Версия для печати

Сирийский алфавит и его потомки

Главная > Лингвистика > Письменности > Потомки арамейского > Сирийские

Здесь приведены письменности Центральной Азии, производные из сирийской (потомка арамейской). Другими производными арамейского письма в Центральной Азии были пальмирский и его потомок - манихейский алфавиты.

 +1                 Сирийский
 +2              (1-2 в.в. н. э.)
 +3             /    |      |    \
 +4            /     |      |     \
 +5  Эстрангело  Яковитский ?      Несторианский
 +6 (с 5 в. н.э.) (с 5 в.)  |     (с 5 в. н. э.)
                            |    /     /        \
 +7                    Мандейский  Езидский  Согдийский
                     (7-8 вв. н.э.)         /          \
                            |              /            \
 +8                    Манихейский     Орхонский     Уйгурский
                                       /       \          |
                                      /         \         |
 +9                              Булгарский  Мадьярский   |
+10                                                       |
+11                                                       |
+12                                                       |
+13                                                       |
+14                                              Старомонгольский (галик)
+15                                             /      \         \       \
+16                                            /        \         \       \
+17                                 Манчжурский   Новомонгольский  \   Калмыцкий
+1|                                                                 \ 
+19                                                              Бурятский
    

Разделы страницы о сирийском консонантном алфавите и его производных:

Большинство рисунков с образцами письменности на этой странице взяты с замечательного сайта Ancientscripts.com по личному разрешению его автора Лоуренса Лоу.


Сирийский консонантный алфавит

Буквы сиро-палестинского консонантного алфавита

Сирийское письмо — состоит из 22 букв, произошедших от соответствующих букв более древнего арамейского алфавита. Направление письма — справа налево; характер письма курсивный, причём большинство букв связано между собой внутри слова [как "арабская вязь"].

Производные сирийского письма 5 века нашей эры

Сравнение букв потомков сирийского алфавита

Производные сирийского консонантного алфавита

Тот вид письма, которым написаны более древние рукописи (до конца V века), известен под названием эстрангело (ʔesṭrangelå < греч. στρογγύλη ‛круглая’). Надписи на эстрангело известны из монументальной эпиграфики I века н. э. из Осроэны.

После разделения сирийской церкви на несториан и яковитов у каждой из этих двух групп выработался свой тип шрифта - несторианский (восточный) и яковитский (западный), или серто.

Варианты огласовок у потомков сирийского алфавита

Варианты огласовок у потомков сирийского алфавита

Буквы сирийского алфавита обозначают только согласные. Однако, в конце VII или начале VIII века были составлены 2 системы значков для гласных.

На востоке употреблялась система точек отчасти над буквами отчасти под ними для обозначения 8-ми гласных — 4 долгих и 4 кратких.

На западе же, у яковитов (в письме Серто), для этой цели употреблялись несколько видоизменённые маленькие греческие буквы, которые ставились либо над буквами, либо под ними; обозначалось 5 гласных.

Алфавит Эстрангело

 

Яковитский (йакобитский, маронитский, серто, западносирийский) алфавит

Западносирийский («якобитский» или «маронитский») шрифт известен с конца VIII в. в рукописной книжной традиции. По-(западно-)сирийски он называется серто (серто; букв. ‛черточка, буква’), от serṭo pšiṭo ‛простой/обычный шрифт’. Данные палеографики показывают, что серто восходит к курсиву, засвидетельствованному в документах на пергаменте начала III века из Эдессы.

Несторианский (ассирийский, халдейский, восточносирийский) алфавит и его потомки

Восточносирийский («несторианский», «халдейский» или «ассирийский») шрифт появился в начале VII в. По-сирийски его называют madnḥāyā (мадынхайя, букв. ‛восточный’). По начертанию восточносирийский шрифт ближе к эстрангела, чем западносирийский.

Езидский алфавит (потомок несторианского)

Буквы езидского консонантного алфавита

Езидское письмо – консонантное, левостороннее письмо семитского типа сирийской разновидности, обслуживавшее курдский язык. Известно с 12 в. И. Гельб считал езидское (йезидское) письмо тайнописью, знаки которого изобретены произвольно, однако большинство исследователей возводят его к несторианскому (ассирийскому) алфавиту (возможно влияние мандейского). Внешне езидские буквы напоминают графемы туарегов и балканских албанцев. Можно также предположить неочевидную связь между езидскими и масонскими очертаниями букв (в обеих системах преобладают треугольные и квадратные формы – основополагающие фигуры мистической криптографии). Между тем, порядок букв езидского алфавита является калькой арабо-персидской системы (сравните: ا, ب , پ , ت , ث , ج и т.д.). 33 буквы езидского алфавита не учитывает звукового многообразия курдского языка (в курдском языке около 40 звуков).

Езиды – часть курдского народа, исповедующие особую религию (синтез христианства, иудаизма, ислама и зороастризма). Большинство езидов сейчас проживает в Северном Ираке (районы Айн-Сифни, Синджар и Дохук в губернаторстве Мосул), а также в Сирии (г. Халеб, Камышлы) и юго-востоке Турции (в илах Мардин, Сиирт, Шанлыурфа и Диярбакыр), есть они в Грузии, Армении (Армавирский район), Иране, России (Краснодарский край, Адыгея, Ярославская и Нижегородская области) и Германии.

Мандейский алфавит (потомок несторианского)

Буквы мандейского консонантного алфавита

Мандейское письмо - левостороннее полуслитное консонантное письмо семитского типа сирийской разновидности. Происходит, скорее всего, из несторианского (восточносирийского) письма. Впрочем, происхождение мандейского алфавита далеко ещё неясно. Два крупнейших авторитета по северосемитской эпиграфике — Нельдеке и Лидабарский — указывали даже на сходство мандейского и набатейского письма. Однако, по мнению Розенталя, это сходство (проявляющееся в начертании буквы 'алеф) можно объяснить не прямой связью между этими письменностями, а их параллельным развитием из арамейского алфавита. Возможно, что мандейское письмо происходит из арамейской скорописи, сходной с тем письмом, которое было предком набатейского письма, но испытавшей влияние сирийской письменности.

Письмо распространено и ныне на юге Ирака и отчасти Ирана (в районе слияния Тигра и Евфрата) у арамееязычных «болотных арабов», сохранивших особый диалект и исповедующих специфическую религию мандеизм.

Мандеи – нехристианская (гностическая) синкретическая секта, родственная, вероятно, езидам (у которых тоже есть свое езидское письмо). Они известны другим народам под различными именами: иоаниты, крестильники, назореи, сабии, или сабейцы (от арамейского suba – крестить). Сами мандеи называли себя «племя душ». Из среды древних мандеев вышел пророк Мани, создавший собственное учение (манихейцы используют и собственное манихейское письмо).

В 1996 мандейцев насчитывалось 45 тыс. человек. В настоящее время эта этноконфессиональная группа ассимилируется арабами. В городе Ахваз (иранский Хузистан) осталось несколько десятков носителей мандейского языка.

Из всех арамейских диалектов мандейский является наиболее искаженным. Мандейское письмо также отличается от других семитских систем как по форме букв, так и по структуре письма. В нем также для огласовок (причем регулярно и иногда упрощенно) используются буквы для полугласных у, ?, w (матрес лекционес - "матери чтения"), но не как диакритики, а как придатки к графемам для согласных. Эта система огласовок очень похожа на монгольскуюэфиопскую], но сама такая традиция относится к кругу индийских письменностей - как кхароштхи, так и брахми.

Манихейский алфавит

Буквы манихейского консонантного алфавита

Манихейское письмо – консонантное левостороннее письмо семитского типа, разновидность сирийского (или арамейского). Обслуживало с 3 в. некоторые иранские, семитские и тюркские языки, на которых были записаны религиозные произведения манихеев. Знаки манихейского письма могли иметь полифонный характер: 'а = а,а; y = i; w = v,u; (w + у)= ö, ü.

Графемы манихейского алфавита имели названия, соответствовавшие большей частью семитской традиции: aleφ, beth, βeth, gimel, γimel, daleθ, he, waw, zayin, žayin, jayin, jhayin, heθ, teθ, yoδ, kaφ, xaφ, khaφ, lameδ, δameδ, θameδ, mem, nun, samekh, ayin, aayin, pe, fe, saδe, qoφ, χoφ, qhoφ, reš, šin, ššin, taw.

Письмо содержало две лигатуры (čy, čn), 3 диакритических и 8 пунктуационных знаков разной величины (как в арабском и монгольском существовал прием – kashida – вытягивать горизонтальную нижнюю черту для выравнивания длины слов на письменном пространстве).

Система пунктуации разработана достаточно четко. Знаки пунктуации (звездочка, цветок-флуерон и т.д.) часто выделялись на письме красной краской.

В основе манихейства – радикально дуалистическое учение об извечном противоборстве Добра (духа, света) и Зла (плоти, тьмы). Необычным для других религий здесь является взгляд на Зло, которое толкуется как самодостаточная и равная Добру сущность (тьма – это не угасание света, а его антитеза). Зло – это отражение человеческого страха страха перед божественным всемогуществом; это нежелание и неумение человека познать Бога до конца. Весь мир поделен между Добром и Злом, как соотношение 3:1. Дерево Жизни простирает свои ветви над Севером, Востоком и Западом. Лишь на Юге растет зловещее Дерево Смерти (как у А. Пушкина «Анчар»). В манихействе весь мир есть смешение Добра и Зла. Отделить одно от другого – задача человечества.

Мани одним из первых попытался создать глобальную религиозную систему, которая вбирала в себя наиболее существенные элементы других вероучений. Манихейство построено на основе теософического синкретизма. Кроме себя Мани называет трех пророков: Будду, который пришел с Востока, Христа, объявившегося на Западе и Заратустру, проповедовавшего в Иране. Китайские источники упоминают также Лао-цзы. Из зороастризма была взята черно-белая двучастность божественных сил, строение мирозданья и эсхатологическая идея. Из буддизма – переселение душ и кармический закон, а из христианства – учение о параклете («утешителе») и образ Иисуса.

Согдийский алфавит (потомок несторианского)

Буквы согдийского консонантного алфавита

А  также культобинское (кангюйское) [хорезмийское] письмо.


Главная > Лингвистика > Письменности

Западносемитские алфавиты: Арабские | Еврейские | Пальмирский | Сирийские

Порталы о письменностях | Реестр письменностей | Дешифровка текстов | Книги по исследованию письма

Языки мира | Страны и города | История народов

На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 20.01.2016
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня