Версия для печати

Волжско-финские языки

Главная > Лингвистика > Языки > Ностратические > Уральские > Финноугорские > Финнопермские > Волжско-финские
Финно-угорские словари: Финский | Эрзя-мордовский | Эстонский

Разделы страницы о языках волжско-финской группы:


Древние волжско-финские языки

К  известным из русских летописей и былин древним волжско-финским языкам относятся: †муромский, †мерянский и †мещерский языки. Некоторые финно-угорские племена во времена Киевской Руси обитали намного юго-западнее, чем сейчас. В районе нынешних Москвы, Ярославля и т.д. обитало племя меря (родственники ныншних мордвы и марийцев). А в мордовском и марийском языках есть слово mosko и maska соответственно, что значит "медведь".

Возможно, от отюреченных мещер (буртасов) произошла татарская народность мишары.

Библиография о происхождении и истории волжско-финских языков:

Меря и мерянский языки

Литература о мерянском языке

Марийский (черемисский) язык

В дореволюционной России марийцев называли черемисами.

На самом деле существует два марийских языка - восточный луговой (лугово-восточный) [от смешения с сарматами?] и западный горный (горно-марийский). Лугово-восточный литературный марийский язык обычно называют просто «марийским», при этом горномарийский нередко именуется «вариантом» марийского литературного языка. Однако, как с филологической, так и с социолингвистической точки зрения существование официально признанного с 20-х годов горномарийского литературного языка не подлежит сомнению.

Литература о марийском народе и его диалектах

Книги о марийском этногенезе

Марийские словари и самоучители

Труды о марийской компаративистике

Статьи о марийской ономастике

Мордовские языки и мордва

На самом деле существует два мордовских языка - мокшанский (мокша-мордовский) и эрзянский (эрзя-мордовский). На этих мордовских языках — мокшанском и эрзянском — говорят больше полумиллиона человек, проживающих на территории Республики Мордовия и в некоторых других субъектах Российской Федерации. Кроме того, на мокшанском языке говорят в Армении и США, эрзянский встречается на территории Армении, Казахстана, Эстонии, некоторых стран Центральной Азии.

Несмотря на тесную связь между эрзянским и мокшанским языками, они не являются взаимно понятными. Различия отслеживаются даже на уровне алфавита и произношения. Язык эрзя (эрзянь кель) значительно отличен от языка мокша - их разделение произошло, по данным глоттохронологии, еще полторы-две тысячи лет назад.

Лесовики-эрзя внешне довольны отличны от своих лесостепных братьев мокша. Относятся не к уральской, а к беломоро-балтийской расе. Чаще всего эрзя выше ростом нежели мокша, светлее кожей и волосами. Сказывается большое смешение эрзян со славянами, готами-германцами, нежели с тюрками и другими южными племенами. Эрзяне гораздо лучше сохранили познэнь озномат - языческую веру своих предков. По сей день остаются фактически двоеверами - следуют и православию и язычеству. По сей день помнят о культах верховного Бога Инешкипаза, почитают мать леса и ветров Вармаву, покровительницу ветров Нороваву.

История мордовского народа

Первое письменное упоминание о мордве содержится в трудах историка готов Иордана, который, описывая в VI в. события, относящиеся к IV веку, в числе прочих народов, завоеванных готами, называет Mordens. Однако, у Иордана не содержится данных ни о месте проживания этого народа, ни о его происхождении. Только в летописном своде “Повесть временных лет” наконец была указана примерная территория обитания мордвы: “...по Оце реце, къдъ въчъть в Вългу ...Мърдва свой язык”.

В 2000 г. В.И. Вихляевым была опубликована монография по происхождению древнемордовской культуры, где им было обосновано выделение особой андреевской культуры, основу которой первоначально составили пришлые кочевники сарматы, столкнувшиеся на территории СурскоВолжскоСвияжского междуречья “...с носителями двух различных культур: городецкой и прикамского облика (пьяноборской?)”. [Видимо, от них и возник этноним с корнем *mord - "смертный"?] Под влиянием местного финского (и западного и восточного) населения культура пришельцев претерпевает существенные изменения. При этом главная роль в финнизации кочевников отводится В.И. Вихляевым городецким племенам.

В конце II в., по мнению В.И. Вихляева, основная часть потомков андреевской культуры перемещается в ЦнинскоМокшанское междуречье, где смешивается с племенами позднегородецкой культуры, дав начало цнинскомокшанской (кошибеевской) группе племен. А к середине III в. в результате автохтонного развития носителей городецкой культуры складывается верхнесурская племенная культура, в формировании которой не ощущается заметного влияния ни андреевской культуры, ни цнинскомокшанских племен.

Книги по история и языку мордвы

Библиография по этнокультурогенезу мордвы

Библиография по мордовским языкам

Книги по финноволжскому языковедению

Литература об этногенезе праволго-финнов

Книги о финно-волжских языках

Книги о финно-волжской и волго-окской топонимике


Главная > Лингвистика > Языки мира > >
Финно-пермские: Балтийско-финнские (+ финнский лексикон) | Волжско-финнские | Саамский | Пермские
Письменности мира | Страны и города | Образовательные ресурсы
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика