Версия для печати

Среднеиранские языки

Главная > Лингвистика > Языки > Ностратические > Индоевропейские > Индоиранские > Иранские > Среднеиранские

Словари древних языков: А | Б | В | Г | Д | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я

К  среднеиранским относятся бактрийский, среднеперсидский, парфянский (Древний мир, ранние Средние века), согдийский, хотаносакский и др. языки. Часть этих языков, письменно зафиксированные еще в древности (до крушения Римской империи),

Возможно, в I тысячелетии до нашей эры праславяне контактировали с индоиранским или древнеиранским языком особой ветви, с охранившей L (который в других арийских языках перешел в R). Об этом говорят такие заимствования в славянский праязык, как слова хвала, коловорот...

Карта расселения среднеиранских народов - саков, скифов, персов...

Разделы страницы о среднеиранских языках и иранских народах античности и Раннего Средневековья:

Западные среднеиранские

Северо-западные среднеиранские

Мидийский язык

Парфянский язык

Юго-западные среднеиранские

Среднеперсидский язык (пехлеви)

Среднеперсидский язык (пехлевийский, пехлеви («парфянский»); самоназвание парсик — «персидский») — мёртвый среднеиранский язык, являющийся продолжением древнеперсидского языка и предшественником новоперсидского (фарси). Первоначально был распространён в южной части Ирана — Парсе (Фарсе), затем стал литературным и официальным языком всей Персии во времена Сасанидов (3-7 в.в.). С 7-го века, после завоевания Ирана арабами, сохранялся в зороастрийских общинах в Иране и Индии.

Различают:

  1. книжный среднеперсидский — язык духовной (зороастрийской) и светской литературы;
  2. манихейский среднеперсидский — язык документов манихейских общин.

Использовались 2 системы письма, основанные на различных разновидностях арамейской графики:

  1. пехлевийская — с идеограммами, лигатурами и исторической орфографией;
  2. манихейская — фонетическая.

Ранние манихейские тексты написаны еще на сирийском арамейском языке и соответствующим письмом, они классифицируются как арамейские / сирийские.

Более поздние тексты записывались манихейским письмом на трех этнолектах среднеиранского языка:

  1. диалект Согдианы на востоке, где проживало большое число манихеев;
  2. диалект Парфии на северо-востоке, неотличимый от мидийского на северо-западе;
  3. диалект Парсы (собственно Персии) на юго-западе Ирана, ранее известный как парси.

Источники:

Восточные среднеиранские

Северо-восточные среднеиранские [скифо-сарматские]

К  подгруппе северо-восточных иранских языков принадлежат следующие "мертвые" языки: скифский (древний период); аланский, cогдийский, хорезмийский (средний период). [Возможно, к этой группе принадлежал и киммерийский язык.]

Современным потомком согдийского языка является ягнобский язык, аланского - осетинский (северо-восточные новоиранские).

Киммерийский язык

Этно-культурная общность киммерийцев существовала в 1000—500 гг. до н. э.. Согласно древним источникам и современным археологическим данным, следы киммерийцев достаточно достоверно прослеживаются в VIII—VII веках до н. э. Регион проживания киммерийцев — Северное и Восточное Причерноморье (Крым, Приазовье, Тамань, западные Предкавказье и Кавказ), также имеются сведения о проникновении киммерийцев в западное Закавказье и Малую Азию. В античных источниках киммерийцы предстают как доскифское население Северного Причерноморья, которое постоянно угрожает древним государствам Азии (Урарту, Ассирии, Фригии).

Генетические исследования показывают смешанное происхождение киммерийцев, характерное для кочевых народов. На их происхождение больше повлияла карасукская культура [Хакассия], чем срубная [каспийско-черноморские степи]. Они не были однородным народом, в их геноме прослеживается влияние народов бронзового века Южного Урала, а также Центральной Азии и Дальнего Востока. Кроме того, исторические киммерийцы отождествляются с представителями белозерской культуры, а также белогрудовской и чернолесской.

Киммерийский язык — язык античных киммерийцев, обитавших около VIII века до н. э. в Приазовье и вытесняемых оттуда на запад и юг скифами. От языка сохранилось несколько имен собственных, встречающихся преимущественно в ассирийских текстах. Согласно ираноязычной версии, имена считают близкими скифским. Ассирийское Šandakšatru — имя киммерийского царя — соответствует авестийскому čandra-cšaqra «обладающий блестящей властью»; Dugdamme соответствует dugda-maeši «обладающий дойными овцами»; а Teušpa сопоставляют с древнеперсидским Čaišpiš.

Также существует версия, что киммерийцы были близки фракийцам. По Леманну-Гаупту, язык киммерийцев мог быть «потерянным звеном» между фракийским и иранским языком.

Георг Хольцер выдвинул гипотезу существования отдельной индоевропейской ветви, которую он отождествил с киммерийцами. Он обратил внимание на значительное количество балтийских и славянских слов, в которых нарушаются регулярные соответствия с индоевропейскими языками. Однако, эти отклонения от стандартной системы сами по себе образуют систему. В частности, и-е *dh в этой «подсистеме» переходит не в d, как в слав., а в t; и-е *r переходит не в ir/ur (балт) или ьr/ъr (слав). а в ro/ra, и т. д. Ни в одном из известных протоиндоевропейских языков не было такого развития звуков. Следовательно, слова могли быть заимствованы в балто-славянские языки из некоторого ещё неизвестного ИЯ, который не сохранился в письменных памятниках и не имеет потомков. Эта гипотеза позволяет локализовать прародину балтославянской общности в степях Причерноморья — там на рубеже I—II тыс. до н. э. могли происходить её контакты с киммерийцами. При этом протобалтийские диалекты находились дальше от киммерийцев, чем протославянские, так как в праславянском обнаруживается больше киммерийских заимствований, чем в прабалтийском.

Топонимика:

Ссылки:

Скифский язык

К  какой группе иранских языков относился скифский - на самом деле, пока не известно. Возможно, он был вариантом древнеперсидского или промежуточным индо-иранским языком (как, например, дардские и нуристанские). Он мог быть и предком всех восточно-иранских языков.

По преданию, скифов вытеснили на запад за Волгу массагеты - по-видимому, восточноиранские племена, родственные сакам.

Скифский язык, вопреки распространенному мнению, не был тождествен сарматскому и потому не был предком аланского и осетинского. Произошедшие в нем фонетические изменения (которых нет в упомянутых выше языках), прежде всего переходы d > δ > l и *xš- > сибилянт в начале слова, скорее сближают его с юговосточноиранскими языками, распространенными на территории современного Афганистана, то есть древним бактрийским и современными пашто, йидга и мунджанским [юго-восточным].

Савроматский язык

Является ли савроматский язык потомком скифского? По преданию савроматов (в передаче греков), они произошли от брака скифов с амазонками - и язык их является "испорченным" скифским.

Если верить этому преданию, а также предполагать, что амазонки - индоарийцы, то, по-видимому, савроматский язык является смешанным иранско-арийским. А, поскольку, и сам скифский, возможно, промежуточный арийско-иранский (типа нуристанских?), то савроматский язык можно даже назвать индоарийским.

Не отсюда ли значительная доля славянско-индийских сближений (не говоря о более древних временах арийско-балтославянского языкового союза)?

Сарматский язык

Является ли сарматский язык прямым потомком савроматского? Является ли он северо-восточным или юго-восточным иранским языком? Это точно пока неизвестно. Но с большой долей уверенности можно полагать, что он является предком аланского и прапредком осетинского - следовательно, является северо-восточным иранским языком.

Первые сарматы появились в савроматском массиве на Южном Урале. Поэтому они могли получить значительное финно-угорское влияние и восточноиранское влияние (хотя сами савроматы, возможно, относились к другой группе иранских или индоиранских языков).

Аланский язык

О  языке алан есть лишь одно достоверное свидетельство – это записанное Иоанном Цецем (около XII в.) греческими буквами аланское приветствие с дословным переводом (ниже приводится данная запись кириллицей). В то время в греческом "правописании" не было разбивки по словам, все писалось одной строчкой. Часть текста отсутствует. [Я позволю себе этот сплошной текст хоть чуть-чуть разбить, выделив некоторые повторяющиеся блоки].

Итак: "тапангьач-месфилихой-нахортын[---]тофарнетзнхинтзи-месфилихай-терфоуа[---]оуюнъе"
Перевод: "Добрый день, госпожа моя, повелительница, откуда ты? Тебе не стыдно, госпожа моя?"
(Из чеченского форума).

Далее, позволю себе некоторые предположения:

  1. мес-филихой - "моя госпожа", где мес - "мой";
  2. тапанг-яч или тапан-геч - видимо, "добрый день";
  3. нахор-тын - "откуда ты?", где тын - "ты";
  4. тофар-не-тзнхин-тзи - "тебе-не-стыдно?", где не - "не", тэи - "тебе".

Согдийский язык

Хорезмийский язык

Не путуть с тюркским хорезмийским (чагатайским) языком.

Литература о скифо-сарматских языках

Юго-восточные среднеиранские

Скорее всего, эта подветвь образовалась в результате иранизации тохар.]

Бактрийский язык

Бактрийский язык — один из иранских языков; мертвый среднеиранский язык восточной группы. Был распространен в областях по верхнему течению Аму-Дарьи, между Гиссарским хребтом на севере и Гиндукушем на юге. (древняя Бактрия, раннесредневековое название — Тохаристан). Был одним из офнциальных языков Кушанского царства (кон. 1—3 вв.) и эфталитского государства (5—6 вв.). Диалектное членение в памятниках бактрийского языка не прослежено; арабские источники 10—11 вв. упоминают о диалектах в землях Тохаристана, часть которых можно отнести к бактрийским.

Фонетический состав бактрийского языка устанавливается предположительно (в памятниках графически различаются не все фонемы). Вокализм содержал 9 фонем: долгие гласные а, Г, и, 6, о, краткие a, i, u, э; характерны частая редукция кратких (a, i, и ) э) и утрата ист. *-а- в суффиксе -g (-g *-aka-). Для ист. ковсовавтиэма ваи-более характерны: 1 < *d; с, 3 < *с; (h)r < *dr; -xt- < *x3t-; -3- < -*rs-. По историко-фонетическим приэвакам Б. я. эанимает промежуточвое положение между современными афганским и мувджанским языками, с одной стороны, и средне-иранскими парфянским, согдийским и хорезмийским — с другой.

В грамматич. структуре Б. я. отошел от др.-иран. яз. дальше, чем другие ср.-иран. языки вост. группы: утрачева категория рода, сохранились лишь 2 флективных падежа (прямой и косвенный); древние флективные формы прош. вр. заменены аналитическими. Для синтаксиса характерны определит, словосочетавия с релятиввым местоимевием-артиклем (i).

Во 2 в. до н. э.— 1 в. н. э. для фиксации Б. я. применялась, очевидно, разновидность арамейского письма. Она представлена в двух кратких надписях на керамике, вай-деиных в Сев. Афганиставе и Юж. Узбекистане. Со 2 в. н. э. Б. я. пользовался греч. алфавитом. Старейшие памятники Б. я. на греч. алфавите относятся ко 2 в., наиболее важный из них — надпись, обнаруженная при раскопках храма в Сурх-котале (Сев. Афганистан). От других эпиграфич. памятников 2 в. сохранились лишь фрагменты: надписи из Дашти-Навур (Центр. Афганистав), Дильберд-жииа (Сев. Афганистав) и Айртама (Юж. Узбекистан). Наиболее поздние из датированных эпиграфич. памятников относятся к 9 в. В Вост. Туркестане найдены 9 фрагментов рукописных текстов на Б. я. (один из них ваписан манихейской разновидностью арамейского письма).

Бактрийский язык был ассимилировав персидским языком, распространившимся на терр. Тохаристана; этот процесс завершился, вероятно, в 11—12 вв.

Сакский язык

В книге К. А. Акишева “Курган Иссык” написано, что в VIII -IX вв. до н. э. территорию Средней Азии и Казахстана населяли племена, известные из ахеменидских источников под собирательным именем «saka» (одни из предков современных казаков). Геродот (V в. до н. э.) и другие античные авторы называли их азиатскими скифами, отличая от скифов европейских.

Сакские племена были современниками скифов, обитавших в Северном Причерноморье и Приднепровье, и савроматов – в Нижнем Поволжье и Южном Приуралъе, современниками персов Кира и Дария I и греков эпохи Александра Македонского. Хотя саки были взаимосвязаны со всеми этими племенами и народностями, но в наиболее тесном и прямом контакте находились с древними персами. В VI-V вв. до н. э. они даже входили в состав иранской империи времени правления первых царей из династии Ахеменидов. Поэтому в ахеменидских клинописных (письменных) источниках приводятся очень немногословные, но достоверные сведения о саках.

Так, в них сообщается о трех больших группах саков: 1) саки-тигра-хауда (саки, носящие остроконечные шапки), 2) саки-хаомаварга (саки, варящие напиток хаом) и 3) саки-тиай-пара-дарайя (саки, которые за морем).

Геродот в своей «Истории» дает название двум первым группам сакских племен: саки-ортокарибантии и саки-амюргии. На территориях Средней Азии и Казахстана жили и другие сакские племена: массагеты, дай (дахи), исседоны и т. д., о которых также писали античные авторы. [Ср. фракийские этнонимы - геты, даки.]

В науке, принято отождествление саков-ортокарибантиев с саками-тиграхауда, а саков-амюргийских с саками-хаомаварга [а массагетов - с саками-тиай-пара-дарайя?]. В археологической науке существует много версий о расселении саков на огромных территориях современной Средней Азии и Казахстана (а также и Кавказа??). Согласно одной из них, на территориях Шаша (район Ташкента), Северной Киргизии и юга Казахстана обитали саки-тиграхауда (Акишев, с. 5).

К. А. Акишев (1978 г.) придерживается этой гипотезы, однако считает, что этническая земля саков-тиграхауда включала, кроме названных областей: на западе – Южное Приаралье и на востоке – Горный Алтай (последнее подтверждено уже более поздними раскопами на Алтае). В своей книге он говорит: “На этой обширной территории расположено большое количество курганов. Особенно выделяется регион, включающий современное Семиречье (юго-восток Казахстана и север Киргизии) и Горный Алтай. Область эта по количеству и размерам курганов с огромными каменными и земляными насыпями не имеет себе равных, ее можно сравнить лишь с Северным Причерноморьем в скифское время (Акишев, 1978, с. 5).

На территории обитания саков найдены образцы так называемого иссыкского (или памиро-иссыкского) письма, которое своей руноподобным начертанием и самой формой знаков очень похожа на древне-тюркскую орхоно-енисейскую письменность. Один из характерных образцов этого письма представлят надпись на чаше, найденная в кургане "Золотого яеловека" в 50 км. от Алма-Аты. Было предложено много вариантов дешифровок на основе иранских, тюркских и других языков. Но, похоже, расшифровка Маулена Салыбекова на основе тюркского языка - самая убедительная.

Хотанский язык [хотаносакский?]

Тумшукский язык


Главная > Лингвистика > Языки мира
Иранские : Северо-восточные | Северо-западные | Юго-восточные | Юго-западные | Древнеиранские | Среднеиранские
Протоэламское письмо | Арамейские алфавиты | Общеарийский лингвопроект | Мифы иранцев | Древняя Персия | Ближний Восток | Средняя Азия | Карты
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика