Версия для печати

Центральные австронезийские языки [мезонезийские]

Главная > Лингвистика > Языки > Австрало-азиатские > Аустрические > Австронезийские > Мезонезийские

Чарующая Эонезия

По одной из классификаций аустронезийская семья делится на тайваньские, западно-австронезийские (гесперонезийские) и восточно-австронезийские (эонезийские в "широком смысле") языки, а эти эонезийские, в свою очередь - на восточно-индонезийские и океанийские. Согласно похожей схеме Дайена, австронезийская семья подразделяется на 40 групп, из которых самая большая - малайско-полинезийская, которая, в свою очередь, делится на гесперонезийские (западные) и эонезийские (остальные).

Есть и другая схема, в ней все не тайваньские и не "гесперонезийские" языки делятся на центральные и восточные австронезийские. Примем это деление и условно назовем центрально-австронезийские мезонезийскими, а восточно-австронезийские - эонезийскими, учитывая, однако, что последнее понятие уже, чем в первой названной схеме.

Центральноавстронезийские (центрально-малайско-полинезийские) - языки восточной половины Малых Зондских островов и большей части Молуккских островов. Их можно условно также называть зондско-молуккскими языками.

Разделы страницы:


О центральных малайскополинезийских языках

Обзоры, классификации и коллекции по мезонезийским языкам

Аруанская группа (ару)

В  Индонезии.

Бима-сумбанская группа (бима-сумба)

Бима-сумбанские народы - группа народов Индонезии, населяющих острова: центральный и восточный Сумбаву (бима), Сумбу (сумбанцы), западный и центральный Флорес (монггараи, нгада, лио и др.), Саву (саву, или хаву). Общая численность свыше 1,65 млн. человек (1965, оценка). Говорят на языках бима-сумбской группы индонезийских языков. Религия - ислам с сильными пережитками анимизма.

Западно-дамарская группа (западный дамар)

Ковиайская группа (ковиаи)

Северо-бомберайская группа (северные Бомбераи)

В Индонезии.

Теор-курская группа (теор-кур)

В Индонезии.

Амбоно-тиморская ветвь

Расселение и состав амбоно-тиморских народов

Амбоно-тиморские народы - группа народов в Восточной Индонезии и на Восточном Тиморе. Населяют восточные Малые Зондские острова (остров Флорес, Солорский и Алорский архипелаги, большую часть острова Тимор, остров Роти) и южную и центральную часть Молуккских островов (острова Барат-Дая, Салатан-Тимур, Ару, Серам, Амбонские острова, Буру, Сула). Наиболее крупные — алорцы, ротийцы, атони, амбонцы, ламахолот. Общая численность свыше 2,0 млн. человек. В основном - мусульмане-сунниты и христиане (протестанты-реформаты и католики).

Относятся главным образом к восточно-индонезийской антропологической группе, на Молуккских островах прослеживаются папуасские, в районе Тимора — австралоидные черты.

Языки относятся к южномолуккской [кейцы?], аруанской и тиморской подгруппам центрально-австронезийской [мезонезийской] группы австронезийской семьи, обнаруживают следы папуасского субстрата.

История этнической общности

Формирование амбоно-тиморских народов происходило в результате длительных контактов австронезийских переселенцев с неавстронезийским аборигенным населением, продолжавшихся с 5—4-го тыс. до н.э. [но австронезицы же только 5000 лет назад стали расселяться!?] вплоть до современности. В 13—14 вв. некоторые районы Восточной Индонезии были втянуты в сферу влияния яванской индуистской цивилизации (острова Амбон, Улисские, Банда). В 15 в. распространяется ислам. На Амбонских островах и островах Банда возникли крупные центры по производству пряностей, захваченные с 16 в. португальскими, с 17 в.- голландскими колонизаторами. В колониальный период амбоно-тиморские народы входили также во многие индонезийские политические феодальные образования: макасарский султанат Гова (включавший Алорский, Солорский архипелаги, Восточный Флорес и части Тимора), султанат Тернате (Амбон, Серам, Буру и др.), султанат Тидоре (восточная часть острова Серам и др.).

Хозяйство и источники пищи

По культуре и хозяйству амбоно-тиморские народы неоднородны. Наиболее развитые из амбоно-тиморских народов (амбонцы, банданцы) занимаются товарным производством пряностей (гвоздика, мускатный орех), копры, сочетая его с огородничеством и рыболовством. Наиболее распространены хозяйственные типы добывателей саго (Молуккские острова) и тропических ручных земледельцев (Малые Зондские острова, внутренние районы всех крупных островов региона). У земледельцев-огородников прежде важнейшими культурами были ямс и таро, позже стали маниок и батат. Также выращиваются стручковый перец, бананы и ананасы. На Тиморе и окружающих островах (Лети, Кисар и др.) развито скотоводство (козы, лошади, овцы). Остальные амбоно-тиморские народы практикуют животноводство океанического типа (свиньи, куры, собаки); мусульманское население не держит свиней и собак.

Основа пищи у добывателей саго — варёный саговый крахмал (кисель "папеда") с добавлением пряностей (соус чоло-чоло с уксусом), квашеных овощей и рыбы. У ручных земледельцев — кукурузная каша и лепёшки в западной части региона, варёные корнеплоды и клубнеплоды — в восточной. В некоторых районах известна культура риса. Городское население переходит на западноиндонезийскую пищевую модель (варёный рис с приправами).

Исторические ареалы и общности

Амбоно-тиморские народы входят в три историко-этнографических ареала:

  1. южно-молуккский, сложившийся под влиянием амбонцев,
  2. восточно-тиморский (бывшая португальская колония)
  3. и западно-тиморский, где определяющим было влияние атони и ротийцев.

Им соответствуют три основных типа этнических общностей Малайского архипелага:

  1. «торговые этносы» (алорцы, амбелау-анцы, банданцы, батуаса, гесерцы, добоанцы, кайели, курцы и др.),
  2. «колониальные этносы» (амбонцы),
  3. аборигенные народы внутренних областей (алуне, аруанцы, атони, бонфия, буруанцы, ватубельцы, вемале, ветарцы, кеданг, кейцы, кемаки, ламахолот, летийцы, мамбаи, манусела, ротийцы, серамцы, танимбарцы, тетумы, тукудеде и др.).

Быт и традиции

Современные поселения амбоно-тиморских народов - прибрежные, линейной или беспорядочной планировки. Традиционные поселения (негри-лама), исчезнувшие в основном в 19-начале 20 вв., кучевые, располагались во внутренних районах или на труднодоступных скалистых мысах, имели укрепления из кораллового известняка или бамбука, общинный дом в центре. Жилище — общеиндонезийского типа, прямоугольное, каркасно-столбовое, свайное, реже наземное, однокамерное, окружённое верандой. На Западном Тиморе бытует круглое наземное жилище, характерное, вероятно, для неавстронезийского субстрата.

Древнейший общий для всех амбоно-тиморских народов элемент одежды — набедренная повязка (чидако) из лубяной ткани — повсеместно вытеснен одеждой региональных вариантов общеиндонезийского типа.

Существует деление на роды и линиджи. До середины 20 в. сохранялись матрилатеральный кросскузенный брак и трёхродовые союзы. Основа социальной организации — сельская община.

Практиковалась охота за головами (на Сераме до середины 20 в. [!]), инициации, вторичные захоронения и др. На Амбонских островах, острове Серам, островах Банда, Кей, Ару существовали надэтнические религиозно-политические «союзы пяти» (улилима) и «союзы девяти» (улисива). Традиционные верования сохраняются на Восточном Тиморе (кемаки, мамбаи, часть тетумов) и у некоторых горных народов Серама (бонфия, нуаулу, хоаулу и др.).

Юго-восточная молуккская группа (южномолуккская?)

Южно-бомберайская группа (южные Бомбераи)

В Индонезии.


Главная > Лингвистика > Языки мира
Австронезийские: Западные | Центральные | Восточныеокеанийскими) | Праавстронезийский (с краткой сводкой лексических соответствий)
Общеавстронезийский лингвопроект | Индокитайские и индонезийские алфавиты | Древние письменности Океании | Страны Азии | Австралия и Океания Расы | ДНК-популяции | Образование
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика