Самые известные вулканы по группам и видам

Главная > Естественные науки > Науки о Земле > Науки о геосфере > Вулканология > Знаменитые вулканы

Страницы раздела о самых известных вулканах:

Вулканы Атлантики

Вулканы Катла и Эйяфьядлайёкюдль (Исландия)

В 920, 1612 и 1821—1823 годах активности Катлы предшествовали извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль, расположенного в 20 км от Катлы. На основании этой закономерности, наблюдаемой в течение последней тысячи лет, некоторые геофизики Исландии предполагают, что извержения Эйяфьядлайёкюдля могут являться пусковым механизмом для извержений Катлы. Ученые полагают, что у вулкана Катла начался новый период активности (уже четвёртый за последние 50 лет), и он вполне может закончиться крупным извержением.

Вулкан Тейде на острове Тенерифе (Канары)

Вулкан Тейде на Канарском архипелаге

Вулканологи создали "карту рисков", которая показывает, как часто в течение последних 20 тысяч лет в этом районе происходили извержения. Исследователи установили закономерность: чем активнее вулканы были в прошлом, тем большую опасность они представляют сегодня.

В "группу риска" входят острова Тенерифе, Эль Хьерро и Ла Пальма, на которых за последние 20 000 лет по крайней мере 100 раз случались природные катаклизмы. Наиболее спокойными в этом плане являются Восточные Канары. Например, на Гран Канариа и Лансароте спад вулканической активности начался 15 млн лет назад, а на Фуэртевентуре еще за 5 млн лет до этого. Но, несмотря на то, что на Фуэртевентура в течение последних 20 тыс. лет не произошло ни одного извержения, вулкан на острове до сих пор считается действующим.

Вулканы Средиземноморья

Причины вулканизма в Средиземноморье (Адриатика и Эгеида) - дрейф Африки на север в сторону Европы.

Вулкан Везувий (Апеннинский п-ов)

С помощью сейсмограмм удалось установить, что за последний геологический период масштабные извержения Везувия (сопровождаемые, как правило, и сильными землетрясениями) происходили с пугающим постоянством:

Основываясь на этом, видим, что промежуток между извержениями составляет от 2 до 5,5 тысяч лет. Значит, следующее извержение может произойти как через 65 (2080 г.), так и через 3600 лет (5615 г.).

[А, основываясь на том, что сильные извержения различных вулканов Средиземноморья повторяются примерно через 15 000 лет (40000, 25000, 11400), следующее можно ждать приблизительно в 5600 г.]

Вулкан Санторин (о. Фера, Эгейское море)

Вулкан Санторин на карте Средиземного моря

См. страницу о критской цивилизации, чья гибель связана с извержением вулкана Санторин 1520-1460 г.г. до н. э. (по другой датировке - в 1660-1613 годах до н.э.).

Вулкан Стромболи (Липарские острова)

Вулкан Этна (Сицилия)

Вулкан Этна в Сицилии

На протяжении своего существования Этна извергалась около 200 раз:

Вулканы Передней Азии

Причины вулканизма на Ближнем Востоке (Кавказ и Малая Азия) - также дрейф Африки в сторону Европы. Самые высокие переднеазиатские вулканы находятся на близких меридианах (35°-42° в.д.) и, что интересно, в этой же меридиональной зоне находится западно-африканский вулкан Килиманджаро (37°), но на 44° южнее.

Потухший вулкан Эльбрус (Северный Кавказ)

Вулкан Эрджияс (Анатолия)

Вулканы Южной Азии

Причины вулканизма в Южной и Юго-восточной Азии, очевидно, - дрейф Индостана на север в сторону Азии.

Вулкан Тоба (Индонезия)

По модели строения вулкана, основанную на имеющихся сейсмических наблюдениях, на глубине более 150 километров под погружающейся вниз литосферной плитой газы и расплавы формируют потоки магмы, которые поднимаются наверх. Это приводит к образованию на глубине 75 километров под Тобой магматической камеры объемом 50 тысяч кубических километров. Извержение супервулкана происходит тогда, когда давление в камере достигает критического значения

В этом случае магма поступает наверх, что приводит к расплавлению (разрыву) коры, и изливается на поверхность планеты. Авторы модели полагают, что нет никаких оснований полагать, что извержение супервулкана Тоба неминуемо, однако не исключают этого. Геофизики отмечают, что аналогичное строение имеет геологический источник в Йеллоустоуне (США).

Вулканы тихоокеанского Огненного кольца

Причины вулканизма в тихоокеанском регионе, вероятно - расширение Атлантического океана и дрейф Евразии и Северной Америки навстречу друг другу. В результате, в районе американских Кордильер с Андами, на Камчатке и в Японии сложились активные сейсмические зоны.

Потухший вулкан Фудзияма (Япония)

Современные вулканы Камчатки (Россия)

Внутриматериковые вулканы Африки

Внутриматериковык вулканы Северной Америки

Йеллоустоунский парк. Он еще себя покажет...

Внутриматериковык вулканы Южной Америки

Поющий вулкан Котопахи (Эквадор)

Котопахи — вторая по высоте вершина Эквадора. Он входит в число самых высоких активных вулканов планеты. Последнее извержение вулкана случилось в 2015 году после 140-летнего перерыва [т.е., в 1875 году - перед извержением другого "латиноса" Эль-Чичиона (1882) и суперизвержением Кракатау (1883) - почти своего антипода (и тоже почти на экваторе)]. Во время извержения кратер вулкана был разрушен.

Спустя год приборы стали фиксировать во вновь сформировавшемся кратере специфические звуки, фиксируемые приблизительно раз в сутки и продолжающиеся полтора минуты. Эти колебания настолько низкие, что человеческое ухо не может их уловить (инфразвук). Если сделать звуки слышимыми, они будут похожи на скрип медленно открывающейся двери или на низкочастотные звуки органа. Акустики назвали «пение» вулкана испанским словом «торнильос» (винты), поскольку рисунок звуковых волн похож на резьбу на винтах.

Вулканы Антарктиды

Причины подлёдного вулканизма в Антарктике - давление ледникового покрова?

Ученые из Эдинбургского университета обнаружили подо льдами Антарктиды 91 вулкан. Вулканы высотой от 100 до почти 4000 метров, покрыты двухкилометровым слоем льда, расположены в западной части материка. Ранее ученые знали о существовании на континенте 47 вулканов. (Guardian)

Плюмовые вулканы

Кроме контактного вулканизма (материково-материкового, материково-океанического и, возможно, океанически-океанического), возникающего в районах надвигающихся друг на друга плит, существует вулканизм из-за всплывающих из мантии к поверхности суперплюмов. Такой характер носит, например, вулканизм Гавайских островов.

Срединно-тихоокеанские Гавайские вулканы

Трапповый (базальтовый, трещиновый) вулканизм

В прошлом трапповые провинции были источником самых масштабных вулканических извержений на нашей планете. Извергаемая ими лава вызывала обширные базальтовые наводнения, которые охватывали до сотен тысяч квадратных километров поверхности. Многие миллионы лет назад траппы оказывали большое влияние на климат Земли и приводили к массовым вымираниям живых существ. Отличаясь длительным периодом извержения, в течение тысяч лет они загрязняли воздух вулканическим пеплом и газами, уничтожали растительность, создавали широкие плато и горные хребты.

Возраст трапповых формаций различен. Они известны в позднем докембрии на Сибирской, Русской, Северо-Американской (Кивино на Канадском щите) и, по-видимому, Африканской (система Карру? на юге) платформах, в кембрии на севере Австралии, в среднем палеозое на Русской платформе, в позднем палеозое — раннем мезозое на Сибирской и Африканской платформах, в палеогене и неогене в Тулейской, или Британо-Арктической, провинции, а также в Индии и Антарктике.

В 1969 г. в Индии был созван Международный симпозиум по траппам Декана и других территорий мира, материалы которого опубликованы в 1972 г. в журнале «Bulletin volcanotogique» (vol. 37, N° 3,4).

Регионы без активных купольных вулканов

Гиповулканическая Австралия

Спокойная Австралия? Хотя рядом - вулканогенная Индонезия.

Вулканология: Знаменитые вулканы | Вулканизм во времени | Вулканизм в пространстве | Книги о вулканах
Близкие по теме страницы: Сейсмология | Катаклизмы | Карты | Музеи и библиотеки
На правах рекламы (см. условия):

© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 02.11.2018