Версия для печати

Брахми, индийские абугиды и их потомки

Главная > Лингвистика > Письменности > Индийские > Брахми и индийские абугиды

Оригинальные письменности в Индии (не считая хараппской письменности) появляются не ранее III в. до н. э. Традиционная древнеиндийская культура была ориентирована на устную передачу знаний, поэтому древнеиндийские языки — ведийский и ранний санскрит — не имели письменности. Первые системы письма в Индии были созданы для среднеиндийских языков: в них, в частности, не было знаков для дифтонгов и слоговых сонантов, имевшихся в санскрите, но отсутствовавших в пракритах.

Изначально для индоарийских языков использовались две системы письма — брахми и кхароштхи, появившиеся практически одновременно. Кхароштхи произошло от арамейского письма и использовалось на северо-западе Индии до III в. н.э., а в Центральной Азии — вплоть до VII в., после чего было вытеснено письмом брахми и не оставило после себя «потомков». В тот же период по всему Индийскому субконтиненту распространилось письмо брахми, которое впоследствии стало основой большинства алфавитов Южной и Юго-Восточной Азии.

Древнейшие надписи индиского царя Асоки (Ашоки) из династии Маурьев, цаорствовавшего в 3-м веке до Р.Х., рассеяны по всему Индостану. По характеру письма их можно разделить на 2 различные группы [по форме и происхождению]:

  1. на северную (северно-асокскую), индо-бактрийскую [кхароштхи], реже называемую письмом маурья или магадхи (магадги), которая пишется по-семитски справа налево;
  2. и южную (южно-асокскую), или собственно индийскую, индо-палийскую [брахми], которая пишется слева направо.

Это логично: северо-ашокские (индо-бактрийские) появились в Афганистане из соседнего западносемитского арамейского алфавита, а южно-ашокские (индо-палийские) - из южносемитского сабейского алфавита Йемена и Эфиопии, которые вели морскую торговлю с Индией. Удивительно, что они сосуществовали во времени и пространстве - как было у славян с кириллицей и глаголицей.

Индийские алфавиты на основе письма Брахми в настоящее время распространены, в основном, в Индии и Индокитае.

Разделы об индийских абугидах и их потомках:

  • Обзор развития алфавитов на основе брахми
  • Письмо Кхароштхи - предшественник и идейный отец Брахми
  • Письмо Брахми - мать абугид Южной и Юго-восточной Азии
  • Североиндийская группа письменностей ["индоарийская", гуптская]
  • Южноиндийская группа письменностей ["дравидская", кадамбская]
  • Оригинальное мальдивское письмо тана (цифровая абугида)
  • Особенности индийского письма
  • Ресурсы по индийским абугидам
  • Труды по индийским алфавитам

Если на этой странице еще не появились сведения и ссылки по всем этим письменностям - можете посмотреть на страницах по языковым группам и семьям: индоиранской, дравидийской, тибето-бирманской, тайской, сундской.

Большинство рисунков с образцами письменности на этой странице взяты с замечательного сайта AncientScripts.com (ныне, к большому огорчению, недоступного) с согласия его автора Лоуренса Лоу, а также с местами еще более обширного сайта Omniglot.com с разрешения его автора Симона Эйджера.


Обзор развития алфавитов на основе брахми

Для большинства индоарийских языков в настоящее время используются письменности на основе письма брахми, в целом называемые индийским письмом. Для уточнения может также использоваться термин «брахмийские письменности», англ. Brahmic scripts.

Единственной не восходящей к брахми письменностью, получившей заметное распространение, является арабское письмо. Для отдельных языков используется также латинский алфавит и письмо тана.

Точное происхождение брахми неизвестно. Предполагается, что оно было создано специально записи для эдиктов царя Ашоки или аналогичных надписей на основе использованной в кхароштхи консонантно-слоговой системы (и потому отчасти связано с арамейским письмом).

Никакой [генетической] связи брахми с древним письмом на печатях III–II тыс. до н. э. из Мохенджо-Даро, Хараппы и др., обнаруженных в долине Инда, не прослеживается.

Однако родство индийских алфавитов с рисуночным хараппским письмом может быть идейным. Ведь как родоначальник индийских полуслоговых (псевдосиллабических) письменностей - алфавит брахми, так и его арамейский предшественник, не давший потомства - алфавит кхароштхи, - на индийской почве оба обрели характер абугид, что может быть связано с предшествующей практикой протоиндского письма.

Хронология развития брахмического письма

В развитии брахми выделяются три периода.

  1. Раннее брахми (III–I вв. до н. э.) было относительно однородным на всей территории Индии. Однако уже в ранних памятниках выявляются местные разновидности, группируемые в северную и южную группы. В средний период (I–III вв. н. э.) различия между северными и южными разновидностями брахми увеличиваются. В это время:
    1. На севере Индии последовательно сменялись стили маурья, шунга, кушанский, кшатрапский.
    2. На юге Индии известны такие разновидности, как
      1. калинга (на территории штата Орисса; просуществовала до VI в. н.э. [встречается и диапазон жизни с 500 по 1000 гг. н.э.]),
      2. тамильское брахми,
      3. бхаттипролу (на территории современного штата Андхра-Прадеш).
      Южные разновидности использовались как для местных дравидийских языков, так и для санскрита.
  2. Для периода позднего брахми (IV–VII вв.) принято говорить уже об отдельных видах письма (Лалита-Вистара указывает, что во времена Будды существовало 64 алфавита):
    1. На севере Индии это гуптское письмо (IV–VI вв.) [из какого стиля брахми?].
    2. В Центральной Азии — наклонное брахми (центральноазиатское брахми) [от какой североиндийской абугиды?], известное как минимум в трех разновидностях — тохарской, сакской и уйгурской.
    3. На юге Индии сложилось [из каких разновидностей брахми?] несколько новых разновидностей брахми, характеризующихся округлостью очертаний букв и вытеснивших более ранние варианты:
      1. грантха, из которого рано выделилось
        1. тамильское письмо со скорописным вариантом ватежутту,
        2. в конце IX в. — начале X в. — малаяламское письмо;
        3. грантха также легло в основу письменности для индоарийского сингальского языка; ранние ее формы близки к североиндийским письменностям, а поздние возникли на основе южноиндийских;
      2. кадамба [очень сильно изменённое], развившееся в чалукья, а затем легшее в основу староканнадского письма, из которого развились современные письменности телугу и каннада;
      3. паллава, ставшее основной огромного [?] числа письменностей Юго-Восточной Азии [бирманской, тайской, кхмерской, яванской..?].
  3. С середины VI в. доминирующим письмом на севере Индии стало сиддхаматрика (сиддхамское, кутила) [из гупты?], в VII–VIII вв. из него развились
    1. Письмо нагари (в центре и на востоке [восточное нагари]), на основе которых сложились все современные письменности Северной Индии, используемые для индоарийских языков. Из нагари развилось несколько видов письма:
      1. ардханагари;
      2. восточное нагари, из которого развились бенгальское, ассамское письмо, ория и некоторые другие письменности на востоке Индии);
      3. деванагари, на основе которго сложилось несколько скорописных форм (махаджани в Раджастхане, моди в Махараштре, кайтхи в Бихаре, гуджарати), сосуществовавших и впоследствии почти вытесненных им (кроме гуджарати); само деванагари в течение 20 века широко распространилось по всей Северной Индии и Непалу, применяясь для хинди, санскрита, маратхи, непальского языка и многих других.
      4. нандинагари;
      5. неварское [ранджана; с 11 века и поныне в Непале; послужило также основой для монгольского письма соёмбо].
    2. Тибетское письмо, на основе которого позднее сложились квадратное монгольское письмо и несколько письменностей для малых гималайских языков: лимбу, лепча и др.
    3. Письмо шарада (на северо-западе Индии) из которого развились письменности ланда, гурмукхи, синдхи, такри и кашмири, которые были широко распространены в Пенджабе, Кашмире, Синде и соседних районах, но в 19 веке были сильно потеснены арабицей и деванагари, сохранившись в Пенджабе (гурмукхи, введённое сикхами в 16 веке) и для нескольких малых языков на северо-западе Индии (штаты Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш).

Названия многих индийских письменностей образованы от нарицательных прилагательных и помимо обозначения конкретных видов письма могут обозначать стили письменности и в таком значении употребляться гораздо шире. Так кайтхи (kaithī) значит «писцовое», махаджани (mahājanī) — «торговое», моди — «наклонное», ланда (laṇḍā) — «обрезанное», ваниашаи (vāṇiāśāī) — «купцовое», шарапхи (śarāphī) — «банкирское».

Ареальные разновидности индийских абугид

С ареально-генетической точки зрения брахмийские письменности новых индоарийских языков можно разделить на четыре группы [первые 3 - из североиндийского (от гупты => кутилы?)]:

  1. северо-западная (шарада и производные, в том числе гурмукхи),
  2. северно-центральная (западные производные нагари, в том числе деванагари),
  3. восточная (потомки восточного нагари)
  4. и южная [из грантха] (сингальское, дивес-акуру, чакма и саураштра, а также дравидийские письменности, используемые для языков конкани, саураштра и банджари).

Схема дивергенции письменной системы брахми

                                           (происхождение неизвестно)
                                                       |
                                              Брахмическая абугида
                                                /              \
             Северная группа индийских алфавитов                Южная группа индийских алфавитов
            /   /      |                        \                    /     |          \
ЮВ-азиатские  Пали  Гуптский ---  Ц-азиат. (наклонное брахми) Калинга   Грантха        Кадамба
|                     /         \  (Тох., Сак., Уйг.. Тиб.)           /    |    \             \
|-Бирм.,           Нагари        --------- Шарадский        Сингальское Малаялам Тамильское  Ст.каннада
|-Кхм., (северно-центральный ареал) (северо-западный ареал)                                    /    \
|-Тай.,       /             \               /   \   \                                         /      \
--Яв.    Деванагари     Ст.бенгали       Ланда Такри Кашмири      Бугийское               Телугу Нов.каннада
          /      \     /          \        |
     Гуджарати  Моди  Нов.бенгали  Ория Гурмукхи

    

Письмо Кхароштхи - предшественник и идейный отец Брахми

Алфавит кхароштхи

Кхароштхи - разновидность древнего индийского письма (около 5 в. до н. э. — 5 в. н. э.). Известно также под названием бактрийского, индо-бактрийского, бактропалийского, северо-западного индийского и кабульского [также, в прошлом, - северо-асокское, т.е., североашокское]. Первый памятник — наскальная надпись Ашоки из Шахбазгархи (Пакистан, около 251 до н. э.). От более позднего времени имеется значительное число надписей и рукописей из северо-западной Индии, северного Пакистана и сопредельных районов (Афганистан, Синьцзян, Средняя Азия, к которой относится ряд новейших эпиграфических находок), а также легенд на индобактрийских и индоскифских монетах.

Считается, что он произошел в Бактрии от арамейского алфавита, с которым у него есть сходство.

По разрешению (C) Simon Ager (Omniglot.com)

Письмо Брахми - мать абугид Южной и Юго-восточной Азии

Северо-семитские алфавиты и древнейшие формы брахми

Считается, что письмо брахми тоже произошло от западносемитского алфавита (ханаанейского, древнепалестинского), но на самом деле у него больше сходств с алфавитом южноиндийским (сабейским, древнейеменским).

Алфавит брахми

По разрешению (C) Simon Ager (Omniglot.com)

Северные стили брахми

На севере Индии последовательно сменялись стили маурья, шунга, кушанский, кшатрапский.

Южные разновидности брахми

На юге Индии известны такие разновидности, как

Южные разновидности использовались как для местных дравидийских языков, так и для санскрита.

Оригинальное мальдивское письмо тана (цифровая абугида)

Тана (габули тана) — письменность, используемая для современного мальдивского языка. Точное происхождение ее неизвестно; возможно изначально она была создана как тайнопись. Первая надпись таной датируется 1599 г., первый официальный документ — 1703 г. К началу XIX в. тана практически вытеснила более раннее письмо дивес-акуру.

Из 18 базовых графем таны первые девять образованы на основе арабских цифр, вторые девять — на основе цифровых знаков из дивес-акуру. Остальные знаки образованы с помощью диакритик на основе фонетически похожих знаков, некоторые добавления делались на основе письма дивес-акуру. [Чем-то это напоминает огамическое письмо по замыслу (буквы на основе перечислений)]

Порядок букв не совпадает ни с арабским, ни с индийским. Направление письма справа налево, как в арабском. Гласные диакритики также образованы на основе арабских. В начале слова/слога гласные передаются с помощью буквы alifu с добавлением гласных диакритик. Отсутствие гласного обозначается знаком сукун. Каждая буква должна иметь гласную диакритику или сукун, исключением является лишь буква n, которая без диакритики обозначает преназализацию следующего за ней смычного. Буква alifu с сукуном обозначает геминацию следующего за ней согласного, а на конце слова — [h]. Геминация носовых обозначается буквой n с сукуном перед согласным. Кроме того, для точной передачи арабских слов для всех арабских букв, не имеющих соответствия в тана, создана специальные буквы (показаны в правой части таблицы на с. 849).

Буква ޱ (naviyani), обозначающая ретрофлексную ṇ [ɳ], была изъята из официального алфавита около 1953 г., по-видимому, в связи с тем, что этот звук не является больше отдельной фонемой в центральном диалекте. Однако буква продолжает использоваться в южном диалекте, где эта фонема сохраняется.

Особенности индийского письма

Индийские письменности являются консонантно-слоговыми алфавитами, или абугидами (англ. abugida, alphasyllabary, neo-syllabary, akshara script). Их базовая структура изначально построена на основе среднеиндийских фонологических систем, для которых характерно отсутствие закрытых слогов.

Каждый знак (акшара) обозначает либо отдельный гласный, либо согласный + базовый гласный (обычно краткое a, реже краткое o). Слоги с другими гласными образуются путем стандартной модификации базового знака или добавлением специальных знаков слева, справа, сверху или снизу. Отсутствие гласного в конце слова (реже в конце слога) может обозначаться подстрочным знаком «вирама». Сочетания согласных обозначаются лигатурами, включающими характерные элементы вхо дящих в них знаков. Направление письма слева направо.

Абугида

Абугида (консонантно-слоговое, алфавитно-слоговое письмо) — разновидность слоговой письменности, в которой слоги с одинаковой согласной, но с разными гласными обозначаются видоизменёнными формами одного базового знака (например, эфиопское письмо) и/или дополнительными знаками (индийское письмо). При этом одна из гласных считается базовой, и слог с ней обозначается исходной графемой без каких-либо модификаций.

Абугида отличается как от собственно слогового письма (где знаки для слогов с одинаковой согласной не имеют ничего общего), так и от консонантного (где гласные или вовсе не обозначаются, или обозначаются диакритиками по необходимости, при этом базовый знак читается как согласная, а не слог) и консонантно-вокалического [или просто вокалического, или полногласного] (где и для гласных, и для согласных имеются отдельные знаки).

Слово «абугида» происходит от названия эфиопского письма на геэзе, которое представляет собой названия первых 4 знаков этого письма, соответствующих исходному семитскому порядку (A B G D). Это название аналогично другим названиям письменностей: алфавит (греческое), азбука (славянское), абецеда (латинское), абджад (арабское).

Около половины письменностей мира [!] являются абугидами, включая огромное число вариантов индийского письма.

(Абугида в Википедии)

Термины [брахмиведения и абугидологии]

О лигатурах и графемах

Исконные сочетания согласных пишутся с помощью лигатур (соединений букв). Лигатуры возникли в среднеиндийский период для записи пракритов (среднеиндийских языков), для которых консонантные кластеры были нехарактерны. Позднее, когда письменность была применена к санскриту, количество лигатур увеличилось.

В современных новоиндоарийских языках большая часть лигатур используется только в заимствованиях из санскрита, поскольку сочетания согласных в лексике, унаследованнной из среднеиндийских языков, возникли относительно недавно после падения краткого a и записываются так, как если бы этот гласный еще произносился. Так, два омофона [karta] в большинстве языков записываются по-разному в зависимости от происхождения: санскритское заимствование (татсама) ktRa kartā ‛творец’ пишется с лигатурой, а исконное слово (тадбхава) krta karatā ‛делает’ — отдельными буквами. Кроме того, новые лигатуры часто используются в заимствованиях из других языков.

Часть графем используется только при передаче санскритских заимствований и, как следствие, может отсутствовать в некоторых письменностях. К таким символам относятся слоговые согласныеr̥ , r̥ ̄ , ̥l, l̥ ̄ (причем последний не является фонемой даже в санскрите, где существует лишь для поддержания симметрии между краткими и долгими гласными).

Среди символов согласных можно назвать носовые ṅ и ṇ, которые совпали с дентальным n, кроме положения перед гоморганными смычными. Также обычно из трех графем для ṣ, ś и s используются одна или две, так как во многих новых индоарийских языках эти фонемы совпали.

Ресурсы по индийским абугидам

Обзоры по письменностям Индостана и Южной Азии

Труды по индийским алфавитам


Главная > Лингвистика > Письменности

Первые индийские | Североиндийские | Южноиндийские |

Языки мира | Страны и города | История народов

На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 25.11.2018
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня