Версия для печати

Шумеро-аккадское письмо и клинописные производные

Главная > Лингвистика > Письменности > Клинописи
Эволюция клинописи

Старейшая из известных систем письма – клинопись (т.е. клинообразное письмо, англ. cuneiform от латинского cuneus 'клин') возникла не позже 3100 до н.э. и находилась в употреблении примерно до начала нашей эры. Сначала клинописное письмо было в ходу у шумеров – народа с высокоразвитой культурой, но с неизвестными этническими и языковыми корнями. Шумеры жили в Месопотамии, в южной части долины между реками Тигр и Евфрат, т.е. на юге нынешнего Ирака. Шумеры сперва писали вертикальными столбцами, позднее — строками, слева направо.

Вскоре политическая власть в стране плавно перешла к аккадцам – народу, говорившему на одном из семитских языков и известному также под именем вавилонян и ассирийцев. Аккадцы многое переняли у шумеров, в том числе и письменность, которую стали использовать для записи своего собственного языка. Вавилоняне и ассирийцы распространили свою культуру и политическое влияние на весь Ближний Восток, так что бытовавшая у них клинопись была позаимствована и другими народами, с которыми они соприкасались. Ее использовали для записи своих собственных языков хетты в Анатолии, хурриты, жившие на территории современной Сирии и северного Ирака, эламцы на западе Ирана и урартцы в Армении.

Клинописные записи производились по большей части на специальных глиняных дощечках. Знаки наносились на дощечки с помощью тростниковой палочки, которую поворачивали под определенным углом и вдавливали одним из трех ее краев во влажную глину. Получавшиеся таким образом знаки имели характерный клинообразный вид, что и дало клинописи ее название. Дощечки с нанесенными на них знаками далее высушивались на солнце, а сравнительно небольшая их часть – в основном предназначавшиеся для библиотек копии литературных текстов – обжигались в печи. На этих дощечках содержатся записи самого различного характера.

Здесь представлены системы письменности, которыми написаны тексты как на шумерском языке, так и языках, носители которых позаимствовали шумерское письмо для записи своей речи. Это:

  1. пиктографический шрифт (Урук, Джемдет Наср, Архаический Ур), типологически близкий к раннему эламскому;
  2. клинопись в её основных вариантах — классической шумерской и различных видах аккадской: старовавилонской, средневавилонской, среднеассирийской и значительно упрощённой новоассирийской и нововавилонской.

Разделы страницы о протоклинописи и клинописях:

Большинство рисунков с образцами письменности на этой странице взяты с замечательного сайта Ancientscripts.com по личному разрешению его автора Лоуренса Лоу.


Возможные истоки протошумерского письма (древнейшие пиктографии)

Пиктография культуры Винча (тэртерийские таблички, дунайское протописьмо)

Древнебалканская культура Винча (V—III тысячелетия до н.э.) считается первой протоцивилизацией Европы. Ее укрепленные поселения с домами-мазанками распространяются по всей территории Греции, а также в Сербии, Болгарии, Венгрии и Румынии [Балканы и Трансильвания].

Носители культуры Винча умели плавить медь, занимались земледелием, скотоводством и охотой, а также создали свою религию и даже протописьменность, которая пока не расшифрована. Первая табличка с пиктограммами обнаружена в 1961 году в поселке Тэртэрия в Трансильвании. Сейчас известно до 1000 глиняных и деревянных объектов с пиктограммами ("тэртерийские таблички"). Эти таблички напоминают более поздние шумерские. Пиктограммы, напоминающие животных или ветки деревьев, перемежаются с абстрактными символами вроде крестов, свастик и шевронов.

Справедливости ради, нужно сказать, что еще в конце XIX века рхеолог-самоучка Зофья Торм (1832-1899), дочь венгерского историка, проводя раскопки в своих владениях в Хуннедоаре, в Трансильвании, нашла предметы, похожие на шумерские. Среди них были даже таблички с "клинописью". Торма устроила музей и выпустила книгу, в которой доказывала родство венгерского языка с шумерским. Тогда на эту находку не обратили внимание.

Знаки письма культуры Винча Знаки винчанского письма
(Prehistory.It). (Prehistory.It).

Поскольку прототипы шумерских знаков найдены в трипольской культуре (в орнаменте горшков), а первые шумерские тексты, возможно, написаны на индоевропейском языке - может быть и "винчанский" язык - индоевропейский?

Винчанские печати из Диспилио Тэртэрийская табличка

Родственные или производные пиктографии

Шумерское письмо родилось из древней пиктографии, истоки которой могут быть и не в Древнем Междуречье. Вероятно, были родственные и дочрние пиктографические системы, например, петроглифы Ингушетии. Возможно, и китайские пиктограммы в родстве с шумерскими. Если так, то пиктографические надписи должны обнаружитья и на промежуточных территориях между Дальним и Ближним Востоком - на Центральном Востоке, в первую очередь, в Средней Азии, где были не только протоиндские, но и, наверное, шумерские колонии ("Бухара" - шумерские топоним). Жаркутанские пиктограммы эту гипотезу подтверждают (см. ниже).

Пиктографии Центральной Азии

Жаркутанские пиктограммы

Черепки с жаркутанскими пиктограммами Знаки жаркутанской пиктографии

Свидетельства упрощенного письма были найдены на археологических памятниках Сурхандарьинской области, относящихся к периоду Бактрийской государственности (5-6 века до н.э.).

Письмо Древней Месопотамии (протоклинопись)

Эволюция шумерских знаков Пример шумерского рисуночного письма
(C) Lawrence Lo (Ancient Scripts)

Протошумерское (допотопное?) рисуночное письмо

Рисуночное письмо Междуречья

Все надписи даже на самых ранних из известных нам глиняных дощечек представляют собой образцы настоящей письменности словесно-слогового типа. В археологических слоях, расположенных ниже тех, где были найдены самые ранние глиняные дощечки, вообще не обнаружено видимых следов какой-либо письменности или протописьменности. Однако облик знаков, содержащихся на самых ранних дощечках, обнаруженных в городище Варка (древний Урук) на юге Вавилонии и опубликованных в 1936 А.Фалькенштейном, весьма отличен от более поздних клинописных знаков. Первые внешне являются несомненными пиктограммами, в которых легко узнаются рисунки голов и других частей тела человека и животных, рисунки птиц, рыб, растений, кувшинов, солнца, звезд и т.д. Эти изображения, часто называемые протошумерскими иероглифами или протоклинописью, наносились на глину путем проведения по ней острием палочки – вместо выдавливания в ней клинообразных значков, как это стали делать позже. Другие знаки к тому времени уже утеряли какой бы то ни было рисуночный характер, который, возможно, был присущ им до этого.

Прошло еще немного времени, и вскоре уже все знаки клинописи утратили пиктографический характер. Ранние знаки, в которых угадываются рисунки, все носят очень незамысловатый характер; предметы воспроизведены в них самым экономичным образом, почти без деталей.

То, как звучали знаки клинописи, определяется на основании различных данных. Сами древние народы составляли списки знаков и словари, где содержатся полезные для нас ключи. Древние греки записывали звучание, которое они слышали, с помощью букв своего алфавита. Очень важно также, что аккадский язык близкородствен другим семитским языкам – таким, как арабский и иврит, на которых говорят и поныне. Все это помогает установить звучания многих знаков, а из них, равно как и из других признаков, можно вывести произношение большинства шумерских слов.

Шумерская иероглифическая письменность

Клинопи на глиняной табличке

Шумерская письменность носит словесно-слоговой характер. В её основе лежат рисуночные знаки (пиктограммы), представляющие собой идеограммы, которые передают не слово, а понятие (концепт), и чаще всего не одно, а ряд ассоциативно связанных понятий. Первоначально число знаков в шумерском языке достигало 1000. Постепенно их количество сократилось до 600. Почти половина из них использовались как логограммы и одновременно как силлабограммы, чему способствовала моносиллабичность большинства шумерских слов, остальные были только логограммами. При чтении в каждом отдельно взятом контексте знак-идеограмма воспроизводил одно определённое слово, и идеограмма становилась логограммой, то есть знаком для слова с его конкретным звучанием.

Так как рисуночный знак выражал чаще всего не одно понятие, а несколько понятийно связанных словесных значений, то логограммы могли относиться к ассоциативно связанным объектам (например, знак звезды для dingir- ‘бог’, изображение ноги для gub- ‘стоять’, du-, re6-, ra2- ‘идти’, gen- ‘быть твёрдым’, tum2- ‘приносить’). Наличие знаков, выражавших более одного слова, создавало полифонию. С другой стороны, в шумерском имелось большое количество омонимичных слов — омофонов, видимо, различавшихся только музыкальными тонами, специфически не отражавшимися в графике. В результате получается, что для передачи одной и той же последовательности согласных и гласных может иметься до десятка разных знаков, различающихся не в зависимости от звучания слова, а от его семантики. В шумерологии (здесь используется наиболее удобная система Даймеля) при транслитерации таких ‘омофонов’ приняты следующие обозначения: du, du2, du3, du4, du5, du6, и т. д., в порядке примерной частотности.

В  шумерском языке существовало много односложных слов, поэтому оказалось возможным использовать логограммы, передающие подобные слова, для чисто фонетической передачи слов или грамматических показателей, которые не поддавались воспроизведе­нию непосредственно в виде рисуночного знака-идеограммы. Таким образом, ло­гограммы начинают применяться как силлабограммы. Любое шумерское слово в форме чистой основы передаётся идеограммой-лого­граммой, а слово с грамматическими формантами посредством знака-идеограммы для основы слова и знаками-силлабограммами (в слоговом значении) для формантов. Гласные форманты, выступающие в виде суффиксов, выполняют при этом и роль фонетических комплементов, поскольку повторяя последний согласный основы, указывают на чте­ние знака-идеограммы, например, знак ‘нога’ с последующим знаком ‘ba’ следует читать gub-ba /guba/ ‘стоящий’, ‘поставленный’< /gub + a/, а со знаком ‘na’: gin-na /gina/ < /gin-a/ ‘ушедший’. В конце первой половины III тыс. до н. э. появились детерминативы, обозначающие категорию понятия, например, детерминативы деревянных, тростни­ковых, каменных предметов, животных, птиц, рыб и т. д.

Следует отметить правила транслитерации шумерских текстов. Каждый знак транслитерируется строчными прямыми латинскими буквами, отделяясь от транслитерации другого знака в пределах того же слова дефисом. Детерминативы пишутся над строкой. Если правильный выбор того или иного чтения знака в данном контексте сделать нельзя, то знак транслитерируется прописными латинскими буквами в его наиболее обычном чтении. Удвоенных согласных в шумерском нет, поэтому написания типа gub-ba носят чисто орфографический характер, и их следует читать /guba/.

Шумеро-аккадская клинопись

Клинописный знак использует все 4 основных направления и их инварианты, за исключением "юго-восточного" [слева направо сверху вниз?].

Аккадский силлабарий

В шумерскую эпоху большая часть слов записывалась с помощью логограмм, а слоговые знаки использовались для записи имен собственных (особенно иностранных) и названий мер и весов. Кроме того, они добавлялись к логограммам для выражения грамматических отношений. Было также два способа, с помощью которых шумеры расширили применение логограмм.

Один состоял в том, что сочетание из двух знаков использовалось для обозначения одного слова. Так, знак для sal 'женщина' в сочетании со знаком для kur 'чужая страна' символизировали одно слово – geme 'рабыня', поскольку рабы привозились из чужих стран. Два знака, употребленные таким способом, могли быть написаны рядом друг с другом, как в вышеприведенном примере, или, при наличии такой возможности, один внутри другого, как в случае знака для ku 'кушать', который состоит из знака для ninda 'хлеб', записанного внутри знака для ka 'рот'; или в случае знака для nag 'пить', состоящего из знака для a 'вода' внутри ka-знака, при этом последний устроен таким образом, что он легко узнаваем даже в растянутом виде, когда он включает в себя другой знак.

Другой способ состоял просто в том, что один и тот же знак передавал два и более близких по значению слов. Например, один и тот же знак обозначал как apin 'плуг', так и engar 'пахарь'.

  • .
(C) Lawrence Lo (Ancient Scripts)
Образец текста аккадской клинописью

(C) Simon Ager (Omniglot.com)

Развитие клинописи

Детерминативы в клинописи

Некоторые логограммы использовались и как детерминативы, иначе называемые семантическими индикаторами. В этой своей функции они помещались рядом со знаменательным словом (обычно перед ним), будь оно записано логограммой или слоговыми знаками; однако аккадцы и те, кто жил после них, использовали детерминативы почти исключительно в сочетании с логограммами и пренебрегали ими в случае, если слово было записано слоговыми знаками. Детерминатив указывает на класс предметов или существ, к которому принадлежит обозначаемый словом объект. Имеется несколько логограмм, используемых как детерминативы: giš 'древесина' употребляется с названиями деревьев и деревянных предметов, dingir 'бог' употребляется с именами богов и названиями священных предметов, mul 'звезда' употребляется с названиями звезд, lu 'человек' употребляется с названиями профессий.

Все детерминативы вошли в употребление еще в шумерскую эпоху, и позже не появилось ни одного нового детерминатива. Принято считать, что детерминативы представляли непроизносимые элементы слова; поэтому можно сказать, что это как бы вид идеограммы. Их роль заключалась в том, чтобы уменьшать часто встречавшуюся неоднозначность логограмм. Детерминатив giš, предшествующий в шумерском тексте знаку 'плуг-пахарь', указывает на то, что этот знак следует читать как apin 'плуг', ибо плуги делались из дерева. Если этому же знаку будет предшествовать детерминатив lu, то он будет читаться как engar 'пахарь'. С другой стороны, детерминативы регулярно используются и с логограммами, никогда не допускающими неоднозначного прочтения. Широкоупотребительных детерминативов было порядка 20-25, и число это слегка варьировало в зависимости от места и эпохи.

Развитие слоговых знаков

Переход от логограмм к слоговым знакам был самым важным процессом, который произошел в письменности. Во время этого перехода некоторые логограммы утеряли свою привязанность к словам как таковым и стали ассоциироваться только со звуковыми оболочками этих слов. Сначала знак был пиктограммой, которая символизировала слово, обозначающее легко изобразимый предмет. Затем эта пиктограмма начинала символизировать также сходные по звучанию слова, обозначавшие предметы, которые было уже не так легко изобразить.

Так, в шумерском языке слово со значением 'стрела' звучит как ti, и для него с легкостью использовалась логограмма, представлявшая собой пиктограмму с изображением стрелы. Слово со значением 'жизнь' передать с помощью рисунка гораздо сложнее, но шумеры воспользовались тем обстоятельством, что в их языке это слово звучало тоже как ti, и распространили использование знака-стрелы на слово 'жизнь' – просто потому, что оно было омонимичным слову со значением 'стрела'. Этот способ часто называется ребусным написанием. В шумерском языке многие слова были односложными, и обозначавшие их знаки стали употребляться для записи не только омонимичных им целых слов, но и соответствующих слогов даже тогда, когда эти слоги являлись всего лишь частью каких-то других слов. Слоговые знаки, несомненно, произошли из логограмм именно таким путем, но на самых ранних дощечках присутствуют уже как те, так и другие, и поэтому мы не можем твердо утверждать, что когда-либо существовала чисто логографическая письменность.

Встречаются четыре вида клинописных слоговых знаков: 1) обозначающие один гласный звук, 2) обозначающие комбинацию «согласный + гласный звук», 3) обозначающие комбинацию «гласный + согласный звук» 4) и обозначающие комбинацию «согласный + гласный + согласный звук». При записи слова один слоговой знак не обязательно представлял весь слог целиком. Хотя односложное слово типа, допустим, русского кот можно было бы записать средствами клинописи с помощью только одного слогового знака, реально такие слова часто записывались с помощью двух слоговых знаков: ко-от (в этом и последующих примерах части слова, разделенные дефисом, выражались каждая одним слоговым знаком). Практика написания в данном отношении была обусловлена традицией, в разные эпохи и в разных местах разной. В более поздние эпохи встречались даже написания типа ко-о-от. Имелось также несколько слоговых знаков, выражавших каждый по два слога, но они, в общем и целом, использовались только для записи шумерских слов.

Шумеры использовали слоговые знаки и во вспомогательной функции – для повтора части слова, обозначенного логограммой. Так, рядом с логограммой для слова men 'корона' встречается слоговой знак для -en. Слоговой знак, повторяющий часть фонетического значения логограммы, называется фонетическим индикатором. При применении клинописного написания к языкам, отличным от шумерского, фонетический индикатор был частью не-шумерского слова, для которого данная логограмма изначально не предназначалась. Так, слово 'дом' по-шумерски звучало как e, а по-аккадски как bit. Для написания своего слова аккадцы часто использовали логограмму для e, сопровождая ее слоговым знаком для -it, чтобы указать на то, что теперь эту логограмму следует читать как bit. Иногда в функции фонетических индикаторов использовались грамматические показатели, записанные слоговыми знаками и присовокупленные к логограммам. Например, к аккадскому слову bit часто добавлялось окончание -im. Когда для записи слова bit применялась e-логограмма, это окончание обозначалось не знаком для -im (что дало бы написание e-im и могло бы быть прочтено несколькими разными способами), а знаком для -tim, что давало написание e-tim, допускавшее только одно прочтение -bitim. Число знаков в клинописи менялось в течение всей ее истории, но примерно их было всего 600, из них 100–150 были слоговыми знаками.

Производные клинописи Ближнего Востока

Дерево развития клинописных систем
(Истрин. Развитие письма)

Когда клинопись была приспособлена для записи не-шумерских слов, в частности аккадских, в ней продолжали употребляться многие шумерские логограммы, которые, разумеется, стали обозначать слова других языков.

Любопытно, что в хеттской клинописи хеттские слова обозначались не только шумерскими логограммами, но и функционировавшими как логограммы силлабическими (слоговыми) написаниями соответствующих им аккадских слов.

Эламская клинопись

Эламcкая клинопись

(C) Simon Ager (Omniglot.com)

В эламской клинописи появилось даже несколько собственно эламских логограмм, образовавшихся из знака для первого слога эламского слова, который стал употребляться для обозначения всего слова в целом. Однако в других языках логограммы, хотя и продолжали использоваться, но гораздо реже, чем в шумерском языке, а основная масса слов записывалась посредством слоговых знаков. За исключением двух вышеприведенных случаев в хеттском и эламском письме, в постшумерскую эпоху новых логограмм больше не возникало.

Древнеперсидская клинопись

Клинописи хеттской Малой Азии

Хеттские клинописные знаки взяты из блога Ролана Быстрова.

Как видим, знаки тождественны аккадским (отсутствуют только esh и 'a). Взяты ли они напрямую из аккадского письма или через промежуточную хаттскую клинопись? Как и в аккадской клинописи, на письме не передаются фонемы V или W.

Согласная Ca Ce Ci Cu aC eC iC uC
(Только гласная) Хеттское клинописное Aa Хеттское клинописное Ee Хеттское клинописное Ii Хеттское клинописное Uu
K
G
Хеттское клинописное KAka
Хеттское клинописное GAga
Хеттское клинописное KE (KI)ke, ki
Хеттское клинописное GE (GI)ge, gi
Хеттское клинописное KUku
Хеттское клинописное GUgu
Хеттское клинописное AG (AK)ag, ak, aq? (нет eg, ek) Хеттское клинописное IG (IK)ig, ik, iq? Хеттское клинописное UG (UK)ug, uk
Q Хеттское клинописное QAqa Хеттское клинописное QE (QI)qe, qi Хеттское клинописное QUqu (нет aq) (нет eq) (нет iq) (нет uq)
P
B
Хеттское клинописное PApa
Хеттское клинописное BAba
Хеттское клинописное PE (PI)pe, pi
Хеттское клинописное BE (BI)be, bi
Хеттское клинописное BU (PU)bu, pu Хеттское клинописное AB (AP)ab, ap Хеттское клинописное EB (EP, IB, IP)eb, ep, ib, ip Хеттское клинописное UB (UP)ub, up
T
D
Хеттское клинописное TAta
Хеттское клинописное DAda
Хеттское клинописное TEte
(нет de)
Хеттское клинописное TIti
Хеттское клинописное DIdi
Хеттское клинописное TUtu
Хеттское клинописное DUdu
Хеттское клинописное AD (AT)ad, at Хеттское клинописное ED (ET, ID, IT)ed, et, id, it Хеттское клинописное UD (UT)ud, ut
M Хеттское клинописное MAma Хеттское клинописное MEme Хеттское клинописное MImi Хеттское клинописное MUmu Хеттское клинописное AMam (нет em) Хеттское клинописное IMim Хеттское клинописное UMum
N Хеттское клинописное NAna Хеттское клинописное NEne Хеттское клинописное NIni Хеттское клинописное NUnu Хеттское клинописное ANan Хеттское клинописное ENen Хеттское клинописное INin Хеттское клинописное UNun
S Хеттское клинописное SAsa Хеттское клинописное SE (SI)se, si Хеттское клинописное SUsu Хеттское клинописное AS (AZ, ASS)
as, az, ass
(нет es) Хеттское клинописное IS (IZ, ISS)
is, iz, iss
(нет us)
Z Хеттское клинописное ZAza Хеттское клинописное ZE (ZI)ze, zi Хеттское клинописное ZUzu (нет ez) (нет uz)
SS Хеттское клинописное SSAssa Хеттское клинописное SSE (SSI)sse, ssi Хеттское клинописное SSUssu (нет ess) (нет uss)
SH Хеттское клинописное SHAsha Хеттское клинописное SHEshe Хеттское клинописное SHIshi Хеттское клинописное SHUshu Хеттское клинописное ASHash (нет esh) Хеттское клинописное ISHish Хеттское клинописное USHush
H Хеттское клинописное HAha Хеттское клинописное HE (HI)he, hi Хеттское клинописное HUhu Хеттское клинописное AHah (нет eh, ih) Хеттское клинописное UHuh
L Хеттское клинописное LAla Хеттское клинописное LE (LI)le, li Хеттское клинописное LUlu Хеттское клинописное ALal Хеттское клинописное ELel Хеттское клинописное ILil Хеттское клинописное ULul
R Хеттское клинописное RAra Хеттское клинописное RE (RI)re, ri Хеттское клинописное RUru Хеттское клинописное ARar (нет er) Хеттское клинописное IRir Хеттское клинописное URur
Y Хеттское клинописное YAya (нет ye, yi) (нет yu) (нет ay) (нет ey, iy) (нет uy)

Ресурсы с корпусами хеттских клинописных текстов:

Хуррито-урартские клинописи

Клинописные системы неаккадского происхождения

Ряд клинописных систем не являются по-происхождению месопотамскими. Они произошли от собственных рисуночных письменных систем, преобразованных в клинопись для написания на глиняных табличках. Это, в первую очередь, относится к угаритскому алфавиту. Так же это может относится к эламской и древнеперсидской клинописям.

Древнеперсидская клинопись

Древний персидский силлабарий Древне-персидская логограмма
(C) Lawrence Lo (Ancient Scripts)
Древне-персидские цифры
Древне-персидские идеограммы
(C) Simon Ager (Omniglot.com)
Древнеперсидская надпись Древнеперсидская надпись
(C) Simon Ager (Omniglot.com)

Одни считают, что персидско-ахеменидское письмо нововавилонского происхождения. Другие полагают, что древнеперсидские клинописные знаки не похожи на аккадские. Может быть прообразом послужила собственная рисуночная письменность?


Главная > Лингвистика > Письменности мира:
Алфавиты | Древнеегипетские | Дальневосточные | Клинописи | Критские | Индейские | Эламские | Протоиндские | Древнекавказские | Океанийские | Миссионерские | Особые | Всемирные |
Реестр письменностей | Порталы о письме | Методы дешифровки | Великие дешифровщики | Новые надписи | Недешифрованное письмо | Акустография | Международные символы | Книги по палеографии | Авторские исследования

Языки мира | Страны и города | История народов | Карты
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 08.06.2016
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня