Версия для печати
Сайт Игоря Гаршина (знания, исследования, открытия) Garshin.Ru
Письмо автору сайта Игорю Константиновичу Гаршину Пишите
Словари древних и современных языков Лексиконы

Среднеиранские языки

Главная > Лингвистика > Языки > Ностратические > Индоевропейские > Индоиранские > Иранские > Среднеиранские

К  среднеиранским относятся бактрийский, среднеперсидский, парфянский (Древний мир, ранние Средние века), согдийский, хотаносакский и др. языки. Часть этих языков, письменно зафиксированные еще в древности (до крушения Римской империи),

Карта расселения среднеиранских народов - саков, скифов, персов...

Разделы страницы:

Западные среднеиранские

Северо-западные среднеиранские

Мидийский язык

Парфянский язык

Юго-западные среднеиранские

Среднеперсидский язык (пехлеви)

Среднеперсидский язык (пехлевийский, пехлеви («парфянский»); самоназвание парсик — «персидский») — мёртвый среднеиранский язык, являющийся продолжением древнеперсидского языка и предшественником новоперсидского (фарси). Первоначально был распространён в южной части Ирана — Парсе (Фарсе), затем стал литературным и официальным языком всей Персии во времена Сасанидов (3-7 в.в.). С 7-го века, после завоевания Ирана арабами, сохранялся в зороастрийских общинах в Иране и Индии.

Различают:

  1. книжный среднеперсидский — язык духовной (зороастрийской) и светской литературы;
  2. манихейский среднеперсидский — язык документов манихейских общин.

Использовались 2 системы письма, основанные на различных разновидностях арамейской графики:

  1. пехлевийская — с идеограммами, лигатурами и исторической орфографией;
  2. манихейская — фонетическая.

Источники:

Восточные среднеиранские

Северо-восточные среднеиранские

К  подгруппе северо-восточных иранских языков принадлежат следующие "мертвые" языки: скифский (древний период); аланский, cогдийский, хорезмийский (средний период).

Современным потомком согдийского языка является ягнобский язык, аланского - осетинский (северо-восточные новоиранские).

Скифский язык

К  какой группе иранских языков относился скифский - на самом деле, пока не известно. Возможно, он был вариантом древнеперсидского или промежуточным индо-иранским языком (как, например, дардские и нуристанские). Он мог быть и предком всех восточно-иранских языков.

По преданию, скифов вытеснили на запад за Волгу массагеты - по-видимому, восточноиранские племена, родственные сакам.

Савроматский язык

Является ли савроматский язык потомком скифского? По преданию савроматов (в передаче греков), они произошли от брака скифов с амазонками - и язык их является "испорченным" скифским.

Если верить этому преданию, а также предполагать, что амазонки - индоарийцы, то, по-видимому, савроматский язык является смешанным иранско-арийским. А, поскольку, и сам скифский, возможно, промежуточный арийско-иранский (типа нуристанских?), то савроматский язык можно даже назвать индоарийским.

Не отсюда ли значительная доля славянско-индийских сближений (не говоря о более древних временах арийско-балтославянского языкового союза)?

Сарматский язык

Является ли сарматский язык прямым потомком савроматского? Является ли он северо-восточным или юго-восточным иранским языком? Это точно пока неизвестно. Но с большой долей уверенности можно полагать, что он является предком аланского и прапредком осетинского - следовательно, является северо-восточным иранским языком.

Первые сарматы появились в савроматском массиве на Южном Урале. Поэтому они могли получить значительное финно-угорское влияние и восточноиранское влияние (хотя сами савроматы, возможно, относились к другой группе иранских или индоиранских языков).

Аланский язык

О  языке алан есть лишь одно достоверное свидетельство – это записанное Иоанном Цецем (около XII в.) греческими буквами аланское приветствие с дословным переводом (ниже приводится данная запись кириллицей). В то время в греческом "правописании" не было разбивки по словам, все писалось одной строчкой. Часть текста отсутствует. [Я позволю себе этот сплошной текст хоть чуть-чуть разбить, выделив некоторые повторяющиеся блоки].

Итак: "тапангьач-месфилихой-нахортын[---]тофарнетзнхинтзи-месфилихай-терфоуа[---]оуюнъе"
Перевод: "Добрый день, госпожа моя, повелительница, откуда ты? Тебе не стыдно, госпожа моя?"
(Из чеченского форума).

Далее, позволю себе некоторые предположения:

  1. мес-филихой - "моя госпожа", где мес - "мой";
  2. тапанг-яч или тапан-геч - видимо, "добрый день";
  3. нахор-тын - "откуда ты?", где тын - "ты";
  4. тофар-не-тзнхин-тзи - "тебе-не-стыдно?", где не - "не", тэи - "тебе".

Согдийский язык

Хорезмийский язык

Не путуть с тюркским хорезмийским (чагатайским) языком.

Юго-восточные среднеиранские

Скорее всего, эта подветвь образовалась в результате иранизации тохар.]

Бактрийский язык

Бактрийский язык — один из иранских языков; мертвый среднеиранский язык восточной группы. Был распространен в областях по верхнему течению Аму-Дарьи, между Гиссарским хребтом на севере и Гиндукушем на юге. (древняя Бактрия, раннесредневековое название — Тохаристан). Был одним из офнциальных языков Кушанского царства (кон. 1—3 вв.) и эфталитского государства (5—6 вв.). Диалектное членение в памятниках бактрийского языка не прослежено; арабские источники 10—11 вв. упоминают о диалектах в землях Тохаристана, часть которых можно отнести к бактрийским.

Фонетический состав бактрийского языка устанавливается предположительно (в памятниках графически различаются не все фонемы). Вокализм содержал 9 фонем: долгие гласные а, Г, и, 6, о, краткие a, i, u, э; характерны частая редукция кратких (a, i, и ) э) и утрата ист. *-а- в суффиксе -g (-g *-aka-). Для ист. ковсовавтиэма ваи-более характерны: 1 < *d; с, 3 < *с; (h)r < *dr; -xt- < *x3t-; -3- < -*rs-. По историко-фонетическим приэвакам Б. я. эанимает промежуточвое положение между современными афганским и мувджанским языками, с одной стороны, и средне-иранскими парфянским, согдийским и хорезмийским — с другой.

В грамматич. структуре Б. я. отошел от др.-иран. яз. дальше, чем другие ср.-иран. языки вост. группы: утрачева категория рода, сохранились лишь 2 флективных падежа (прямой и косвенный); древние флективные формы прош. вр. заменены аналитическими. Для синтаксиса характерны определит, словосочетавия с релятиввым местоимевием-артиклем (i).

Во 2 в. до н. э.— 1 в. н. э. для фиксации Б. я. применялась, очевидно, разновидность арамейского письма. Она представлена в двух кратких надписях на керамике, вай-деиных в Сев. Афганиставе и Юж. Узбекистане. Со 2 в. н. э. Б. я. пользовался греч. алфавитом. Старейшие памятники Б. я. на греч. алфавите относятся ко 2 в., наиболее важный из них — надпись, обнаруженная при раскопках храма в Сурх-котале (Сев. Афганистан). От других эпиграфич. памятников 2 в. сохранились лишь фрагменты: надпнси из Дашти-Навур (Центр. Афганистав), Дильберд-жииа (Сев. Афганистав) и Айртама (Юж. Узбекистан). Наиболее поздние из датированных эпиграфич. памятников относятся к 9 в. В Вост. Туркестане найдены 9 фрагментов рукописных текстов на Б. я. (один из них ваписан манихейской разновидностью арамейского письма).

Бактрийский язык был ассимилировав персидским языком, распространившимся на терр. Тохаристана; этот процесс завершился, вероятно, в 11—12 вв.

Сакский язык

В книге К. А. Акишева “Курган Иссык” написано, что в VIII -IX вв. до н. э. территорию Средней Азии и Казахстана населяли племена, известные из ахеменидских источников под собирательным именем «saka» (одни из предков современных казаков). Геродот (V в. до н. э.) и другие античные авторы называли их азиатскими скифами, отличая от скифов европейских.

Сакские племена были современниками скифов, обитавших в Северном Причерноморье и Приднепровье, и савроматов – в Нижнем Поволжье и Южном Приуралъе, современниками персов Кира и Дария I и греков эпохи Александра Македонского. Хотя саки были взаимосвязаны со всеми этими племенами и народностями, но в наиболее тесном и прямом контакте находились с древними персами. В VI-V вв. до н. э. они даже входили в состав иранской империи времени правления первых царей из династии Ахеменидов. Поэтому в ахеменидских клинописных (письменных) источниках приводятся очень немногословные, но достоверные сведения о саках.

Так, в них сообщается о трех больших группах саков: 1) саки-тигра-хауда (саки, носящие остроконечные шапки), 2) саки-хаомаварга (саки, варящие напиток хаом) и 3) саки-тиай-пара-дарайя (саки, которые за морем).

Геродот в своей «Истории» дает название двум первым группам сакских племен: саки-ортокарибантии и саки-амюргии. На территориях Средней Азии и Казахстана жили и другие сакские племена: массагеты, дай (дахи), исседоны и т. д., о которых также писали античные авторы. [Ср. фракийские этнонимы - геты, даки.]

В науке, принято отождествление саков-ортокарибантиев с саками-тиграхауда, а саков-амюргийских с саками-хаомаварга [а массагетов - с саками-тиай-пара-дарайя?]. В археологической науке существует много версий о расселении саков на огромных территориях современной Средней Азии и Казахстана (а также и Кавказа??). Согласно одной из них, на территориях Шаша (район Ташкента), Северной Киргизии и юга Казахстана обитали саки-тиграхауда (Акишев, с. 5).

К. А. Акишев (1978 г.) придерживается этой гипотезы, однако считает, что этническая земля саков-тиграхауда включала, кроме названных областей: на западе – Южное Приаралье и на востоке – Горный Алтай (последнее подтверждено уже более поздними раскопами на Алтае). В своей книге он говорит: “На этой обширной территории расположено большое количество курганов. Особенно выделяется регион, включающий современное Семиречье (юго-восток Казахстана и север Киргизии) и Горный Алтай. Область эта по количеству и размерам курганов с огромными каменными и земляными насыпями не имеет себе равных, ее можно сравнить лишь с Северным Причерноморьем в скифское время (Акишев, 1978, с. 5).

На территории обитания саков найдены образцы так называемого иссыкского (или памиро-иссыкского) письма, которое своей руноподобным начертанием и самой формой знаков очень похожа на древне-тюркскую орхоно-енисейскую письменность. Один из характерных образцов этого письма представлят надпись на чаше, найденная в кургане "Золотого яеловека" в 50 км. от Алма-Аты. Было предложено много вариантов дешифровок на основе иранских, тюркских и других языков. Но, похоже, расшифровка Маулена Салыбекова на основе тюркского языка - самая убедительная.

Хотанский язык [хотаносакский?]

Тумшукский язык


Главная > Лингвистика > Языки мира
Иранские : Северо-восточные | Северо-западные | Юго-восточные | Юго-западные | Древнеиранские | Среднеиранские
Протоэламское письмо | Арамейские алфавиты | Общеарийский лингвопроект | Ближний Восток | Средняя Азия | Древняя Персия | Европеоидная раса | ДНК-популяции | Карты
На правах рекламы (см. условия):    

Алфавитный перечень страниц: А | Б | В | Г | Д | Е (Ё) | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | 0-9 | A-Z (англ.)
Ключевые слова для поиска сведений по среднеиранским языкам:
На русском языке: среднеиранские языки, среднеперсидский, пехлеви, бактрийский, мидийский, согдийский, хорезмийский, хотаносакский, парфянский, тушмукский, хорезмский, хотано-сакский, хотанский, киммерийский, скифский, савроматский, сарматский, аланский; На английском языке: Middle-Iranian languages.

© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 14.07.2015
Яндекс.Метрика: просмотры, визиты и уникальные посетители за сегодня