтверждают и найденные печати хараппских торговых людей (на это указывает в своей книге "Забытая цивилизация в долине Инда" доктор исторических наук И. Ф. Альбедиль). В шумерских клинописях упоминается заморская страна Мелух, или Мелухха, сегодняшняя археология отождествляет это название с Хараппой.

Духовная культура протоиндской цивилизации и её связи с Двуречьем

Протоиндский йог

Произведения прикладного искусства представлены стеатитовыми печатями с изображениями животных и пиктографическими знаками (не расшифрованы), женскими украшениями из слоновой кости, драгоценных камней и металлов (ожерелья, серьги, кольца, браслеты).

Погребальный обряд цивилизации изучен по могильникам Хараппы и Лотхала. Характерны одиночные и парные погребения в вытянутом на спине положении в грунтовых ямах с погребальным инвентарём, главным образом керамикой. Поклонялись дравиды богине-матери [прототипу Кали?], богу — прототипу Шивы, огню, деревьям, животным.

Очередной сюрприз: в Мохенджо-Даро найдены самые древние фигуры для игры, которая весьма напоминает кшатрандж (шахматы, на древне-индийском называвшиеся чатуранга - боем 4 войск, т.к. фигуры располагались по 4 углам).

При раскопках в Бахрейне было обнаружено несколько сотен круглых печатей. Надписей на этих печатях нет, но изображения и эмблемы, украшавшие их, очень похожи на протоиндийские. Другие черты бахрейнской культуры близки шумерским. По всей видимости, на островах, служивших "перевалочным пунктом" на трассе Индостан-Двуречье, сложилась своеобразная цивилизация. Чем-то она напоминала протоиндийскую, чем-то шумерскую. Протоиндийские печати найдены также в Двуречье. Число их невелико, и они имеют цилиндрическую "шумерскую" или круглую "бахрейнскую" форму, хотя на них начертаны протоиндийские иероглифы.

В  том же городе Уре археологи обнаружили статуэтку, изображающую, обезьяну, сидящую на корточках. Подобные фигурки обезьян также найдены при раскопках городов протоиндийцев. Их считают древнейшим прототипом Ханумана, помощника витязя Рамы, воспетого в древнеиндийском эпосе "Рамаяна". Также в руинах одного из городов Шумера обнаружена расписная ваза. По стилю исполнения она шумерская, но сюжет росписи, ее украшающей, - протоиндийский, ибо она изображает горбатого индийского быка зебу, стоящего перед ритуальными яслями. Этот сюжет - также один из самых распространенных меж тех, что мы находим на протоиндийских печатях с надписями.

Между Индостаном и Двуречьем в III-II тысячелетиях до н. э. существовали тесные культурные и торговые контакты, при этом, целый ряд черт, роднящих протоиндийскую цивилизацию и древнейшую культуру Двуречья, нельзя объяснить прямым заимствованием или культурным обменом. Черты эти говорят скорее об очень древнем и глубоком родстве, о некоем "центре икс", из которого, быть может, произошли обе древнейшие цивилизации.

На печатях протоиндийцев изображен персонаж, борющийся с двумя тиграми. Он удивительно похож на героя эпоса народов Двуречья, великого Гильгамеша, побеждающего львов. Соперником, а затем верным другом и соратником Гильгамеша был Энкиду, получеловек-полузверь. Среди печатей протоиндийцев можно найти изображение существа с головой и телом человека, но с хвостом и рогами быка. Сходство его с Энкиду, изображаемым шумерами, поразительно. "Он изображен в борьбе с рогатым .тигром, вероятно, злым духом, ведущим постоянную войну с врагами,- пишет Э. Маккей в книге "Древнейшая культура долины Инда". Этот получеловек-полубык поражает своим сходством с одним шумерским полубогом или героем, что, по-видимому, указывает на существование отдаленного родства между отдельными поверьями этих двух культур. Не исключена возможность, что при этом роль посредника сыграла какая-то третья страна [Элам?], с которой в отдаленном прошлом население Шумера и долины Инда поддерживало тесную связь".

Планировка и благоустройство индских городов

Протоиндский город (цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро)

В  долине Инда сегодня обнаружено несколько сотен поселений этой цивилизации. Не известно, было ли здесь централизованное государство, или все эти города сохраняли самоуправление, но Мохенджо-Даро был крупнейшим из них. Если государство было единым, то, вероятно, это была столица.

Основной строительный материал — сырцовый кирпич, для возведения фундаментов крепостей использовался камень. Цитадель города укреплялась стеной с башнями.

Археологов поразило, что все большие и малые города были построены по общему, заранее разработанному плану - прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы, дома, построенные по единому образцу. А главное - в этих городах были водопровод и канализация, причем даже в небогатых кварталах. И это в середине III тысячелетия до новой эры! Поэтому считается, что это была древнейшая в мире система городской канализации.

Каналы выкопаны вдоль улиц и облицованы кирпичом. Сверху уложен специально обработанный известковый камень, наверное, древние знали, что известь обеззараживает, поэтому и доставляли его сюда с севера. Стоки идут из каждого дома и собираются в уличные каналы, которые впадают в более крупные стоки, расположенные в каждом квартале. В то время город стоял прямо на берегу Инда, который теперь ушел на 3 километра к востоку. Но, по мнению пакистанских археологов, сточные воды в реку не сбрасывались - она считалась священной. Рядом с городом существовали сливные поля. А в здешних домах были туалеты и специальные помещения для омовений - своего рода душевые.

Причины упадка цивилизации Хараппы

Протоиндский город (цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро)

Долгое время причины распада Хараппской цивилизации оставались ее главной загадкой. Предполагали несколько причин её упадка: тектоническим сдвигом и наводнением, истощением и заболачиванием почв, эпидемиями и войнами. Как показали исследования 2003 года, всему виной оказались муссоны, которые в тех местах со временем становились все слабее. Сначала дожди ежегодно приводили к мощным наводнениям, потом долгие столетия результатом их "деятельности" были просто полноводные реки, по берегам которых выросла мощная и преуспевающая Индская цивилизация, а потом и реки стали пересыхать, превратив земледелие в опасное и невыгодное занятие. Города стали деградировать, а население начало постепенно мигрировать к востоку [в сторону Ганга], разбиваясь на мелкие общины и исчезая [?]. В конце концов, Индская цивилизация перестала существовать. Генетически связанной с ней считают постхараппскую культуру; ее влияние прослеживается в культуре современных народов Индии и Пакистана.

Порталы по цивилизации Хараппы и Мохенджо-даро

Статьи о хараппской цивилизации (исследования и гипотезы)


Арийские государства Индостана

Арийская квадрига

История Индии с конца Бронзового века до возникновения буддизма. Условно разделено на периоды:

  • Индия от ариев до македонцев (с 18 в. до н.э.)
  • Персидское и греческое вторжения (6-4 вв. до н.э.)
  • Иранские государства Индии
  • Империя Ашоки

Индия от ариев до македонцев (с 18 в. до н.э.)

История Индии с проникновения в долины Ганга и Инда индоарийских племён [XVIII век до н.э.] до временного завоевания Северной Индии Александром Македонским (IV век до н.э.).

По принятому в науке мнению, ведийская цивилизация существовала в период с середины II до середины I тысячелетия до н. э. Именно в ведийский период сформировались основы индийской культуры и религии. Первые 500 лет ведийского периода (1500—1000 года до н. э.) соответствуют бронзовому веку Индии, а последующие 500 лет (1000—500 года до н. э.) — железному веку.

К концу ведийского периода на индийском субконтиненте появился ряд маленьких царств и городов-государств, многие из которых упоминаются в ведийской и раннебуддийской литературе, датируемой периодом после X века до н. э. В это время множество городов-государств назывались джанападами. К V веку до н. э. образовалось 16 царств или «республик», известных как Махаджанапады: Каши, Кошала, Анга, Магадха, Вриджи, Малла, Чеди, Ватса, Куру, Панчала, Матсья, Шурасена, Ассака, Аванти, Гандхара и Камбоджи. Они раскинулись по Индо-Гангской равнине от современного Афганистана до Махараштры и Бенгалии. В это время начался второй крупный период урбанизации после Индской цивилизации. К V веку до н. э., то есть ко времени рождения Гаутамы Шакьямуни (Будды), многие из 16 царств объединились и образовали четыре более крупных государства, это: Ватса, Аванти, Кошала и Магадха.

Основным языком образованных людей в то время являлся санскрит, а простое население Северной Индии общалось на различных местных диалектах, так называемом пракрите [среднеиндийских языках, одним из которых был пали - язык буддийского канона]. Основными религиозными практиками того времени были сложные ведийские ритуалы, проводимые брахманами. Принято считать, что именно в этот период с VII по V век до н. э. были записаны Упанишады — поздние ведийские религиозно-философские тексты. Упанишады оказали огромное влияние на формирование индийской философии, и, появившись примерно в одно время с буддизмом и джайнизмом, ознаменовали собой золотой век мысли этого периода.

В 537 году до н. э. Сиддхарта Гаутама достиг «просветления», и стал известен как Будда — «пробудившийся». Примерно в то же самое время, Махавира проповедовал близкое буддизму учение, позднее ставшее джайнизмом. В доктринах буддизма и джайнизма акцентировался аскетизм и распространялись они на языке пракрите [пали], что позволило этим вероучениям приобрести большое количество приверженцев среди народных масс.

Персидское и греческое вторжения (6-4 вв. до н.э.)

Около 520 года до н. э., во время правления персидского царя Дария I, северо-западная часть индийского субконтинента (современные восточный Афганистан и Пакистан) были завоёваны персидской империей Ахеменидов, оставшись подвластными ей в течение двух последующих столетий.

В 334 году до н. э. Александр Македонский, завоевав Малую Азию и империю Ахеменидов, достиг северо-западных границ индийского субконтинента. Там он одержал победу над царём Пором в Битве на Гидаспе и завоевал большую часть Пенджаба. Однако, войска Александра отказались последовать по ту сторону реки Биас около места, где в настоящее время расположен город Джаландхар. Оставив многих македонских солдат-ветеранов в завоёванных регионах, Александр ушёл со своей армией на юго-запад.

Начиная с Александра Македонского в регионе появляется сильное греческое влияние, которое закрепляется с образованием Греко-бактрийского и Индо-греческого царств.

Иранские государства Индии

Индо-сакские, кушанское.

Кушанское царство (1-3 вв.)

Кушанец

Кушанское царство (I—III века н.э.) — древнее государство на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии, период расцвета приходится на 105—250 годы н. э. По одной из версий, Кушанское царство было основано кочевым индоиранским народом тохаров (кит. юэчжи) [не путать с агнео-кучанскими тохарами], пришедшим с территории, на которой сейчас находится китайский автономный район Синьцзян. Государство имело дипломатические связи с Римом, Персией и Китаем.

Этнически разнородное население Кушанского царства общалось на разных восточно-иранских языках [точнее, юговосточно- иранских], таких как сам кушанский язык, бактрийский и другие среднеиранские языки.

Кушанская цивилизация оставила заметный след в истории мировой культуры, соединив достижения многих народов. В Кушанском царстве развивался т. н. греко-буддизм [?]. Греко-буддизм заметно повлиял на развитие буддистского искусства, а частично и на само развитие буддистской мысли, особенно Махаяны до того, как буддизм распространился в центральную и северо-восточную Азию: в Китай, Корею, Японию [т.е., на Дальний восток буддизм пришел, переваренный греками].

Империя Ашоки и начало распространения буддизма

Все люди мои дети. Все чего я желаю для своих детей, а я желаю им богатства и счастья в этом мире и в следующем, того я желаю и для всех людей. (Индийский император Ашока - Дэванамприя Пиядаси)

Ашока был внуком Чандрагупты - основателя династии Маурьев. Он не был красив, но ни один принц не превосходил его в доблести, храбрости, достоинстве, любви к приключениям и искусности в управлении. Поэтому Ашоку любили и уважали все чиновники и простые люди. Однажды его старший брат Сусума, назначенный правителем Таксилы, вызвал возмущение горожан, и те подняли мятеж. Ашока прибыл с войском к городу, нол всё уладилось миром, т.к. граждане Таксилы объяснили, что восстание поднято из-за чиновников, которые истолковывали установления царя в свою пользу. Ашока покарал не зачинщиков, а тех, кто был причиной восстания.

Отец Ашоки император Биндусара имел имя «Амитрагатха» (Уничтожающий Недругов). Он завоевал земли, которые находились между восточным и западным побережьем на юге Индии, и так расширил свою империю. Он управлял ей в течение 25 лет и умер в 272 до н.э. После него короновали не Сусуму, а Ашоку. Легенды говорят, что Ашока убил всех своих братьев, но в своих надписях Ашока писал о любви к братьям.

На всех землях Индии осталось только одно незавоёванное государство Калинга, жители которого ценили свободу и не хотели никому подчинятьсЯ. Ашока завоевал его ценой гибели сотен тысяч его защитников, а 150 тысяч человек было угнано. Сначала Ашока испытал гордость и удовлетворение, но потом - ужас, скорбь и раскаяние от содеянного. Ашока поклялся, что он никогда снова не возьмет оружие, и что он никогда снова не совершит такого преступления. И сдержал клятву.

Слова Будды об отказе от насилия, доброта и любовь к людям преобразили несчастного Ашоку. Ученик Будды Упагупта объяснил ему учение Будды. Ашока отказался от охоты и запретил убивать животных даже для своей кухни. Официально были взяты под защиту множество видов животных, непригодных для еды, и детёныши до 6 месяцев. Потом решил, что и народ должен стать праведным. Он совершал паломничества, одаривал брахманов и старался распространить буддизм не только в Индии, но и за её пределами. [Т.е., индийцев буддистами попытались сделать насильно - поэтому, наверное, учение и не прижилось в Индии, кроме Цейлона и Непала.]

По всей империи Ашока инициировал строительство объектов социального назначения. Была создана сеть университетов, каналов, ирригационных систем и пр. Была также обновлена и всеиндийская система дорог, на которых через определенные промежутки строились [бесплатные?] постоялые дворы (как "ямы" в империи чингис-хана).

Царь Ашока - это яркая (а некоторые пишут - одинокая) звезда, явление которой подводит к мысли - не было ли в это время пассионарного толчка? Да, был - ПТ-IV по классификации Льва Гумилёва. Он отмечает ряд ключевых событий от Казахстана до Кореи. Но в эту эпоху известны и другие важные исторические процессы: а) войны Рима с Карфагеном, б) образование Парфии, в) объединение Китая под властью империи Цинь и строительство Великой китайской стены; г) основание Александрийской библиотеки... А сам Ашока жил в эпоху и других "звёзд": Архимеда - Леонардо Древнего мира; Эвклида - основателя современной [аксиоматической] геометрии; Эратосфена, вычислившего размеры Земли; полководца Ганнибала; первого всекитайского императора Цинь Шихуанди.


Главная
Древний мир : Аравия | Египет | Закавказье | Индия | Рим | Китай | Малая Азия | Междуречье | Океания | Персия | Сирия | Средняя Азия | Тартесс | Эгеида | Порталы
Религии | Астрология | Миграции рас | Книжный мир | Библиотеки и музеи | Страны | Карты
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика