Версия для печати

Эволюция пальмирского алфавита

Главная > Лингвистика > Письменности > Алфавиты > Потомки арамейского > Пальмирский

Пальмирская надпись

Одновременно с квадратным письмом евреев из арамейского алфавита выделилась еще одна ветвь, названная пальмирским алфавитом. Из него появилось и быстро распространилось по всей Сирии скорописное письмо эстрангело. Лишь в самом городе Пальмира (Тадмор - "город пальм"), изолированном от остальной Сирии обширной пустыней, пальмирское письмо осталось в стороне от всяких изменений и очень долго сохраняло свою прежнюю форму.

Пальмирские надписи замечательны тем, что все они датированы. Древнейшая из них относится к 9-му году до Р.Х., позднейшая - к 271-му году от Р.Х.

Разделы страницы о пальмирском алфавите и его потомках:

  • Пальмирский алфавит
  • Манихейское письмо (близко декоративному пальмирскому)

Возможно, к пальмирскому алфавиту восходит сирийский (со своими многочисленными потомками).


Пальмирский алфавит

Пальмирский алфавит Пальмирская вязь

Пальмирское письмо – консонантный алфавит семитского типа, ответвление арамейского (и вероятный предок сирийских письменностей). Во многом аналогично стилизованному курсиву квадратного еврейского письма. Направление алфавита левостороннее.

Пальмирские надписи находят далеко за пределом обитания арамейских племен - в Констанце (Томе) на Черном море, в Венгрии, Италии, Англии и в районе Мерва в Туркменистане. Есть предположение, что именно пальмирская скоропись повлияла на становление индийских письменностей кхароштхи и малабарского ваттелуту.

Манихейское письмо (близко декоративному пальмирскому)

В III столетии нашей эры в семитской культурной среде возникло учение Мани, сына Патика (парфянина), который творчески синтезировал и переработал достижения научной и художественной мысли народов Ближнего Востока, Средней Азии, Греции, Рима, Индии и Ирана. Мани увлёкся идеей создания единого религиозного учения на основе зороастризма, буддизма, иудаизма и гностического христианства. Секта манихеев была около 300 г. н. э., но впоследствии была изгнана из Персии и нашла прибежище отчасти в Египте, отчасти в Восточном Туркестане.

В основе манихейства – радикально дуалистическое учение об извечном противоборстве Добра (духа, света) и Зла (плоти, тьмы). Необычным для других религий здесь является взгляд на Зло, которое толкуется как самодостаточная и равная Добру сущность (тьма – это не угасание света, а его антитеза). Зло – это отражение человеческого страха перед божественным всемогуществом; это нежелание и неумение человека познать Бога до конца. Весь мир поделен между Добром и Злом, как соотношение 3:1. Дерево Жизни простирает свои ветви над Севером, Востоком и Западом. Лишь на Юге растет зловещее Дерево Смерти (как у А. Пушкина «Анчар»). В манихействе весь мир есть смешение Добра и Зла. Отделить одно от другого – задача человечества.

Мани одним из первых попытался создать глобальную религиозную систему, которая вбирала в себя наиболее существенные элементы других вероучений. Манихейство построено на основе теософического синкретизма. Кроме себя Мани называет трех пророков: Будду, который пришел с Востока, Христа, объявившегося на Западе и Заратустру, проповедовавшего в Иране. Китайские источники упоминают также Лао-цзы. Из зороастризма была взята черно-белая двучастность божественных сил, строение мирозданья и эсхатологическая идея. Из буддизма – переселение душ и кармический закон, а из христианства – учение о параклете («утешителе») и образ Иисуса.

Обнаружение и происхождение манихейского письма

Манихейский алфавит

В  Восточном Туркестане найдены манихейские рукописи на среднеиранских и восточнотюркских языках, выполненные различными алфавитами манихейского происхождения. Один из них и называется собственно манихейским письмом. Манихейское письмо — система консонантного письма (абджад), происходящая из семитской семьи письменных систем и связанная с распространением манихейской религии из Юго-Западной в Центральную Азию и за ее пределы, начиная с III века. Оно обнаружено также на магических глиняных чашах из Ниппура в Вавилонии, что проливает свет на происхождение этого письма.

Манихейские источники говорят о том, что Мани сам написал 7 книг о своём учении, что отличает его от многих других пророков. К сожалению, от этих семи книг в лучшем случае осталось несколько фрагментов и цитат (Литвинский, Смагина, 1982, с. 518). Более того, Мани для них сам создал специальное письмо на основе сирийского эстрангело и мандейского письма [из линейки Несторианских сирийских], которое [?] использовалось вплоть до IX века. Письмо и язык трудов Мани были арамейскими, точнее говоря, восточно-арамейскими, и были близко родственны эдесскому сирийскому - литературному языку, разработанному в Эдессе. В то время восточно-арамейский мграл роль языка международных отношений. Мани выбрал его языком своих проповедей, потому что его учение претендовало на всеобщность. Письмо, которое Мани изобрел сам и использовал, и которое употреблялось в восточных церковных провинциях вплоть до Туркестана, является типом алфавита, близким шрифту, выработанному в Эдессе. Однако манихейское письмо еще более сходно с мандейским шрифтом [производным несторианского - потомка сирийского] в его древнейшем варианте - еще один знак тесных исторических связей между религией Мани и мандейской баптистской религией. Примечательно то, что Мани не использовал два типа арамейского алфавита, употреблявшиеся в канцеляриях парфянских и сасанидских царей (соответственно, персидских князей) и на их монетах. Но так как Мани перенял и переработал применительно к своим целям определенную систему письма, следует предположить, что этот алфавит был общеупотребителен именно на его родине в южной Вавилонии и потому показался ему наиболее удобным для распространения его откровений. (Источник - Виденгрен Гео, "Мани и манихейство")

Манихейское письмо является сиблингом (имеет общую предковую форму) по отношению к ранним формам пехлевийского письма. Обе системы развились из имперского арамейского письма, которым Ахеменидская администрация записывала свой особый официальный диалект арамейского языка. В отличие от пехлевийского, манихейское письмо обнаруживает влияние согдийского письма [а иногда пишут наоборот - что 2 вида согдийского письма произошли из манихейского], которое, в свою очередь, происходит из сирийской ветви арамейского письма. Данное письмо используется для записи среднеперсидского языка.

Происхождение манихейского письма до сих пор неясно. Противники манихейства считали, что это была тайнопись, придуманная самим Мани. Это явно неверно. Возможно, манихейское письмо произошло от местной разновидности арамейской скорописи, сходной с пальмирской и с письменностью, являющейся предком эстрангелы [которая от сирийского]. Следует также учесть, что Мани был выдающимся художником и, несомненно, сам способствовал усовершенствованию манихейского алфавита.

Палеографы П. Коковцов в 1909 г. и Дж. Э. Монтгомери 1913 г. усмотрели связь манихейского письма с пальмирской скорописью. М. Лидзбарский тоже показал, что манихейское письмо восходит к арамейскому курсивному письму, родственному декоративному пальмирскому. Другими производными арамейского письма в Центральной Азии были многочисленными потомки сирийского алфавита.

Общая характеристика манихейской письменности

Буквы манихейского консонантного алфавита

Манихейской письменность названа так потому, что манихейские тексты приписывают создание этой письменности самому Мани - пророку манихеев и основателю их религии. Это консонантное левостороннее письмо семитского типа, разновидность сирийского (или арамейского). Обслуживало с 3 в. некоторые иранские, семитские и тюркские языки, на которых были записаны религиозные произведения манихеев. Знаки манихейского письма могли иметь полифонный характер: 'а = а,а; y = i; w = v,u; (w + у)= ö, ü.

Графемы манихейского алфавита имели названия, соответствовавшие большей частью семитской традиции [и производные от них]: aleφ; beth, βeth; gimel, γimel; daleθ, he, waw; zayin, žayin, jayin, jhayin; heθ, teθ, yoδ; kaφ, xaφ, khaφ, lameδ, δameδ, θameδ; mem, nun, samekh; ayin, aayin; pe, fe, saδe; qoφ, χoφ, qhoφ; reš; šin, ššin; taw.

Письмо полностью обозначает гласные [греческий внутренний характер при арамейской форме]: ' - a/ умл. a, j - i, w - u, wj - умлаутированные o/u [только в тюркских или изначально в Вавилоне?]. (Источник - Иоганнес Фридрих. "История письма")

Письмо содержало две лигатуры (čy, čn), 3 диакритических и 8 пунктуационных знаков разной величины (как в арабском и монгольском существовал прием – kashida – вытягивать горизонтальную нижнюю черту для выравнивания длины слов на письменном пространстве).

Система пунктуации разработана достаточно четко, и знаки пунктуации соответствовали современным точкам, запятым, знакам начала абзацев, началу и концу заголовков и некоторым другим. Знаки пунктуации (звездочка, цветок-флуерон и т.д.) часто выделялись на письме красной краской.


Главная > Лингвистика > Письменности

Западносемитские алфавиты: Арабские | Еврейские | Пальмирский | Сирийские

Порталы о письменностях | Реестр письменностей | Дешифровка текстов | Книги по исследованию письма

Языки мира | Страны и города | История народов

На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика