Индийские философско-религиозные системы

Главная > Эзотерика > Религии > Восточные учения > Индуизм

Санскритско-русский словарь: A, Au | Aa | B | Bh | C, Ch (Ч, Чх) | D, Dd | Dh | E, O | G, Gh | H | I, Ii | J (Дж) | K, Kh | L | M | N | P, Ph | R, Ri | S, Ss | Sh | T, Tt | U, uu | V | Y | Похожие
Японский сад, чайный домик

"Ты есть Это".

Атман - внутри и снаружи.

Разделы о философиях и религиях индусов:

О древнеиндийском эпосе (ведическом цикле, включая Махабхарату и Рамаяну) смотрите страницу Мифология и эпос древних ариев.

Также смотрите страницу об оздоравливающих практиках хатха-йоги, философии и направлениях йоги.


Веды - ядро индуизма

Веды (санскр. - знание), совокупность наиболее ранних текстов на древнеиндийском языке, созданные примерно с II тысячелетия до н.э. до VI века н.э. Веды образуют ядро священного канона индуизма. Это один из первоисточников философий и религий Индии (кроме протоиндской и других религий доарийского населения Индостана).

Древнейшую часть Вед, или собственно Веды, составляют самхиты (сборники):

  1. Ригведа (веда гимнов)
  2. Яджурведа (веда жертвенных формул)
  3. Самаведа (веда напевов)
  4. Атхарваведа (веда заклинаний)

За Ведами следуют брахманы - своего рода комментарии к текстам Вед. Особо выделяются араньяки - тексты-брахманы, предназначенные для отшельников. Заключительный этап Вед (веданта, не путать с философией Веданта) составляют упанишады - трактаты религиозно-философского характера. Эти тексты, включая Веды, объединены под общим названием Шрути.

В течение многих веков Веды передавались изустно и хранились в жреческих родах. Эта традиция сохранилась даже после распространения письменности.

Упанишады (Веданта - конец Вед)

Тексты этического, философского и ритуального характера, входящие в традицию священных индуистских текстов Шрути. Являются завершающим звеном в Ведах, откуда и получили название веданта (конец Вед). Упанишады сложились в основном в VII - V веках до н.э.

Как самые древние и авторитетные обычно выделяются шесть прозаических упанишад:

  1. Брихадараньяка
  2. Чхандогья
  3. Тайттирия
  4. Айтарея
  5. Каушитаки
  6. Кена (наполовину стихитворная)

Позднее сложились полностью стихотворные упанишады:

  1. Катхака
  2. Иша
  3. Шветашватара
  4. Мундака
  5. Маханараяна

Еще позже появились:

  1. Прашна (проза)
  2. Майтраяния
  3. Мандукья

К упанишадам относится еще около 200 произведений, но они созданы позже, в средние века, в подражание древним образцам. Известны разные списки [сборники?] упанишад. К самым почитаемым относится Муктика, собранная из 108 произведений [108 - священное число в будизме - и индуизме?].

Индийские религиозно-философские направления

Древне-индийские философские и религиозные школы четко делятся на признающие и не признающие авторитет Вед.

Индийские религии

История религий индийцев

Истоки индуизма берут начало в Хараппской, или Индской цивилизации, существовавшей в III - II тысячелетии до н.э. в долине Инда. Религия этой цивилизации основывалась на почитании божества, имеющего много общего с индуистским богом Шивой.

Примерно с середины II тысячелетии на северо-западе Индостана стали проникать племена Ариев. Их язык позже стал называться ведийским санскритом. Вторжению ариев предшествовала длительная история переселения народов, говоривших на индоевропейских языках (потомках праиндоевропейского). Арии принесли сложный обряд жертвоприношения - Яджну, во время которого в жертву богам приносилось жареное говяжье мясо [почитание коровы - от протоиндов?] и алкогольный напиток Сома.

Арии смешались с местными племенами, называемыми в Ригведе Даса. В результате состав общества усложнился, что привело сначала к варновой, а затем к кастовой системе, которые стали социальной базой индуизма. В новой системе первостепенная роль отводилась брахманам - знатокам Вед и главным исполнителям обрядов.

Примерно через 700 лет после арийского завоевания Индии (в 1 тысячелетии до н.э.), ведическая религия трансформировалась в брахманизм, который, приблизительно 500 лет спустя (во второй половине 1-го тысячелетия до н.э.), уступил место реформаторским религиям - джайнизму и буддизму. Но еще через 500 лет (в начале 1-го тысячелетия н.э.) брахманизм возродился в виде индуизма и потеснил остальные религии.

Во время правления династии Гуптов (IV - VI век н.э.) индуизм стал господствующей религией в стране. Буддизм, оказав на индуизм сильное влияние, особенно в теоретической области, был оттеснен за пределы страны, а в XI веке окончательно исчез из Индии [!]. Джайнизм остался одной из индийских религий [во вне не ушел?], но число его приверженцев ничтожно мало.

В VIII - XVIII вв. Индия испытала несколько волн мусульманской экспансии, что некоторым образом отразилось на формировании индуизма, приведя, в частности, к созданию некоторых синтетических учений. К одному из них относится синкретическое учение Дин-и иллахи, созданное императором Акбаром в 1580 г. на общих принципах индуизма, парсизма, джайнизма и суфизма. Мусульманские притеснения вызвали ряд религозных восстаний, таких, как бунт секты сатнами в городе Нарнауле в 1672, мятеж сикхского гуру Тегх Бахадура в 1675, восстание раджпутов в 1679, гражданская война с маратхами в 1680-1707.

Ведизм (Ведическая религия)

Религиозная система, предшествовавшая брахманизму и фактически являющаяся первой стадией формирования хинду-самая. Развивалась преимещуственно на территории современной Индии в с середины II тысячелетии до н.э. Носителями ведийской религии являлись индоарийские племена, распространившиеся по территории современной Индии с северо-запада Индостана.

Характерная черта ведизма - обожествление сил природы, часто в мифологических образах. Большое значение имеют магические обряды. Основа ведического культа - жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом, который выполнялся брахманами. Наиболее почитаемыми богами ведического пантеона были Варуна, Индра (громовержец и бог войны), Агни (бог огня) и Сома (опьяняющий напиток). Единственными документами для изучения ведической религии являются ранние части Вед.

Брахманизм

Религиозная система, предшествовавшая и фактически являющаяся второй стадией формирования хинду-самая. Развивалась преимущественно на территории современной Индии в 1 тысячелетии до н.э. Брахманизм явился результатом приспособления к ведической религии местных культов индийского автохтонного населения. Верховные божества - Брахма, Вишну и Шива. Большую роль в культе играли анимистические представления и почитание предков. В основе философии брахманизма лежат концепции сансары и кармы, исходящие, в свою очередь, из добрахманистско-ведических представлений. Брахманизм отличает сложный ритуал, обрядовая регламентация жизни. Аскетические подвиги рассматриваются как средство улучшения кармы.

Брахманизм получил распространение в Индии в 1 тысячелетии до н.э. Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. позиции брахманизма начали слабеть, и он на некоторое время был оттеснен другими религиями, в основном буддизмом и джайнизмом. К концу 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложился комплекс разнородных религиозных представлений, которые не вступали в явное противоречие с Ведами, но больше соответствовали новым условиям жизни.

В начале 1-го тысячелетия н.э. учение брахманизма начинает вновь возрождаться в Индии в форме индуизма. В это время индуизм и буддизм развивались параллельно, причем спор их философий был главной движущей силой этого развития. Индуистская школа Ньяя сформировалась под воздействием буддийской логики, а школа Веданта испытала серьезное воздействие буддийской школы Мадхьямика (или Шуньявада - основная школа махаяны, систематизированное во II веке н.э. Нагарджуной). Большую роль сыграл буддизм в отказе от кровавых жертвоприношений.

Индуизм (хинду-самая, хинду-дхарма)

Термин "Индуизм" европейского происхождение. В Индии эта религия называется Хинду-самая или Хинду-дхарма. Индуизм фактически не является единой религией, а представляет собой систему местных индийских верований, религиозных течений и сект, общее число которых превышает 250. Индуизм распространен преимущественно в Индии. Общее число приверженцев индуизма на конец XX века - около 700 миллионов человек. Индуизм поддерживает кастовость индийского общества.

Индуизм политеистичен, хотя школа веданта представляет собой пантеистическую религию. Главные божества в индуизме - Брахма, Вишну и Шива, воплощены в тройственном образе Тримурти. Основой индуистского мировоззрения является учение о трех целях жизни человека: дхарма [стремление к праведной жизни, долг], артха (достижение материального благополучия и успеха), кама (удовлетворения телесных потребностей, прежде всего - чувственного наслаждения). В индуизме существуют два основных направления - вишнуизм и шиваизм. Среди шиваистов выделяются почитатели женского начала - шактисты.

Основные принципы индуизма - представление о карме (воздаяние за поступки в следующей жизни), дхарме и сансаре (перевоплощении в следующей жизни). Индуисты имеют свой священные книги - Веды, однако для индуизма характерно отсутствие каких-либо строгих канонов.

Мифология индуизма

Мифология индуизма - комплекс мифологических представлений, образов и сюжетов различного происхождения, объединенных в религиозной системе, сменившей к кон. I тыс. до н. э. в Индии древнюю религию ведийского брахманизма. Оттесненная в предшествующую эпоху с господствующих позиций реформаторскими движениями буддизма и джайнизма, брахманистская религия возрождается в новых исторических условиях в форме индуизма, вбирая в себя и ассимилируя многочисленные народные верования и культы, ранее остававшиеся за пределами ортодоксальной ритуально-мифологической системы.

Ранний этап становления М. и. отражен в эпосах "Махабхарата" и "Рамаяна" (т. н. "эпическая мифология"), развитая М. и. — в пуранах, религиозно-космогонич. поэмах нач. I — сер. II тыс. н. э., а также в санскритской классической литературе и средневековых литературах на новоиндийских языках.

Перераспределение ролей и рангов арийских богов в поздневедийский период

Уже в поздневедийской лит-ре образы богов, занимавших главенствующее положение в пантеоне древних ариев, отступают на второй план. В роли верховного божества в поздневедийский период все чаще выступает Праджапати, бог-творец и бог-отец; к началу эпического периода его сменяет Брахма, в известной мере, как полагают, под влиянием философской прозы упанишад (VII—VI вв. до н. э.), где Брахма выступает как персонификация высшего объективного начала — Брахмана. В эпосе отождествление Брахмы с Брахманом не играет гл. роли в его характеристике; образ Брахмы связывается прежде всего с космогоническим мифом, различные версии к-рого отражают как чрезвычайно архаические представления, так и относительно поздние философские спекуляции.

Одной из наиболее распространенных остается восходящая к Ведам версия происхождения мира из Космического яйца, порожденного силой тепла в первозданных водах. В нем рождается демиург Брахма, к-рый творит вселенную из материалов этого яйца. В эпосе вселенная постоянно обозначается как трилока (три мира) — небо, земля и подземный мир.

Позднее представление о строении вселенной — "яйца Брахмы" (брахманда) — значительно усложняется. Сотворив вселенную, Брахма утверждает землю среди вод и звезды на небе, определяет течение времени, создает смерть для спасения земли от перенаселения и т. д. Богам, своим потомкам, он отдает во владение отдельные сферы мироздания, учреждает основные социальные и политические институты, устанавливает на земле дхарму [закон,], религиозные обряды и обычаи, сословное деление общества, права и обязанности четырех варн, институт брака и т. д. Особенно подчеркивается в эпосе роль Брахмы в утверждении царской власти на небесах (где он ставит Индру царем над богами) и на земле.

Но и Брахма, первонач. выступающий как "самосущий" (сваямбху), впоследствии утрачивает свое превосходство и вневременную позицию. В эпосе во главе пантеона наряду с Брахмой становятся Вишну и Шива. Боги же, занимавшие гл. места в ведийском пантеоне, переходят на более низкую ступень иерархии, где составляют группу локапалов, хранителей мира, каждый из к-рых владеет одной из сторон света: Индра, Агни (позднее его место занимает Кубера), Варуна, Яма. Сохраняется древняя функция Индры — громовержца и подателя дождя, и в еще большей мере его военная функция: он предводительствует богам в небесных битвах, он же — покровитель кшатриев на земле. Ведийский Варуна превращается во второстепенное божество вод.

Напротив, большее значение приобретает Яма — властитель "предков" (пишаров). Позднее развивается представление о расположенных глубоко под землей многочисленных ад ах (нарака), к-рыми владеет Яма. Новое божество в пантеоне — Кубера, бог богатства и повелитель якшей, стерегущих сокровища. Кубера традиционно рассматривается как человек, возведенный в ранг божества. Позднее в группу локапалов включаются еще Суръя, Сома и Ваю. Не входят в группу локапалов, но остаются в пантеоне Ашвины, Сарасвати, Тваштар, более известный в эпосе под именем Вишвакарман. Общее число богов и границы, отделяющие их от других мифологических классов, в эпической мифологии так же неопределенны и зыбки, как и в ведийской. Сохраняется традиционное их число — 33 и деление на группы: Адитъи (12), васу (8), рудры (11) и Ашвины (2), но в действительности число богов, включенных в систему М. и. (на подчиненном положении), гораздо больше [индийцы говорят - около миллиона?]. Нижнюю ступень в иерархии пантеона занимают лесные и домашние духи, боги — покровители городов, гор, рек, деревень, домов и т. п.

Боги и демоны арийской религии в послеведийский период

Боги послеведийского пантеона более антропоморфны. Они прекрасны, не касаются земли ногами, не отбрасывают тени и т. д. Они мудры, как и демоны, способны к оборотничеству. В М. и. богам противостоят демоны — асуры, к-рые разделяются на дайтъев и данавов.

В связи с борьбой богов и асуров излагается миф о пахтаньи океана. Боги и асуры совместно пахтают океан, чтобы добыть из него амриту [= др.-греч. амброзию - "пищу богов"], напиток бессмертия (заменяющий ведийскую сому в М. и.). Они используют мифич. гору Мандару как мутовку, установив ее на спине гигантской черепахи, опустившейся на дно океана, и обмотав, как веревкой, космическим змеем Шешей (Васуки). Из океана, кроме амриты, появляются различные сокровища, в т. ч. Лакшми, богиня красоты и счастья, райское дерево Париджата, солнечный конь Уччайхшравас и др. Как побочный продукт пахтанья возникает страшный яд калакута (или халахала), грозящий уничтожить вселенную. Ради ее спасения яд выпивает Шива. С помощью Вишну боги обманом отнимают у асуров амриту.

В эпической мифологии заметно увеличивается число классов демонов: асуры, ракгиасы и пишачи, упоминающиеся еще в Ведах, противопоставляются 3 классам положительных существ (соответственно богам, людям и питарам), но появляется множество новых мелких разновидностей (преты, праматхи, мандехи, кабандхи и т. д.). Расширяется мир низшей мифологии. Из Вед переходят в эпос образы гандхарвов [кентавров] и апсар, к-рые антропоморфизируются. Наряду с якшами, изображавшимися в виде прекрасных юношей и дев, в свиту Куберы включаются гухьяки, полукони-полуптицы, и человекоподобные нары; гандхарвов в роли небесных музыкантов дублируют киннары, имеющие облик людей с конскими головами, сиддхи, ангелоподобные обитатели небесной сферы и др. Позднее появляются видъядхары, духи горных лесов, сходные с эльфами европейского фольклора. Важную роль в М. и. играют наги, полудемонические существа змеиной природы. В мифологии эпоса наги-змеи связаны происхождением со своими антиподами — птицами супарнами. Гаруда, вождь солнечных птиц супарнов, особенно тесно ассоциируется в эпосе с мифологией Вишну.

Мифология животных в индуизме

В мифологии животных в индуизме, как и в ведийский период, важную роль продолжает играть корова. Появляется образ волшебной коровы Сурабхи, исполняющей все желания своего владельца. Широкое распространение получает культ обезьян, особым почитанием среди простого народа пользуется образ Ханумана, министра обезьяньего царства. Мн. животные включаются в культы гл. божеств пантеона как их зооморфные атрибуты. Появляется в М. и. образ ваханы — животного (иногда растения) — "носителя" опред. божества. Развивается древний, имеющий доарийские корни культ растений и деревьев.

Индуистская космография

В индуистской космографии (в пуранах) земля описывается как плоский диск, в центре к-рого возвышается мифологич. гора Меру. Вокруг нее, отделенные океанами, расположены материки (двипа). Вокруг вершины Меру обращаются солнце, луна, звезды. Согласно представлению о вселенной как о "яйце Брахмы", над землей поднимаются ярусами 6 небес, чем выше, тем прекрасней; выше всех — "мир Брахмы" (брахмалока). На небесах обитают боги, святые мудрецы и другие существа полу божеств, природы. Ниже земли расположены 7 ярусов подземного мира (патала), где обитают наги и др. мифич. существа. Еще ниже — 7 зон адов — нарака. Под адами обитает змей Шеша. "Яйцо Брахмы" окружено скорлупой, отделяющей его от пространства, где расположено бесчисл. множество таких же миров. Это уже поздние представления, появляющиеся в развитом индуизме, признающем множественность миров, без конца исчезающих и возникающих снова.

Магическая сила аскезы и великие аскеты-сотворители

Один из ведущих мотивов мифологии индуизма, восходящий еще к поздневедийской лит-ре, — магическая сила, даруемая аскезой. Тапас — умерщвление плоти — позволяет добиться исполнения любых желаний, соединяет в себе разрушительную и творческую силу, и подвижник обретает сверхъестественную способность плодотворения. Характерной чертой М. и. является сочетание в едином комплексе аскетич. и эротич. начала. Во мн. эпических и пуранических сказаниях Индра, страшась за свою власть, подсылает к подвижнику прекрасную апсару соблазнить его. Но и поддавшись соблазну, аскет не утрачивает окончат, плодов своего подвижничества.

Другой характерный мотив древних сказаний — проклятие отшельника, к-рое служит причиной несчастий или гибели мн. эпических героев. Иногда проклятие превращает провинившегося на нек-рый срок в животное или чудовище; иногда умилостивленные аскеты смягчают проклятие или определяют условия, при к-рых оно может быть снято; но отменить его не в состоянии даже они.

Превосходство мудрецов-аскетов перед богами, к-рых они подавляют своим могуществом, отчетливо выражено в эпосе; оно находит отражение в мифич. генеалогии, излагаемой в космогонич. частях эпоса и в пуранах. Согласно этой генеалогии, в начале творения прародитель Брахма порождает 6 "сыновей духа", от к-рых происходят впоследствии все живые существа во вселенной. Это великие мудрецы-подвижники, образы к-рых восходят большей частью к ведийским риши.

В других версиях космогонич. мифа число сыновей Брахмы (все они получают эпитет Праджапати) увеличивается до 10 или 17, и все они появляются чудесным образом из различных частей его тела. Согласно одной из наиболее распространенных версий мифа, старший сын Брахмы — Маричи порождает Кашьяпу (оба образа связаны с солярной мифологией). Сыновьями Атри, второго сына Брахмы, считаются Сома и Дхарма. Третий сын Брахмы — Ангирас — отец великого мудреца Брихаспати, а также, согласно нек-рым версиям, Агни, бога огня. Брихаспати в индуистской мифологии — наставник и верховный жрец богов, персонификация планеты Юпитер; он ведет постоянную борьбу со своим соперником Шукрой, наставником асуров, персонифицирующим планету Венера. От четвертого сына Брахмы — Пуластьи происходят Кубера и повелитель ракшасов Равана, от других сыновей Брахмы — различные мифич. существа и животные. Седьмой сын — Дакша, появившийся из большого пальца на правой ноге Брахмы, порождает 50 дочерей, из к-рых 13 он выдает замуж за Кашьяпу, 27 (олицетворяющих созвездия лунного зодиака) — за Сому и 10 — за Дхарму. Согласно др. версиям, все сыновья Брахмы также получают в жены дочерей Дакши. Старшие дочери Дакши — Дити, Дану, Адити — порождают от Кашьяпы соответственно демонов дайтьев, данавов и богов адитьев, от др. жен Кашьяпы происходят различные классы мифических существ: гандхарвы, супарны, наги и т. д.

Солярно-планетарный характер послеведийской космогонии

Число богов группы адитьев увеличивается до 12; она приобретает отчетливо выраженный солярный характер; 12 адитьев олицетворяют солнце в каждый из 12 месяцев года. Особо выделяется из членов группы Вивасват, представляющий собственно божество солнца. Детьми Вивасвата считаются Яма, Ашвины, а также Ману, прародитель человечества, герой мифа о потопе. Непосредственно к Ману возводит свое происхождение легендарная Солнечная династия царей, к к-рой принадлежит герой древнего эпоса Рама. С др. стороны, сын Сомы Будха (персонификация планеты Меркурий) и Ила (Ида), дочь Ману, считаются родителями Пурураваса, родоначальника Лунной династии, к к-рой относятся Бхарата (давший имя стране) и его потомки, герои "Махабхараты".

В космогонии получает развитие идея о цикличности вселенной, ее периодическом разрушении и воссоздании. Существование и небытие вселенной определяются как "день" и "ночь" Брахмы; мир гибнет, когда Брахма засыпает, и с пробуждением его воссоздается снова. В разных текстах продолжительность "дня Брахмы" определяется различно (КАЛЬПА и ЮГА). По истечении "дня Брахмы" космич. огонь, таящийся в глубинах океана в облике "кобыльей пасти" (Вадавамукха), вырывается наружу и пожирает миры; наступает пралая, растворение вселенной в небытии.

В сложившейся М. и. Брахма переходит на подчиненное положение по отношению к Вишну и Шиве. Он сохраняет место в верховной триаде богов, представляя в ней функции творения (Вишну и Шиве приписываются соответственно функции хранителя и разрушителя вселенной), но в поздней индуистской лит-ре Брахма — вторичный демиург, творящий мир по поручению Вишну или Шивы.

Вишнуитский и шиваитский циклы в эпосе и пуранах

В эпосе и пуранах параллельно сосуществуют два главных мифологических цикла — вишнуитский и шиваитский.

В вишнуитскую мифологию были включены нек-рые из ранее самостоятельных местных верований и культов посредством сложившегося в индуизме учения об аватарах Вишну. Из этих 10 канонич. аватар (к ним добавляются иногда нек-рые другие — Баларама, Джаганнатха, Чайтанья и т. д.) наиболее значительной является аватара Кришны, в образе к-рого слились элементы мифологич. представлений и верований различного происхождения (в т. ч. культы Васудэвы, божества, почитавшегося в Зап. Индии и отождествленного впоследствии с Кришной; Нараяны, божества неясного происхождения, в к-ром персонифицируются первозданные воды; дравидского божества Маля). Почитание Вишну в образе Кришны — кришнаизм — наиболее мощное ответвление вишнуитской мифологии и культа в религ, системе индуизма.

Мифология Шивы еще более насыщена пережитками и элементами доарийского происхождения. Обособленная позиция Шивы-Рудры (см. РУДРА) по отношению к богам арийского пантеона выражена в мифе о жертвоприношении Дакши, к-рый в новой версии переходит из Вед в индуистскую лит-ру. В индуистском пантеоне Шива сохраняет свой отчужденный характер. Он обитает на севере (ассоциируясь с не менее архаич. Куберой), вдали от населенных мест, на горе Кайласа в Гималаях, где пребывает как божественный подвижник, погруженный в медитацию, отрешенный от мира. В образе Шивы, "совершенного йогина", получает наиболее яркое воплощение мотив могущества аскетизма, и в нем же запечатлено характерное для М. и. единство аскетич. и эротич. начал. Не менее свойственны образу Шивы черты, восходящие к культу плодородия, и древний фаллич. символ плодородия — линга (лингам) становится гл. объектом почитания этого бога в индуизме. В индуистской триаде Шива представляет функцию разрушения, но в шиваитской мифологич. системе эта функция неразрывно связана с творч. аспектом; в мире непрерывных изменений разрушение непосредственно предшествует творению и его обусловливает. Космогонич. функция воплощена в образе Шшы-Натараджи возрождающем первобытные представления о магич. роли танца, символизирующем проявление творч. и разрушительной вселенской энергии бога.

В сложившейся религиозно-мифологич. системе шиваизма образ Шивы неразрывно связан с образом его жены Дэви, почитаемой под многими именами. Шива и Дэви символизируют в этой системе антагонистические и одновременно сотрудничающие творч. силы; соответственно лингам Шивы постоянно сочетается с символом женской творч. энергии — йони (образующим основание, из к-рого поднимается лингам). Изначальная чета рассматривается как отец и мать вселенной. Складывается концепция шакти, действенной энергии бога, воплощающейся в богине, его супруге. Эта концепция распространяется на все божеств, пары индуистского пантеона, но отчетливое выражение получает именно в образах Шивы и Дэви.

Шактизм — почитание творч. энергии Шивы, воплощенной в образе Дэви, становится наиб, значит, ответвлением в средневековом шиваизме. В мифологии шактизма возрождаются чрезвычайно архаич. представления, восходящие к первобытным культам богини-матери. В образе Дэви еще ярче выступает характерное для шиваитской мифологии сочетание противоположных аспектов — творч. и разрушительного. Благостная ипостась богини — милосердная Парвати, дочь гор (она же Ума, Гаури). В грозной своей ипостаси она носит имена Кали, Дурга, Чандика, Дэви и др. и изображается как кровожадная и свирепая воительница верхом на льве, истребляющая мечом своих врагов. См. также МАХИШАСУРАМАРДИН. С мифологией Кали (Дурги) в средние века ассоциируются архаические культы нек-рых местных богинь: бенгальских Сигналы, богини оспы, Манасы, богини-змеи, тамильской Марияммы, богини дождя и оспы, керальской Бхагавати и др., но полностью они с ней не отождествляются. Благостная ипостась жены Шивы Парвати ассоциируется с образом ее сестры, богини Ганги, персонификации свящ. реки индуизма.

С мифологией Шивы тесно связан также образ его сына Сканды (он же — Карттикея, Кумара), нового бога в индуистском пантеоне, сохраняющего, однако, архаич. черты, восходящие, возможно, к протоиндийской мифологии. Относит . поздно включается в пантеон другой сын Шивы, слоноголовый Ганеша, бог мудрости, покровитель наук и искусств, весьма популярный и в наст. вр.

Примирение существующих параллельно внутри индуизма 2 гл. течений — вишнуизма и шиваизма — выражено в поздней концепции тримурти, единого бога в 3 ипостасях (Брахмы, Вишну, Шивы, с указанным ранее распределением функций). Другая попытка компромисса — средневековый культ Харихары, божества, объединившего в себе черты Вишну (Хари) и Шивы (Хары).

Мифология дравидского юга и его влияние на индуизм

Параллельно с индуистской мифологией Сев. Индии развивается богатая и своеобразная мифология дравидского юга, оказавшая на индуизм значит, влияние. Ряд дравидских божеств включается в индуистский пантеон, отождествляясь с его центральными образами (тамильская богиня Коттравей — с Дургой, бог войны и охоты Муруган — со Скандой, и т. д.).

Влияние индуизма на буддизм и джайнизм

М. и. оказала большое влияние на религиозно-мифологич. системы буддизма и джайнизма в самой Индии (в свою очередь, испытав их воздействие), ее образы и сюжеты вошли в лит-ру и искусство стран Юго-Восточной Азии и др.; на протяжении столетий и до наших дней она питает многоязычные лит-ру и искусство Индии.
(В. Эрман)

Джайнизм

Джайнизм - одна из наиболее известных религий Индии. Обычно считается, что джайнизм возник в VI веке до н.э., однако есть основания полагать, что корни этой религии древнее. Джайнизм возник на северо-востоке Индии, в областях добрахманистско-ведийской культуры, а затем распространился по всей Индии, никогда не выходя за ее пределы.

Название религии происходит от имени пророка Джины (известного также как Вардхамана и Махавира), почитаемого в качестве основателя религии. В основу философии джайнизма легла Триратна - учение Джины, состоящее из трех "правильных" основ бытия: правильного видения, правильного знания и правильного поведения. Первым систематизатором джайнизма является Умашвати.

В соответствии с легендой, в конце жизни Джина передал управление сообществом джайнов одиннадцати ученикам-ганадхарам, во главе которых стоял Гаутама Индрабхути. В 79 г. н.э. сообщество джайнов раскололось на сторонников либеральной (шветамбары) и консервативной (дигамбары) традиции. С места своего зарождения (северо-восток Индии, Магадха, нынешний Бихар) джайнизм распространился на юг и восток Индии. На конец XX века количество приверженцев джайнизма - около 3 миллионов человек. Современное движение джайнизма является воплощением интеллектуальности и экономической грамотности, что обеспечивает ему заметное место в экономической и социальной жизни Индии.

Объектом почитания джайнов являются Джина и 24 пророка. Ядром литературы джайнизма является канон шветамбаров, составленный в конце IV века до н.э. и приобретший окончательную форму в X - XI века н.э. Более ортодоксальные дигамбары признают аутентичными только древнейшие части этого канона.

В джайнизме четко прослеживается конфликт с кастовой системой, связанной с брахманизмом. По джайнизму, достичь спасения может каждый человек, независимо от сословия и кастовой принадлежности. Джайнизм, как и одинаковый с ним по направленности буддизм, в центр своей доктрины поставил проблему бытия личности. В отличие от буддизма, джайнизм отличает меньшая внутренняя цельность, более тесная связь с отвергаемым брахманизмом, обусловившая в нем присутствие черт догматизма и ритуализма.

В основе джайнизма лежит утверждение определяющего значения двух вечных, несотворенных и неразрушимых субстанций (таттв): дживы и адживы, выступающей в качестве пудгалы, акаши, времени, дхармы и адхармы. В зависимости от степени связанности с адживой, джива, определяющая процесс взаимодействия между сущностями, предстает в двух формах бытия: совершенном и несовершенном. В состоянии несовершенного бытия джива, находясь в соединении с материей, теряет свои потенциальные качества и повергается в состояние страдания; в состоянии совершенного бытия, освобождаясь от материи и оказавшись способной управлять своим бытием, джива переходит в состояние блаженства - состояние нирваны или мокши. Джайнизм исходит из идеи реинкарнации дживы в любой одухотворенной среде. Реинкарнация происходит под влиянием кармического тела, появившегося в результате предыдущих реинкарнаций. Достигший озарения джайн стремится замедлить этот процесс посредством постоянного воздействия (самвара), что предполагает постоянное соблюдение ряда духовных, словесных и физических запретов. Соответственно двум видам бытия дживы джайнизм признает познание несовершенное - непосредственное и опосредованное, и совершенное - интуитивное, доступное только освобожденному от уз материи.

Решающую роль в переходе бытия из несовершенного состояния в совершенное играет этическое воспитание личности. В отличие от буддизма джайнизм настаивает на обязательности жестких нравственных норм. Следствием этого является подчеркнутое различие между религиозной и светской моралью. Джайнский священнослужитель обязан исполнять пять Великих махаврат (зароков): не убивать, не лгать, не воровать, не иметь сексуальных отношений, не собирать ценности бренного мира. Характерной особенностью джайнизма является тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения, в частности, принципа ахинсы. Соблюдение этого принципа ограничивает приверженцев джайнизма в основном торговыми и ремесленными кругами.

В отличие от брахманизма, джайнизм дуалистичен. В основе этого дуализма лежит одновременно отрицание (как в буддизме) неизменного начала и признание (как в брахманизме) этого начала. В результате это приводит к признанию диалектичности существующей реальности, ее способности делаться разумной, поскольку движущей причиной этого превращения признана нравственная активность человеческой личности, что подчеркивается крайним аскетизмом. В конечном итоге джайнизм, как и буддизм, утверждает имманентность божественного человеку при признании равенства всего существующего. Этический дуализм джайнизма не только разрешает, но и рекомендует самоубийство посредством поста (саллекхана). При этом пренебрежение к собственной жизни уравновешивается с трогательной заботой по отношению к другим живым существам. Джайны практикуют строжайшее вегетарианство, вплоть до стерилизации воды.

Признавая в целом адекватность познания предмету, джайнизм одновременно утверждает относительность познания, возможность множества точек зрения, с помошью которых может рассматриваться реальность. С этим связан метод джайнизма - сьядвада.

Мифология джайнов [синтез ведизма с анимизмом?]

Мифология джайнов насчитывает астрономическое кол-во божеств. Ими изобилует средний мир, ибо божества есть у каждой горы, озера, реки, дерева, ворот, океана, местности и т. п. В подавляющем большинстве текстов о них не сообщается ничего, кроме имен собственных, совпадающих, как правило, с названием соответствующего предмета, в к-ром они обитают и название к-рого всегда объясняется из имени божества. Кроме того, выделяются четыре класса божеств, живущих в осн. в нижнем и верхнем мирах. Это бхаванавасины, подземные божества, живущие во дворцах (бхавана) в Ратнапрабхе; вьянтара или ванамантара — также подземные божества, к-рые живут гл. обр. в слое, отделяющем Ратнапрабху от среднего мира; джпотишка — божества светил, обитающие в пространстве между землей и верхним миром; вайманика — небесные божества, живущие во дворцах (виманах) верхнего мира. Каждый класс делится на подклассы, а последние в большинстве случаев — на северные и южные, в зависимости от расположения района их обитания к северу или югу от центра мира.

Правитель каждого подкласса (а в случае разделения на северные и южные и правитель каждого района) носит титул индры. Боги каждого класса характеризуются опред. продолжительностью жизни, частотой дыхания и принятия пищи, размерами тела, степенью способности ясновидения и трансформации в разл. облики и т. п. Они могут иметь истинную, ложную или смешанную веру, истинное, ложное или смешанное знание. У каждого индры есть неск. главных супруг, свита к-рых состоит из неск. тысяч низших богинь. Индрам бхаванавасинов и ваймаников подчиняются (или почти равны им по рангу) хранители мира — локапалы и 33 высших сановника траястримша. Индры имеют войска и военачальников и воюют друг с другом. Кроме того, у них есть совет, члены к-рого называются паршадья, и слуги — абхийогья. Самые же низкие по социальному рангу божества, нечто вроде земных париев, называются килбиша. Как и обитатели ада, божества рождаются способом манифестации упапатти — мгновенное внезапное появление без материального основания.

Джайнскую мифологию отличает тяготение к созданию сложных классификационных систем и строгих иерархий, стремление к систематическим числовым способам описания.

Джайнская мифология оказала сильное воздействие на культурное развитие таких областей Индии, как Гуджарат, Раджастан, Мадхья-Прадеш. Особенным блеском архитектурного мастерства и декора с бесконечно повторяющимися, в духе джайнской мифологич. картины мира, фигурками и орнаментами отличаются джайнские храмы XI—XII вв.
(О. Волкова)

Неоиндуизм

В 1828 г. бенгальским аристократом Рам Мохан Роем было основано реформаторское общество "Брахмо самадж", давшее начало неоиндуизму и борьбе за национальное освобождение Индии. Во второй половине XIX века в индуизме появилось реформистское движение Арья самадж, которое в настоящее время насчитывает большое количество сторонников.

Брахмо самадж

Религиозное общество, основанное в 1828 г. бенгальским аристократом Рам Мохан Роем. Дало фактическое начало движениям неоиндуизма. Основной идеей общества было признание Брахмы единым богом, которому должны поклоняться не только индуисты, но и представители других конфессий. Общество действовало путем просветительства и проповеди представления о разуме как важнейшем критерии к обычаям и вероучению. "Брахмо самадж" придерживалось монотеистического толкования Вед.

При формировании своего учения Рам Мохан Рой предполагал переустройство индийского общества по образцу западной цивилизации. С одной стороны, "Брахмо самадж" основывалось на древнем индуизме и брахманизме, стремясь переосмыслить значение религиозного авторитета брахманов, с другой стороны - пыталась реформировать и упростить обрядность, заменить ее методами самосовершенствования личности. Общество провозгласило идею равенства человека перед богом и тем самым выступило против кастовости индийского общества. Идеалы "Брахмо самадж" последовательно проводились в жизнь двумя его руководителями: Дебендранатхом Тагором и Кешаб Чанддером. "Брахмо самадж" не получило широкого распространения среди широкой общественности (максимальное число ее членов достигало 10 тысяч человек), однако его деятельность дала серьезный толчок к появлению других конфессий неоиндуизма, прежде всего "Арья самадж".

Арья самадж

Реформистское движение, появившееся в индуизме во второй половине XIX века. Основано в 1875 г. Свами Данаянда. Идеи "Арья самадж" были близки к первой неоиндуистской конфессии "Брахмо самадж". В задачу общества первоначально входило сохранение индийских национальных традиций и ознакомление с ними всего мира. Сторонники "Арья самадж" отвергают кастовый строй и имеют очень упрощенные ритуалы. Общество отказалось от идей сближения с другими религиями, которое пропагандировалось в "Брахмо самадж". Утверждается монотеистическое толкование Вед и провозглашен лозунг "Назад, к Ведам!". В 1878 г. Арья Самадж вступило в тесный контакт с Теософским обществом, существенно повлияв на его деятельность и изменив его концепцию на стремление к всеобщему братству всех рас, народов и религий. В основу популярности общества в народной индийской среде легло обращение к древней индийской традиции. Общество имеет значительное число последователей (в период расцвета - до 1,5 миллионов человек).

Философские системы древней и средневековой Индии

Адвайта-веданта - субъективный идеализм

Веданта недвойственности (Адвайта-веданта) - одна из основных разновидностей веданты, появление которой связывается с именем мудреца Гаудапады. Основной тезис Адвайта-веданты - нераздвоенность основного духовного начала (брахмана - атмана), его единственную реальность и иллюзорность эмпирического мира (майя).

Это направление веданты было развито Шанкарой (788 - 820 годы) - религиозным философом средневековой Индии. Он реформировал индуизм, синтезировав все признающие авторитет Вед системы (Астика). Его главные сочинения: комментарии на "Упанишады", "Веданта-сутру", "Бхагавад-гиту".

Вайшешика

Санскр. от вишеша - различие, особенность - древне-индийская философская школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к ньяе, с которой образовала позднее единую школу. Основателем вайшешики считается Канада (он же Улука), его сочинение Вайшешика-сутра - первое систематическое изложение теории вайшешики. Другие важные источники: Падартха-дхарма-санграха Прашастапады, труды Удаяны, Шридхары, Валлабхачарьи.

Согласно вайшешики, существует семь видов реальности, выступающих как объекты познания. Из них шесть положительны - дравья (субстанция), гуна (качество), карма (действие), саманья (всеобщность), вишеша (особенность), самавая (присущность), и одна отрицательная - абхава (небытие).

  1. Субстанция, представляющая собой субстрат качества и действий, но отличная от них, выступает в девяти формах, пять из которых (земля, вода, огонь, воздух, эфир-акаша) являются физическими элементами, воспринимаемыми органами чувств, а четыре других неощутимы (как и акаша, которая, однако, является субстратом звука), едины, вечны и всепроникающи: пространство, время, душа как субстрат сознания и ум (манас) для восприятия индивидуальной души и трактуемый как внутреннее чувство. Субстанция несет в себе качество, которое не существует вне нее и не проявляет какой-либо активности; она определяет природу вещей.
  2. Вайшешика определяет 24 качества.
  3. Действие понимается вайшешикой как физическое движение пяти видов: вверх, вниз, внутрь, вовне, с места на место. Некоторые действия не воспринимаются, например, действие манаса.
  4. Всеобщность представляет собой вечную сущность, общую все элементам данного класса.
  5. Противоположна всеобщности категория особенности (вишеша), индивидуализирующая вечные сущности мира.
  6. Под присущностью вайшешика понимала нерасторжимую и постоянную связь.

Наиболее выдающейся частью учения вайшешика является атомистическая теория, объясняющая ту часть Вселенной, которая состоит из физических элементов и подвержена возникновению и разрушению. Все составные физические объекты состоят из четырех атомов, соединяющихся в двойки, тройки и иные типы организации. Сами атомы понимаются как несотворенные и вечные элементы, указывающие предел членения материального объекта. Мир создан из атомов, но движущей силой является бог, действующий в соответствии с законом кармы. В системе вайшешика была детально разработана теория создания и разрушения Вселенной.

Ньяя

Ньяя (санскр. правило, рассуждение), одна из ортодоксальных систем древне-индийской философии. Не отвергает авторитет Вед, но свое учение строит на независимых основаниях. Во многих отношениях Ньяя близка Вайшешике, и нередко они рассматриваются вместе как единая система. Основы Ньяи заложены Ньяя-сутрой Готамы. Идеи Ньяи развивались в Ньяя-бхашье Ватсьяяны, а также в сочинениях Уддьйотакары, Вачаспати, Удаяны, Джаянты. Поздним продолжением школы ньяя является Навья-ньяя.

Ньяя дала детальную классификацию источников достоверного познания, разработала учение о сверхчувственном восприятии и его трех видах, о типах обычного восприятия:

  1. Савикальпака - определенное восприятие
  2. Нирвикальпака - неопределенное восприятие

Ньяя разработала логическую теорию вывода. Структура частей вывода:

  1. Пятичленный силлогизм
  2. Основания вывода
  3. Классификация выводов
  4. Логические ошибки

Кроме того, ньяя разработала оригинальную теорию физического мира, основанную на выделении объектов познания, в частности, "Я" (атмана), ума (манаса) и тела. Связь "Я" с объектами порождает привязанности, желания, антипатии, ненависть, то, что заставляет "Я" действовать, вовлекаться в круговорот рождений и смертей, страданий и греха. Правильное познание освобождает человека от этой вовлеченности. Само освобождение понимается как прекращение отрицательных факторов, а не как состояние счастья. Освободившееся "Я" выступает как чистая субстанция, не связанная с сознанием.

Ньяя признает бога в виде бесконечного "Я", создающего, сохраняющего и разрушающего мир. Мир, согласно ньяе, создается из вечных атомов, пространства, времени, умов, душ и акаши.

Ньяя стремилась к критическому толкованию метафизических проблем. Исходя из освобождения (мокши) как конечной цели человеческой жизни, Ньяя подчеркивает важность умозрения для познания реальности. Условия и методы истинного познания могут быть определены, согласно ньяе, с помощью логики и ее законов.

Ньяя признает четыре самостоятельных достоверных источника познания:

  1. Восприятие (пратьякша), связано с органами чувств и может быть внешним (зрение и слух) или внутренним (ум-манас).
  2. Вывод (анумана), предполагает сознательное выделение признака данного объекта и содержит три термина - меньший, больший и средний, который их соединяет.
  3. Сравнение (упамана), основано на связи между вещью и ее названием.
  4. Доказательство (шабда), относится к познанию невоспринимаемых объектов, исходящему от авторитетных лиц.

Имеется также ряд недостоверных источников познания:

  1. Память
  2. Сомнение
  3. Ошибка
  4. Гипотетический аргумент

Санкхья

Санкхья (санскр. - число, перечисление, расчет), одна из 6 древне-индийских ортодоксальных (брахманских) философских школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем санкхья основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В этом аспекте санкхья объединяется с ньяей, вайшешикой и йогой и противостоит веданте и мимансе. Основателем санкхьи по традиции считается Капила, однако ни его сочинения, ни его учеников (Асури, Панчашикха, Гаргья, Улука) до нас не дошли. Древнейший из сохранившихся источников санкхья - Санкхья-карика Ишваракришны. Из других текстов наиболее авторитетны Санкхья-карика-бхашья Гаудапады, Таттвакаумуди Вачаспати и Санкхья-сара Виджнянабхикшу.

Исходный пункт метафизики санкхья - учение о наличии следствия в причине. Следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит санкхья к поиску первопричин, не связанных непременно с богом, и к теории эволюции - инволюции в объяснении мира. Вместе с тем в отличие от адвайта-веданты, последователи санкхья говорят о реальном превращении причины в следствие. Санкхья исходит из признания двух первичных реальностей - пракрити (материальная первопричина) и пуруша ("Я", дух, сознание). При соприкосновении пуруши с пракрити исконное равновесие гун нарушается; в недрах пракрити начинается волнение, гуны дифференцируются с тем, чтобы, соединяясь в разных комбинациях и пропорциях, образовать весь мир объектов.

Первый продукт развития - махат, то есть великое, основа всего материального. Он же - буддхи, тонкая субстанция всех умственных процессов, интелелкт, сознающий различие объекта и субъекта. Из махата возникает второй продукт эволюции аханкара ("Я"). В зависимости от преобладания той или иной гуны или аханкары возникают пять органов восприятия, пять органов действия, манас, пять тонких элементов (танматры, т.е. потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха), из которых в свою очередь возникают пять материальных элементов - акаша (эфир), воздух, огонь, вода, земля. Все эти начала образуют сложную цепь, в которой пракрити - причина всего, кроме пуруши; махат, аханкара и танматры - следствия одних начал и причина других; чувства и материальные элементы - только следствия.

Особое место в процессе эволюции занимает джива - "Я";, предполагающее связь чувств с определенным телом и потому подверженное страданиям, лежащим в основе всякого телесного бытия. Освобождение от страданий достигается через возвращение к собственному "Я" из его видимого смешения с "не-Я"; (тело, чувства, ум), осознание их нетождественности, разъединение пуруши и пракрити, приводящее к прекращению эволюционной игры, к выходу из сансары. "Я" становится бесстрастным по отношению к внешнему миру и, следовательно, свободным. Теория познания санкхьи признает три независимых источника достоверного познания: восприятие с помошью чувств, логическое умозаключение и свидетельство авторитетов. Санкхьи в целом свойственно убеждение в недоказуемости бытия бога: бог как первопричина и первотворец только дублировал бы пракрити. Существуют, однако, и теистические интерпретации санкхьи, в которых бог рассматривается как совершенный дух, соприсутствующий миру и побуждающий метарию творить.

Санкхья оказала значительное влияние на другие философские системы. Йога заимствовала из санкхьи метафизику и теорию познания. Много общего у санкхьи с буддизмом: учение о страдании и освобождении, цепи причин и следствий, отрицание крайнего аскетизма и др.

Йога

Санскр. соединение, участие, порядок, созерцание - одно из шести основных ортодоксальных (брахманских) направлений в индуистской мысли, выработавшей комплекс приемов для достижения особого духовного состояния. Йогическая техника имеет два связанных между собой аспекта - самоограничение в виде аскетизма и вхождение в состояние созерцания, или медитация. Эти аспекты более-менее разделялись всеми направлениями древнеиндийской мысли, за исключением мимансы и чарваки. В отношении йогической техники Йога образует общий элемент большинства древнеиндийских систем и буддизма. Известно, что Будда практиковал Йогу. Четыре состояния буддийской дхьяны соответствуют четырем ступеням внутренней сосредоточенности в Йоге.

Корни Йоги очень древние. В Ведах содержится идея достижения сверхъестественных способностей путем особой аскетической практики. Ранние упанишады ссылаются на практику Йоги как средство самососредоточения, внутреннего проникновения и обретения истинного знания. Теорию познания Йога разделяет с Санкхьей.

Оригинальным достоянием Йоги является практический путь к освобождению через систематическую тренировку тела и души. Согласно Йоге (как и Санкхье), свободная душа связана с физическим телом и так называемым тонким телом. "Я" - это чистое сознание, но оно склонно отождествлять себя с модификацией ума (читты). Йога означает освобождение "Я" от этой зависимости.

Развивается теория модификаций ума, зависящих от соотношения составных частей ума (читты) - саттва, раджас и тамас - и определяющих пять уровней духовной жизни:

  1. Кшипта - рассеянное состояние, при котором ум блуждает от одного объекта к другому
  2. Мудха - притупленное состояние ума, например, во сне.
  3. Викшипта - относительно успокоенное состояние
  4. Экагра - сосредоточение ума на одном объекте - объекте размышления
  5. Нироддха - прекращение какой-либо деятельности ума

Первые три состояние несовместимы с Йогой, два последние открывают путь к ней, поскольку очищают ум от элемента раджас и дают полностью выявиться элементу саттва.

Йога предусматривает три пути к освобождению в зависимости от особенностей того, кто вступает на этот путь:

  1. Джняна-йога (путь познания)
  2. Бхакти-йога (эмоциональное приобщение к божеству)
  3. Карма-йога (путь активного действия)

Йога разработала систему последовательного очищения и просветления ума (читты):

  1. Яма - обуздание
  2. Нияма - этическая культура, проявляющаяся в выработке нравственных установок
  3. Асана - выработка устойчивого равновесного положения, дисциплина тела
  4. Пранаяма - регулирование дыхания
  5. Пратьяхара - изоляция чувств
  6. Дхарана - внимание
  7. Дхьяна - размышление
  8. Самадхи - сосредоточенность

Чарвака - древнеиндийский материализм и эпикуризм

Чарвака (санскр.) материалистическое учение древней и средневековой Индии, поздняя разновидность Локаяты, с которой иногда вообще отождествляется. Сочинения Чарваки не сохранились, источником служат высказывания представителей веданты, буддизма, джайнизма.

Чарвака отвергает как существование бога-абсолюта (брахмана) и души (атмана), так и закон кармы как основу существования. Чарвака считает истинным лишь постижение с помощью непосредственно восприятия. Существует только этот мир, и единственной реальностью в нем является материя. Признается наличие четырех элементов: земли, воды, огня, воздуха, из спонтанного сочетания которых образуется все существующее. Жизнь и сознание - функция этих элементов.

Особенностью Чарваки является сосредоточенность на разработке этической концепции, основой которого является гедонизм. Чарвака видит в понятиях добра и зла иллюзию, созданную человеческим воображением. Согласно Чарваке реальны только страдание и наслаждение чувством бытия. Отрицая необходимость каких-либо аскетических ограничений, Чарвака утверждает в качестве единственной цели человеческого бытия получение наслаждения, причем то, что оно может быть сопряжено со страданием, не должно останавливать стремление к его достижению. Чарвака выступала с критикой буддизма как религии.

Порталы об индийской философии и культуре, библиотеки сутр

"Человек - создание размышления: над чем он размышляет в этой жизни, тем он становится в следующей".
Упанишады.

Также смотрите библиотеки восточной литературы и эзотерической книги.

Обзоры и статьи о мировоззрении и понятиях индуизма

Карма

Личность делает зло, личность же и страдает от него.
Личность воздерживается от зла, и личность очищается.
Чистота и нечистота принадлежат личности: никто не может очистить другого.
Человек сам должен сделать усилие. Будды только проповедники.
Л.Толстой. Карма

Статьи Олега Назарова о философии цигун и медитации

Состояние тишины - вот путь развития духа. ( Учитель Минтан )

Статьи взяты из материалов сайта http://dzendo.org - "Путь тишины". Их моджно загрузить одним Zip-архивом [45 K]

На тему притчи о "сокрытия истины" Ямой (индийскому ангелу-отступнику), имеется и другая индуиистская притча о Боге. Говорят, после того как Бог создал мир, человек проявил необыкновенную прыть и сразу шагнул за пределы дозволенного. Это обстоятельство очень обеспокоило Бога. Он созвал семь архангелов на совет и сказал: «Возможно, я совершил ошибку, создав человека, теперь мне не будет покоя. Люди будут преступать дозволенное, а потом бесконечно жаловаться на свою несчастную жизнь. Куда бы мне спрятаться от них?». Архангелы долго думали. Один из них посоветовал Богу спрятаться на вершине Эвереста. Но Бог сказал: «Очень скоро люди доберутся туда». Другой архангел предложил: «Спрячься на дне океана». Еще один посоветовал укрыться на Луне. Было еще множество разных предложений, но Бог все их отверг. Наконец, один из архангелов сказал: «Спрячься в сердце человека. Там Тебя никто не будет беспокоить, а найдет лишь человек с открытым сердцем». Это предложение понравилось Богу. Он так и поступил. (Взято из блога)

Древнеиндийские трактаты

"Скрытая энергия кармы, имеющая своим корнем осквернение желанием, приводит к рождению, обуславливает форму существования, продолжительность жизни и жизненный опыт. Добродетель или порок приводят к наслаждению или страданию".
Йога-сутра (2, 12-14)


На главную

Восточные учения : Индийская философия | Даосизм (см. Дао-дэ-цзин) | Дзогчен | Классический буддизм | Чань-буддизм (см. Тайная сила внутри нас) | Восточная книга | Востоковедение в сети

Единоборства | Йога | Религии | Социология | Ин.языки | Страны мира | Книги
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика