Чань-буддизм (дзэн) - учение Бодхидхармы о недуальности

Главная > Эзотерика > Религии > Восточные учения > Дзэн

Японский сад, чайный домик

Дзэн - это действие не-действия. [!]
Дзэн - это буддизм действия и интуиции.
Дзэн означает всё делать совершенно.
Дзэн есть решительное действие в текущее мгновение.
Дзэн означает смотреть на всё глазами Бога.
Дзэн является приготовлением к жизни через умирание.
Дзэн: простота, прямота, действенность. Дзэн: «as is».

Пока человек не научился не думать, он не личность, а тряпка.

Освобождение от мыслей и сосредоточение на текуще моменте - это один из шагов к осознанной жизни (Дзен кошки. Гани Султанов). Вроде не понятно, как можно быть "осознанным" "без мыслей"? Противоречия нет: осознание - это восприятие информации мозгом, а не только органами чувств (увидел - и забыл). Потом уже можно думать об этом, "мыслить". Но сначала нужно "осознать". В то же время не понятно, как "осознанность" связана с интуицией. Ведь интуитивная реакция происходит до осознания?

Разделы страницы о психотехнике чань-буддизма:


Бодхидхарма - основатель дзэнского направления буддизма

Бодхидхарма (ум. 528 или 536), (санскр. "Дхарма просветления", "Учение о просветлении", по-китайски - Путидамо, сокращенно Дамо) - 28-й буддийский патриарх, первый патриарх школы Чань. Родом из Южной Индии, был третьим наследником царя. Провел на севере Китая более 40 лет. Имел много учеников и последователей: Хуэйкэ, Таньлинь, Даоюй и др.

Преемником назначил Хуэйкэ, передав ему основной канонический текст "Ланкаватара-сутру" в 4 свитках. Наряду с толкованием этой и других махаянских сутр (главным образом, в традиции йогачары) разработал учение о "2 путях и 4 методах" достижения "просветления":

  1. "вхождение в принцип" - осознание, что все живые существа обладают одной и той же изначально "чистой" природой, лишь поверхностно "омраченной" неведением, поэтому необходимо отбросить все ложные взгляды и вернуться к "истинной реальности" посредством практики "созерцания стены".
  2. "вхождение в практику" - освоение адептом "4 методов":

Ему приписывается также разработка 4 основополагающих принципов чань-буддизма:

  1. "особая передача вне Учения";
  2. "не опираться на слова и тексты";
  3. "прямое указание на сознание человека";
  4. "созерцая свою природу, становиться буддой".

Однако новейшие исследования показали, что эти принципы были сформулированы не ранее пер. правления династии Тан (618-907). (H.B. Абаев)
[Да, для Бодхидхармы слишком примитивно и не по-чаньски все раскладывать на полочки].

Обзор сущности чань-буддизма

Дзэн/чань* — это сущность буддизма, а свобода — сущность чань. И на простейшем, и на самом глубоком уровне для чань важно только одно — освобождение того потенциала, что сокрыт в человеческом сознании. Китайский чаньский наставник Ин-ань говорил: «Чаньский образ жизни — это самый прямой и короткий путь к обретению пробуждения и овладению чань в том самом месте, где находишься, путь, совершенно не требуюший усилий».

Свобода, которую предлагает чань-буддизм, отнюдь не запредельна, она находится здесь, в этом мире. Она не требует ничего постороннего и может быть воплощена на практике среди повседневных занятий и дел. Она применима сиюминутно и развивается естественно. Да-хуэй, другой великий китайский наставник, говорил: «Чтобы обрести пробуждение, вовсе не обязательно отказываться от семьи, бросать службу, есть только овоши, быть аскетом или бежать в тихое спокойное место».

Но при этом чаньская свобода, осуществляясь в мире, в сущности, не принадлежит этому миру; она отнюдь не равнозначна той свободе, которая может быть гарантирована или дарована социальной или политической системой. Согласно чаньскому учению, свобода, зависящая от вешей мира, может быть ограничена, а свобода дарованнная может быть отнята. Желая обрести свободу, которую нельзя ограничить и нельзя отнять, чаньское освобождение исходит из внутреннего. По самой своей природе она не может войти в индивидуальное сознание извне.

Чаньское освобождение, по существу, достигается посредством особого знания и восприятия, проникающих в истоки существования. Такое знание и восприятие освобождает сознание от произвольных ограничений, накладываемых на него причинно-следственной зависимостью, открывая тем самым потенциальные возможности сознания. Да-хуэй пояснял: «иарство пробужденных — это не внешнее царство с четкими и ясными признаками; природа Будды — это царство священного знания в тебе самом. Чтобы обрести ее, не требуется никаких особых качеств, практик или понимания. Все, что нужно, — это избавиться от психических привязанностей к внешнему миру, которые накапливались в сознании с безначального времени».

Чань очищает сознание для внутреннего понимания собственной сущностной природы; и тогда внутреннее понимание сущностной пустоты сознания позволяет человеку естественным образом сохранять равновесие и оставаться свободным в любом положении; в таком случае человек может идти дальше и прояснять повседневный опыт. Японский наставник Бунан говорил: «Люди полагают, что узреть подлинную человеческую природу невероятно трудно, но на самом деле это не трудно и не легко. К этой сущностной природе вообще ничего не может относиться. Следует отзываться на правильное и неправильное, оставаясь вне правильного и неправильного; жить среди страстей, устранившись при этом от страстей; видеть, не видя; слышать, не слыша; действовать, не действуя; искать, не находясь в поиске».

Просветленная чаньская свобода, находящаяся в мире и одновременно не принадлежащая миру, сравнивается в традиции с иветком лотоса, корни которого покоятся в грязи, но сам он расцветает над водой. Она представляет собой не отрицающую отчужденность, но гармонию независимости и открытости. Вот почему она реализуется не формальным усилием, но непосредственным опытом и раскрытием сущности человеческого сознания. Парадоксальность чаньской свободы заключается в том, что она есть и она доступна, но при этом так или иначе становится недоступной, когда ее домогаются намеренно. Откликается она на то, что Бунан называл «искать, не находясь в поиске». А Ин-ань так говорил об этом: «В чань нет ничего, что можно было бы ухватить. Если люди, изучающие чань, не видят его, то только потому, что они слишком нетерпеливо приближаются».

Поэтому классические чаньские сочинения — это не систематические изложения чань-буддизма, представляющие собой наставления в учении или перечень ритуалов, которым необходимо следовать, призванные, как можно было бы предположить, вести шаг за шагом всех и каждого во внутреннюю святая святых. Они написаны затем, чтобы пробуждать спящие пласты сознания, а не для того, чтобы прививать идеи или верования.

Со времени исчезновения первых чаньских школ было разработано бесчисленное множество систем, ставивших перед собой цель приблизиться к чань-буддизму, но ни одна из них не является полной или окончательной, и ни одна не оказалась последней. Все дело в природе чань- буддизма, обращающегося к личному опыту каждого человека и каждой эпохи. Это справедливо для все школ буддизма, о чем свидетельствуют их сутры. Наставник Да-хуэй говорил: «Если вы полагаете, что существуют какие-то облеченные в слова принципы — особые волшебные секреты, которые надлежит передавать, то это — не истинный чань».

Чань-буддизм привносит в сознание дополнительное измерение, как в рациональном, так и в интуитивном аспектах. Он делает это, углубляя и оттачивая мысль, и пестуя особый тип постижения или знания, более возвышенный, чем сама мысль. Поскольку является аксиомой то, что подобный вид духовного развития в конечном счете не может быть дарован и не может быть взят, чаньское обучение требует собственного неповторимого подхода.

Сущность такого подхода, сформулированная китайским наставником Юань-у, обманчиво проста: «Отбрось все лозунги, которые выучил, и все взгляды, приставшие к твоему телу». Чань — это новейшая сущность сознания, всегда исчезающая к тому времени, как она становится идеей. Отсюда и тот глубинный смысл, который чань вкладывает в литературу, — дать толчок, импульс, а не идеологию.

Вследствие самой природы чань-буддизма сущность его — не восточная и не западная. Чаньские наставники классической эпохи говорили, что сущность не принадлежит никакой конкретной культуре или философии, не говоря уже о каком-то социальном слое или группе. Чаньский поэт восклицал: «На чью дверь не бросает свой отблеск луна?» Сущность чань сокрыта в истоке идей, а не является продуктом идей; вот что отличает ее от любой производной философий, религии, искусства и науки.

История развития и наставники чань-буддизма

Самое лучшее - прямо и просто сказанное слово. Уильям Шекспир

Патриархи чань-буддизма: 2 - Хуэйкэ, 3 - Сэнцань, 4 - Даосинь, 5 - Хунжэнь, 6 - Хуэйнэн... Это сказал Хуэйнэн - 6-й после Бодхидхармы и 40-й после первого наставника (не Гаутамы Будды).

Еще он назвал всех патриархов от Будды, причем, Будда Шакьямуни был седьмым [а не первым!] (однако, при сохранении количества патриархов до Бодхитхармы имеются разночтения: 1) между Дхритикой и Буддхандой в другой традиции помещается наставник Миччака, 2) между Шимхой и Бодхидхармой идут не 4, а 3 патриарха: Башасита, Пуньямитра, Праджнятара; 3) также могут существенно варьироваться сами имена патриархов дзэн):

Хуйнэн - великий чаньский наставник, но от него разные школы ведут свои линии. Баотан У-чжу (720-794 г.г.), один из наиболее заметных деятелей сычуаньского чань-буддизма, полагал, что от Хуэй-нэна истинное учение воспринял наставник Чжи-сянь [41], передавший его наставнику Чу-цзи [42]. От последнего учение воспринял преподобный Ким [43], который и передал Дхарму У-чжу [44].

Литература о чань-буддизме

Тот, кто верит в реальность вещей, живет в совершенно нереальном мире. [!!!] ( Хуэйнэн )

Не плохо бы найти каноны всех буддийских направлений, хотя бы их список с обзорами.

Всё, что говорил Гаутама Шакъямуни

И комментарии к его высказываниям.

Изречения и произведения Бодхидхармы

Сутры и тексты дзэнских патриархов

Это тоже первоисточники - трактаты чаньских мастеров, развивающих учение дзэн-буддизма.

Сборники с изречениями чаньских наставников

Библиография переводной литературы с афоризмами дзэн-мудрецов.

Современные ученики о дзъне


На главную

Восточные учения : Индийская философия | Даосизм (см. Дао-дэ-цзин) | Дзогчен | Классический буддизм | Чань-буддизм (см. Тайная сила внутри нас) | Восточная книга | Востоковедение в сети

Единоборства | Йога | Религии | Социология | Ин.языки | Страны мира | Книги
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика