Вулканология (изучение вулканов)

Главная > Естественные науки > Науки о Земле > Науки о геосфере > Вулканы
Вулканическая активность

Вулканизм относится к природным явлениям планетарного масштаба, но вулканы на земной поверхности распределены неравномерно, поэтому роль извержений разных вулканов в модуляции тех или иных климатических флуктуаций может различаться.

Как это ни парадоксально, но до си хпор неизвестно точное число активных вулканов на Земле. Связано это с тем, что периоды покоя отдельных вулканов, например, Академии Наук (Карымский вулканический центр) на Камчатке, могут достигать нескольких тысячелетий. Кроме того, большое количество вулканических сооружений существует на дне морей и океанов планеты.

По оценкам разных исследователей, на земном шаре насчитывается от 650 до 1200 действующих вулканов, которые находятся в той или иной степени активности или дремлющемс остоянии.

Страницы раздела по вулканологии и вулканическим извержениям:

• Природа вулканизма
  • Реестр вулканических событий
  • Периоды вулканической активности
  • Районы вулканической активности
  • Закономерности расположения вулканов

О крупных вулканических извержениях, породивших гигантские цунами, смотрите страницу по сейсмологии.

Природа вулканизма

Факторы вулканизма - тектонический, магматический, неизвестный

Происхождение суперплюмов

Более 90 % проявлений вулканизма на планете связано с движением литосферных плит и приурочено к их границам: зонам субдукции, где литосферные плиты погружаются одна под другую, или же к зонам спрединга – местам расхождения плит. [Соответственно, активность этих вулканов совпадает с сейсмической активностью в этих зонах.]

Так же существует вулканизм в середине плит, или, как его называют геологи, – внутриплитный, который часто связывают с действием потоков вещества и энергии, поднимающихся непосредственно из глубин мантии, так называемых мантийных суперплюмов, образующихся на границе ядра и мантии Земли (около 2700 км). С Тихоокеанским суперплюмом, например, связывают возникновение Гавайской горячей точки, сформировавшей протяженную цепочку океанических поднятий и островов и огромное подводное плато Онтонг-Джава в юго-западной части Тихого океана к северу от Соломоновых островов, которое занимает площадь около 2 миллионов км², что сопоставимо с размерами Аляски.

Вместе с тем, внутри континентов встречаются области вулканизма, существование которых невозможно объяснить плюмами, поднимающимися с больших глубин, так как период накопления необходимого количества вещества и энергии для их образования значительно превышает время, в течение которого действует такой вулканизм, к тому же он часто проявлен неравномерно, как во времени, так и в пространстве [а чем же это объясняют?].

Типы суперизвержений

Любой вулкан может сильно влиять на окружающий его природный ландшафт в результате излияния лавовых и пирокластических потоков, схода лахаров [?], выбросов тефры [?]. Однако существуют только три типа извержений, способных вызвать значительный глобальный эффект.

1. Извержения вулканского типа в вулканических островных дугах. В результате крупных извержений этого типа образуются огромные эруптивные столбы, которые привносят пирокластические частицыи газы в стратосферу, где могут перемещаться горизонтально в любом направлении. Такие вулканы обычно изливают лавы андезитового и дацитового состава, а также могут выбрасывать большие объемы тефры. К историческим и доисторическим примерам относятся 1) Тамбора (1815 г.), Кракатау (1883 г.), Агунг (1963 г.) на островах Вест-Индии; 2) Катмай (1912 г.), Сент-Хеленс (1480, 1980 гг.), Мазама (5000 л.н.) и Ледяной Пик (11250 л.н.) в Северной Америке; 3) Безымянный (1956 г.) и Шивелуч (1964 г.) на Камчатке и др., где тефра распространялась в виде шлейфов на тысячи километров по направлению ветров.
  2. Извержения с образованием кальдер в континентальных «горячих точках». Крупные кальдерообразующие извержения, часто сопряженные с континентальными «горячими точками», связанными с мантией, оставляли теилииные следы в геологической летописи четвертичного периода. Например, крупными событиями были извержение тефры Guaje в кальдере Толедо (1370 тыс. л.н.) и тефры Tsankawi в кальдере Вэллс около 1090 тыс. л.н. (оба произошли на территории современного штата Нью-Мексико в США), а также Бишопа в кальдере Лэнг Вэлли в Калифорнии около 700 тыс. л.н.. Слои тефры, образованные в результате извержений, характеризуются субконтинентальным распространением, согласно подсчетам, они покрыли территорию площадью до 2,76 млн км2.
  3. Крупнейшие трещинные извержения. Трещинные извержения, как правило, невзрывные, так как в них вовлечены базальтовые магмы, которые обладают относительно низкой вязкостью. В результате образуются обширные базальтовые покровы, подобные тем, что были обнаружены на плато Декан (Индия) и плато Колумбия (северо-западная часть Тихоокеанского побережья США), а также в Исландии [в историческое время] или в Сибири. Такие извержения могут выбрасывать в атмосферу гигантские объемы летучих веществ, изменяя природный ландшафт. Коламбия-Ривер, сформировавшаяся около 15 миллионов лет назад - одна из крупнейших трапповых провинций Земли [была ли тогда биокатастрофа?]. Деканские траппы сформировались между 68 и 60 миллионами лет назад, в конце мелового периода. Основная часть вулканических извержений произошла в районе Западных Гхат (недалеко от Мумбаи) около 65 млн. лет назад [тогда же вымерли динозавры; возможно, это не от суперплюма из-под Земли, а от астероида с неба]. Эта серия извержений, возможно, длилась в общей сложности менее 30 тыс. лет. [И вообще, те времена характеризуются небывалой вулканической активностью.] Извержение магматической провинции в Сибири произошло около 252 миллионов лет назад на огромных территориях площадью свыше 2 млн. кв. км. Лава залила всю Западную Сибирь, сопоставимую по размеру с Западной Европой, и, вероятно, стала причиной массового вымирания, во время которого погибло 96 % морских животных и около 70 % наземных (Великое пермское вымирание).

Реестр вулканических событий

Супервулканы и суперизвержения Земли Сейсмоопасные районы мира с вулканами на них

Геологическая летопись древнейших суперизвержений

Список крупнейших вулканических извержений четвертичного периода (помеченные звёздочкой - также крупные извержения, продукты которых распространялись на тысячи километров):

Хроника исторически известных извержений

Периоды вулканической активности

Частота синхронных извержений

Исследователи, работающие, в частности, на Гавайях и в Сиднее, заявляли, что в 2012 году должно было произойти одновременное извержение всех вулканов планеты. Большинство вулканов разом извергались 10, 22, 30, 40, 49 и 60 млн. лет назад [примерно каждые десять миллионов лет],

Также выявлена серия вторичных всплесков активности на 4, 15, 34, 45 и 65 млн лет назад [т.е., с приблизительными промежутками 10-20-10-20 млн лет]. и каждый раз синхронное извержение приводило к планетарной катастрофе.

Частота траповых излияний

Редкие же в истории извержения супервулканов, сопровождавшиеся траповыми излияниями и созданием обширных плато, происходило примерно каждые 200 млн. лет (продолжительность галактического года), и (видимо, менее интенсивные) - в промежутках через 100, 60, 30 млн. лет.

Связь активизации вулканов с другими природными процессами

Кроме того, обнаружена связь между повышением сейсмичности и вулканизма и понижением солнечной активности, синхронных с трансгрессиями Каспийского моря. Эти колебания уровня моря имеют квазипериоды в 100000, 25000, 2000 и 350 лет. Большинство вулканических изверженийй зафиксированы рядом именно с пиковыми подъёмами вод.

Вулканические извержения нашего времени происходят примерно раз в 10 лет - связано ли это с солнечной активностью?:

1. 1963 г. - Агунг
  2. 1974 г. - Фуэго
  3. 1982 г. - Эль-Чичон
  4. 1991 г. - Пинатубо

Приблизительно 80% крупных вулканических извержений за последние 330 лет приходятся на годы вблизи максимумов и минимумов 11-летнего цикла солнечной активнсоти.

Кроме того, существуют климатически и социально значимые эпохи вулканизма. Например, на тысячелетних древесно-кольцевых хронологиях удалось надёжно зафиксировать особый период (536–547 гг. н.э.) с экстремальной вулканической активностью, совпадающий и с минимумом солнечной активности, зафиксированной другими методами. Этот период проявился как в северных широтах Азиатского континента (Таймыр и северо-восток Якутии), так и континентальной части (в Алтае-Саянской горной стране). Этот особый период 536–660 лет н.э. содержит и весьма значимые события в истории цивилизации и в перемещении растительных зон. [Империя Карла Великого, распространение ислама, походы викингов?]

Сетевые источники (новости):

Районы вулканической активности

Основные структуры земной коры и вулканизм

Большинство вулканов располагается близко к границам литосферных плит либо вдоль дивергентных (Исландия, Африканская рифтовая система ит.д.) или конвергентных (например, островные дуги и континентальные вулканические дуги Тихоокеанского региона) окраин. Географическое расположение таких окраин указывает на то, что активные вулканы распределены неравномерно, с преимущественной концентрацией в низких широтах (от 20° с.ш. до 10° ю.ш. – это острова Вест-Индии, Центральная Америка, север Южной Америки, Восточная Африка), а также в средних и высоких северных широтах (30–70° с.ш.: Япония, Камчатка, Курильские и Алеутские острова, Исландия)).

Поэтому, основные районы вулканической активности - Южная Америка, Центральная Америка, северо-западная часть США, Аляска, Алеутские острова, Камчатка, Курильские острова, Японские острова, Меланезия, Ява; Гавайские острова; Исландия, Атлантический океан.

Существуют как единичные (как правило, спящие или эпизодически активные) вулканы, так и целые вулканические зоны. Одни из них компактные, другие - протяжённые (в первую очередь - островные дуги по краям сужающихся океанов, и в зонах надвигающихся плит - как современной, так и более древних геологических и тектонических эпох).

Единичные вулканы

Компактные вулканические зоны

К компактным зонам вулканической активности относятся зоны современных и древних субдукций:

Протяжённые вулканические области

К протяжённым зонам вулканической активности относится всё "огненное кольцо" вокруг Тихого океана и области надвигающихся на Евразию с юга континентальных массивов Африки, Индостана и Австралии:

Закономерности расположения вулканов

Кроме протяженных областей вулканической активности имеются как компактные области, так и одиночные вулканы. Посмотрим, нет ли какой закономерности в их расположении на Земле.

Рассмотрим для начала координаты местоположения 42-х крупнейших вулканов на суше (высотой выше 800 м):

Название вулкана Местоположение Высота, м Регион Координаты Извержения
Охос-дель-Саладо Чилийские Анды 6893 Южная Америка 27°06′34″ ю. ш. 68°32′32″ з. д.
Льюльяйльяко Чилийские Анды 6723 Южная Америка !24°43′12″ ю. ш. 68°32′13″ з. д.
Сан-Педро Центральные Анды 6159 Южная Америка !21°53′04″ ю. ш. 68°23′23″ з. д.
Котопахи Экваториальные Анды 5911 Южная Америка 00°41′03″ ю. ш. !78°26′14″ з. д.
Килиманджаро Плоскогорье Масаи 5895 Африка 3°04′00″ ю. ш. !37°21′33″ в. д.
Мисти Центральные Анды (юг Перу) 5821 Южная Америка 16°17′40″ ю. ш. !71°24′32″ з. д.
Орисаба Мексиканское нагорье 5700 Северная и Центральная Америка !19°01′48″ с. ш. 97°16′05″ з. д.
Эльбрус Северный Кавказ 5642 Европа 43°20′45″ с. ш. !42°26′55″ в. д.
Попокатепетль Мексиканское нагорье 5455 Северная и Центральная Америка !19°01′20″ с. ш. 98°37′40″ з. д.
Сангай Экваториальные Анды 5230 Южная Америка 2°00′09″ ю. ш. !78°20′27″ з. д.
Невадо-дель-Толима Северо-Западные Анды 5215 Южная Америка 4°39′31″ с. ш. !75°19′46″ з. д.
! Ключевская Сопка п-ов Камчатка 4850 Азия !56°04′ с. ш. !160°38′ в. д.
Рейнир Кордильеры 4392 Северная и Центральная Америка 46°51′10″ с. ш. !121°45′37″ з. д.
Тахумулько Центральная Америка 4217 Северная и Центральная Америка !15°02′ с. ш. 91°54′ з. д.
! Мауна-Лоа Гавайские о-ва 4169 Австралия и Океания !19°29′ с. ш. !155°36′ з. д.
Камерун Массив Камерун 4100 Африка 4°13′00″ с. ш. 9°10′21″ в. д.
Эрджияс Анатолийское плоскогорье 3916 Азия 38°31′12″ с. ш. !35°28′48″ в. д.
Керинчи о. Суматра 3805 Азия 1°42′16″ ю. ш. 101°17′00″ в. д.
! Эребус о. Росса 3794 Антарктида !77°32′ ю. ш. !167°17′ в. д.
Фудзияма о. Хонсю 3776 Азия 35°21′45″ с. ш. 138°43′50″ в. д.
Тейде Канарские о-ва 3718 Африка 28°16′15″ с. ш. 16°38′21″ з. д.
Семеру о. Ява 3676 Азия 08°06′30″ ю. ш. 112°55′12″ в. д.
! Ичинская Сопка п-ов Камчатка 3621 Азия !55°41′ с. ш. !157°44′ в. д.
! Кроноцкая Сопка п-ов Камчатка 3528 Азия !54°45′ с. ш. !160°31′ в. д.
Корякская Сопка п-ов Камчатка 3456 Азия 53°19′ с. ш. 158°41′ в. д.
Этна о. Сицилия 3340 Европа 37°45′18″ с. ш. 14°59′43″ в. д.
Шивелуч п-ов Камчатка 3283 Азия !56°39′13″ с. ш. 161°21′46″ в. д.
Лассен-Пик Кордильеры 3187 Северная и Центральная Америка 40°29′17″ с. ш. !121°30′18″ з. д.
! Льяйма Южные Анды 3060 Южная Америка !38°41′51″ ю. ш. !71°43′50″ з. д.
Апо о. Минданао 2954 Азия 6°59′15″ с. ш. !125°16′15″ в. д.
! Руапеху Новая Зеландия 2796 Австралия и Океания !39°17′ ю. ш. !175°34′ в. д.
Пэктусан Корейский полуостров 2750 Азия 41°59′34″ с. ш. !128°04′38″ в. д.
! Авачинская сопка п-ов Камчатка 2741 Азия !53°15′20″ с. ш. !158°50′00″ в. д.
! Алаид Курильские о-ва 2339 Азия !50°51′32″ с. ш. !155°33′26″ в. д.
! Катмай п-ов Аляска 2047 Северная и Центральная Америка !58°16′43″ с. ш. !154°57′24″ з. д.
Тятя Курильские о-ва 1819 Азия 44°21′14″ с. ш. 146°15′03″ в. д.
Гекла о. Исландия 1491 Европа !63°59′ с. ш. 19°42′ з. д.
! Монтань-Пеле о. Мартиника 1397 Северная и Центральная Америка !14°48′47″ с. ш. !61°09′56″ з. д.
Везувий Апеннинский п-ов 1277 Европа 40°49′17″ с. ш. 14°25′32″ в. д.
! Килауэа Гавайские о-ва 1247 Австралия и Океания !19°25′ с. ш. !155°17′ з. д.
Стромболи Липарские острова 926 Европа 38°48′14″ с. ш. 15°13′24″ в. д.
Кракатау Зондский пролив 813 Азия 6°06′07″ ю. ш. 105°25′23″ в. д.

Здесь можно выделить следующие компактные зоны максимального магматизма:

1. Западное Средиземноморье (3)
  2. Ближний Восток (2)
  3. Камчатка (6) и Курильские о-ва (2)
  4. Индонезия (4)
  5. Анды (8) и Кордильеры (2)
  6. Мезоамерика (4)
  7. Гавайские о-ва (2)
  8. Северная Атлантика (2)

Широтно-меридиональные закономерности земного вулканизма

Приболее детальном анализе списка в таблице видно, что большинство вулканов группируются по определенным меридианам и параллелям.

Самые частые широты вулканизма:

1. (ожидалось ~78° с.ш.)
  2. 56° с.ш. [причем, на ~60° с.ш. концентрируются российские золотые рудники]
  3. 39° с.ш.
  4. 19° с.ш.
  5. 2° ю.ш.
  6. 22°-24° ю.ш.
  7. 39° ю.ш.
  8. (ожидалось ~60° ю.ш.)
  9. 78° ю.ш. (Антарктида)

Видим, что диапазон параллелей для активного вулканизма - примерно от 60° северной широты до 80° южной. Пояса идут приблизительно через 20 градусов.

То, что нет полосы на уровне около 60° южной широты - видимо, потому что океана в Южном полушарии больше. Вероятно, мы просто не знаем подводных вулканов на этой широте. Да и откуда им там вщяться - нет же надвигов плит.

А вот почему нет вулканов в Арктике - удивительно: и подводные хребты есть, и полярные берега Евразии и .северной Америки, вроде как, друг к другу придвигаются. Как будто, и землетрясений в Заполярье нет. Почему? Северный полюс литосферу засасывает? Или магнитный полюс стабилизирует и разряжает?

Самые частые долготы вулканизма зеркальны:

1. 155° з.д.
  2. (ожидалось ~140° з.д.)
  3. 122° з.д.
  4. 99°-92° з.д.
  5. 72°-69° з.д. (сдвиг с 80° на 70° з.д. - на 10°)
  6. (ожидалось ~60° з.д.)
  7. (ожидалось ~40° з.д.)
  8. 20°-17° з.д.
  9. (ожидалось ~0°)
  1. 13°-15° в.д. (сдвиг с 20° на 15° в.д. - на 5°)
  2. 35°-42° в.д.
  3. (ожидалось ~60° в.д.)
  4. (ожидалось ~80° в.д.)
  5. 101°-105° в.д.
  6. 125°-128° в.д. (сдвиг с 120° на 125° в.д. - на 5°)
  7. 139°-146° в.д.
  8. 156°-161° в.д.
  9. 167°-176° в.д. (сдвиг с 180° на 170° в.д. - на 10°)

Диапазон меридианальных поясов примерно от 160° з.д. до 180° в.д. Пояса располагаются примерно через 20° (со сдвигами), за исключением 140° з.д., -40° з.д., 0°, 60° в.д., 80° в.д.. Очевидно, это связано с тем, что эти меридианы идут через океаны: Тихий (-140°), Атлантический (-40°, 0°), Индийский (+60°, +80°).

Последствия вулканизма

Трудно найти в природе нашей планеты более грандиозное и опасноея вление, чем современный вулканизм. Кроме прямой угрозы человеку, вулканическая деятельность может оказывать менее явное, но при этом масштабное влияние на окружающую среду. Продукты мощных вулканических извержений, поступая в стратосферу, сохраняются в ней напротяжении года и более, изменяя химический состав воздуха и воздействуя на радиационный фон Земли. Подобные извержения оказывают большое влияниене только на регионы, прилегающие к ним: они могут вызывать и глобальныйэффект, длящийся гораздо дольше самого события, если атмосфера насыщается большим количеством частиц пепла и летучих соединений.

Слои пепла крупнейших доисторических извержений представляют хронологические стратиграфические горизонты для целых регионов и могут и спользоваться в моделях реконструкции направлений палеоветров во время эруптивной активности. Слои тефры (рыхлый обломочный материал, перемещенный из кратера к месту отложения по воздуху) являются основой для прямой корреляции пеплов сушии океана, они весьма эффективны в датировании ледниковых кернов и других отложений, в которых присутствуют эти прослои. При помощи вулканических извержений (из-за их влияния на атмосферу) можно объяснить некоторые уникальные непродолжительные климатические явления, которые также следует рассматривать в контексте ожидаемого глобального потепления как естественный механизм, который может изменять продолжительные климатические тенденции на период в несколько лет и более).

Климатические эффекты вулканической деятельности

Заметнее всего климатические эффекты извержений сказываются на изменениях при земной температуры воздуха и формировании метеорных осадков, что наиболее полно характеризуют климатообразующие процессы.

Температурный эффект. Вулканический пепел, выброшенный в атмосферу во время эксплозивных извержений, отражает солнечную радиацию, снижая температуру воздуха на поверхности Земли. В то время как пребывание мелкой пыли в атмосфере от извержения вулканского типа обычно измеряется неделями и месяцами, летучие вещества, такие как SO2, могут оставаться в верхних слоях атмосферы в течениене скольких лет. Мелкие частицы силикатной пыли и серного аэрозоля, концентрируясь в стратосфере, увеличивают оптическую толщину аэрозольного слоя, что ведет к уменьшению температуры на поверхности Земли.

Эксплозивные извержения могут оказывать свое влияние на климат, по меньшей мере, в течение нескольких лет, а некоторые из них– вызвать гораздо более продолжительные его изменения. С этой точки зрения крупнейшие трещинные извержения также могут иметь существенный эффект, поскольку в результате этих событий огромный объем летучих веществ выбрасывается в атмосферу в течение десятилетий и более.

Другая причина возможного похолодания обусловливается экранирующим воздействием аэрозолей Н2 SO 4 в стратосфере.

Роль вулканической деятельности в образовании атмосферных осадков [увлажнённости]

Распространенное мнение: при образовании атмосферных осадков первичным процессом в естественных условиях при любых температурах служит конденсация водяного пара, и только затем возникают ледяные частицы. Позднее было показано, что даже при многократном пресыщении ледяные кристаллы в совершенно чистом влажном воздухе всегда возникают вследствие гомогенного появления капель с последующим замерзанием, а не прямо из пара.

Вулканические индексы

В настоящее время разработан ряд индексов для оценки вклада вулканизма в изменения климата: вулканический индекс пылевой завесы (DVI – Dust Volcanic Index), индекс вулканической эксплозивности (VEI – Volcanic Explosive Index), а также MITCH, SATO и KHM, названные по фамилиям авторов, рассчитавших их.

Самые известные вулканы по группам и видам

Вулканы Атлантики

Вулканы Катла и Эйяфьядлайёкюдль (Исландия)

В 920, 1612 и 1821—1823 годах активности Катлы предшествовали извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль, расположенного в 20 км от Катлы. На основании этой закономерности, наблюдаемой в течение последней тысячи лет, некоторые геофизики Исландии предполагают, что извержения Эйяфьядлайёкюдля могут являться пусковым механизмом для извержений Катлы. Ученые полагают, что у вулкана Катла начался новый период активности (уже четвёртый за последние 50 лет), и он вполне может закончиться крупным извержением.

Вулкан Тейде на острове Тенерифе (Канары)

Вулкан Тейде на Канарском архипелаге

Вулканологи создали "карту рисков", которая показывает, как часто в течение последних 20 тысяч лет в этом районе происходили извержения. Исследователи установили закономерность: чем активнее вулканы были в прошлом, тем большую опасность они представляют сегодня.

В "группу риска" входят острова Тенерифе, Эль Хьерро и Ла Пальма, на которых за последние 20 000 лет по крайней мере 100 раз случались природные катаклизмы. Наиболее спокойными в этом плане являются Восточные Канары. Например, на Гран Канариа и Лансароте спад вулканической активности начался 15 млн лет назад, а на Фуэртевентуре еще за 5 млн лет до этого. Но, несмотря на то, что на Фуэртевентура в течение последних 20 тыс. лет не произошло ни одного извержения, вулкан на острове до сих пор считается действующим.

Вулканы Средиземноморья

Причины вулканизма в Средиземноморье (Адриатика и Эгеида) - дрейф Африки на север в сторону Европы.

Вулкан Везувий (Апеннинский п-ов)

С помощью сейсмограмм удалось установить, что за последний геологический период масштабные извержения Везувия (сопровождаемые, как правило, и сильными землетрясениями) происходили с пугающим постоянством:

Основываясь на этом, видим, что промежуток между извержениями составляет от 2 до 5,5 тысяч лет. Значит, следующее извержение может произойти как через 65 (2080 г.), так и через 3600 лет (5615 г.).

[А, основываясь на том, что сильные извержения различных вулканов Средиземноморья повторяются примерно через 15 000 лет (40000, 25000, 11400), следующее можно ждать приблизительно в 5600 г.]

Вулкан Санторин (о. Фера, Эгейское море)

Вулкан Санторин на карте Средиземного моря

См. страницу о критской цивилизации, чья гибель связана с извержением вулкана Санторин 1520-1460 г.г. до н. э. (по другой датировке - в 1660-1613 годах до н.э.).

Вулкан Стромболи (Липарские острова)

Вулкан Этна (Сицилия)

На протяжении своего существования Этна извергалась около 200 раз:

Вулканы Передней Азии

Причины вулканизма на Ближнем Востоке (Кавказ и Малая Азия) - также дрейф Африки в сторону Европы. Самые высокие переднеазиатские вулканы находятся на близких меридианах (35°-42° в.д.) и, что интересно, в этой же меридиональной зоне находится западно-африканский вулкан Килиманджаро (37°), но на 44° южнее.

Потухший вулкан Эльбрус (Северный Кавказ)

Вулкан Эрджияс (Анатолия)

Вулканы Южной Азии

Причины вулканизма в Южной и Юго-восточной Азии, очевидно, - дрейф Индостана на север в сторону Азии.

Вулкан Тоба (Индонезия)

По модели строения вулкана, основанную на имеющихся сейсмических наблюдениях, на глубине более 150 километров под погружающейся вниз литосферной плитой газы и расплавы формируют потоки магмы, которые поднимаются наверх. Это приводит к образованию на глубине 75 километров под Тобой магматической камеры объемом 50 тысяч кубических километров. Извержение супервулкана происходит тогда, когда давление в камере достигает критического значения

В этом случае магма поступает наверх, что приводит к расплавлению (разрыву) коры, и изливается на поверхность планеты. Авторы модели полагают, что нет никаких оснований полагать, что извержение супервулкана Тоба неминуемо, однако не исключают этого. Геофизики отмечают, что аналогичное строение имеет геологический источник в Йеллоустоуне (США).

Вулканы тихоокеанского Огненного кольца

Причины вулканизма в тихоокеанском регионе, вероятно - расширение Атлантического океана и дрейф Евразии и Северной Америки навстречу друг другу. В результате, в районе американских Кордильер с Андами, на Камчатке и в Японии сложились активные сейсмические зоны.

Потухший вулкан Фудзияма (Япония)

Внутриматериковык вулканы Африки

Внутриматериковык вулканы Северной Америки

Йеллоустоунский парк. Он еще себя покажет...

Внутриматериковык вулканы Южной Америки

Вулканы Антарктиды

Причины подлёдного вулканизма в Антарктике - давление ледникового покрова?

Ученые из Эдинбургского университета обнаружили подо льдами Антарктиды 91 вулкан. Вулканы высотой от 100 до почти 4000 метров, покрыты двухкилометровым слоем льда, расположены в западной части материка. Ранее ученые знали о существовании на континенте 47 вулканов. (Guardian)

Плюмовые вулканы

Кроме контактного вулканизма (материково-материкового, материково-океанического и, возможно, океанически-океанического), возникающего в районах надвигающихся друг на друга плит, существует вулканизм из-за всплывающих из мантии к поверхности суперплюмов. Такой характер носит, например, вулканизм Гавайских островов.

Трапповый (базальтовый, трещиновый) вулканизм

В прошлом трапповые провинции были источником самых масштабных вулканических извержений на нашей планете. Извергаемая ими лава вызывала обширные базальтовые наводнения, которые охватывали до сотен тысяч квадратных километров поверхности. Многие миллионы лет назад траппы оказывали большое влияние на климат Земли и приводили к массовым вымираниям живых существ. Отличаясь длительным периодом извержения, в течение тысяч лет они загрязняли воздух вулканическим пеплом и газами, уничтожали растительность, создавали широкие плато и горные хребты.

Возраст трапповых формаций различен. Они известны в позднем докембрии на Сибирской, Русской, Северо-Американской (Кивино на Канадском щите) и, по-видимому, Африканской (система Карру? на юге) платформах, в кембрии на севере Австралии, в среднем палеозое на Русской платформе, в позднем палеозое — раннем мезозое на Сибирской и Африканской платформах, в палеогене и неогене в Тулейской, или Британо-Арктической, провинции, а также в Индии и Антарктике.

В 1969 г. в Индии был созван Международный симпозиум по траппам Декана и других территорий мира, материалы которого опубликованы в 1972 г. в журнале «Bulletin volcanotogique» (vol. 37, N° 3,4).

Регионы без вулканов

Спокойная Австралия? Хотя рядом - вулканогенная Индонезия.

Центры вулкановедения

Сетевые ресурсы о вулканизме

Науки о геосфере : Геофизика | Геоморфология | Геотектоника | Структурная геология | Вулканология | Сейсмология | Минералогия | Полезные ископаемые (золото и др.)
Близкие по теме страницы: География | Карты | Музеи и библиотеки
На правах рекламы (см. условия):

© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 15.10.2018