Гараманты - эгейцы в Африке

Главная > Общество > Древний мир > Древняя Эгеида > Троянская война > Гараманты
Изображение колесницы на скале Тассли

Приблизительно в середине II тысячелетия до н.э. (эпоха Троянской войны) в Сахаре появляются изображения лошади. Ранние рисунки относятся ко времени легендарных гарамантов, о которых упоминают античные авторы, описывая племена Ливии. Прежде всего это военные колесницы, запряженные двумя или четырьмя лошадьми и управляемые одним или двумя возницами. Большая часть рисунков этого стиля находится в центральных горных районах Сахары. Отдельные изображения колесниц, найденные на караванных путях между Тассилин-Аджером и Гао, в частности на юге Адрар-Ифораса, указывают на то, что гараманты совершали далекие походы и, возможно, доходили до Нигера [интересно, какие аборигенные племена Африки переняли от гарамантов колесницы и само колесо?]. Схематичные изображения колесниц имеются не только в Центральной Сахаре, но и в Северной Африке, Мавритании, Феццане и Тибести.

Очевидно, что гараманты были одним из "народов моря" - эгейцами-победителями, эгейцами-побеждёнными или ливийцами-союзниками. По языку это могли быть индоевропейцы (греки, хетты, фракийцы, фригийцы, даже арийцы), тиррены (этруски), этеокритяне, хурриты, сирийцы, берберы. Их гегемония в глубинных районах Северной Африки (Центральной Сахаре) продолжалась около 2000 лет. Любители таинственного считают их потомками атлантов, что не лишено смысла, если Атлантидой считать Крито-минойскую цивилизацию. Вряд ли они были критянами, поскольку те не могли существовать без моря, а гараманты сознательно ушли от побережья в глубь материка, отгородившись от возможных врагов такой гостеприимной для себя пустыней.

Интересно, что гарамантское поселение Аммон объединилось с северо-греческим поселением Додона [когда?] в религиозную лигу, которая, по мнению Ф. Питри, могла существовать уже в 3 тысячелетии до н.э. [!?] Додона - древний город в Фессалии (по легенде основан голубем), знаменитый своим Храмом Зевса и его оракулами. [Возможно, данный факт говорит о фессалийском происхождении гарамантов. Не исключено также, что сами колесницы (или даже колесо) было изобретено гарамантами.]

Разделы страницы о гарамантах и Гарамантиде:


Этимологии этнонима гарамант

Местоположение Гарамы - главного города Гарамантиды

По одной из версий, этноним Garamante происходит от слов gara, man и te, означающих "люди страны Гара". Не исключено, что Гара восходит к имени богини пчеловодства Кер, K'pe или Кар, в честь которой называли себя анатолийские карийцы.

Сейчас считается, что этноним гараманты происходит от названия их столицы - города Гарама [хотя, может быть и наоборот].

Бросается также в глаза созвучие этнонима гарамант этнонимам (топонимам?) герман, армен. А на основе праиндоевропейского языка (или одного из индоевропейских языков) можно перевести этноним гараманты как "горные люди", "жители гор", "горцы".

Мифологические сведения о гарамантах

Согласно античной мифологии гараманты были потомками Гарама - сына Аполлона и царевны Акакаллиды, отправленной в Ливию по приказу ее отца, критского царя Миноса. Сами же древние ливийцы считали своим эпонимом-предком Гараманта, и были убеждены, что он был первым сыном праотца-неба (др.-гр. Уран) и праматери-земли (др.-гр. Гея) - по древнегреческим воззрениям - даже старше сторуких титанов.

Исторические и археологические свидетельства о гарамантах

Гарамантида - африканская Атлантида

Гараманты - берберская народность внутренней части Ливии, населявшие оазис Джадо к югу от современной ливийской провинции Феццан (Феззан - от "Фазания"). Их главным городом был Гарама - центр оазисной культуры близ современной Джермы к северо-востоку от Мурзука (сейчас - город Марзук). Гарама была основана гарамантами примерно в XI веке до н. э. и стала столицей их государства Гарамантиды, включавшего в себя весь Феццан, юг Триполитании и западную часть Мармарики. Впервые они упоминаются ещё Геродотом, который характеризует их как мирный, но могущественный народ, который выращивал хлеб и пас скот.

Гараманты контролировали все оазисы и караванные пути Северной Африки, а их цивилизация была технологически весьма высоко развита. Такое положение гарамантов в Древней Африке обеспечивало сильное и динамичное войско, основанное на использовании двухколесных колесниц. На дошедших до нас рисунках гараманты чаще всего изображаются в запряженной лошадьми боевой колеснице.

Их столицей была Гарама (ныне – оазис Джерма [Аль-Джерма] на юго-западе современной Ливии). Плиний характеризует этот город как «преславный». Археологические раскопки свидетельствуют, что в первые века н.э. здесь были мощеные улицы, водопровод (фоггары – цепь колодцев, которые соединялись штольнями), работали разнообразные мастерские.

У гарамантов была своя письменность [от которой произошел древний туарегский алфавит тамазигхт?]

Гараманты были известны грекам уже в 5 в. до н.э. Царство гарамантов включало в себя всю центральную часть Сахары и ее южные просторы, вплоть до саванны, а также горные массивы и оазисы на юге-востоке и на западе. Античный Рим воевал и торговал с Гарамой.

Гараманты принимали участие в Пунических войнах, где они составляли большой кавалерийский корпус, на стороне Ганнибала в знаменитой битве при Каннах и Тразименском озере. Начиная с 21 г. до н.э. римляне против них предприняли ряд походов, и в 19 г. до н.э. гараманты были завоеваны римским военачальником Луцием Корнелием Бальбом Младшим. Полководец выступил из Сабраты и, опустошив по дороге Гадамес, нанес гарамантам неожиданный удар. Римские источники сообщают, что он смог взять Гараму, а также ряд близлежащих городов и племён. Однако римлянам не удалось закрепить за собой эти территории. Уже в конце I века римляне были вынуждены заключить с гарамантами договор о «дружбе». Могущественный Рим с почетом принимал у себя гарамантских послов, вел с ними переговоры. Именно от гарамантов Рим получал слоновую кость и золото, диких зверей и страусовые перья, черных пленников – рабов. Пленных мулатов гарамантов любили выпускать на арену римского Колизея в качестве гладиаторов, храбрые африканцы часто побеждали львов.

В 70 году Гарамантида вмешалась в войну между финикийскими городами Лептис Магна и Эа, на стороне последнего. Тогда жители Лептиса обратились за помощью к римлянам, и те прислали армию во главе с полководцем Валерием Фестом, который не только смог захватить Эю и разбить гарамантов у стен Лептиса, но и углубился на территорию Гарамантиды до холмов местности аш-Шувейреф. Тем не менее, римские войска не смогли продвинуться южнее, так как гараманты перерекрыли их пути снабжения и засыпали за собой колодцы. Тогда Римская империя построила цепь крепостей от Гирзы до Джаду и Гарьяна, чтобы защитить свои владения на побережье.

После этого отношения между Римом и гарамантами оставались враждебными вплоть до правления императора Домициана. В 89 году правитель Гармантиды Мрсис посетил Рим и Галлию, где встретился с римским императором Домицианом и подписал с ним соглашение, по которому в римляне разместили в Гараме гарнизон, а гараманты начали помогать римлянам охранять торговые пути через пустыню.

Гарама (Джерма) - столица Гарамантиды

Развалины столицы гарамантов Гарамы близ Джермы

Гарама была большим, окружённым мощными стенами городом, вытянувшимся на 5 км с запада на восток и на 3,5 км с севера на юг. В город вели четверо сориентированных по сторонам света ворот. Восточные назывались «Большими», южные — «Праведными», а западные — «Воротами Учителя». В северо-западной части Гарамы расположилась цитадель, где находился царский дворец. С запада и юга её полукольцом охватывали пальмовые плантации, а с севера к городу подступали возвышающиеся на 200−300 м цепи барханов.

В Гараме было найдено лишь небольшое число обломков статуй, и, судя по ним, все эти статуи были меньше натуральной величины. Например, известны два куска из нубийского песчаника, один из которых изображает торс человека в тунике, а другой - часть руки и плеча той же скульптуры. Оба этих куска были найдены во время археологических раскопок в Гараме. Также существует обломок от бронзовой скульптуры, представляющий собой голову какого-то важного человека с торжественным выражением на тонком и благородном лице. Его курчавая борода спускается на грудь, а корона похожа на корону Сераписа или бога морей Посейдона. Видимо, эта скульптура изображала не просто вождя или царя, а бога, возможно, легендарного предка Гарама.

По археологии, в Гараме кроме жилых зданий были бани, рынки, улицы, возможно, стадионы и театры, развалины которых всё ещё скрыты под землей, существовала сложная система дренажа.

Царское кладбище в Гараме является древнейшим образцом надгробных сооружений в Феццане, роскошные гробницы этого кладбища — квадратные и двухступенчатые, состоящие из двух мастаб, одна из которых возвышается над другой. На соответствующей глубине под такой гробницей выкапывалась погребальная камера. Вожди и наместники провинций, подражая царской династии, копировали эти гробницы — надгробия аналогичной архитектуры известны в Вади аль-Аджаль в Таджелте, Раджибе и Тенахме. Имеется даже реконструкция гарамантского захоронения в музее современной Джермы. Гараманты клали умершего свернувшимся калачиком вместе с личными вещами в небольшое огороженное заборчиком помещение, сбоку возводили что-то похожее на башенку, а верх закрывали декорированной плитой. Плита имела отточенные выемки, предназначенные под кормушку для птиц и животных, которые приходили питаться на могилу, таким образом, поминая усопшего.

Гарама славилась ремёслами, например изготовлением украшений, в частности из золота. Были найдены изделия, свидетельствующие о высоком качестве работы гарамантских ювелиров по обработке золота и серебра, а также по полировке зеленой бирюзы и изготовлению из нее красивых и оригинальных предметов.

Расцвету города способствовало, в частности, падение Карфагена. Когда в 146 г. до н. э. римляне уничтожили эту финикийскую колонию в Северной Африке, его уцелевшие жители, а среди них немало искусных зодчих и строителей, бежали в Гарамантиду.

Закат Гарамантиды и Гарамы

Развалины столицы гарамантов Гарамы близ Джермы

Во II в. н.э. гараманты были покорены берберским племенем лемта. В 203 году римский император Септимий Север начал поход вглубь Сахары, для захвата Гарамы, но вскоре отказался от него. В 355 году Гараму захватили донатисты — участники религиозного движения, направленного против официального христианства. В 395 году город Гараму разрушили восставшие берберы.

В 569 году (вероятно, под влиянием Византии) гараманты приняли христианство. После VI века Гарамантида стала слабеть, и её территория постепенно сократилась до местности между Вади-Аджаль и Вади-Мурзук. Вскоре цивилизация "африканских арийцев" была уничтожена арабскими завоевателями.

После победоносного шествия по Египту, Киренаки и Триполитании, арабы-мусульмане в 643 г. подступили к Гараме (Джерме). Тогдашний правитель гарамантов был взят в плен арабским полководцем Амр Ибн-Асаном покорителем Ливии, а само царство гарамантов, просуществовавшее полтора тысячелетия, прекратило свое существование. Власть халифов и их наместников постепенно распространилась на все районы современной Ливии. По другим сведениям, в 669 году Гарама была взята без боя арабским войском под предводительством Укбы ибн Нафи, а последний царь гарамантов взят в плен и отправлен в кандалах в Египет. Однако, несмотря на сдачу столицы, другие крепости гарамантов продолжали сопротивление, и арабам пришлось захватывать их по отдельности.

С 10 в. Гарама подчиняется династии Ибн аль-Хаттабов, которая правила Завилой (Zawilah, Zawīlah, Zawila — городом на юге центральной части Ливии). В X веке город Джерма упоминается в трудах известного арабского географа аль-Масуди. У аль-Бекри, сочинения которого охватывают и 11 в., есть замечание о Гараме под названием Тамерма, в которой, как он говорит, живут бену Феццан ("дети Феццана"). Тем не менее, считается, что вскоре город был полностью покинут, а большую часть его построек занесло песком. В 11 веке арабские бедуинские племена из Аравии двинулись на запад, неся в эти края свою культуру, и превращая пашни в пастбища. Так земледельческая гарамантская культура прекратила свое существование и теперь об исчезнувшем народе гарамантов мало что известно. Но брошенная столица Гарамантиды 200 лет спустя обрела вторую жизнь. В XIII веке люди вернулись в Джерму и начали возводить новые дома и мечети из необожженных кирпичей. Современный маленький арабский городок Джерма располагается примерно в 1 километре от руин древней Гарамы. По состоянию на 2006 год в нём проживает около 5000 человек.

Новые данные о Гарамантиде - стране гарамантов

Руины укреплённого комплекса древних ливийцев
Развалины древней ливийской деревни
Спутниковый снимок ливийской части Сахары (чёрным обозначены укрепления, зелёным — поля, красно-коричневым — жилой район)

Во время подготовки операции против Каддафи войска НАТО проводили спутниковую съемку территории Ливии, а после введения режима бесполетного пространства делали аэрофотосъемку при помощи самолетов-беспилотников. При расшифровке снимков военные аналитики уделяли внимание не только позициям войск, но и неким странным объектам, расположенным в центральной Сахаре. По одной из версий, целью натовских разведчиков была уникальная система ирригации пустыни, названная Каддафи «восьмым чудом света». С 1983 по 2010 год ливийский лидер затратил 30 миллиардов долларов на строительство грандиозного водопровода протяженностью более 2000 км. И центральными элементами были четыре огромных подземных резервуара, обнаруженные ранее в Сахаре. Специалисты установили, что резервуары и поражающая воображение система ирригации — это, на самом деле, наследие древней африканской цивилизации белых людей, существовавшей с XI века до н. э. по середину I тысячелетия н. э. Информацию о водных запасах своей страны Каддафи закрыл, посчитав ее стратегической - вода в пустыне стоит много дороже нефти.

После смены власти в Ливии, западные политики заинтересовались "восьмым чудом света" уже не по-военному, а по-научному. После окончания операции НАТО британские археологи из Университета Лестера под руководством Дэвида Мэттингли заявили, что при помощи спутниковых снимков они обнаружили в песках Сахары следы древних поселений, чьи строения больше напоминают замки, чем обычные дома. По предварительной датировке эти населенные пункты были построены и использовались приблизительно с 1 по 500 год нашей эры. Но поразителен не возраст, а масштабы застройки, несвойственные для кочевников, обитавших некогда в северной Сахаре. Замкоподобные комплексы, имевшие 4-метровые стены, сложенные из глинобитного кирпича, были тщательно спланированы и построены по единому замыслу. Обнаружены также остатки отдельных домов, кладбищ с каменными пирамидами, полей, колодцев и развитой системы ирригации. Всего найдено свыше сотни укреплённых ферм и деревень, а также несколько городов. Большинство поселений датируется первой половиной I тыс. н. э. Все это свидетельствует о существовании здесь высокоразвитой цивилизации. Соавтор исследования доктор Мартин Стерри, считает, что это - прежде неизвестные следы загадочной страны Гарамантиды. По его мнению, за 2000 лет климат в регионе не изменился: в начале новой эры он был столь же засушливым и негостеприимным. Однако, несмотря на это, Ливия была густо заселена, и сельское хозяйство процветало. До сих пор историки считали гарамантов кочевым племенем, стоявшим на низкой ступени развития и способным только эпизодически беспокоить пограничников Римской империи. Оказалось, что они создали государство, владели письменностью и передовыми технологиями своей эпохи. Кроме того, г-н Мэттингли называет их пионерами оазисного земледелия в Ливии и транссахарской торговли.

Хотя исследования в этих местах ведутся с 1933 года, до сих пор мало что известно о культуре и образе жизни гарамантов — людей, населявших эти земли. Самоназвание этого народа неизвестно. Гарамантами их, вероятно, нарекли греки, и это же имя использовали римляне. По одной из гипотез это было племя темеху, ранее обитавшее в западной части Великой пустыни. Еще одна гипотеза гласит, что гараманты произошли от древних жителей Палестины, совершавших набеги на Египет. Существует и предположение, что это жители оазиса Сива, которые ушли в пустыню, спасаясь от воинственных персов. Считается также, что гараманты принадлежали к белой средиземноморской расе и были либо эгейцами, либо сардами, либо этрусками, которые вторгались в северную Африку в ХII—Х веках до нашей эры ("народы моря"). В пользу средиземноморского происхождения вроде бы говорят наскальные рисунки, ранее найденные в этой местности, на которых изображены колесницы. Такой стиль характерен для микенского искусства. Да и конструкция изображенных на фресках колесниц аналогична конструкции колесниц эгейцев. Тем не менее ни одна из версий о корнях гарамантов пока, увы, не объясняет того, как они достигли небывало высокого для тех времен уровня развития. Данные о гарамантах ученые черпали в основном из записей древнеримских и древнегреческих историков. Из них следует, что сердцем Гарамантиды была долина Аль-Аджаль.

Возможные потомки и родственные связи гарамантов

Бедуинский мальчик-альбинос (Египет, Сахара) Маленький альбинос в бедуинском племени Египта

Часть гарамантов была ассимилирована берберскими племенами и ныне известна под энтнонимом туареги (принадлежащими к южно-берберской языковой ветви), часть смешалась с чернокожим населением южного берега верхнего Нигера, усвоив их язык. [Наверняка, гараманты не только были ассимилированы, но прежде сами оказывали влияние на культуру и языки коренных африканцев.]

Одна из групп гарамантов ушла к озеру Чад в нагорье Тибести. Их гробницы и ныне известны как захоронения белых людей. Сейчас потомки гарамантов живут только в одной деревне под названием Короманце.

Вероятно, потомками гарамантов являются джерма - этническая подгруппа сонгайского народа, живущего в Мали (Западная Африка) - это на юго-западной границе бывшей Гарамантиды. Сами джерма (зарма, зерма) проживают в Буркина-Фасо в Джибо, Аирбинда и Дори (Djibo, Airbinda, Dori), а также в Нигере в области Досо. Небольшие по численности группы живут на северо-западе Нигерии, севере Ганы и в Кот-д'Ивуаре. Джерма составляет большинство населения Ниамея. Изначальной территорией проживания джерма была область вокруг озера Дебу в Мали, откуда во время существования Сонгайской империи они расселились в другие области. В XVIII веке джерма расселились в на территории юго-востока Нигера, где их начали теснить соседние народы (туареги на севере и фульбе на юге). Глава клана тагури джермакой (титул) Абубакар основал Доссо около 1750 г. В 1820-х гг. Доссо сумело отразить экспансию Сокото. Однако позже (1849—1856 гг.) оказалось в даннической зависимости от эмира Гандо. В этот период большинство населения было исламизировано. Расцвета Доссо достигло при джермакое Коссо (1856—1865) В XIX веке джерма активно заселяли новые области в Западной Африке, однако французская экспансия остановила их в ныне существующих границах. Джерма - первый из народов Нигера, с которыми французы наладили контакт в колониальный период. Джерма даже содействовали французам в подавлении восстаний.

А в противоположном направлении, в Египте на востоке Сахары живет несколько бедуинских родов (пришедших из Аравии), среди которых есть 3 рода чистых альбиносов (см. фото).


Главная >> Древний мир > >

Троянская война и народы моря: Гараманты | Филистимляне

Эгейские письменности | Греческий язык | Палеоевропейские языки | Современная Греция

На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 05.06.2017
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня