Кометы и облако Оорта на сайте Игоря Гаршина. Кометология

Кометы, метеоры и облако Оорта

Главная > Естественные науки > Астрономия > Солнечная система > Объекты облака Оорта

Кометные облака звёзд и странствующие кометы - "темная материя" Вселенной?

Кометы в облаке Оорта

Облако Оорта - гипотетическое облако комет, расположенное, как считают, в одном световом годе от Солнца (63,2 тысячи астрономических единиц). Полагают, что облако служит источником долгопериодических комет и является остатком протопланетного диска. Возмущения от ближайших звезд изменяют движение кометных ядер, и они могут направиться во внутренние части Солнечной Системы. Считается, что в этом космическом облаке сосредотачивается не менее 1 миллиарда «зародышей» будущих комет. Они представляют собой тела, свободно вращающиеся по своим орбитам, которые пока ни разу так и не приблизились к Солнцу. Подобных тел в составе облака - не менее 1011. Но кроме них там можно обнаружить и миллиарды «состоявшихся» комет - тех, которые уже имели встречу с Солнцем.

Идеи о существовании связанного с Солнцем семейства комет высказывал еще в начале 70-х годов XIX века Джованни Скиапарелли. В 1950 году голландский космогонист Ян Оорт, проанализировав распределение орбит известных тогда 19 комет, обнаружил, что большие полуоси их первичных орбит группируются к области, удаленной на расстояние более 20 000 а.е. Оорт предположил, что Солнечная система окружена гигантским облаком кометных тел (по его оценке насчитывающим до 1011 тел), находящихся на расстояниях от 20 000 до 200 000 а.е. (сейчас считается 50-100 тысяч а.е.) - в несколько десятков раз дальше самой дальней из известных транскойперовских планет - Седны (примерно 500 а.е.). Это подтверждают и их начальные скорости около 1 км/с. Значит, место рождения комет расположено в пределах Солнечной системы, поскольку чужеродные ей тела обладают скоростью в среднем 20 км/с.

Облако Оорта – ничто иное, как остаток протосолнечной туманности, давшей жизнь планетам и Солнцу. Сейчас считается, что в процессе роста планет-гигантов (в первую очередь Юпитера и Сатурна), при достижении ими достаточно большой массы, гравитационные возмущения становятся настолько сильными, что начинается массовый выброс ими планетезималей из ближайших к их орбитам кольцевых зон. Практически все не вошедшие в планеты и находящиеся в этих зонах тела улетели во внешние области Солнечной системы. Облако, которое составили миллионы таких ледяных тел, в дальнейшем стали называть облаком Оорта. Это гигантский резервуар, в котором находятся кометные тела, и из которого под действием сближающихся с Солнцем соседних звезд или гигантских газо-пылевых облаков они изменяют свои орбиты и попадают во внутреннюю область нашей планетной системы.

Само облако возникло еще во времена, когда Солнце входило в звёздное скопление. Ученые промоделировали эволюцию облака Оорта в зпвисимости от его первоначального удаления от Солнца. Оказалось, что наибольшие шансы на сохранение оказались у облака, большие полуоси орбит комет которого не превосходили 3000 а.е. Полагают, что именно такими параметрами обладало древнее облако Оорта. В противном случае структура, существование которой допускается на окраинах Солнечной системы, до настоящего времени сохранилась лишь частично.

Разделы страницы об объектах облака Оорта и их движении:

Порталы по кометологии, обзоры известных комет

Орбита кометы Галлея в солнечной системе

Объекты облака Оорта остаются невидимыми для астрономических наблюдений, однако считается, что именно оно является пристанищем большинства долгопериодических комет в Солнечной системе. Ученые считают, что облако простирается на 15 трлн километров от Солнца, то есть в 100 тыс. раз дальше расстояния от Земли до Солнца.

На 2017 год обнаружено 6248 комет, которые попадают во внутреннюю область Солнечной системы - область планет. [Они называются долгопериодическими? И выбиваются из Облака притяжением планет-гигантов?]

Так называемые долгопериодические кометы имеют период больше 200 лет и наблюдались, как правило, в течение не более одного прохождения перигелия (например, комета Хякутакэ). Многие из них и вовсе, с момента своего образования, бывали внутри Солнечной системы не более одного раза. Такие кометы движутся по крайне вытянутым орбитам, уходя далеко к границам Солнечной системы за орбиту Плутона, вплоть до 300 а. е. [почти к Седне!] и дальше. Там, вследствие удалённости от Солнца и согласно второму закону Кеплера, их скорость заметно снижается и измеряется уже не километрами, а сотнями и десятками метров в секунду. Из-за столь низких скоростей и крайней удалённости от Солнца периоды их обращения могут достигать десятков тысяч и даже миллионов [!] лет.

Возможно, одной из таких долгопериодических (или среднепериодических) комет является планета, с которой, по шумерским мифам, аннунаки (небесные создатели людей) прибыли на Землю. По мнению жрецов Шумера, период обращения этой мифической планеты Нибиру - 3600 лет, что даёт средний радиус её орбиты 240 а.е. - примерно в 2 раза ближе, чем у Седны

На данный момент обнаружено более 400 короткопериодических комет. Из них около 200 наблюдалось в более чем одном прохождении перигелия. Многие из них входят в т.н. семейства. Например, большинство самых короткопериодических комет (их полный оборот вокруг Солнца длится 3—10 лет) образуют семейство Юпитера. Немного малочисленнее семейства Сатурна, Урана и Нептуна (к последнему, в частности, относится знаменитая комета Галлея).

Комета Галлея

Когда наблюдалась комета Галлея:

Облако Оорта и кометы - гипотезы, исследования, факты

Звёзды и облако Оорта

Считается, что на окраинах Солнечной системы вращается гигантское облако комет. Ну почему это так утверждается - ведь это только предположение Оорта, а комет в этом облаке никто не видел?

Близкие пролеты соседних звёзд могут сбивать с пути многочисленные кометы, летающие в облаке Оорта, и направлять их прямиком в центр Солнечной системы, где они могут столкнуться с Землёй. В течение следующих миллионов лет от 19 до 24 звезд пройдут на расстоянии 3,26 световых лет от Солнца – достаточно близко для того, чтобы сбить кометы с их привычного пути. Например, через 1,3 млн лет произойдёт сближение звезды Gliese 710, когда она пройдет от нас на расстоянии 16000 астрономических единиц - ближе, чем Альфа Центавра. Еще порядка 490-600 звезд пролетят от Солнца на расстоянии 16,3 световых лет в течение следующих нескольких миллионов лет. Это гораздо дальше, чем предсказанные границы облака Оорта и ближайшей к нам сегодня звезды Альфа Центавра, однако в случае пролета достаточно массивных звезд это может также привести к возмущениям в орбитах комет.

Сближения самого Солнца с другими звездами во время её вращения вокруг центра Галактики происходят примерно в два раза чаще, чем считалось ранее.

Другие космические объекты Облака Оорта

Немезида - коричневый карлик, формирующий облако Оорта

После не совсем ясного обнаружения на периферии Солнечной системы твёрдой планеты, в несколько раз большей нашей Земли (такие космические объекты называют "суперземлями"), были высказаны разные версии о ее орбите. Самая, наверное, обоснованная, что эта закойперовская планета находится между Плутоном и Седной, но ближе к последней. Были и другие преддположения, одно из которых - что это коричневый карлик, который расположен в 20 000 астрономических единицах от Солнца.

Может про суперземлю в облаке Оорта это и не так, но мысль плодотворная. Ведь вполне может быть, что облако Оорта и стабилизируется некой звездой-спутником Солнца - мифической Немезидой, существование которой обнаруживается по ее влиянию на орбиту Седны - пока самой дальней карликовой планетой в Солнечной системе, расположенной в 5 раз дальше пояса Койпера.

Гипотетический газовый гигант Тюхе

Тюхе — гипотетическая планета — газовый гигант, расположенная в облаке Оорта Солнечной системы.

Падения комет на Землю

Самая известная комета, ворвавшаяся в атмосферу Земли - так называемый "Тунгусский метеорит". 100 000 лет назад было также столкновение с крупной кометой в районе современного Египта. Часто трудно понять, был ли болид метеоритом или кометой. Обычно комета не долетьает до поверхности Земли и не оставляет кратеров.

Считается, что кометы в археозое сформировали гидросферу нашей планеты.

Исторические свидетельства о появлении "звезд-гостий"

Комета - хвостатая гостья ночного неба
«Если при возникновении новых империй и других важных событий на Земле появлялись кометы или другие подобные звёзды, то чему же удивляться, что появление звезды сопровождало рождение младенца, который должен был осуществить преобразование в человеческом роде?» (Ориген о «Вифлеемской звезде»)

Не всегда по летописям древних звездочётов можно понять - наблюдали они комету или вспышку сверхновой звезды. Понять можно только при наличии подробностей в описании, включая косвенные - что звезда "хвостатая", "волосатая", "косматая" (значит, комета, что и означает в переводе с древнегреческого, "косматая") или очень яркая - сравнимая с Венерой или Юпитером (тогда, скорее всего - сверхновая). Не исключено, что люди были свидетелями и более ярких вспышек, что нашло отражение в мифах о 3 солнцах, из которых одно померкло (было сбито стрелой героя), а другое стало Луной. (Имеются также мифы и о 2 солнцах на небе, но без Луны.) Так же отлично может помочь рисунок - даже для бесписьменных времён, как это случилось с фиксацией кометы в Сирии. Некоторые кометы даже могут упасть на Землю или взорваться у ее поверхности - тогда будет трудно отличить её от обычного метеорита.

Не исключены и случаи ещё более редкие, чем вспышки сверхновых - это прохождение мимо нашего светила какой-нибудь ближайшей звезды с её собственной планетной системой.

Может быть и другая "обманка", когда "звездой" называют видимое соединение двух ярких планет (или других космических тел - планеты, кометы, сверхновой - всего 9 комбинаций). Да, это может быть и просто яркий Юпитер, который наблюдается на небе реже Венеры, и который несведующие люди могут запросто назвать "звездой", которая-де появилась примерно в год рождения некого известного человека. Таких легенд много - об Аврааме, Иисусе Христе и других великих или знаменитых лиц. Например, всё лето 2020 года в южной половине неба в средних широтах Северного полушария довольно близко находились Юпитер и Сатурн - и были обе эти планеты довольно яркими, и шли парой с востока на запад всю ночь. Как такое не запомнить и не связать с некими ключевыми для этого года событиями?

Впрочем, все такие случаи (любой природы и конфигурации) слдует изучать и сопоставлять как с природными, так и с историческими событиями, т.к., космические причины (гравитационного, электромагнитного или радиационного характера) могут повлиять на Солнце, нашу планету (в т.ч. через Солнце), её биосферу и ноосферу, включая этнодинамику (т.н. пассионарная теория этногенеза Льва Гумилёва).

Будем здесь пополнять список всех наблюдений за яркими "небесными гостями" (зафиксированными и в письменных источниках, и в произведениях искусства, включая наскальные рисунки, и в мифах) - 1) кометами, 2) невыясненными временными космическими объектами на звёздном небе (т.к. они могут быть кометами), а также 3) сверхновыми, 4) проходящими звёздами с их планетами и 5) соединениями ближайших к нам планет (т.к. все эти объекты могут влиять на динамику комет):

[Кстати, даже если допустить, что вспышки сверхновых также влияют на изменение орбит комет, то воздействие это может быть очень хитрым - даже таким, что сначала кометы выпадают из зоны Оорта, а потом происходит вспышка - как бы, сначала идёт следствие, а потом причина. Почему? Представьте, что коллапс будущей сверхновой идёт около 200 лет, сопровождаясь мощным электромагнитным, корпускулярным и гравитационным потоком, которые дестабилизируют оортовское облако. Крупные кометы тормозятся, направляются к Солнцу и появляются в окрестностях Земли. И лишь потом коллапс звезды приводит её к взрыву, что ещё больше воздействует на окружающие звёздные системы. Кстати, какие-то кометы могут, наоборот, ускорятся и вылетать из родной системы, направляясь в чужую. Таким образом, в интервале до и после вспышки сверхновой "гостьями" могут быть как свои, так и чужие кометы, и даже планеты. (И.Г.)]

Метеорные рои и потоки ("звездные дожди")

Метеорные потоки могут быть как кометного, так и метеоритного происхождения (а метеориты могут прилететь как из пояса астероидов, так и из пояса Куйпера, например). Но пока поместим сведения о них сюда, рядом с кометами, т.к. это, наверное, проеимущественный их источник.

Звёздные дожди жители Земли могут наблюдать ежегодно, причем пики их активности приходятся примерно на одни и те же числа. Например, в 2013 году звездные дожди были в периоды 3-4 января, 22 апреля, 5-6 мая, 12 августа, 8 и 21 октября, 18 ноября, 14 и 23 декабря.

Метеорные рои могут быть упорядоченными и неупорядоченными, иметь свои небесные сегменты и свои периоды наибольшей видимости (пики активного взаимодействия с земной атмосферой) - смотрите краткие сведения ниже:

1. Спорадический метеорный фон. Часть твердых частиц в космическом пространстве двигаются неупорядоченно, порождая при вхождении в атмосферу случайные метеоры, называемые спорадическими. По активности спорадический фон обычно постоянен и составляет 2-3 мет/ч.
  2. Регулярные метеорные рои и потоки. В Солнечной системе существуют рои частиц, двигающихся упорядоченно. Выяснилось, что такие рои оставляют за собой кометы. Ядра последних состоят из твердых частиц и замерзших газов, при приближении к Солнцу газы испаряются и выбрасывают камни в пространство. Также как кометы, рои частиц движутся относительно Солнца по определенным орбитам. Земля в результате годового движения периодически проходит сквозь такие рои, часть вещества которого входит в земную атмосферу. Такой периодический "звездопад" называют метеорным потоком. Орбиты роев в первом приближении постоянны, а частицы по таким орбитам расположены относительно равномерно. Поскольку с каждым из них Земля встречается раз за один оборот вокруг Солнца, один поток наблюдается только раз в году. Длительность активности потока зависит от времени прохожения Земли через рой. Характеризуя какой-либо поток, всегда говорят о его сроках действия.
  3. Время максимумов метеорных потоков. Так как в рою частицы распределены неравномерно и имеются сгущения, то в потоке почти всегда наблюдается максимум активности. По времени он обычно расположен ближе к концу действия потока. Даты максимумов большинства потоков известны и их следует придерживаться при наблюдениях. Обычно вдалеке от максимума активность потока низка и резко возрастает только в районе максимума. Длительность этого максимума обычно колеблется от долей часов до долей суток, но у некоторых потоков он размыт. Бывает, что на фоне размытого максимума появляется непродолжительный всплеск, например, поток активен и наблюдается в течение недели, а в течении часа виден звездный дождь (большое количество метеоров). Как правило наибольшее количество метеоров видно под утро (если то не нарушают вышеописанные неравномерности). Причина этого состоит в том, что Земля вокруг Солнца даижется вперед утренней стороной. Вечером метеоры пораждаются догоняющими Землю частицами, каких меньшинство, утром - наоборот.
  4. Местонахождение метеорных потоков. Различные рои двигаются относительно Земли по разному и земной наблюдатель вследствие переспективы видит, что метеоры одного потока как бы летят из одной области неба. Такая область, относительно небольших размеров, называется радиантом потока. Если на карте продлить назад линии метеоров, то они будут пересекаться в как раз в области радианта. Т.к. срок действия потока небольшой, можно привязать местонахождения радианта на небе к соответствующему созвездию. В связи с этим названия потоков происходят от соответствующих латинских названий созвездий. Так, Лириды имеют свой радиант в созвездии Лиры (Lyra), Тауриды - в созвездии Тельца (Taurus), а Геминиды - в созвездии Близнецов (Gemini). Иногда в одном созвездии оказывается не один радиант, тогда он привязывается к ближайшей яркой звезде, например, d-Аквариды - к d Водолея (Aqarius). Метеоры, принадлежащие одному потоку, по внешнему виду обычно схожи. Принадлежность метеора к тому или иному потоку определяется по направлению полета относительно известных радиантов, а также по внешнему сходству его с характерными для известных потоков. Если метеор не удается сопоставить ни с одним из известных потоков, то скорее всего он является спорадическим.

Геминиды

Этот звёздный дождь осыпается на Землю всегда в первой половине декабря, когда планета проходит сквозь облако космической пыли. Летящие друг за другом метеоры видны на небосклоне со стороны созвездия Близнецов. По-латински — «Гемини». Отсюда название метеорного потока – «Геминиды».

Источник потока «Гемениды» – летящий объект «Фаэтон», обнаруженный учёными в 1983 году. Пока точно не ясно астероид это или комета. То есть, каменный он или основа его – замёрзший лёд с вкраплениями самых разных веществ. Иногда он очень далеко от Солнца – за орбитой Марса, но раз в несколько лет он стремительно приближается к Солнцу, нагревается градусов до 800 на поверхности, и в этот момент у него ломается кора. Он выбрасывает облака пыли, которые продолжают лететь с огромной скоростью, а наша Земля время от времени врезается в это облако пыли.

Леониды