Версия для печати

Системы скорописи и краткописи (графодромия)

Главная > Лингвистика > Письменности > Особые > Скорописи


Разделы страницы:

Для скорописи могут применяться и различные семантографии - условные рисуночные знаки как из разряда международных символов (математические, топографические и пр.), так и искусственные идеографические пазиграфии - например, символическая система Чарльза Блисса (Blisssymbolic).


Системы сокращенной записи (конспективные правила)

Также смотрите Система конспектирования автора сайта (морфемная скоропись).

Национальные системы сокращений

Аббревиатуры, акронимы и сокращённые слова - самые простые и известные системы сокращённой записи текстов.

Правила сокращений в английском языке

Правила сокращений в русском языке

Переводческие скорописи и конспективные краткописи

Переводческая скоропись - это система ускоренной записи речи оратора с помощью различных заранее выработанных переводчиком сокращений, символов и т.д. для облегчения переводчику последующего воспроизведения всего этого на языке перевода. Переводческая скоропись полезна при регулярном последовательном переводе больших пассажей текста, когда нет возможности остановить оратора.

К  этой же группе можно отнести и другие системы краткого письма - например, для записей конспектов лекций студентами.

Литература по переводческой скорописи

Стенография и фразография

Стенография (от греч. στενός «узкое» и γράφειν «письмо» - буквально «узопись») – применение особых упрощенных знаков для быстрой записи человеческой речи. Существуют также названия брахиграфия и тахиграфия (от греч. brachys «короткий» и tachys «быстрый»). Сокращения, а также упрощение в начертании отличают эти системы от чисто алфавитных.

Скорость стенографического письма превосходит скорость обычного в 4-7 раз.

История и виды стенографических систем

Известно, что еще в 4 в. до н.э. историк Ксенофонт использовал скоропись для записи воспоминаний о Сократе.

Автором древнеримской стенографии считается греческий раб Марк Туллий Тирон, который в 63 до н.э. для записи речей своего хозяина оратора Цицерона (106-43 до н.э.) разработал насчитывалось несколько тысяч сокращений (они получили название «тироновых нот»). Система Тирона, основанная на обычной записи, получила широкое распространение в Риме. Среди титулованных особ, которые ею пользовались, были Цезарь и император Тит.

Эта система пережила Римскую империю, просуществовала в Европе более тысячелетия и стала уходить только в средние века, когда начала ассоциироваться с колдовством. В елизаветинские времена об этой «записи» вспомнили; ее пересмотрели и значительно расширили. Хотя сейчас «тиронова запись» забыта, сохранился один ее значок &, называемый «тироновым знаком» или более часто – амперсандом. Еще одно из изобретений Тирона – титло – продержалось в кириллице до 18 в.

Известна и другая скоропись в античном Риме (на восковых табличках), а также в средневековье, когда для ряда сочетаний знаков использовали особые "сжатые" обозначения.

В настоящее время стенографические системы делятся по типу на морфологические и фонетические, а также еще на две графические группы – геометрические и курсивные ("нотные" алфавитоидные) системы.

Т.н. "геометрические скорописные системы" берут за основу круг, эллипс или их части, а прямые линии размещены строго горизонтально, вертикально или по диагонали. Первые современные системы сокращения были геометрическими - это системы Питмана, Бойда, Тейлора, Прево-Делоне, Дюплюайе, Грегга. Геометрический принцип подходит для односложных слов и аналитических конструкций, поэтому он распространен в основном в Англии и Франции.

Курсивный принцип разработан в Германии, в который гласные обозначают подъемом или опусканием графем для согласных. Этого приема придерживается большинство стран Европы, включая и Россию (модификация Соколова), где государственные языки имеют флективный строй.

Алфавитными [алфавитоидными] были системы Грегга и Дюплюайе; смешанными (позиционными) алфавитами – немецкие система Арендса и Габельсбергера (с частичным игнорированием гласных, например, пропуск "а" внутри слова), шведская Мелина; консонантнымиТейлора и Питтмана, Teeline Shorthand (разработана в 1968 Джеймсом Хиллом и принята Национальным советом по подготовке журналистов Великобритании); буквенно-слоговымиБойда, Реймиллера.

Система Грегга основана на частях эллипса, крестообразно перечеркнутого двумя наклонными линиями, скоропись Питтмана – на прямых линиях и четвертушках окружности, повернутых на различные углы. Дюплюайе использовал вертикальные и горизонтальные линии разного размера.

Достаточно редкое явление слоговая («антислоговая») стенография, изобретенная англичанином Р. Бойдом (Boyd) в 1903. В ней гласные обозначаются угловыми и петлеобразными знаками, а следующие за ними согласные – ориентацией этих знаков в пространстве. Здесь задействован принцип поворотной симметрии (знаки поворачиваются на 45°): af – Г, ad – L.

Это, действительно, не слоговой, а антислоговой принцип, т.к. за основу брались гласные, а согласные были позиционно-векторными вариантами знаков для групп согласных. Настоящий "векторно-слоговой" принцип используется, например, в разработанных миссионером Эвансом слоговом письме для эскимосов и идейцев кри.

В 1588 г. Елизавета I выдала патент доктору Тимоти Брайту на «более короткий вид записи букв в целях облегчения обучения». В том же году Брайт опубликовал свою систему скорописи под названием «Стенография: искусство более короткой, быстрой и секретной записи букв». Она использовала комбинацию прямых линий, кругов и полуокружностей для записи групп слов. Брайт утверждал, что его систему можно освоить за два месяца; позднее критики утверждали, что это сделать так же трудно, как выучить иностранный язык.

Первая алфавитная стенографическая система на геометрической основе появилась в Англии в 1602 году с книгой «Искусство стенографии» Джона Уиллиса. За этой системой последовали другие орфографические системы, среди них – тахиграфический алфавит Т. Шелтона (Thomas Shelton 1600-50), который использовали популярный мемуарист С. Пепис, И. Ньютон и Т. Джеферсон.

Англичанин Дж. Рич стал первым, кто записал «Новый завет» и «Псалмы» стенографически [в какой системе?].

В 18 в. появилось много новых систем; среди них – система Томаса Гурни, репортера суда в Оулд-Бейли. Молодой Чарльз Диккенс использовал систему Гурни, когда в начале 1830-х работал парламентским репортером «Морнинг кроникл».

Английские стенографии

Стенография Джона Грегга

Джон Роберт Грегг (John Robert Gregg, 1867-1948, Ирландия, Shantonagh) овладел системой скорописи Тейлора еще в детстве - к 10 годам. Затем он отверг геометрические формы записи И. Питмана и создал более округлые.

Система Грегга основана на частях эллипса, крестообразно перечеркнутого двумя наклонными линиями. Результатом стала система простых геометрических линий разной длины и высоты. Важное значение имеет направление начертания алфавитных знаков: прямое слева направо, наклоное снизу вверх (вправо) и обратное сверху вниз (вправо и влево). Эта стенография была опубликована в «Фонографии легкой линией» (1888 г.). Скоропись Грегга примечательна максимально возможной экономностью алфавита: консонантные знаки состоят всего из одного штриха, а знаки для гласных представляют собой петли и крюки с диакритикой.

Поскольку система стенографии была фонетической, система Грегга могла быть легко адаптирована любым языком и в настоящее время является второй по распространенности в мире. (взято с сайта Ивана Карасёва)

Стенография QuickScript

Стенография для английского языка QuickScript

Стенография Shorthand

Русские стенографии

В России первая попытка составления стенографии принадлежит Генри (1792), но она осталась незамеченной; затем были изданы 1) «Графодромия, или искусство скорописи, соч. Г. Астье, переделанное и примененное к русскому языку бароном Модестом Корфом» (СПб.,1820); 2) «Стенография, или искусство писать так же скоро, как говорят, на русском и французском языках» (М., 1844); 3) «Стенографическая азбука, или руководство к изучению искусства так же скоро писать, как и говорить, по методе, основанной на изображении букв точками или чертежами. Изданная С.П.К.» (М., 1848); 4) M. Иванин, «О стенографии, или искусстве скорописи в применении ее к русскому языку» (СПб., 1858). Все эти руководства составлены по геометрическим системам и заимствованы преимущественно у французов.

В 1860 впервые в России стенография (по системе Иванина) была использована в Петербургском университете для записи диспута о происхождении Руси между академиком М. Погодиным и профессором Н. Костомаровым. Лекции Д. Менделеева также стенографировались, и стенограммы послужили ему материалом для его знаменитого труда «Основы химии». Книга Н. Горчакова «Режиссерские уроки К.С. Станиславского», которая охватывает почти всю деятельность Станиславского в театре, создана Горчаковым на основе стенографических записей. Знаменитая книга отца русской авиации Н. Жуковского «Теоретические основы воздухоплавания» создавалась тоже при помощи стенографии. К столетнему юбилею великого русского физиолога Ивана Петровича Павлова в 1949 г. Академия наук СССР выпустила в свет стенограммы знаменитых «Павловских сред». Услугами стенографов пользовались Л. Толстой и Ф. Достоевский. В 1909 Н. Ершов издал труд «Обзор русских стенографических систем».

Геометрические системы со временем уступили место немецким курсивным системам. Способы П. Ольхина («Руководство к русской стенографии по началам Габельсбергера», СПб., 1866), а также И. Паульсона и Я. Мессера («Русская краткопись, или стенография по началам Штольце», СПб., 1864) в то время признавались в Российской империи наиболее практичными. Именно ученицу Ольхина нанял Достоявский.

В 1874 М. Терне, преподаватель стенографии по системе Штольце-Шрея изобрел т.н. правило нотной записи (стало возможно писать без буквенных вокализмов, за счет подъема и опускания графемы).

В 1891 г. киевским лекарем В. Каминским была выполнена адаптация к русскому языку скорописной системы Роллера.

В 1913 Е. Патканова издала «Курс практической стенографии» (для записи на разных языках), содержащий оптимизированный, предельно лаконичный алфавит.

После Октябрьской революции 1917 появились новые стенографические системы: М. Лапекина (1920), Н. Фадеева (1922), Н. Соколова (1924) и др. В 20-е гг. стенография преподавалась по разным системам, что тормозило развитие стенографического образования. На основе теоретического и практического сравнения 7 лучших систем, произведенного Наркомпросом РСФСР в 1933, ВЦИК РСФСР принял постановление о введении в РСФСР Государственной единой системы стенографии (ГЕСС), в основу которой положена система Н. Соколова. В дальнейшем эта система подвергалась частичному усовершенствованию, а также были предложены альтернативные стенографические системы, например: система О. Акопяна, система О. Александровой (фоностенография), система В. Герасимова и др.

В 1968 появилась работа О. Александровой «Фоностенография» (Слуховая скоропись), объединившая принцип Терне, алфавит Паткановой, алфавит сдвоенных слитных. Авторский вклад Александровой – разработка второго алфавита (слитных знаков) и правила образования более мощных (строенных и т.д.) слитных, что привело к созданию фразграфии.

Реймиллер сделала попытку превратить нотную запись принятой в СССР стенографии в слоговую систему.

В 1965 преподаватель стенографии Ростовского университета О. Акопьян («Учебник стенографии. Массовое и профессиональное письмо») предложил стенографический алфавит, приближенный к кириллице.

Стенография Грегга для руского языка

Стенография Грегга для руского языка

Стенографическая система Грегга была адаптирована к русскому языку. Например, в немецкой книге по стенографии (Christian Johnen's, Allgemeine Geschichte der Kurzschrift, 4th edition, 1940) упоминается некто Akopjan [Акопян], который адаптировал Грегга для русского языка в 1933 г. [не тот ли, который в 65-м предложил кириллический стеноалфавит?] Некоторые источники упоминают, вероятно, еще одну такую адаптацию - Frederick G. Fox и Louis List (Stenografia Gregga), которая была опубликована в 1935 г.

Альтернативные и любительские русские стенографии

Скорописные шрифты (курсивы)

Что интересно, рукописные (и, далее, скорописные) варианты знаков часто становились стандартными. Нередко новые виды письменности для новых языков возникали из скорописных вариантов других языков. Так, скорее всего, появились армянский и грузинский алфавиты. Семитские консонантные алфавиты также часто видоизменялись до неузнаваемости, а многие знаки становились похожи друг на друга, в связи с чем их отличали разными точками и черточками - так появилось арабское письмо. Кроме того, некоторые виды письменности изначально разрабатывались как скоростные рукописные системы - наверное, к ним можно отнести глаголицу.


Главная > Лингвистика > Письменности

Особые: Письменности для слепых | Скорописи | Кнопочнные стенографии | Тайнописи

Языки мира | Страны и города | История народов

На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика