Мифы и боги Древних Пиренеев на сайте Игоря Гаршина. Иберийская мифология

Иберско-пиренейская мифология

Мифы и боги Древних Пиренеев
Главная > Общество > Мифология > Древнепиренейская

Разделы страницы о мифах и богах Древней Иберии (иберов, тартесцев, аквитанцев) и их потомков - басков:


Баскская мифология

Баскская богиня Мари

Пиренеи испещрены священными местами: пещерами, источниками, колодцами, долинами и вершинами гор. Горы и долины были, как думали, жилищем божеств и сверхъестественных существ, и эта земля имела прекрасные ландшафты и зеленые долины, скрытые от смертных. Наиболее известные из всех этих мест, вероятно, равнина Акеларре (Akelarre) в области Наварра. Название происходит от слов "aker" (козел) и "larre" (пастбище). В течение многих лет, это место было связано с колдовством, оно было выбрано, вероятно, как место, где проводились древние ритуалы и приносились жертвы.

Из-за многочисленных гор, которые характерны для баскского пейзажа, римляне, а позднее арабы, испанцы и французы были не способны осуществлять контроль над всем регионом. Римляне заняли только часть баскских земель и наложили на них Римский закон, но они не смогли поработить весь баскский народ. Представляется, что Баски ассимилировали в собственную культуру лишь немного иностранных слов и обычаев. Они были последними из всех западноевропейцев, обращенных в христианство.

Церковь уничтожила любую информацию, связанную с языческой религией Басков, и даже отрицала существование таких ритуалов. Однако греческий географ Страбон сообщает, что принесение в жертву козлов было основным ритуалом в религиозных верованиях Ouaskonous.

Появление Kixmi (приход Христианства)

Продвижение христианства на земле, занятой басками было очень медленным процессом. В IX-м столетии нашей эры, в большинстве областей страны фактически было еще много язычников. Язычники стали главными героями многих легенд, причем само слово "язычник" часто является синонимом гигантского дикого человека, имеющего исключительную силу и живущего скрытно в горах, далеко от местных общин. Однако присутствие групп обращенных в христианство людей в определенных местностях уже с IV-ого столетия нашей эры свидетельствует о том, что христианская религия начала распространяться в этих краях уже с начала христианской эры.

Мифология и народные предания будут глубоко затронуты новой религией. Чтобы проиллюстрировать это, достаточно упомянуть легенду о "таинственном облаке". Однажды, около Атау в небе появилось светящееся облако, прибывшее с Востока. "Язычники" были испуганы. Они спросили старика, что бы означало это предзнаменование, и он ответил: "Kixmi (Христос) прибыл. Это конец нашей эры, бросьте меня в пропасть". Приказ старца был исполнен и затем, остальные "язычники", сопровождаемые облаком, попытались скрыться под большим камнем: однако это убежище стало для них могилой.

Следы этого потерянного мира можно найти в предыстории баскского народа, если упорядочить их хронологически, эти следы могли бы предложить идею некоторых наиболее уместных характерных особенностей баскских первоначальных религиозных верований. Многое, однако, может быть восстановлено, если проанализировать этнографические данные, обряды и местный фольклор басков.

Языческие воззрения древних басков

Появление христианства сопровождалось разрушением ритуалов и магических искусств, которые были общими для всех долин Эускаль Эррии. К счастью у басков сильны устные традиции, которые соблюдаются по праздникам даже сегодня с песнями и соревнованиями среди рассказчиков. Есть еще собрание древних мифов и легенд, хотя многие из них никогда не переводились с эускара. Согласно Баскам есть двойственность существ и миров: на одной стороне естественный мир (berezko), на другом - сверхъестественный (aideko); чтобы работать в первом, каждый должен использовать естественные инструменты, а во второй каждый входит через волшебство. Магических средств много, но они все основаны на ADUR, или магической силе, связывающей вещи с их образом. Проклятия или birao передаются благодаря adur, человеку или вещи, которая сигнализирует: символическое действие к изображению испускает свой adur, который работает на расстоянии. Имена - это звуковое изображение вещей. Согласно народной баскской поговорке все, что имеет имя, существует - "Izena duen gutzia omen da". [похоже на африканское шаманство вуду]

В традиционных рассказах говорится, что лицо земли безгранично во всех направлениях и тот, кто попытается изучить ее границы, обречен на неудачу. Земля содержит сокровища, скрытые в пещерах и горах, которые часто не могут быть найдены, потому что нет никаких точных признаков, чтобы обнаружить их, а также из-за грозных сверхъестественных существ, внушающих ужас искателям сокровищ, и заставляющих их прекращать поиски. Недра земли - обычное жилище духов, божеств и мифических существ, некоторые из которых принимают облик быков, лошадей, козлов и других животных.

Баскский Пантеон

Мифология басков весьма разнообразна, их верования всегда отличались в зависимости от области проживания. Но есть и общие божества, которым поклонялись не только на материковой части страны, но и в ее прибрежных районах. Главные баскские боги: Ortzi или Eguzki - богиня солнца, Ilargia или Illargui - лунная богиня, Mari - земная богиня и Sugaar - бог и земли и неба.

Ortzi, также называемый Ost или Eguzki, является богом солнца, неба и грома и часто его сравнивают с Юпитером, Зевсом или Тором. Ortzi и его западный эквивалент Osti - первые элементы в дюжине слов подобных словам - "гром", "рассвет" и т.п. Например, таких, как - "радуга" Ortzadar (adar - означает рожок) или "дневной свет" - Orzargi (argi - свет).

В детском языке есть упоминание о женском существе - потомке Земли (Lur). Согласно старому мышлению, солнце рождается от Земли и возвращается обратно к ней. Баски верили, что солнечный свет не нравится ведьмам или определенными категориями ламий, как в рассказе о ламии, чей золотой гребень был украден пастухом. Она уже собиралась забрать его обратно, когда луч восходящего солнца коснулся своим светом человеческой одежды… "Благодари солнце", сказала она и вернулась в свою пещеру. Символы солнца - круги, свастики, цветы чертополоха, очень распространенные мотивы в баскском народном погребальном искусстве. Дольмены, ориентированные с востока на запад является доказательством культа солнца. К сожалению, осталось слишком мало знаний о древних богах и мифах, чтобы иметь представление о том, как им поклонялись и какие ритуалы проводили.

Лунная богиня Иларгия или Illargui предстает во многих мифах и легендах. Поскольку баски являются земледельцами и рыбаками, их жизнь тесно связана с лунным циклом. Луна также является хранителем смерти, сопровождает людей на пути к загробной жизни. Иларгия регулирует мир секретного знания, предсказания и магии. Illargui подобно солнцу, имеет женский род; когда она появляется над восточными горами, спрашивают: "Illargui amandrea, zeruan ze iberri?" (Мать-луна, какие новости ты принесла нам?). Пятница является священной по отношению к ней, так же, как четверг является священным по отношению к небу. Согласно старой вере, луна - свет мертвых, и умирать с вощащей луной считается хорошим предзнаменованием для загробной жизни. Солнце и луна - дети Земли, куда они оба возвращаются после их пробега в небе.

В баскском пантеоне деление богов на положительных и отрицательных весьма условно. Однако есть абсолютно добрые боги и полубожественные существа. Самыми важными добрыми богами являются Йайн Гойкоа – верховный бог, сотворивший 3 основы жизни: Эгиа – мир духов, Экхиа – Солнце и Бегиа – свет тела, и его жена Бенсосиа – баскская богиня-мать. Женским положительным началом, связанным с плодородием, считается богиня Лур. Ее мужским “аналогом” является бог дождя Эури, его считают подателем жизни, дающим новую жизнь человеку и заставляющим созревать урожай.

Отрицательными духами традиционно считаются Ааче – злой дух в облике быка, Бегиско – абсолютная сила зла [славянский Вий?], излучаемая Бетадур – силой взгляда. Еще один злой дух – Ингума [созвучно инкубу] – господин снов, который насылал на людей кошмары и досаждал спящим. Есть Майде – злой дух, проникающий в дома через дымоход и разрушающий обители, единственной защитой от него служил постоянно поддерживаемый в камине огонь. Вселяли в человека тревогу и нагоняли депрессию злые духи гайштоак. Злыми духами почитались божество ночи Гауэко, предостерегающее человека от ночных странствий, Иелчу, Ингума, Соргин (sorginak — ведьмы). Бейгорри — духи превращающиеся в животных, и многие другие.

Еще один могущественный бог, которого хоть и не воспринимали как злую силу, но очень боялись – бог знаний Эцай, который передавал знания людям в своей пещере. За это он оставлял одного из учеников у себя в услужении навсегда.

Потусторонние божества и духи

Подземная владычица Мари

Мифический мир басков населен сверхъестественными существами и божествами, которые принимают форму животных или получеловеческих существ, обитающих в пещерах. Среди них один особенно важна Mari - антропоморфическая богиня, одно из самых древних подземных женских божеств. Мари имеет мужа Maju, который также появляется как змея или Sugaar. Очевидно, они живут отдельно. Мари находится на земле, а Maju/Sugaar в море. Когда Maju и Мари встречаются, они вызывают сильные шторма, дожди с градом, громом и молнией. Легенда XVI-ого столетия говорит, что Мари является основательницей Дома Лордов Бискайи. "Леди" или "Дама", как Мари часто называют, живет глубоко под землей, в гротах и пропастях, связанных друг с другом подземными ходами. Обличия Мари, разнообразны: в подземельях она принимает зооморфные формы, на поверхности предстает, как очень красивая, прекрасно одетая леди, которая расчесывает свои волосы золотой гребенкой, иногда она передвигается по небу в колеснице, запряженной лошадями или окруженная огнями. Мари иногда пересекает небо на своей колеснице, запряженной четырьмя белыми лошадями, или едет на белом баране. Она также может являться в виде пылающего дерева, белого облака, радуги, порыва ветра, птицы или огненного серпа, перемещающегося от одной горы к другой. Подобно Персефоне она была похищена быком. Богиня возглавляет всех мифических подземных существ. Иногда она находится в своем жилище не одна, а в окружении волшебных животных или молодых девушек.

Ведьмы и ламии в верованиях басков

Многие из признаков подземной владычицы характерны для ведьм. Легенда рассказывает, что однажды Мари дала кусочек древесного угля одной из ее пленниц, Каталине. Уголь стал чистым золотом. Богиня часто изменяет места своего жительства и в каждом из этих мест обретает особенный характер, как если бы она была не одной и той же, а множеством сестер богинь. Пещеры, где они живут, часто являются местом ночных собраний ведьм - акеларре. Подобно Мари, ведьмы имеют власть над природными явлениями. Путь ведьм называют - Sorgin. Существуют ли ведьмы? Согласно народной поговорке, "Нельзя сказать, что они существуют, но нельзя сказать, что они не существуют". Сами ведьмы подтверждают свое существование, так ответив женщинам-ткачихам из Элдауайен: "Нет, мы не существуем, да мы действительно существуем, мы четырнадцать тысячи здесь". Во многих народных рассказах есть упоминание о похищении людей, которые не верили в них.

Есть ведьмы-сверхъестественные существа, не имеющие человеческой природы и люди, ставшие ведьмами. Первые принадлежат кортежу Мари. Они выполняют многие из ее задач, строят мосты и дольмены. Мужчины также могут принадлежать ко второй категории ведьм, но чаще это женщины с плохим характером, чье вмешательство приносит смерть или немощь. Ведьмы нередко превращаются в котов, иногда в собак или баранов, и очень часто передвигаются из одного места в другое, смазывая себя мазью и произнося фразу, которая гласит: "Sasi guztien ganeti eta odei guztien aizpiti" (над всеми шипами и через все тучи).

Ламии или Laminak представляют особую важность. Это сверхъестественные человекообразные существа, имеющие ноги цыпленка, утки или козла. В прибрежных областях они - женщины, нижняя часть тела которых имеет форму рыбы. Ламии могут быть обоего пола, но чаще это все же женские существа. Некоторые легенды описывают их как маленьких людей, живущих под землей [гномы]. Их жилищами являются пещеры, но они могут также обитать вблизи луж и речных омутов. Их привычным делом является вертеть веретено и прялку, строить мосты, дольмены и здания. Ламии часто появляются с золотой гребенкой, они охотно принимают предложения, оставленные мужчинами на наружном подоконнике зданий; они влюбляются и любимы человеческими существами. Если люди случайно входят в их жилище, они любезно приветствуют гостей, пока те ненавязчивы. В противном случае ламии насильно уводят их. Двуличность их природы очевидна. Они могут быть и милосердными, и недоброжелательными. Они становятся чрезвычайно сильными с теми, кого выдворяют, могут выпить кровь и съесть плоть своих жертв. Цикл ламий имеет много связей с ведьмами и сверхъестественными существами.

Другие потусторонние силы в мифах басков

Кроме подземных злорадных существ есть и полезные (familiarrak), а также некоторые водные, сельские, ночные, те, кто летает и т.п.

Есть и другие божества, духи, полубожественные создания, такие как Intxitxu - невидимый дух, строящий кромлехи, мистические каменные круги в горах, которые окружают Оиарцун, или Irelu - подземный дух, похищающий тех, кто нарушает его владения. Его таинственные следы могут быть замечены около пещер Армонтаиц и Малькорбуру. Если подняться на гору по имени Убеди, можно услышать его пение, смешанное со звуком ветра.

Около пещер Бальсола и Монтекристо живет Erensuge, ужасная змея, которая привлекает людей дыханием только, чтобы пожрать их. Около пещер Сантимаминье, Сагастигорри и Коваирадеа, встречается полностью красная корова, теленок или бык со свирепыми глазами. Это - Beigorri, опекун многих местожительств Мари. Это животное изображено на многих картинах, найденных в пещерах этого региона.

В области Альбистур и Сегама можно быть напуганным эхом странных стенаний и неожиданным появлением убегающей прочь овцы. Это - Басахаун, который объявляет о своем присутствии и предупреждает пастухов, что надвигается ураган. Basajaun - Бог Леса [аналог славянского Велеса], который находится между миром богов и человека. Он полубог - сильный, волосатый, обладающий признаками животных. Басахаун следит за лесами и всеми дикими существами. Он - сельский бог, бог леса или Дикий Бог. Как полагают, он является защитником овечьих стад. Когда надвигается ураган, Басахаун предупреждает пастухов; он также препятствует приближению волков к овечьим стадам. Дикий Бог первый, кто начал обрабатывать землю. Люди получили это право, когда человек выиграл пари у Басахауна. Он украл семена, которые Басахаун сеял, и возвратился к людям, чтобы научить их, как надо производить пищу.

"Etxe" - культ дома

Баски привязаны к культу дома, etxe. Дом не только место происхождения, но и храм, и кладбище, символ и центр общего пребывания живых и мертвых членов семьи. "Etxekandere" или леди дома - главная жрица внутренних культов, и она выполняет некоторые ритуалы, неотъемлемо связанные со смертью и обучением живых людей. Эти традиции свидетельствуют о большом уважении, которое баски придают женским ролям, настолько большое, что согласно фуэрос выбор наследника падает на первого новорожденного, независимо от того, девочка это или мальчик, вопреки феодальным законам, которые давали эту прерогативу только потомкам мужского пола.

До появления христианства дом использовался как семейное место погребения [как в Сирии и Прибалтике]. Среди верований, которые являются частью религиозных ритуалов, имеется запрет трижды обходить дом. Баскский дом считали неприкосновенным настолько, что он обеспечивал право убежища и неделимости, потому он должен был завещаться членам данной семьи как целый и неделимый. В домашних культах к душам мертвых обращались с молитвами. Они имеют особое значение в баскской культуре. Согласно широко распространенной вере души мертвых появляются в виде света, огней или порывов ветра, иногда как тени. Ночью они часто возвращаются в свой дом через подземные проходы.


Главная
Мифы : австралийские | азиатско-сибирские | американские | африканские | древневосточные | индоевропейские кавказские | (в т.ч. славянские) | океанийские | сюжеты | география мифов, а также библиографию, веб-энциклопедии и авторские статьи (например, Родина Ахилла - Тамань и Пенайские банки - сооружение древних) )
Религии | Астрология | ностратическая мифология
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 29.09.2022
Яндекс.Метрика