Версия для печати

Атлантические (западно-бантоидные) языки

Главная > Лингвистика > Языки > Конго-сахарские > Конго-кордофанские > Западнобантоидные

Нигер - река народа фульбе Западно-атлантические языки распространены, главным образом, в Сенегале, Гамбии, Гвинее, Гвинее-Бисау, Сьерра-Леоне, Либерии. Наиболее представительный из них - язык фульбе.

Языки атлантической семьи распространены в Западной Африке, главным образом по побережью Атлантики от Сенегала до Либерии, хотя скотоводы-фульбе — носители языка фула — занесли их в глубь континента, до Нигерии и Камеруна. Крупнейшие языки атлантической семьи: фула и волоф — на них говорит по несколько миллионов человек. Другие важные идиомы — серер и диола (диалектный кластер) в Сенегале и темне в Сьерра-Леоне.

Многие атлантические языки обладают системами чередований начальных согласных; в большинстве из них существует характерная для нигеро-конголезской семьи система именных классов. Некоторые атлантические языки являются тоновыми, в других наблюдается музыкальное ударение. Наиболее характерный порядок слов — SVO.

Разделы страницы о бантоидных языках западноатлантического побережья Африки:


Состав и классификация западно-атлантических языков

Впервые атлантические языки были выделены Сигизмундом Кёлле в 1854 году. Карл Майнхоф включал фула в «хамитскую» (афразийскую) семью, но Август Клингенхебен и Джозеф Гринберг доказали близость этого языка к волоф и серер. Часть языковедов отмечают, что доказательств единства всей атлантической семьи существует не слишком много. Согласно большинству классификаций атлантическая семья отделилась от нигеро-конголезской макросемьи достаточно рано, хотя и позже, чем кордофанские языки и языки манде.

Дэвид Сэпир предложил предварительную классификацию западноатлантической семьи, разделив её на 3 группы: северную, южную и резко отличающуюся от них группу биджаго (бидього), языки которой распространены на архипелаге Биджаго, или Биссагос, у берегов Гвинеи-Бисау.

Некоторые лингвисты предполагают, что биджаго не входит в атлантическую семью, а является остатком тех языков, что были распространены в этом регионе до прихода носителей атлантических языков. В этом случае сходство биджаго с атлантическими языками обусловлено поздней конвергенцие. Другие причисляют биджаго к северной ветви атлантической семьи.

Классификация языков западно-атлантической семьи:

Лингвистический обзор западно-атлантических языков

Фонология западно-атлантических языков

Многие атлантические языки обладают более или менее развитыми системами чередований начальных согласных в зависимости от морфологического и синтаксического контекста. К примеру, в фула первый согласный в слове зависит от именного класса, что можно наблюдать, в частности. при образовании множественного числа.

Морфология западно-атлантических языков

Именные классы западно-атлантических языков

Система именных классов в атлантических языках в целом похожа на системы именных классов, встречающиеся в других нигеро-конголезских языках (в частности, в банту). Предполагается, что банту сохранили пранигеро-конголезское состояние, в котором именной класс маркировался префиксом. В атлантических же языках встречается как префиксальное (темне), так и суффиксальное маркирование именного класса (фула). Джозеф Гринберг показал, что переход от префиксов к суффиксам произошёл с помощью постпозитивных указательных элементов, согласовавшихся по классу: <показатель класса>-имя <показатель класса>-<указательный элемент> ? <класс>-имя-<класс> ? имя-<класс>

(Похожий случай имеется в австралийских языках: Harvey Mark, Ian Green and Rachel Nordlinger. From Prefixes to Suffixes: Typological Change in Northern Australia, 2004 [PDF])

В некоторых атлантических языках, например в серер, помимо префиксального показателя класса существуют энклитики, также согласующиеся с именем по классу. Кроме того, классное согласование охватывает прилагательные и местоимения (личные, относительные и др.).

Система классов во многих языках весьма богата, кроме числовых значений выражаются также оценочные и аугментативно-диминутивные. В ряде языков (к примеру, в группе тенда) наблюдается перестройка системы именных классов, в результате которой рефлексы класса 2 (исходно плюрального класса для личных имен) выступают как плюральный класс для большого числа различных сингулярных классов. Например, в бедик наблюдается широкое использование во множественном числе классных показателей вида "b"V, требующих «сильной» (преназализованной) ступени чередования и восходящих к показателю класса 2. При этом грамматические свойства этих классов отличаются от свойств других классов большим единообразием, что указывает на их инновационный характер.

Библиография по западно-атлантическим языкам

Группа биджаго

Язык биджаго (бидього) — распространён в Гвинее-Бисау.

Северная подгруппа [фульбе-волоф]

К  северным западно-атлантическим языкам относятся такие известные языки, как фульбе и волоф, а также языки баньюн, биафада, биджаго (выделяют в отдельную группу), биса, болама, диола, кобиана-касанга, коньяги, мандьяк, налу, пепел, серер-син, серер-нон.

Народ фульбе отличается от окружающих негроидов более европеоидными чертами. Есть мнение, что они вышли из Древнего Египта. [По моему мнению, они могут быть родственниками древних критян или потомками гарамантов.]

Язык фульбе (фула, фулани)

Диалекты народа фульбе

Язык фульбе (фула, фулани) - наиболее представительный в западно-атлантической группе. На нем говорят кочевые и пастушеские племена на востоке Камеруна и в восточной части озера Чад (Западная Африка). Грамматический строй языка фульбе - агглютинативный номинативный.

Язык распространен на огромной территории и делится на множество диалектов (до 11 диалектных групп). Взаимопонимание между ними возможно, но может быть затруднено для наиболее удаленных говоров. Основные стандартизованные диалекты — пулар и фульфульде — часто рассматриваются как отдельные языки.

Народ фульбе – это этническая группа, распространившаяся на территориях многих стран, в основном, в Западной Африке, но также в Центральной и Северной Африке. Фульбе можно встретить в таких странах, как Мавритания, Гана, Сенегал, Гвинея, Гамбия, Мали, Нигерия, Сьерра-Леоне, Бенин, Буркина-Фасо, Камерун, Кот-д’Ивуар, Нигер, Чад, Того, Центральноафриканская республика, Либерия и даже Судан и Египет. Больше всего их в Гвинее – 40% населения. Численность фулани - видимо, более 20 миллионов человек. Это дисперсно расселенный народ, не имеющий единого центра. Само их название (мн. ч. фул`-бе, ед. ч. – пул-о) означает на их языке «рассеянные, распыленные» (так считали известные французские африканисты А.Гаден и М.Делафосс).

Современные фульбе делятся на кочевников-скотоводов, полукочевников и оседлых. Особенно много оседлых, которые находятся под влиянием земледельческого народа хауса и даже разговаривают на их языке. Оседлые фульбе перемешаны с соседними народами и часто выглядят как «типичные» негры. Они занимаются земледелием, но многие живут в городах и освоили ремесла - кожевенное, ткацкое, гончарное, кузнечное, окраску кож и тканей, деревообработку, резьбу по дереву. Живут в круглых хижинах с глинобитными стенами и конической соломенной крышей, спускающейся почти до земли.

Среди других языков североатлантической группы фула наиболее близок языку серер: в частности, в отличие от близкородственного языка волоф они сохраняют начальные чередования согласных.

Язык фула испытал влияние арабского языка (фульбе в большинстве своем ревностные мусульмане, хотя есть и язычники), а также языков соседних народов (например, мандинка, сусу, родственных волоф и др.). В последнее время усилилось влияние французского и других европейских языков.

Происхождение и родственные связи народа фульбе

Происхождение народа фульбе остаётся неизвестным. По антропологии - это пришлый народ в Западной Африке. Исконное занятие фульбе – кочевое или отгонное скотоводство (разводят коров, овец, коз). А окружающие их негроидные этносы - осёдлые земледельцы. У многих представителей фульбе у фульбе – узкое овальное лицо без прогнатизма, тонкие губы, прямой или слегка изогнутый тонкий нос, большие глаза, длинные волнистые волосы, желтый с красноватым оттенком цвет кожи, стройное сухощавое тело – типичные черты эфиопской расы. Гипотез об этногенезе фульбе множество, и самые серьёзные говорят об их восточно-африканском источнике, хотя аргументация их и не безупречна.

Сами фульбе в своих этногонических легенду помещают свою прародину на «востоке» или «северо-востоке», где фульбе с очень давних времен разводили коров и быков, счастливым обладателем которых стал когда-то их легендарный предок Фу. Легенды подчеркивают также, что фульбе – «белокожие» (или «краснокожие») люди в отличие от чернокожих народов Тропической Африки.

Антропологи считают, что расовый тип фульбе сформировался очень давно. Во всяком случае, некоторые черепа и костяки («возраст» их 4–6 тысяч лет) из неолитических стоянок у южной границы Сахары, как и наскальные «портреты» соответствующего времени, имеют явно «фульбоидные» черты. Французский антрополог Ж.Лески в начале 1950-х годов провела сравнительное биохимическое обследование представителей разных расовых групп. Оно дало очень любопытные результаты. В организме негроидов (волофы, сереры, бамбара) хлора и натрия содержится меньше, а калия и меди больше, чем в организме европеоидов (французы). Разница в содержании этих элементов определяет интенсивность пигментации; количество же соответствующих веществ зависит от функционирования надпочечников. Для нас особо интересен тот факт, что по содержанию указанных элементов фульбе заметно ближе к европеоидам, чем к негроидам. Это можно рассматривать как одно из доказательств их генетической связи с европеоидной расой. Не смотря на значительное культурное и антропологическое отличие полуевропеоидных скотоводов фулани от окружающих негроидных земледельцев, исследования установили довольно тесную связь языка фульбе с языками ряда народов Сенегала (в частности, с языком сереров). Это подтверждает и известный американский компаративист Дж. Гринберг. Исследователь языка фульбе А.Лабурэ полагает, что фульбе «заимствовали» свой нынешний язык у сереров.

Что же касается выводов ученых, которые относят фульбе к эфиопской расе, то они несколько поспешны. Анализ целого ряда антропологических характеристик фульбе и тех народов Эфиопии и соседних с ней областей, с которыми их сопоставляют, показывает немалые различия между ними.

Люди на территории нынешней Сахары жили с древнейших времен: многочисленные находки каменных орудий датируются ранним палеолитом. В эпоху неолита (с VI тыс. до н.э.) почти вся Сахара была заселена. Здесь проживали племена, относившиеся и к европеоидной, и к негроидной, и к эфиопской расам. Находки неолитических стоянок вдали от современных источников воды говорят об относительно влажном климате Сахары еще в IV–III тыс. до н.э. Резкое усиление засушливости наступило в конце II тыс. до н.э.; с тех пор оно быстро прогрессировало. Во времена Геродота Ливия была уже безводной страной. Плиний, Страбон и другие древние авторы писали о Сахаре как о страшной пустыне. Имеющийся материал позволяет предположить, что именно на этой территории скорее всего могли проходить в неолитическое время процессы взаимодействия племен из различных расовых групп, которым способствовали миграции, столь характерные для первобытного общества. Современная антропологическая карта Африки дает нам немало примеров смешанных в расовом отношении этносов. Так, характерные черты эфиопского типа отмечаются у народов нильской зоны, Северной Африки, Сахары и Судана, в основе своей европеоидов или негроидов. Видимо, именно к этой группе смешанных расовых типов можно отнести фульбе, в основе своей европеоидов со значительной эфиопской примесью, приобретших за тысячелетия совместного проживания с негрскими народами некоторые негроидные черты. Здесь, в Сахаре, складывались основы культурного и языкового родства между очень многими народами континента, различные проявления которого, иногда поражающие нас, наблюдаем мы сегодня.

Ухудшение климатических условий в Сахаре привело к значительным изменениям в характере и направлении миграций. И земледельческие, и скотоводческие племена отходили в области, богатые водой: на север – к Средиземному морю, на восток и на юго-восток – к Нилу, на юг – к озеру Чад и к другим водным источникам (ныне не существующим). Но западные регионы Сахары еще долго предоставляли людям вполне приемлемые условия для жизни (нарастание засушливости в неолитическую эпоху шло с востока на запад). Раньше других ушли во влажные области Западной Африки земледельческие негрские племена; скотоводы же еще долго кочевали в сахарских степях и полусаваннах.

По мнению известного французского археолога А.Лота, скотоводы – «предки фульбе» – появляются в Центральной Сахаре в середине IV тыс. до н.э. [время образования древнеегипетских номов]. Среди изображенных на фресках пастухов преобладает эфиопский тип; сцены танцев посреди стад, культ быка напоминают соответствующие обычаи современных пастухов фульбе. Быки в наскальных росписях относятся к тем породам, которые и сегодня можно встретить в стадах фульбе. Лот говорит также о совпадении таких этнографических деталей, как формы лука, жилища (полусферические хижины), покрой одежды (окутывающее платье у женщин, короткая туника у мужчин), даже прически и головные уборы, напоминающие прически и уборы современных женщин фульбе.

Более-менее достоверная история фульбе известна лишь с конца I тыс. н.э. Они кочевали со своими стадами в предгорьях Атласа и в западных областях Сахеля (зона полупустынь и опустыненных саванн). Их передвижение в Южную Мавританию – Сенегал было вызвано, видимо, миграцией к югу арабских и берберских племен, перешедших к верблюдоводству. Именно отсюда началось в последующие столетия их «обратное» движение (с запада на восток), расселение по территории Западного Судана, в разных областях которого постепенно складываются их государства. В XVIII–XIX вв. исламизированные фульбе – один из наиболее активных и могущественных народов этого громадного региона.

Язык волоф

Волоф — язык народа волоф. Один из официальных языков Республики Сенегал. Также распространён в Гамбии и сопредельных странах Западной Африки. Общее число говорящих на волоф около 4,5 млн. человек (оценка 2006). Язык межэтнического общения в Сенегале и Гамбии.

Основные диалекты, различия между которыми невелики: вало, дьолоф, кадьор, баоль, салум, лебу (наиболее отличен от других). Выделяются урбанизированные говоры в Сен-Луи, Дакаре (Сенегал), Банжуле (Гамбия).

Происхождение народа волоф

Существуют интересные гипотезы относительно происхождения народа волоф и его родственных связей с соседними народами, фульбе и серер в особенности. Например, крупный сенегальский ученый Ш.А.Диоп разработал основанную на данных разного порядка концепцию, согласно которой волоф мигрировали в течение длительного времени на свою нынешнюю территорию с самого востока африканского материка, где в далеком прошлом они были одними из создателей цивилизации Древнего Египта (Diop 1960); эта гипотеза имеет немало сторонников, которых удовлетворяет аргументация Ш.А. Диопа, но у нее также много и противников. Все имеющиеся на сегодняшний день гипотезы и точки зрения, однако, нуждаются в существенных уточнениях, в частности, в отношении хронологической периодизации и направленности исторических миграций и других событий, имевших место в жизни народа волоф в прошлом.

Грамматика языка волоф

Грамматический строй характеризуется сочетанием изоляции с агглютинацией. Система классов именных редуцирована (8 классов единственного числа и 2 — множественного числа). Класс в морфологической структуре существительного в современном волоф не маркируется, хотя сохранились следы архаического префикса. Согласование по классу реализуется главным образом в области местоимений. В сфере глагола развит механизм суффиксации, расширяющей основу и привносящей в глагол лексико-синтаксические изменения. В парадигмах спряжения важную роль играют видоизменяющиеся субъектные местоимения. Формируются особые эмфатические парадигмы при условии выделения (фокализации) одной из трёх синтаксических составляющих (подлежащее / глагол / второстепенный член).

Письменность на языке волоф

Письменность на волоф с использованием арабской графики появилась ещё в доколониальную эпоху. К концу XX в. началось активное развитие литературно-письменной формы волоф на основе латинской графики. Расширяются опыты по введению волоф в обучение, создаются учебные пособия, книги для чтения. Волоф используется в средствах массовой информации.

Обзоры о языке волоф

Библиография по языку волоф

Язык баланте

Язык серер

Южная подгруппа [киси-темне]

К  южным западно-атлантическим языкам относятся языки бага, булом, гола, киси, ландума, лимба, темне.

Язык гола

Гола (гула) - народ в Либерии (между реками Сент-Пол и Мано) и в прилегающих районах Сьерра-Леоне. Численность 160 тыс. человек, из них в Либерии 150 тыс. человек. Разделяются на группы: гобла, денг, конгбаа, сене, теге и др. Близки к менде. Говорят на языке гола западно-атлантической группы нигеро-кордофанской семьи.

Имеют самобытный алфавит гола. Большинство гола придерживается традиционных верований.


Главная > Лингвистика > Языки мира:
Конго-кордофанские: Кордофанские и Кафрские (бантоидные): Адамауа-убанги | Атлантические | Бенуе-конго | Вольта-догон | Ква-иджо | Манде | Типы нигеро-кордофанских языков
Оригинальные письменности Африки | Общеафриканский лингвопроект | Негроидная раса | ДНК-популяции | Африка в древности | Современная Африка | Карты мира | Образование
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика