Версия для печати

Полинезийский праязык и происхождение полинезийцев

Главная > Лингвистика > Языки > Австрало-азиатские > Аустрические > Австронезийские > Океанийские > Полинезийские > Праполинезийский

Полинезийские словари: Праполинезийский | Маори | Рапануи | Самоа | Таити | Тонга

Большая часть полинезийских языков распространена в пределах "полинезийского треугольника", вершины которого образуют Гавайские острова на севере, Новая Зеландия на юге и остров Пасхи на востоке. Остальные полинезийские языки - нукуоро, луангиуа, мунггава, пилени, тикопиа, маэ и другие - распространены на ряде мелких островов в Меланезии и Микронезии и составляют так называемую внешнюю Полинезию (Outliers).

Распад праполинезийского языка ориентировочно датируется первой половиной I тысячелетия н.э.

На этой странице:


Происхождение и миграции полинезийцев

Полинезийцы, так же как и микронезийцы являются потомками древних носителей керамической культуры лапита, существовавшей во второй половине I тысячелетия до н.э. на обширной территории.

Запад Полинезии был заселен (в основном, через Меланезию) намного раньше ее восточной части (еще до нашей эры), поэтому жители Тонга и Самоа почти не сохранили легенд о заселении своих островов.

В  Восточной же Полинезии широко распространены мифы об открытии далеких островов и плаваниях великих предков. На островах Самоа и Тонга сформировалась полинезийская общность в ее современном понимании. Оттуда полинезийцы двинулись на восток и на рубеже нашей эры заселили Маркизские острова, которые надолго стали базой их дальнейшего продвижения. Отсюда, как показывают археологические данные сначала были заселены острова Пасхи и Таити (3—5 века н.э.), затем острова Мангарева и Гавайские (7—8 века), позднее — острова Кука и Новая Зеландия (10 век). В 12—13 веках на Гавайи направились еще две волны переселенцев: с Маркизских островов и с Таити.

Предпринимая рискованное морское плавание, вожди полинезийцев заранее знали, где примерно лежат плодородные незаселенные острова. Этим объясняется появление в фольклоре мотива вещего сна об обетованной земле, наподобие сна Хау Мака. В своих ладьях переселенцы везли семена и черенки культурных растений, которые потом высаживали на новых островах. Подробный рассказ о снаряжении лодок в дальнее плавание с тем, чтобы поселиться на острове Пасхи приводится и в разных фольклорных версиях рапануйцев. Вождь Хоту Матуа отправился на поиски незаселенного острова, потерпев поражение в междоусобной борьбе (по другим версиям из-за того, что его родной остров Хива стал погружаться в океан). Сначала он выслал семерых разведчиков, которые нашли остров Рапа-Нуи, увиденный во сне Хау Мака. Подданные Хоту Матуа погрузили в две ладьи корзины с ямсом, бататами, клубнями таро, бананами. Они взяли черенки всех культурных растений своей земли, сахарный тростник, а также птиц, кур, свиней и даже калебасы с мухами, которые олицетворяли духов природы и символизировали благополучие народа.

Полинезийцы имели высокоразвитое земледелие, они возделывали 27 видов культурных растений, почти все из которых, кроме батата, имеют азиатское происхождение.

(Из книги И.К.Федоровой "Говорящие дощечки с острова Пасхи. Дешифровка, чтение, перевод". Глава 1.)

Согласно легендам полинезийцев, все они прибыли на свои настоящие острова из Гаваики - своей общей прародины. По современной научной версии, сначала это был остров — Ява, но на пути своего следования мореплаватели могли давать это имя и другим островам - например, Гавайи, Савайи, Хива.

Не исключено, что до прибытия полинезийцев на их современные острова, там жило иное население, о чём повествует история острова Пасхи. Косвено, но убедительно об этом говорит и распространение в полинезии батата. Приведём выдержку из Википедии: "Родиной батата, вероятно, являются Перу и Колумбия (Анды), откуда он ещё в доколумбовскую эпоху распространился по всему региону, попав в Вест-Индию, южную и восточную Полинезию, на остров Пасхи и в Новую Зеландию. Каким образом шло распространение батата на такие большие расстояния, до сих пор является предметом научных споров. Гипотеза, что клубни разносились океанскими течениями, была исключена, поскольку те портятся в морской воде." Следовательно, была миграция населения с востока - из Южной Америки. Это могли быть инки или доинкские племена. Язык этих племён - предположительно, кечуа, но, не исключено, что другой. Сами инки перешли на кечуа как язык подвластных племён, а сами до этого говорили на другом.

Ступенчатые пирамиды и монолиты, громадные статуи острова Пасхи и Маркизских островов поразительно напоминали такие же пирамиды и изваяния, оставленные в горах Тихоокеанского побережья древними жителями Перу. Гипотеза о южноамериканском происхождении полинезийцев увлекла молодого норвежского этнографа Тура Хейердала. Изучая предания и мифы полинезийцев, Хейердал установил, что все поэтические легенды жителей островов посвящены богу Тики - сыну Солнца, который некогда приплыл через океан из гористой страны на Востоке. Хейердал занялся изучением древней культуры Южной Америки. Перуанские легенды говорили о народе белых богов пришедших откуда-то с севера. Они и создали в горах огромные каменные статуи. Впоследствии, после поражения в битве с инками на озере Титикака, этот народ во главе со своим вождем Кон-Тики (что означает "Солнце-Тики") бесследно исчез. Кон-Тики увел своих людей на запад через океан. [Видимо, эти люди и изобрели или привезли с собой письменность кохау-ронгоронго]

Сложение и распад общего полинезийского праязыка

Формирование полинезийской этнической общности и полинезийских языков началось более 2000 лет назад [~ 2500 до н.э. ?] в пределах островов Футуна, Самоа и Тонга. В эту группу входит более 30 полинезийских языков, распространенных, во-первых, в «Треугольнике» с вершинами, направленными на север (Гавайские острова), юг (Новая Зеландия) и восток (остров Пасхи), и, во-вторых, в так называемой Окраинной Полинезии.

Во Внешней или Окраинной Полинезии зарегистрировано 14 или 15 языков, присущих небольшим сообществам, занимающим острова, рассыпанные внутри Меланезии и Микронезии, и по их границам. Это языки нукуоро, капингамаранги, сикаиана, языки островов Онгтонг-Ява, Реннел-Беллона, Тикопия и других, материалов по которым очень немного.

На территории «Треугольника» говорят на 16 полинезийских языках, которые распадаются на две группы: тонгические [тонганские] и ядерно-полинезийские, разделение которых произошло, видимо, около 200 г. до н.э., вскоре после заселения островов Самоа.

В свою очередь, в тонгическую группу включаются языки тонга и ниуэ, а иногда и восточно-увеанский. Остальные языки относятся к ядерно-полинезийским и составляют в свою очередь две группы: восточно-полинезийскую и самоическую [самоанскую].

Восточно-полинезийская группа включает языки маори, раротонганский, таитянский, гавайский, туамотянский, маркизский, мангаревский, рапануйский. Некоторые лингвисты, считают последний обособленной подгруппой восточно-полинезийских языков. Р. Грин включает рапануйский язык в одну группу с мангаревским и маркизским языками.

В самоическую группу входят, помимо собственно самоанского языка, восточно-увеанский, восточно-футунанский и язык Эллисовых островов. Теперь к ним ещё добавляют языки островов Токелау, Нанумеа и Пукапука.

Сравнительно-историческое изучение полинезийских языков

По сравнению с другими языками Океании очень детально изучена история полинезийских языков. Реконструированы фонологическая система, словарь, грамматика как праполинезийского, так и языков-предков отдельных групп полинезийских языков (Pawley 1966; 1970; Clark 1976; Беликов 1977; Biggs 1978; Walsh, Biggs 1966; Biggs, Walsh, Waqa 1970).

Особая близость полинезийских языков между собой была отмечена еще мореплавателями XVIII в. Следующее столетие и первая половина XX в. не принесли существенных успехов полинезийской компаративистике, хотя появилось несколько работ сопоставительного характера, из которых следует отметить словарь Э. Треджера [Tregear 1891].

Начало сравнительно-историческому изучению полинезийских языков положила статья С. Элберта "Взаимоотношения полинезийских языков и диалектов" (Elbert 1953), в которой впервые была предложена реконструкция праполинезийской фонетики (позднее незначительные уточнения были внесены лишь в вокализм) и дана обоснованная генеалогическая классификация тех языков, по которым имелся удовлетворительный материал.

В  60-х годах классификация Элберта была уточнена и расширена, в первую очередь благодаря работам Э. Поли [Pawley 1966; 1967]. По современным представлениям, языки тонга и ниуэ составляют тонганскую группу, остальные языки образуют ядернополинезийскую группу, которая подразделяется на самоанско-внешнюю и восточнополинезийскую подгруппы.

К самоанско-внешним языкам относятся самоа, восточный увеа, восточный футуна, тувалу, токелау, пукапука и все внешнеполинезийские языки.

Восточнополинезийская подгруппа включает гавайский, мангарева, маркизский, раротонга, таити, туамоту (и другие диалекты южных островов Кука), тонгарева, маори; к этой же подгруппе относится и язык рапануи, противопоставленный по ряду признаков другим восточнополинезийским.

Соответствие фонем полинезийских языков

Полинезийские языки перечислены в порядке дивергенции их подгрупп (тонга, самоа, восточные полинезийские - последние по похожести фонетики, что, возможно, говорит о порядке выделения этих языков):

Языки *F   *H   *K   *NY  *R  
Тонга f hs k ny/g l
Самоа f s - g l
Туамоту f/h h k g/ng l
Гаваи h h k n l
Маркизский f h k n -
Рапануи h h k ng r
Маори wh h k ng r
Раратонга (о. Кука) wh - k ng r
Таити f h - - r
Тубуаи f/h h - - r

Структурные черты праполинезийского языка

Перечислим основные структурные черты праполинезийского языка.

Фонологическая система праполинезийского языка

Праокеанийская вокалическая система осталась неизменной (*i, *e, *a, *o, *u),

консонантизм был существенно редуцирован (*p, *t, *k, *?, *m, *n, *ng, *f, *s, *h, *v, *r, *l).

Единственная возможная структура слога в праполинезийском и большинстве современных языков - (C)V.

Структура праполинезийского предложения

Строй праполинезийского предложения - смешанный номинативно-эргативный, порядок членов - V-S-O.

Глагольная составляющая предложения имеет следующую структуру:

(T) + (Pr) + (Adv-1) + знаменательное слово + (определение) + (Dir) + (An) +(Dem) + (Adv-2),

где T - видо-временной показатель, Pr - показатель лица и числа (отличный от полного личного местоимения), Adv-1, Adv-2 - два различных закрытых класса частиц адвербиального характера (типа *tei 'почти', *foki 'также'), Dir - показатель направления действия, An - анафорическая частица, Dem - указательное местоимение (типа *ra: 'тот, там').

Именная составляющая предложения имеет следующую структуру:

(Prep) + Art + (Pos/Dem) + (Ad) + знаменательное слово + (определение) + (Pos/Dem),

где Prep - предлог, Art - артикль, Pos - притяжательное местоимение, Ad - препозитивное прилагательное (закрытый класс).

Сравнение ключевой лексики полинезийских языков

Таблица соответствий (150 лексических единиц) рапануйского языка (остров Пасхи) с родственными: тонганским, самоанским, маркизским, таитянским, гавайским, маорийским, мангаревским, туамоту и их праязыками - праполинезийским (PPN) и прамалайско-полинезийским (PMP) смотрите на странице Общеполинезийская лексика. Сведения взяты из книги И.К. Федоровой "Говорящие дощечки" острова Пасхи. Дешифровка, чтение, перевод, которую можно загрузить на странице Письменность острова Пасхи.

Литература о происхождении полинезийцев и их праязыке

Также смотрите литературу по полинезийскому языкознанию.

Литература о праполинезийском языке

Литература о месте и развитии полинезийских языков


Главная > Лингвистика > Языки мира
Полинезийские языки : Маркизские | Самоанские | Рапануйский | Таитянские | Тонгические | Праполинезийский | Полинезиистика
Полинезийские лексиконы: маори | рапануи | самоа | таити | тонга
Древние письменности Океании | Общеавстронезийский лингвопроект | Современная Океания | Древняя Океания | Расы | ДНК-популяции | Карты
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 08.06.2016
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня