|
|
|
Китайско-тибетские языки (сино-тибетские языки) - одна из крупнейших языковых семей мира. Включает свыше 100 (по другим данным - несколько сотен) языков - от племенных до национальных. Общее число говорящих - свыше 1100 млн. человек (1989, оценка). По-видимому, некоторые китайско-тибетские языки еще не известны науке, другие известны лишь по случайным коротким спискам слов.
Разделы страницы:
Согласно классификации, принимавшейся большинством исследователей в начале 20 века, китайско-тибетские языки делились на 2 основные группы: восточную (таи-китайскую), включавшую китайский и тайские языки, и западную (тибето-бирманские языки). К восточной группе иногда относили также мяо-яо и каренские языки.
Главным признаком, различавшим группы, был порядок слов: в таи-китайских языках дополнение помешается после глагола, а в тибето-бирманской - перед ним (SOV).
Сами тайские языки тогда называли тай-кадайскими (сейчас их называют паратайскими).
Они включали как собственно тайский, так и лаосский языки.
В состав китайско-тибетских в то время (или ранее) включали
и аустроазиатский вьетнамский язык,
который лингвисты до сих пор в шутку называют более китайским, чем сам китайский
(по-видимому, его тоже включали в тай-китайскую ветвь).
В любом случае, даже временные заблуждения или неточности поучительны -
вероятно, был южнокитайский языковый союз
или древнее влияние китайского языка на языки Индокитая (не исключено и обратное)].
В настоящее время известно, что паратайские, мяо-яо и вьетнамский языки входят не в сино-тибетскую, а в аустрическую семью.
В современном языкознании китайско-тибетские языки обычно делят на 2 ветви, различные по степени их внутренней расчлененности и по их месту на лингвистической карте мира, - китайскую и тибето-бирманскую.
Первую образует китайский язык с его многочисленными диалектами и группами диалектов.
На нем говорит свыше 1050млн. человек, в т. ч. около 700млн. - на диалектах северной группы.
Основной областью его распространения является КНР
южнее Гоби и восточнее Тибета,
но многочисленной китайское население есть и в других районах страны и за ее пределами.
К китайской ветви относится дунганский язык;
разговорный язык дунган входит в состав северной группы китайских диалектов.
Возможно, что к этой ветви принадлежит также язык бай, или миньцзя
в КНР (провинция Юньнань, свыше 1 миллиона говорящих).
Анатолий Сергеевич Старостин) считал язык бай самым древним ответвлением от древнекитайского языка.
Однако не все это еще поддерживают - одни этот язык считают тибето-бирманским,
другие вообще исключают [!] из китайско-тибетской семьи.
Остальные китайско-тибетские языки, насчитывающие около 60 млн. говорящих, входят в тибето-бирманскую ветвь. Народы, говорящие на этих языках, населяют большую часть Мьянмы (бывшей Бирмы), Непала, Бутана, обширные районы юго-западного Китая и северо-восточной Индии.
Важнейшие тибето-бирманские языки или группы близкородственных языков:
К тибето-бирманской ветви относится исчезающий язык народа туцзя (до 3 млн. человек) в Хунани (КНР), но к настоящему времени большинство туцзя перешли на китайский язык.
Специфика классификации тибето-китайских языков в том, что отдельные ветви и языки отходили последовательно, а "ствол" продолжал развиваться. Это похоже на ситуацию с полинезийскими и нигероконголезскими языками.
Китайско-тибетские - слоговые, изолирующие с большей или меньшей тенденцией к агглютинации.
Основной фонетической единицей является слог, причем границы слогов, как правило, являются одновременно границами морфем или слов.
Звуки в составе слога располагаются в строго определенном порядке
(обычно - шумный согласный, сонант, промежуточный гласный, основной гласный, согласный;
все элементы, кроме основного гласного, могут отсутствовать).
Сочетания согласных встречаются не во всех языках и возможны только в начале слога [как в тибетском].
Число согласных, встречающихся в конце слога, значительно меньше числа возможных начальных согласных (обычно не более 6-8);
в некоторых языках допускаются только открытые слоги или существует только один конечный носовой согласный.
Во многих языках имеется тон. В языках, история которых хорошо известна,
можно наблюдать постепенное упрощение консонантизма и усложнение системы гласных и тонов.
Морфема, как правило, соответствует слогу; корень обычно неизменяем.
Однако во многих языках эти принципы нарушаются.
Так, в бирманском языке возможно чередование согласных в корне:
пхay' 'продырявить', пау' 'быть продырявленным, иметь дыру';
в классическом тибетском существовали неслоговые префиксы и суффиксы, выражавшие,
в частности, грамматические категории глагола: b-kru-s 'вымыл', khru-d 'мой';
в цзинпо многие корни состоят из двух слогов, причем первый имеет редуцированный гласный
и в сочетаниях может отпадать: ma1kui3 'слон',
но kui3nong3 'стадо слонов'.
Корень в принципе может употребляться как корневое слово,
напр. кит. ma 'лошадь', lai 'иди сюда', бирм. мйин3 'лошадь', пей3 'дай';
Классы слов (части речи) выделяются по способности слов употребляться в составе определенных синтаксических конструкций
и по сочетаемости со служебными морфемами.
Напр., в китайском языке, сравнивая сочетания zhong huar 'сажать цветы' и hong huar 'красный цветок',
можно выделить три класса слов - существительное. глагол, прилагательное,
различающиеся по тому, какое место они могут занимать в сочетаниях этого типа:
глагол может иметь после себя существительное в качестве дополнения или другого зависимого члена,
прилагательное может быть определением к существительному.
В бирманском языке среди служебных морфем выделяются именные частицы
(напр., тоу1 - показатель мн. ч., и1 - показатель притяжательности)
и глагольные частицы (напр., мэ2 - показатель буд. вр., пйи2 - показатель перфекта);
слова, сочетающиеся с частицими первой группы, - имена, второй группы - глаголы.
Прилагательные в китайско-тибетских языков по грамматическим признакам стоят ближе к глаголам, чем к именам; иногда их включают в состав категории глагола как "глаголы качества".
Простейшие отношения между словами в предложении выражаются порядком слов. Например, китайское предложение bai ma chi cao 'белая [bai] лошадь [ma] ест [chi] траву [cao]' состоит только из корневых слов, отношения между которыми определяются по их расположению.
Другие грамматические значения выражаются служебными морфемами.
Последние обычно легко отделяются от слова, к которому относятся, т.е. оформляют не слово, а словосочетание.
Сравните кит. chi cao de ma 'лошадь, едящая траву'
[буквально, есть (chi) траву (cao) -такая (de) лошадь (ma)]
(показатель определения de присоединен к словосочетанию chi cao 'есть траву'
[аналогично послелогу -no в японском, выражающему родительный падеж или принадлежность]).
Или бирм. пан3 ахла1 тоу1 'красивые цветы' (показатель множественного числа
присоединен к сочетанию пан3 ахла1, букв. - цветы красивые).
Часто в одних и тех же условиях служебный элемент может или употребляться, или опускаться, почти не меняя значения целого.
Например, в классическом тибетском sing gi lo-ma и sing-lo
(-gi - частица притяжательностн, -ma - суффикс существительного)
одинаково переводятся 'листья' дерева' [первая конструкция по типу - японская, вторая - чисто изолирующая].
Постпозитивные служебные морфемы встречаются гораздо чаще, чем препозитивные.
Преобладающим способом словообразования является сложение корней. Выделение слова часто представляет сложную проблему: трудно отличить сложное слово от словосочетания, аффикс от служебного слова.
Широко распространена конверсия, т. е. образование слова, принадлежащего к другой части речи, часто происходит без помощи словообразовательных морфем, только путем изменения употребления.
Тем не менее, часть именных корней (в некоторых языках значительная), чтобы стать словом, нуждается в специальном аффиксе. Таков китайский суффикс -z (слог с редуцированным гласным) в слове fang-z 'дом', тибетское -ра в lag-pa 'рука', префикс а1- в лису а1mо5 'лошадь'. Единственное назначение таких аффиксов в том, чтобы образовать от корня законченное слово; в других случаях они образуют имена от глаголов.
Письменности китайско-тибетских языков делятся на три основных типа: идеографические, фонетические письменности индийского происхождения и письменности, созданные сравнительно недавно на основе латинского или русского алфавитов.
Первые попытки сравнительного и типологического изучения тибето-китайских языков делались в 80-90-х годах 19-го века
(В. Грубе, А. Террьен де Лакупри, А. Конради и др.).
Обширный систематизированный материал по тибето-китайским языкам, обработанный С. Коновом,
опубликован в "Лингвистическом обзоре Индии" (1899-1928).
В 30-х г.г. 20 в. аналогичная работа была выполнена в Калифорнийском университете (США), но осталась неопубликованной.
На ней основаны обобщающие исследования Р. Шейфера (1966-74) и П. К. Бенедикта (1972).
Сергей Старостин относит китайско-тибетские языки к дене-кавказской языковой макросемье, чей предок отделился от ещё более раннего праборейского языка.
Дальневосточные иероглифики | Дальневосточное зарубежье | Образование
Ключевые слова для поиска сведений по сино-тибетским языкам:
На русском языке: сино-тибетские языки, китайско-тибетская языковая семья, ветви тибето-китайских языков;
На английском языке: Sino-Tibetan language family.
|
|