Церкви первых трех Соборов (древневосточные)

Главная > Эзотерика > Религии > Христианство > Древневосточные церкви

Древние восточные церкви — группа древних церквей восточного христианства, признающих постановления и исповедующих вероучительные догматы только первых 2-х или 3-х Вселенских соборов. К ним относятся диофизитская ассирийсская и 6 монофизитских церквей (армянская, коптская, маланкарская, сирийская, эритрейская, эфиопская).

Последние 6 восточных церквей называют "ориентальными православными" или "древними православными" церквями. Они не признают Халкидонский и все последующие Вселенские соборы, в связи с чем также называются миафизитскими и нехалкидонскими церквями.

Диофизитская Ассирийская Церковь Востока, признаёт еще меньше - только два первых Вселенских собора.

Разделы страницы о древневосточных церквях:


Диофизитская, монофизитская и миафизитская христологии

Миафизи́тство

Миафизи́тство (от др.-греч. μία — «единая» + φύσις — «природа, естество») — христологическая доктрина древневосточных церквей, утверждающая единство Богочеловеческой природы Иисуса Христа. Возникла в V веке вследствие богословской полемики святого Кирилла Александрийского из Александрийской богословской школы против Нестория Константинопольского, согласно Антиохийскому богословию проповедовавшего природное разделение во Христе.

Термин «миафизитство» исповедующими данную доктрину выводится из приписываемой Афанасию Великому формулы «μία φύσις τοῦ θεοῦ λόγου σεσαρκωμένη». С помощью данной формулы св. Кирилл опровергал диофизитство Нестория (две природы, две ипостаси, одно лицо), утверждая, что для исповедания Единого лица воплощенного Сына Божьего две совершенные природы Бога и человека должны быть в единстве (др.-греч. «μία φύσις») и образовывать единую ипостась.

В  отличие от монофизитской ереси Евтихия, миафизитство не учит о смешении двух природ во Христе или о поглощении одной в другой, но говорит лишь об их нерасторжимом единстве с полным сохранением своих свойств, что подчеркивает в одной из своих работ известный теолог-миафизит папа Александрийский (Коптской православной церкви) Шенуда III. (Википедия)

Ассирийская (сиро-персидская) Церковь Востока [диофизитская = несторианская]

Граница между православной и несторианской церковью, а также между восточным и западным сирийскими диалектами

Сиро-Персидская Церковь относится к несторианской церкви. Образована в 484 г. на базе Персидской ("Халдейской") Церкви и Патриархата "Селевкия-Ктесифон" (современный Багдад). Распространилась по всей Аравии, Северной Индии и Центральной Азии (до Китая включительно) среди тюркских и монгольских народов. В VII-ХI вв. - самая обширная по территории христианская Церковь. В XIV в. почти полностью уничтожена Тамерланом.

В 1898 г. несколько тысяч айсоров (ассирийских христиан) из Турции во главе с арх. Урмийским Мар Ионой перешли в Русскую Православную Церковь [а остальные?].

Ассирийская церковь Востока (или просто Церковь Востока) - единственная существующая в настоящее время древняя восточная церковь, которая отвергает не только Халкидонский собор (в 451 г., где осудили монофизитов), но и Третий Вселенский собор (в 431 г., где осудили Нестория). Диофизитская Ассирийская Церковь не состоит в евхаристическом общении с церквями миафизитской христологии, хотя и относятся к древневосточным церквям.

Армянская Апостольская Церковь

Армянская Церковь поклоняется Иисусу Христу, Сыну Божию, воплощенному из двух природ, Божественной и человеческой, и Спасителю мира" ...Его Тело, единое с Богом не могло увидеть тления.

Армянская Апостольская Церковь входит в состав Древне-Восточных Церквей. По преданию, восходит к апостолам Фаддею и Варфоломею. Исторически образована в 320-е годы, трудами святого Григория Просветителя (ум. 335), сын и преемник которого, Аристакес, был участником I Вселенского Собора.

В своей догматике основывается на постановлениях трех первых Вселенских Соборов и придерживается христологии свт. Кирилла Александрийского (т.н. миафизитство [монофизитство?]). Имеет семь таинств, чтит Богородицу, иконы и т.д. В IV Вселенском Соборе не участвовала по объективным причинам и постановлений его (искаженных переводом) не признала. В период с 491 по 536 г. окончательно отделилась от единства Вселенской Церкви. В настоящее время имеет епархии в пределах Армении и несколько других в Америке, Азии, Европе и Австралии.

Христианство появилось в Армении очень рано, и хотя сведения, оставленные Абгаром, очень неясны, но, тем не менее, первое достоверное известие получается из II столетия [!]. Христианство, сильно преследуемое, иногда совершенно там исчезало, пока наконец епископ Григорий Просветитель не обратил в 301 г. Тиридата и в V столетии Месроп не перевел Библию на армянский язык. С этого времени в армянской церкви началась деятельность, и армяне стали часто посещать школы в Афинах и Константинополе.

В церковных распрях о двух естествах Христа армяне примкнули к монофизитам с одобрения персидского царя Хозроя, завоевавшего страну в 536 г., они отвергли на Туринском синоде формулу Халкидонского собора [4-го ?] и с тех пор отделились в особую церковь, которую назвали в честь Григория - григорианской. Главою церкви их сделался католикос (т. е. всеобщий епископ), живущий в Эчмиадзине, монастыре около Эривани, древней столицы Армении.

Скоро в среде армян началась богатая научная деятельность, и значительная богословская литература, сохранившаяся на сирийском языке, начала переводиться на армянский язык для того, чтобы сделать ее доступной армянскому духовенству. Нерсес-Клайеци, армянский католикос XII века, сочинения которого издавались много раз, считается армянами величайшим их богословом.

С  греческой (православной) церковью григорианцы не сливаются до сих пор. Но римские папы пытались много раз, например, в 1145, 1341, 1440 г.г., когда армяне обращались за помощью к западным государствам против магометан, отторгнуть армян от старой веры. Папам удалось, однако, только образовать раскол в армянской церкви.

Сведения по армянской литературе можно найти на странице армянского языка.

Коптская православная церковь

Коптская Церковь была основана самим святым Марком Евангелистом, который прибыл в Африку в 47-48 гг. и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году он принял мученическую смерть от римлян. Святой Марк почитается коптами как их первый патриарх. С самого начала коптский Александрийский патриарх носил титул папы, который затем стали присваивать и римскому епископу. Коптский папа-патриарх избирается пожизненно, пользуется непререкаемым авторитетом и является лидером нации. Нынешний Папа Шенуда III был избран в 1971 году, он замечательный богослов и доступный человек.

Христианство без особого труда в свое время распространилось в древнем Египте, потому что его жители тысячелетия верили в умирающего и воскресающего бога Осириса. Кроме того, близкое соседство Египта со Святой Землей тоже способствовало этому. Считается, что на берегах Нила в течение почти 4 лет Дева Мария с мужем Иосифом прятали маленького Иисуса от преследований царя Ирода. Эти места посещают христианские паломники со всего мира.

Коптская Церковь относится к восточной, православной ветви христианства, но существует много различий между русским правочлавием и египетским христианством – и в теологии, и в традициях. Копты – монофизиты, то есть, согласно их вере, у Христа была единственная, божественная сущность, а не две – божественная и человеческая. В 451 г. Халкидонский Вселенский Собор осудил монофизитство как ошибочное учение, и Коптская Церковь Египта откололась от ортодоксальной [православной] христианской церкви.

Коптами были Св. Афанасий, Св. Василий – автор праздничной православной церковной литургии, Св. Пахом – основатель монашеского и отшельнического движения.

Заметьте, именно у коптов в 3-4-м веке возникло монашество, которое отсюда распространилось по христианскому миру. Стало оно неотъемлемой частью и русского православия. Первый монастырь, существующий до сих пор, был основан в пустыне на востоке Египта преподобным Антонием Великим. Почти в то же время там возник и монастырь св. Павла. Почитаемые христианской церковью святые Мария Египетская, преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина [самая просвещенная женщина толго времени, которую растерзала толпа язычников] родились и жили на берегах Нила.

Несмотря на арабское завоевание Египта в 641 г. и гонения на христиан, копты в Египте очень почитались. От них никто не потребовал отказа от христианства, коптский язык даже использовался в официальных документах. Сейчас копты составляют около 9% населения Египта, но в структурах власти их представителей нет, потому что официальной государственной религией является ислам. Копты – самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке. Памятники древности коптов бережно восстанавливаются и охраняются государством, в Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптской культуры.

Коптские храмы отличаются скромностью и простотой своего убранства, фрески встречаются нечасто, иконопись упрощенная, похожая на детские рисунки. В большинстве храмов есть скамейки. Но в целом изнутри они похожи на все православные храмы: алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи. Язык богослужения - древний коптский (его алфавит был создан на основе гроеческого).

Своеобразную форму имеют кресты коптских церквей: они ориентированы в двух направлениях, поэтому при взгляде с любой стороны виден Крест. Священники носят кресты, сделанные чаще из кожи, ходят в шапочках-тюрбанах. При входе в храм для причастия копты обязательно снимают обувь. Молятся они семь раз в сутки, лицом на восток, обязательно в головных уборах, большую часть года постятся. Они очень почитают Богородицу и святых, обязательно исповедуются.

Копты строго хранят чистоту своей крови и в жены берут только женщин-копток или европеек. Женятся они только один раз, венчаясь в церкви, гражданские браки и разводы у них не признаются. Христианские традиции они хранят очень трепетно, несмотря на то, что большинство населения страны давно исповедует ислам.

Александрия является древним коптским церковным центром, там находятся захоронения всех предстоятелей Коптской Церкви, начиная от апостола Марка. Но в настоящее время центр Коптской Церкви и вообще всего коптского народа расположен в Каире и включает в себя гигантский собор св. Марка, древний храм апостолов Петра и Павла, множество различных служб и зданий. Здесь находится главная духовная семинария Коптской Церкви, которую закончило большинство священников. В Коптской Церкви имеется 12 мужских и 6 женских монастырей, где монахи живут в строгости и молитвах, питаясь в основном хлебом и водой.

Взято с блога "Хранитель идей".

Маланкарская православная церковь (христиане апостола Фомы)

Маланкарская православная сирийская церковь ("христиане апостола Фомы") – автокефальная древневосточная община в Индии, основанная в 52 г. от Р.Х. апостолом Фомой. Ее предстоятель носит титул Католикоса Востока - митрополита Маланкарского, и имеет резиденцию в Коттаяме (штат Керала).

Сиро-маланкарский обряд (ritus Suro-Malankarensis) – один из восточных литургических обрядов. Принадлежит к сиро-антиохийской, или западно-сирийской, обрядовой группе наряду с собственно сиро-антиохийским обрядом. В настоящее время маланкарский обряд в различных формах используется христианами штата Керала (Индия) и незначительной диаспоры, принадлежащими к двум Древним Восточным Церквам, к Сиро-Маланкарской Католической Церкви и к нескольким протестантским Церквам.

В  1653 году большая часть верующих отделилась от униатской Маланкарской церкви и дала "Клятву креста Кунан" о неподчинении папе Римскому. Тогда же ими был посвящен епископ Мар Тома (его "посвятили" двенадцать священников), который возглавил церковь. В 1761 Мар Тома VI был рукоположен в митрополиты представителями Сирийской (Православной) церкви. В 1816 Британские миссионеры начали свою деятельность, в том числе - перевели Библию на язык малаям.

Сиро-Яковитская Православная Церковь

Сиро-Яковитская Православная Церковь входит в состав Древне-Восточных Церквей и Монофизитских церквей. Образована в 540-е гг. сирийским монофизитским епископом Яковом Барадеем. Выдержав жестокую борьбу с империей, яковиты в 610 г, отдали себя под владычество наступавших персов. В 630 г., при императоре Ираклии, частично приняли монофелитство ("единоволие") - признание двух сущностей Христа, но единой божественной воли.

В  начале VIII в., спасаясь от арабов, бежали в Египет и Сев.-Зап.Африку. Расселились и в восточном направлении по всему Междуречью до самой Индии, где в 1665 г. вошли в унию с Малабарскими христианами.

Общая численность приверженцев Сиро-Яковитской церкви на конец XX века - около 900 тысяч человек, преимущественно в Индии и Сирии.

Эритрейская православная церковь

Ранее была частью Эфиопской православной церкви. Её автокефалия была неохотно признана Эфиопским Патриархатом в 1998 году после обретения Эритреей независимости в 1993 году.

Эфиопская (Абиссинская) православная церковь

Входит в состав Древне-Восточных Церквей. Была распространена и ныне также представлена в Эфиопии.

При царе Сисинии (1607-1632) вошла в унию с Римом, но следующий, царь Василий (1632-1667), изгнал католиков из Эфиопии. До 1959 г. часть Коптской Православной Церкви, а затем - автокефалия. Как и в коптской церкви, в эфиопской имеется много пустынных монастырей.

Богослужения отличаются чрезвычайным богатством текстов, песнопений и изобилием праздников. Языком богослужения и священных текстов в Абиссинской церкви является язык геэз с самобытным алфавитом, возникшим на основе южноаравийского письма под влиянием индийского.


На главную

Христианство: Монофизитство | Православие | Католичество | Протестантство | Протестантство | Доктрина христиан

Мифология | Древняя история | Иностранные языки | Страны мира | Книги
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 17.05.2016
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня