История государства Российского

Главная > Общество > Россия > История > История России

Разделы страницы по истории России в средние века и в новое время (до образования СССР):

Смотрите также страницу по истории Украины (Малороссии и Новороссии).


Предыстория Древней Руси (восточнославянский политогенез)

I этап - формирование этнополитических союзов (славиний)

Первым этапом восточнославянского политогенеза стало формирование этнополитических союзов, названных в Повести временных лет (далее – ПВЛ), где они не маркируются никаким обобщающим термином, у Константина Багрянородного, который именует их славиниями, а также в некоторых других источниках.

  1. Волыняне (этноним означает «обитатели Волыни», то есть «земли низин/долин/равнин», от слав. *vоlynъ/ь – «долина/равнина/низина»: Трубачёв 1994: 13-14), их предшественники в регионе дулебы, а также бужане («обитатели Побужья»). Политический центр волынян – город Волынь. Столица бужан – город Бужск.
  2. Вятичи (этноним означает либо «потомки Вятко»: Трубачев 2000: 6; либо имя восходит к индоевропейскому *wenət-, *wonət-, праслав. *vęt- «большой» (Николаев 2011: 419-420) и означает «большой народ»), жившие на берегах Оки. Политический центр точно не известен. Возможно, им был упоминаемый в «Поучении» Владимира Мономаха город Корьдно («в Вятичи ходихомъ по две зиме на Ходоту и на сына его и ко Корьдну ходихъ»: ПСРЛ. I: 248)1.
  3. Древляне (у Константина Багрянородного Δερβλνίνοι/Βερβιάνοι; этноним означает «обитатели лесной страны»), жившие в украинском Полесье. Политический центр – Искоростень.
  4. Дреговичи (у Константина Багрянородного Δρουγουβῖται; этноним означает либо «обитатели страны, изобилующей болотами», либо «потомки Драга/Дрега»: Нидерле 1956: 160), жившие на север от Припяти по направлению к Двине. Политический центр – Туров.
  5. Кривичи (у Константина Багрянородного Κριβηταιηνοί; этноним означает «потомки Крива»), археологически представленные культурами псковских и смоленско-полоцких длинных курганов, и расселившиеся на огромной территории от Чудского озера и реки Великой до района современной Твери. В силу широты своего расселения кривичи разделились на ряд локальных политических групп:
    1. Псковские кривичи (о них см.: Жих 2017: 87-106), жившие в бассейне Великой, Псковского и Чудского озер. Политический центр – Изборск, позднее на первое место выдвигается Псков.
    2. Полоцкие кривичи, имевшие также имя полочане (о них см. Жих 2015: 31-52). Политический центр – Полоцк.
    3. Смоленские кривичи, бывшие судя по пассажу из этногеографического введения к ПВЛ («Кривичи же сѣдять на верхъ Волги, а на верхъ Двины, и на верхъ Днѣпра, ихже градъ есть Смоленскъ, туда бо сѣдять кривичи»: ПСРЛ. I: 10; ПСРЛ. II: 8), кривичами в «узком» смысле. Политический центр – Смоленск.
    4. Также по сопоставлению археологических и лингвистических данных можно предполагать существование групп мстинских и верхневолжских (тверских) кривичей (Николаев 1990: 55; 2011а; Жих 2017: 97-98).
  6. Поляне (этноним означает «обитатели страны полей, освоенной окультуренной земли»), жившие в Среднем Поднепровье. Политический центр – Киев.
  7. Радимичи (этноним означает «потомки Радима») жившие в поречье Сожа. У Константина Багрянородного радимичи, происходящие согласно ПВЛ «от ляхов», названы вариантом этого этнонима, «лендзянами», Λενζανῆνοι/Λενζανῆνοι (от общеславянского *lęd-; ср: lęda – «необработанное поле»). Лендзяне – «жители необработанной (целинной) земли» (Lehr-Spławiński 1959; о тождественности летописных радимичей и Λενζανῆνοι/Λενζανῆνοι Константина Багрянородного см.: Жих 2017а: 47-51). Политический центр радимичей, видимо, находился в центре их земли, в районе современного Славгорода (Пропойск, древнерусский Прапошаск, впервые упоминается в 1136 году в грамоте Ростислава Мстиславича), где на высоком правом берегу Сожа, около устья реки Прони расположено городище (Куза 1996: 87; Жих 2017а: 26).
  8. Северяне (у Константина Багрянородного Σεβέριοι; этноним означает «обитатели страны *sěver, север»: Трубачев 2002: 386; либо связан с иранским *seu – «черный»: Иванов, Топоров 2000: 428-430), жившие на Правобережье Днепра на берегах Десны и Сейма. Политический центр – Чернигов [междоусобный конкурент Киева].
  9. Словене «ильменские», археологически представленные культурой сопок и предшествующими ей памятниками, жившие на берегах Ильменя, Волхова и рек и ильменского бассейна. Политический центр – Новгород (ранее Новгородское городище и его гипотетический предшественник «Холмгород» (Носов 2017: 28-33).
  10. Тиверцы (видимо, данное имя связано с древним названием Днестра, зафиксированным у Геродота в форме др.-греч. Τύρας. Тиверцы, таким образом, «обитатели Поднестровья»: Седов 1982: 129), жившие на берегах Нижнего Днестра. Политический центр неизвестен.
  11. Уличи (у Константина Багрянородного Οὐλτῖνοι; имя происходит либо от излучины, «угла»: Трубачёв 1961: 186-190; либо представляет собой вариант этнонима «лютичи»: Рабинович 1997: 178-199). Политический центр – Пересечен.
  12. Хорваты (этноним представляет собой вероятный иранизм: Иванов, Топоров 2000: 430-431; ЭССЯ 1981: 151), жившие в Прикарпатье. Политический центр неизвестен.

II этап - формирование объединений из нескольких славиний

Со временем в разных регионах восточнославянского мира разгорается борьба за лидерство между разными славиниями.

Волыняне/червяне

Древнейшая известная нам полития, включавшая в свой состав несколько славиний, имела центр на Волыни. Арабский автор Ал-Мас‘уди (ум. ок. 956/957 г.) в своих «Золотых копях и россыпях самоцветов» (ок. 947 г.) сообщает о существовавшем на Волыни и в сопредельных землях возглавляемом князем Маджком ( جكما ) [Мешех, Межко?] славянском этнополитическом союзе В.линана

Параллель к рассказу ал-Мас‘уди о В.линана находим в «Баварском географе», где говорится: «Сериваны – это королевство столь [велико], что из него произошли все славянские народы и ведут, по их словам, [своё] начало» (Назаренко 2001: 54-55). Наиболее убедительным является объяснение названия сериваны (Zerivani) от слав. *Čьrvjane (Lehr-Spławiński 1961: 265) – червяне, что говорит о том, что это «королевство» (regnum) следует помещать в районе летописных Червенских градов, то есть на Волыни. Рядом с Zerivani/червянами в «Баварском географе» названы и собственно волыняне – Velunzani (Назаренко 2001: 54-55), что объясняется сложным характером структуры памятника, в котором зачастую вперемешку названы славянские этнополитические объединения разного уровня без какого бы то ни было их разграничения.

Червенские грады упоминаются в летописи в связи с событиями конца Х – начала XI вв. (ПСРЛ. I: 81, 150; ПСРЛ. II: 69, 137). Позднее в этом регионе существовала Червенская земля (ПСРЛ. II: 746), жители которой звались червянами (ПСРЛ. II: 487). Возникновение соответствующих понятий и названий следует относить к существенно более раннему времени. Город Червень был, очевидно, центром червян, подобно тому, как город Волынь был центром волынян. Смысловая параллель рассказов ал-Мас‘уди с одной стороны и «Баварского географа» – с другой, является полной: и там и там говорится о существовании у славян в прошлом некоего значительного этнополитического объединения, от которого происходят другие славянские народы. Расположение этих двух «народов-прародителей», хоть и названных немного по-разному в одном регионе, делает тождество полным. Червяне – это, по всей видимости, часть волынян, возможно господствовавшая в течение некоторого времени в их этнополитическом объединении.

О причинах образования союза славиний во главе с волынянами мы можем лишь догадываться. В историографии отмечалось, что привести к объединению ряда славянских «племён» в одно целое под главенством волынян могла борьба с Византией или с кочевниками (Ключевский 1987: 124; Фроянов 2001: 726).

Отождествить князя Маджка с каким-либо лицом, известным по другим источникам пока не представляется возможным. Время его жизни условно можно датировать второй половиной VIII – началом IX в.

Древляне

После распада возглавляемого Маджком славянского объединения, первенство в регионе Днепровского Левобережья переходит к древлянам, которые начинают «обижать» и подчинять своих соседей. М.Б. Свердлов, обобщая наблюдения своих предшественников, заключил: «древляне, действительно, преуспевали в правление своих независимых от Киева князей. Судя по распространению древлянских археологических памятников, они ограничили расселение полян в IX-X вв. на запад узкой полосой, 25-30 км, "гор" по берегу Днепра. К концу IX в. древляне подчинили, вероятно, дреговичей и волынян. После подчинения власти киевских князей они неоднократно пытались от неё освободиться. Да и в составе Русского государства Древлянская земля (позднее в составе Туровского княжества) имела большое значение в качестве обширного западного княжения в правление Олега Святославича, Святополка Ярополковича и Святослава Владимировича» (Свердлов 2003: 88. См. также: Толочко 2013: 80-86)1.

В Древлянской земле развивались процессы урбанизации (Звiздецкий 2008), знаменитые каменные пряслица из овручского шифера, производившиеся с середины X в. древлянскими мастерами, расходились по всей Руси и соседним странам. Иногда пряслица находят в кладах вместе с серебряными слитками. С момента своего появления выполняли также роль платёжного средства, т.е. были своеобразными деньгами («товаро-деньгами») для мелких платежей у восточных славян (Янин 2009: 212-213).

Союз северных восточных славян [будущая Новгородская земля]

На севере Восточной Европы процесс интеграции возглавили словене (о северной восточнославянской «конфедерации» см.: Фроянов 1992: 21-74; 2001а: 759-762; 2015: 98-103; Седов 1999а: 111-137; 2000: 240-249; Мельникова 2011: 101-102). О высоком уровне социально-политической организации словен и демонстрации ими своего единства и силы говорят погребальные памятники (которые могли выполнять также и культовые функции) представителей их социальной элиты – сопки VIII-X вв., представлявшие собой огромные курганы высотой от 2-3 до 10 м, для возведения которых были необходимы серьёзные трудовые затраты (о сопках ильменских словен см.: Седов 1970; 1982: 58-66; 1999: 158-165. О социокультурном значении сопок см.: Конецкий 1989: 140-150; 1993: 3-26. О культовом значении сопок см.: Свирин 2006: 231-251).

Словене объединили: - часть кривичей (псковских, и, возможно, полоцких); - чудь; - славянское «племя», расселившееся в Волго-Окском междуречье, имя которого летописи не сохранили, и существование которого выводится из сопоставления лингвистических и археологических данных, его археологическим маркером являются браслетообразные сомкнутые височные кольца. В летописях эта славянская группировка, вероятно, фигурирует под именем мери (Дыбо, Замятина, Николаев 1990: 156-159; Седов 1999: 145-158). Возможно, славяне переняли этноним ассимилированных финнов, как считает В.В. Седов, но, на наш взгляд, логичнее полагать, что мерей это славянское «племя», дальше всего продвинувшееся на восток, в земли финнов (мери), стали называть его западные соседи, то есть это экзоэтноним, а настоящее имя этой славянской группировки нам неизвестно.

Союз северных славиний обладал и серьёзной военной силой. Около середины VIII в. в устье Волхова появляются варяги, выходцы из балтийского региона, где формируется полиэтничное торговое поселение в Ладоге (Кирпичников 1988: 39), связанное с Балтийско-Волжским путём, но дальше вглубь Восточной Европы около ста лет они не продвигаются по сути ни на шаг: до середины IX в. ни на одном поселении кроме Ладоги не выявлено надёжных признаков проживания варягов. Торговая активность варягов ограничивалась Ладогой, они ещё не решались широко проникать вглубь словенско-кривичских территорий. Из этого следует, что словене и их союзники вполне успешно «блокировали» варягов в Ладоге и не давали им в течение примерно ста лет никуда продвигаться иначе как в качестве купцов.

Более того, рядом с неукреплённой Ладогой существовала славянская крепость Любша (где укрепления были возведены ещё в конце VII – начале VIII в. О Любшанском городище см.: Рябинин, Дубашинский 2002: 196-203; Рябинин 2003: 16-19), при том, что поселение в Ладоге до последней четверти IX в. не имело укреплений. Торговое поселение в Ладоге не имело и в силу самой своей социальной природы не могло иметь значения политико-организационного центра, не могло быть «столицей» севера Восточной Европы.

Юго-восток славянского мира (Русский каганат, Аланская Русь)

Русский хаканат

Своеобразные политические процессы шли на юго-востоке славянского мира, где впервые фиксируется источниками этноним «русь». Существует целый ряд взаимоисключающих гипотез о его происхождении (иранская/индоарийская: Трубачев 2005: 131-188; славянская: Otrębski 1960: 219-227; Роспонд 1979: 43-47; Максимович 2006: 14-56; скандинавская: Мельникова, Петрухин 1989: 24-38; Кулешов 2009: 441-459; Николаев 2011: 411-418; ругская: Кузьмин 1970: 28-55; 2003: 268-293 и т.д.), в связи с чем довольно перспективным представляется вывод, сделанный В.А. Бримом о возможности существования соответствующих омонимичных имён как на юго-востоке Европы, так и в балтийском регионе, которые впоследствии контаминировались (Брим 1923). Данная гипотеза, с теми или иными вариациями, встретила в разное время поддержку ряда учёных (Е.А. Рыдзевская, Б.Д. Греков, М.Я. Сюзюмов, А.П. Новосельцев) и была принята М.Б. Свердловым (Свердлов 2003: 92-95; 2011: 578-584. Там же см. историографию вопроса) и А.А. Горским (Горский 2004: 43-46). Основательно развил её в своих работах А.Г. Кузьмин (Кузьмин 2003: 242-313).

Сказанное выше о варягах и словенах решительно не позволяет связывать с варягами русов ранних восточных, византийских и западноевропейских источников, действующих на юго-востоке Европы, которыми правит каган. В то время как варяги ещё не продвинулись никуда дальше Ладоги или в лучшем случае, только появились на Новгородском городище и в Верхнем Поволжье, источники надёжно локализуют русов с каганом во главе в Юго-Восточной Европе (Березовец 1970: 59-74; Рыбаков 1982: 172-234; Седов 1999: 50-82; 1999а: 27-70; 2003: 3-14; Поляк 2001: 87-91; Галкина 2002: 63-138; 2006: 202-270; 2012: 42-155, 256-313; Свердлов 1970: 363-369; 2003: 92-99; Толочко 2013: 38-59; Фроянов 2015: 93-98).

Корни этнонима и/или хоронима рус/рос с исходным значением «светлый»/«белый» на юге Восточной Европы, скорее всего, уходят корнями в иранскую/индоарийскую среду и лишь впоследствии он был усвоен частью восточных славян (Березовец 1970: 59-74; Седов 1982: 111-112; 1999: 63-67; 1999а: 27-54; Галкина 2002: 237-284, 309-328; 353-407; 2012: 294-300; 314-333; Свердлов 2003: 94-95; 2011: 578-582; Трубачев 2005: 131-188).

Только в данном регионе возможно помещать политию, правитель которой именует себя «каганом» [а какая его этимология?], титулом, считавшимся наивысшим у народов евразийских степей, ибо только здесь были понятны его смысл и значение.

Локализации Русского каганата где-то на севере (на о. Рюген, в Ладоге, на Городище, в Верхнем Поволжье и т.д.), безосновательны – титул «кагана» просто не мог там появиться, так как не имел в этом регионе никакого смысла, будучи чем-то вроде «герцога» в Китае.

При этом нет достаточных оснований помещать Русский каганат и на Среднем Днепре в Киеве, как делают многие исследователи (см. например: Рыбаков 1982: 284-316; Горский 2004: 54-58; Толочко 2013: 46-59; Фроянов 2015: 97-98), т.к. для первой половины IX в. здесь нет такого уровня материальной культуры, который позволял бы говорить о существовании столь мощной политической единицы.

Ближе всего к решению проблемы Русского каганата подошёл с одного конца В.В. Седов, и Д.Т. Березовец с Е.С. Галкиной – с другого, сомкнувшие тему с двух сторон. В.В. Седов связал Русский каганат со славянской волынцевской культурой, существовавшей в VIII – начале IX в. на Правобережье Днепра с захватом небольшого участка Левобережья в районе Киева, территория которой совпадает с ареалом Русской земли «в узком смысле» (Седов 1999: 50-82; 1999а: 27-70; 2003: 3-14). Но в «Анонимной записке» в качестве характерного для русов типа погребения названо захоронение по обряду ингумации в «могиле в виде большого дома» (Новосельцев 1965: 398), в то время как «волынцевцы» практиковали стандартное для славян трупосожжение, также большинство восточных авторов различает русов и славян как разные этносы.

Учитывая, что описанная в источнике погребальная обрядность русов полностью соответствует катакомбным погребениям салтовской культуры, а сами «волынцевцы» испытали существенное влияние её носителей, аланов, наиболее перспективной является позиция украинского археолога Д.Т. Березовца и развившей его идеи Е.С. Галкиной, отождествивших Русский каганат с салтово-маяцкой археологической культурой верховьев Северского Донца, Оскола и Дона, а русов древнейших источников с ее носителями – североиранским этносом, близким аланам (Березовец 1970: 59-74; 1999: 321-350; Галкина 2002; 2006: 385-441; 2012: 256-313; Кузьмин 2003: 243-267; Жих 2009: 147-157; 2015б: 138-140).

По мнению Е.С. Галкиной в состав Русского каганата входили и славяне-«волынцевцы» (ареал которых и стал Русской землёй в «узком» смысле1), чем объясняются их мирные и весьма тесные взаимоотношения с «салтовцами», фиксируемые по археологическим данным (Березовец 1965: 47-67; Галкина 2002: 309-328; 2006: 427-434; 2012: 294-300). Аланская салтовская культура с её белокаменными крепостями, чеканкой собственной монеты («подражаний» дирхемам), развитым земледелием [как у скифов-пахарей, хотя предки алан сарматы были скотоводами] и военным делом (об аланской салтовской культуре см.: Ляпушкин 1958: 85-150; 1961: 187-214; Афанасьев 1987; 1993; Галкина 2006: 385-441; 2012: 256-313) хорошо соответствует той политии русов, которую знают восточные авторы на юго-востоке Европы. Салтовские аланы-русы серьёзно повлияли и в культурном, и, видимо, в политическом отношении на своих славянских соседей (северян, полян, донских славян и вятичей), также входивших в состав каганата.

Русский каганат был разгромлен около середины IX в. в результате венгерской и хазарской агрессии и потерял свой статус, в результате чего часть славиний днепровского Правобережья оказывается на какое-то время в даннической зависимости от Хазарии (Седов 1999: 77; 1999а: 70).

По источникам неизвестно о том, чтобы какая-то из правобережных славиний подчинила себе своих соседей, но и у радимичей, и у вятичей сложились мощные политии, выдержавшие длительную борьбу с экспансией Киева (радимичи – до конца X – первой половины XI в., вятичи – до второй половины XII в.: Жих 2017а: 13-26).

Отличия русов от славян

Как ныне установлено, «славяне не были аборигенами Восточной Европы, а проникли в нее в 8-м веке, заселив Поднепровье и бассейн озера Ильмень [на Ильмень проникли и западные славяне - предки вятичей и будущих новгородцев]. До славянского вторжения эту территорию населяли русы, или россы, - этнос отнюдь не славянский. Еще в Х в. Лиутпранд Кремонский писал: "Греки зовут Russos тот народ, который мы зовем Nordmannos - по месту жительства" - и помещал этот народ рядом с печенегами и хазарами на юге Руси [место запорожских и донских казаков?].

Скудные остатки языка россов - имена и топонимы - указывают на их германоязычие. Например, названия днепровских порогов у Константина Багрянородного приведены как "по-русски" (Ессупы, Ульворен, Геландра, Ейфар, Варуфорос, Леанты, Струвун), так и по-славянски (Островунипрах [Островной праг (звучит по-чешски), т.е. порог - отсюда Струвун?], Неясить [ненасытный?], Вулнипрах [Вольный или Волновой порог], Веруци [Верчий - вертящий?], Напрези [Напряжный?].

Однако, надо иметь ввиду, что скандинавские варяги влились в среду русов позднее их выделения как этноса и, как и восточные славяне, только потом приняли их название. Поэтому включенные в состав русов этносы говорили и на своём (аланском?) языке и на языках этих народов - германских (северных и восточных), славянских и, возможно, адыгейских и тюркских.

Бытовые навыки у славян и русов были тоже различны, особенно в характерных мелочах: русы умывались перед обедом в общем тазу [как викинги - из бочки], а славяне - под струей [поливали из кувшина]. Русы брили голову, оставляя клок волос на темени [арийский "оселедец"], славяне стригли волосы "в кружок". Русы жили в военных поселках и "кормились" военной добычей, часть которой продавали хазарским иудеям [не от того ли возникла Хазария?], а славяне занимались земледелием и скотоводством.

Авторы Х в. никогда не путали славян с русами [и даже Святослав велел варягам, русам и славянам идти под 3 типами парусов]. Но при этом нельзя считать русов скандинавскими варягами, так как последние начали свои походы в IX в., а русы известны как самостоятельный этнос авторам VI в. [!] Иордану и Захарии Ритору

Возможная связь русов с ругами

Единственной непротиворечивой версией является заявление епископа Адальберта, назвавшего княгиню Ольгу царицей ругов, народа, западная часть которого погибла в Норике и Италии в V в., а восточная удержалась в Восточной Европе до Х в., оставив в наследство славянам династию и название державы. Этот факт наводит на размышления».
(Л.Н.Гумилев. «Древняя Русь и Великая Степь» - взято с форума Kavkasweb.net).

Ареал блуждания ругов (именно блуждания, а не расселения) в момент фиксации историческими источниками (6-8 века) - Среднее Поднепровье - Дон - Крым. Широкое рассеяние этого этноса привело к неустойчивости этнонима: руги, рози, русы, рутены, лугии, луи. Их основное занятие - военные походы.

По А.Г. Кузьмину руги упоминаются уже в 307 году, как федераты Римской империи, а по Иордану они прежде готов покинули Скандинавию и были вытеснены затем готами из южной Прибалтики, переселившись на юг и юго-запад.

Получается, что именно руги, а не готы, положили начало Великому Переселению Народов].

Видимо, руги жили и на острове Рюген / Руян - и, возможно, ругии / руяны могут быть германизированными западными славянами, чересполосно заселившими будущую Русь с восточными славянами.

Возможно также, руги - скифоязычная или сарматоязычная трансформация славянского этнонима лугии - жители лугов, что синонимично будущим племенам полян и поляков. А их походный образ жизни (как у будущих казаков) наводит на мысль, что они (до переселения в Северную Европу) были славянизированными сарматами и впоследствии назывались бродниками.

Сетевые ресурсы об этногенезе русов и их этнониме
Библиография о "русской проблеме" и салтовской культуре алан

III этап - от призвания варягов до захвата Киева и подчинения восточных славян

Призвание варягов северными восточными славянами

Историческая ситуация в Ладожско-Ильменском регионе и соседних землях существенно меняется в середине IX в.: с этого времени варяжская дружинная культура появляется на Новгородском (Рюриковом) городище, признаки проживания варягов появляются в Верхнем Поволжье и в некоторых других пунктах (Седов 1999а: 125-127), что вполне согласуется с рассказом ПВЛ о призвании Рюрика и его варягов. Учитывая, что в предшествующие сто лет словене вполне успешно блокировали продвижение варягов, то их успешное перемещение на юг и восток около середины IX в., очевидно, явилось результатом союза со словенами. И именно как союзники словен варяги получили возможность такого продвижения. Соответственно, можно говорить о том, что легенда, зафиксированная в НПЛ и в ПВЛ, в общем, вполне исторично передаёт суть произошедших событий. Появление Рюрика в землях словен, главенствовавших в северной восточнославянской политии, стало результатом определённого соглашения – «ряда» между ним и словенами, а также их союзниками (кривичами, мерей и чудью).

Избрание князя из числа выдающихся по своим личным качествам мужей – традиционное для славян и других народов периода «военной демократии» явление. При этом решающее значение имеет не этническая принадлежность или происхождение, а личные качества человека как политика, дипломата и военачальника.

Вполне историчны описанные в летописях примерные границы политии Рюрика (Свердлов 2003: 112-115), а фиксируемый археологически факт резкого увеличения в этот период потока дирхемов, поступающих в пределы этих границ (обобщение соответствующих данных см.: Серяков 2016: 183-193), говорит о том, что Рюрик вполне успешно решал ключевые экономические задачи своего «государства». Поскольку Рюрику удалось укрепиться у власти и именно его потомки (или люди, по каким-то причинам ставшие возводить к нему своё происхождение) стали правящей династией, в исторической памяти довольно стандартный эпизод политической практики словен периода «военной демократии» трансформировался в то, что мы называем Сказанием о призвании варягов. Получая от словен, псковских и полоцких кривичей, чуди и мери «корм» для себя и своей дружины, Рюрик так же, как некогда Само, выполнял традиционные для славянских князей общественно-полезные функции (защита своей земли, суд, текущее административное управление, охрана безопасности торговых путей, строительство городов и крепостей, сбор дани с подвластных племён и т.д.).

Резиденция Рюрика, очевидно, размещалась в сердце словенской земли в районе интенсивного земледельческого освоения на Новгородском (краеведы XIX века прозвали его «Рюриковым») городище (о Новгородском городище см.: Носов 1990; Носов, Горюнова, Плохов 2005; Носов, Плохов, Хвощинская 2017), возникшем, вероятно, ещё в первой половине IX в. как укреплённый посёлок словен (Седов 1999а: 102-103; 2003: 4-5; Носов 2017: 23-24, 28-33), и ставшем с середины IX в. политикоадминистративным, редистрибутивным, военным, организационным и религиозным (напротив Городища находился главный культовый объект словен – Перынь) центром северной восточнославянской политии словен и их союзников. Городище, как предшественник Новгорода, видимо, и фигурирует под соответствующим именем в летописных известиях, описывающих события второй половины IX в. Сам же Новгород в качестве городского центра формируется, по современным данным, примерно в середине X века (Янин 2004: 127-129; 2008: 27-28). Именно Новгородское городище с его крепостью и выразительной варяжской дружинной культурой и было тем историческим «Новгородом», в котором вокняжился прибывший в словенскую землю Рюрик.

Формирование в Среднем Поднепровье поляно-варяжской политии

Согласно условной дате ПВЛ в 6390 (882) году в Киев из Новгорода приходит войско Вещего Олега, наследника Рюрика [вернее, его преемника, т.к. наследником был его сын Игорь]. Захватив Киев, князь именно сюда переносит свою ставку (ПСРЛ. I: 23; ПСРЛ. II: 16-17).

Отношения между киевской полянской общиной и новой княжеской династией, очевидно, вскоре были урегулированы на взаимовыгодной договорной основе. Когда, например, в летописях применительно к концу X века впервые появляются развёрнутые сведения о внутриполитической жизни Киева, мы видим, что все важные решения Владимир обсуждает со старцами градскими – полянской знатью (ПСРЛ. I: 82, 106-108, 124-127; II: 69, 93-94, 109-112; III: 130, 148-149, 166-167. Анализ данных летописных сообщений см.: Жих 2015а: 14-16). Очевидно, что сложился такой порядок гораздо раньше.

Варяги принесли в Киев передовую военную технику циркумбалтийского региона, а полянская община дала князьям людские контингенты для формирования войск и проведения активной завоевательной политики. И.Я. Фроянов справедливо констатировал: «В своей политике подчинения восточнославянских племён Рюриковичи опирались в первую очередь на воев… Для покорения и обложения данью древлян, северян, радимичей и прочих князья нуждались в более мощных военных соединениях, нежели дружина» (Фроянов 1980: 190). Никакая княжеская дружина не смогла бы завоевать и держать в подчинении славинии. Только массовое народное войско Киевщины было способно решить задачу покорения Восточной Европы. Завоевания киевских князей – это результат действий не только князей и их дружин, а и рядовых полян, объединённых в ополчение. Соответственно, и дани с покорённых славиний шли не только князю и его дружине, но всей киевской полянской общине. Вспомним сообщения летописей о дани, выплачиваемой Византией не только князю с дружинниками, но и целым русским городам (ПСРЛ. I: 31, 49; ПСРЛ. II: 22, 37), о распределении древлянской дани между Киевом и Вышгородом (ПСРЛ. I: 60; ПСРЛ. II: 48) и т.д.

Объединение славиний Восточной Европы вокруг Киева

Новая среднеднепровская полития, усвоившая имя «русь», в конце IX – первой половине X в. постепенно объединяет вокруг себя большинство восточноевропейских славиний (древлян, дреговичей, кривичей, радимичей, северян, уличей, словен), так создаётся восточнославянская «конфедерация», или по терминологии Б.А. Рыбакова и И.Я. Фроянова «суперсоюз»/«союз союзов»/«федерация союзов» (Рыбаков 1958: 857; 1982: 284-286; Фроянов 1980: 13-14; 2001: 735; 2015: 147).

Славянские Земли, попадавшие под власть Киева, сохраняли огромную автономию (своих князей [пока?], знать, народные собрания, политическую и военную организацию и т.д.) и нередко стремились восстановить полную независимость, хотя активно участвовали в организуемых киевскими князьями военно-торговых экспедициях (ср. перечни участников походов на Византию в 907 и 944 гг.: ПСРЛ. I: 29, 45; ПСРЛ. II: 21, 34), получая свою долю даней и выхода на международные рынки.

Главной формой зависимости восточнославянских Земель от Киева была выплата дани [обычный налог, что здесь особенного?]. Здесь та система полюдья, которую мы уже рассматривали на уровне отдельных славиний, вышла на новый, более высокий уровень: если полюдье [призыв на службу?] в рамках конкретной славянской этнополитии представляло собой обеспечение князя социумом за выполнение им общественно-полезных функций (Фроянов 1996: 448-484), то теперь оно превращается в форму сбора дани киевской общиной с покорённых славиний, в отношении которых она выступает коллективным завоевателем.

При этом шла борьба с другими претендентами на лидерство, самой жестокой из которых была война с древлянами. Во время "традиционного" [а когда и кем это установилось - до варягов?] ежегодного объезда покорённых земель для взятия дани, князь Игорь был убит древлянами, т.к. нарушил правила и ввернулся за данью повторно. Его вдова княгиня Ольга с библейской жестокостью расправилась с древлянами и сожгла их столицу Искоростень. Возможно также, что она переселила оставшихся в Новгородскую землю - и так там появляется Деревская земля со своим Искоростенем. Чтоб больше так не объезжать далёкие окрестности, княгиня установила систему погостов - сначала временных пунктов гостевания дружины и сбора дани, а заетм постоянных мест судебного, фискального и административного управления. Эта система потом исчезла, а в Новгородской земле трансформировалась.

Чаще всего погосты X-XI вв. возникали как податные и судебные центры определённых волостей, сложившихся гораздо ранее… Судя по письменным источникам погосты на раннем этапе не представляли собой системы территориального деления, отличной от волостной (Платонова 2012: 378).

А.Ю. Карпов считает, что целью действий Ольги было «создание таких условий, при которых личное присутствие князя для взимания дани уже не требовалось… Реформа княгини Ольги… освобождала княжескую власть от колоссальной нагрузки ежегодного объезда огромных территорий… Создание сети ‘’погостов’’… было по существу первым шагом в деле реального огосударствления всей территории Древней Руси» (Карпов 2009: 120).

Ресурсы сети об образовании Древней Руси

Библиография о предыстории и становлении Древней Руси

Смотрите также литературу о древних славянах, книги о восточнославянских языках и библиографию о Киевской Руси в разделе ниже.

История Киевской Руси (от Ольги и ее сына Святослава)

Киевская Русь от Святослава до Ярослава

Князь Святослав Святослав I

Название "Киевская Русь", по-видимому, придумано поздними историками государства Российского. В летописях это государство изначально называлось Русский каганат, который был таким же "осколком" Хазарского каганата, как и позже Московское царство было осколком Золотой орды (хотя, конечно, и имела собственные корни государственности). Видимо, руссы и были тем народом, который и добился относительного суверенитета от Хазарии. Возможно, и казаки произошли не от пограничников Золотой Орды, а от пограничников Хазарии.

Возможно, руссы - предки казаков. А предки руссов - жители степей или гор - аланские (аорсы) или булгаро-хазарские племена, в чей состав регулярно вливались также варяжские (или восточно-германские - руги) и славянские народы (а также, возможно, черкесы).

У Русского каганата изначально были 2 центра - Старая Русса и Киев. Есть мнение, что последний был основан тюрками. Следует заметить, что в Польше было славянское племя куявы - возможно, славянизированные тюрки, пришедшие с востока.

Происхождение, значение и история Киева

Возможно, основатель Киева Кый был хазарским, во всяком случае, тюркским вождём. Есть брянский город Куява, ж/д станция Куява в Людиновском р-не Калужской обл.

Имеется также как-то связанная с Киевом топонимика и этнонимика Польши. 1) Куявия (польск. Kujawy) — историческая область на севере Польши, в междуречье рек Висла и Нотеч, к западу от Мазовии и северу от Великой Польши. Куявия вошла в состав Польского государства еще в 960-х гг. при князе Мешко I. 2) И еще было древнепольское племя куявы.

Как Киев набрал силу и как её потерял

Во времена пути из Варяг в Греки Киев был важным торговым и промышленным центром. Там останавливались купцы от западных славян и Новгорода, Хазар и Константинополя и перепродавали свои товары друг другу. Там по Днепру плыли суда и вверх, и вниз по течению. И их нужно было ремонтировать, да и строить новые суда. Там нужна была и воинская сила, которая гарантирует мир и стабильность. Там были люди денежные и им можно было продавать и одежду, и оружие и украшения. И все хотели есть. Потому в Киеве благоденствовали и кузнецы, и плотники, и ювелиры, и корабелы, и хлебопёки и т.п.

Однако, перед Батыевым нашествием Киев потерял своё былое значение. Западные славяне становятся немцами. Возникает Ганзейский союз, и товары уже идут напрямую с северной Европы в Южную и обратно. Гамбург - Рейн - Дунай - Адриатика - Венеция. Через Францию в Марсель. Вокруг Европы в Испанию и Португалию и дальше в Геную. А оттуда в Египет, в Левант, в Сирию. А оттуда и в Китай, и в Индию. Крестовые походы открыли пути между Западом и Востоком. Константинополь захвачен крестоносцами. Хазария разрушена. Иссяк поток товаров, идущих через Киев. А с ним и деньги. А с ним начали исчезать и ремесленники. Вот потому уходит сила из Киева (со страницы А.М.Григоренко http://www.grigam.narod.ru/letop/index.htm#kiev).

Ресурсы сети об истории Киевской Руси

Средневековые и старорусские источники об истории Киевской Руси

Смотрите также литературу о древних славянах и библиографию о становлении Древней Руси в предыдущем разделе.

Лес и Степь

Половецкая степь (Дикое поле)

Взаимоотношение земледельческих и кочевых народов Северного Причерноморья от скифских до тюркских времён всегда начиналось как война и всегда заканчивалось как союз. Часто в межславянских племенных разборках принимали участие кочевники, которые потом тоже делились на враждующие лагери, и это затем приводило к их культурной и языковой славянизации. Так возникли бродники и, вероятно, волгари-булгары.

Кочевые народы шли через степи Северного Причерноморья (Дикое поле) чередой потоков: 1) киммерийцы - скифы - сарматы - 2) гунны - мадьяры (V век?) - авары (с VI века?) - 3) булгары (до 660-х гг.) - хазары (с 660-х гг.?) - 4) печенеги (до 1036 г) - торки (с 1036 г.) - 5) половцы (с 1055 г.) - 6) монголы. И со времен, наверное, киммерийцев, эти земли населяли также славянские, а затем восточнославянские племена. Здесь будет рассказано о каждом таком нашествии.

Миграция угров (мадьяр - древних венгров)

>Миграция угров

Русь в период феодальной раздробленности (домонгольские княжества)

Русские княжества до монгольского нашествия

Русь после монгольского завоевания

Распад Золотой Орды на улусы

Чингисхан как один из основателей России

Чингиcхан - завоеватель Азии Глядя на лошадиные морды и лица людей,
на безбрежный живой поток, поднятый моей волей
и мчащийся в никуда по багровой закатной степи,
я часто думаю: где я в этом потоке?
(Чингис-хан)

Именно так: не только Рюрик, Олег, Святослав, Владимир, Ярослав! Почту (систему "ям" для оперативного управления огромным государством) основал Чингис-хан. Границы будущей России обрисовал тоже он. На этой территории он внедрил заимствованную у Китая форму деспотическо-бюрократического правления, которая впоследствии была взята на вооружение московскими царями и существует поныне. А в военное время все его войско жила по законам разработанной им Ясы.

Что интересно, род рыжеволосого голубоглазого бородатого Темучи (Чингиз-хана) происходил из небольшого рода Чесме переселенного в начале нашей эры из восточного Ирана в Забайкалье. [Чингиз - афганец? Кем и зачем был переселен этот род?]

Кстати, до Чингиз-хана еще и гунны подсуетились. А после него все "мягкое подбрюшье СССР" было объединено Тимуром и ойратами (джунгарами / калмыками).

А  вот обычаи калмыков - потомков тех монголов: Калмыки жили кочевьем. И каждый аймак состоял из нескольких хотонов (поселений), имел своего зайсанга (предводителя) и был, по сути, боевой единицей всего войска калмыков. Перед битвой всегда происходил определенный ритуал. Приносили сундук, из которого доставали боевой бюшмюд (верхняя одежда) зайсанга. Сам он сидел на кошме впереди своего рода, с него снимали повседневный бюшмюд, одевали для боя. Он, как правило, был спереди бурый от засохшей и застарелой крови врага, его никогда не чистили, а сзади белый.

- В бою каждый калмык должен был видеть, где находится его зайсанг - впереди, он ориентируется на его белый со спины бюшмюд, - говорил отец Церену Санджеевичу. - А для врага бюшмюд зайсанга не сильно отличался из-за своего бурого цвета. Если ты, зайсанг, хочешь жить долго, ты должен биться так, чтобы как можно больше окропить свою одежду кровью врага. Так ты станешь для него не такой явной мишенью. В свою очередь у калмыков этого рода задача - не допустить гибели зайсанга или его захвата." Редко, но такое случалось, когда род терял своего зайсанга в бою. Каким образом? Чтобы определить это, собирался калмыкий суд Зарго, состоявший из представителей знати и духовенства. Если суд выносил вердикт, что род виноват в том, что не уберег своего зайсанга, или же сам зайсанг допустил малодушие - весь род объявлялся виновным. Он расформировывался, и каждый калмык мог взять из этого рода людей для грязных работ [общественные рабы]. Мужчинам этого рода следовало заплетать косу в знак принадлежности к женскому полу.

Такими проклятыми они жили до тех пор, пока на коня не вставал сын зайсанга. Что значит "встать на коня" для калмыка? Отец сажал на коня ребенка с 4 лет, он вырастал на нём. "Встать на коня" - значит стать мужем, быть готовым к бою. Когда эта весть облетала калмыцкую степь, новые хозяева калмыков этого рода обязаны были отпустить их. Они собирались возле своего родового хурула, проводили специальные обряды, сжигали свои одежды, состригали косы. В бой их вел молодой зайсанг. Им ставили самую сложную задачу. "Как правило, в бою сильнее и свирепее их никого не было, - говорил отец Церену Санджеевичу. - Более того, впоследствии никто никогда не имел права напомнить такому калмыку о нехорошем моменте в истории рода. Если такое происходило, он имел право убить, что и делал, того, кто его оскорбил.

Хронология нашествия Чингисхана и Батыя на Поволжье, Кавказ и Русь

Европейские завоевания Чингисхана

Основатель Монгольской империи Чингиз-хан Нажать создал самое большое государство в истории. Даже Британская и Российская империи впоследствии уступали ему в размерах. Он придавал сакральное значение достижению "закатного последнего моря" - Атлантики, сделав его, выражаясь по-современному, национальной идеей, но решил сперва покорить южный Китай и Индию, и в 1227 году умер на обратном пути из похода к предгорьям Тибета.

Завоеватель разделил империю на четыре "улуса" между сыновьями. Старший, Джучи, получил современный Казахстан и Заволжье [Улус Джучи-хана - будущая Золотая Орда], Джагатай - Среднюю Азию [будущая Белая Орда, затем государство Тамерлана], Тули - Персию. Второго сына, Угедэя, Чингиз-хан оставил при себе, чтобы сделать преемником, и дал ему в управление Монголию и Китай.

Джучи отличался строптивым нравом и мог перечить отцу, который, скорее всего, и не был его отцом, т.к. жена Чингис-хана была похищена враждебным племенем меркитов и прожила в плену как жена его хана. Чингиз отдал Джучи самые бедные западные земли, предложив почетную роль окончить миссию завоевания Европы. Еще при жизни Чингиз-хана Джучи погиб, упав с коня во время соколиной охоты, и улус унаследовал его сын Батый. В то время Монгольская империя еще оставалась единым государством, и потомки Чингиз-хана ощущали себя семьей. Решение о походе на запад было принято в 1235 году на курултае в Каракоруме под председательством великого хана Угедэя. С Батыем отправились до десятка принцев-чингизидов. Фактически командовал лучший полководец Чингиз-хана - многоопытный Субудай. Сам Батый любил комфорт и не был легок на подъём. Несмотря на его свирепость при завоевании русских городов, монголы называли его Саин-ханом (Добродушным).

Нашествие хана Батыя на Русь

Орда Бату-хана, известного в России как Батый, 15 декабря 1237 года осадила первый русский город - Рязань, и через шесть дней захватила его [выжжев дотла].

А  через полтора месяца - 20 января, - после пятидневного сопротивления пала Москва, которую защищали младший сын великого князя Юрия Всеволодовича Владимир и воевода Филипп Нянка "с малым войском".

Столица Северо-Восточной Руси, Владимир, была взята в начале февраля после восьмидневной осады. За ней последовали Суздаль, Ростов Великий, Тверь, Кострома, Ярославль и ряд других городов.

Завершением захватнической войны стало сражение 4 марта на реке Сить, в котором захватчики разгромили объединенные русские силы. Погибли многие князья, в том числе великий князь Юрий (его голова была доставлена Батыю).

После этого "блицкрига" орда вернулась в приволжские степи. Следующий поход состоялся в 1240-1242 годах. Монголо-татары сожгли Киев и Краков, прокатились по Венгрии, разгромили чешских и немецких рыцарей при Легнице, вышли на Адриатическое побережье в районе Триеста и с удивлением узнали, что это еще не "последнее море", до которого они намеревались дойти.

Русские княжества во время татаро-монгольского ига

Возникновение и развитие Московского царства (от Ивана III до Годунова)

Я схожу с ума, когда думаю о перспективах России, мы станем самым великим народом, самым великим государством, всё в мире будет делаться с нашего разрешения. (Николай II)

Шапка Мономаха - корона русских царей и символ самодержавия России

Царь Иван III - собиратель Московского царства

Этот период характеризовался борьбой с другими русскими князьями и завоеванием русских земель.

Царь Иван IV Грозный - основатель единого Московского государства

Иван Васильевич Грозный (царь Иван IV)

Иван Грозный - не только потомок РюрикаОдина), не только потомок римских императоров. Иван Грозный - потомок знаменитого участника Куликовской битвы мурзы Мамая, а также половецкого хана Аепы.

Завоевание Казанского и Астраханского ханств. Борьба с боярством за централизацию власти (опричнина).

Царь Борис Годунов

Усилиями Бориса Годунова были построены города Воронеж, Саратов, Царицын, Самара, Тюмень, Тобольск и Белгород [!]. Помимо этого, Борис Годунов послал своего воеводу Мансурова во второй Сибирский поход, в результате которого была вторично завоевана Сибирь, утраченная после гибели Ермака.

Великая Смута

День народного единства 4 ноября - праздник не надуманный. На Россию много раз вторгались, но именно полякам это удалось больше всех. Гитлер не взял Москву. Наполеон взял, но не победил армию. А поляки (с казаками) и Москву взяли, и армии у нас тогда единой не было. А все равно выстояли, создали армию и выбили захватчиков.

Россия прирастает Сибирью (первые Романовы)

Царствование Михаила Федоровича (1613-1645) - первого Романова

Царствование Алексея Михайловича Тишайшего (1645-1676)

Царствование Федора III (1676-1682)

Был старшим братом Ивана V и Петра I.

Правление Софьи (1682-1689) - тётки Петра I

Софья была регентом царя Ивана V, формально правившего в 1682-1696 годах - даже уже при Петре I, который формально венчался на царство вместе с Петром V в 1682 году.

Литература о завоевании и освоении Сибири

Построение и расширение Российской империи (Петр I - Николай I)

Эпоха Петра Великого (1689-1725)

Петр Алексеевич Романов (царь Пётр I)

Петровские войны

Ливонская война
Крепость Орешек (Шлиссельбург)

Реформы Петра Великого

Планы Петра Великого

Послепетровская череда до Екатерины II (женщины на троне)

Двухлетнее правление Екатерины I (1725-1727)

Трехлетнее правление Ивана III (1727-1730)

Правление Анны Иоановны (1730-1740) - "бироновщина"

Формальное годовое правление младенца Ивана VI (1740-1741)

Царствование Елизаветы I (1741-1761)

Полугодовое правление Петра III (1762)

Эпоха Екатерины Великой (1762-1796)

Отвоевание Крыма и завоевание Кубани

Восстание Пугачева (1775)

Завещание Екатерины

Недолгое царствование Павла (1796-1801)

Александр I на троне (1801-1825)

Отечественная война 1812 года

Николай I на троне (правил в 1825-1855 годах)

Восстание декабристов

Русско-турецкие войны

Крымская война

Александр II на троне (1855—1881)

Николай Иванович Путилов и Общество путиловских заводов

Отмена крепостного права в царской России (1860 г.)

С середины XIX века Россию лихорадило. Только за два года, с 1856-го по 1857-й, в стране произошло более 270 крестьянских выступлений. В следующем, 1858 году бунты случились уже в 528 местах, в 1859 году – в 938. Становилось все очевиднее, что с крепостным правом пора кончать.

Но, вступив на путь реформ, правящая династия предпочитала не рубить сгоряча. Прогрессивные начинания слишком часто в истории России ограничивались полумерами или нивелировались последующими решениями. Не стала исключением и отмена крепостного права 19 февраля 1861 года. Долгожданная свобода была дарована крестьянам без собственности на землю, доступные для обработки наделы подверглись сокращению, сельское население было обложено выкупными платежами. Люди как бы «покупали» землю у помещиков, за «свои» наделы нужно было еще и выплатить немалую сумму, пусть и в рассрочку на десятки лет. Это была не та реформа, о которой мечтало крестьянство.

В 1861 году число крестьянских выступлений выросло до 1176. Народ будоражил слух, что царский указ – Положения 19 февраля о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости – подложный, что настоящий указ утаили помещики. Для усмирения восставших пришлось применять войска.

Рост населения Российской империи выявил ближе к концу XIX века новую проблему – безземелие. Выход находили в аренде, но помещик требовал взамен «натуральную» оплату – отработку на собственных землях. Так в новых условиях возрождалась барщина. Вновь начался рост крестьянских бунтов: с 1877-го по 1879 год в стране было зафиксировано 86 выступлений, в том числе весьма крупных, в которых принимали участие десятки тысяч человек. На подавление беспорядков опять были брошены войска. Волнения охватили и города – с 1877 по 1879 год было зафиксировано 114 рабочих выступлений на заводах и фабриках.

Продажа Аляски (1867 г.)

Российская империя без крепостного права (Александр III - Николай II)

Россия капиталистическая и предреволюционная...

Александр III на троне (1881-1894)

Последняя русско-турецкая война

Карс - бывший российский (армянский) город

Николай II на троне (1894-1917)

Русско-японская война

В январе 1904 года генерал Алексей Куропаткин, полагавший Русско-японскую войну авантюрой, высказывал министру внутренних дел Вячеславу Плеве, что он, Плеве, был среди министров, которые этой войны желали, то есть примкнул к банде политических аферистов. На это Плеве с иронией отвечал: «Алексей Николаевич, вы внутреннего положения России не знаете. Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война».

В этой войне Российская империя потерпела позорное поражение, потеряла территории, потратила 2 452 млн рублей (еще около 500 млн рублей было потеряно в виде отошедшего к Японии имущества), государственный долг вырос на треть. Все это не могло не сказаться как на моральном состоянии общества, так и на экономической ситуации.

Первая русская революция и появление Советской власти

Еще до формального завершения войны, 9 (22) января 1905 года возглавляемые священником Георгием Гапоном тысячи петербургских рабочих с женами, детьми, стариками, в нарядных одеждах, с иконами и портретами Николая II в руках отправились к Зимнему дворцу передать царю петицию о своих нуждах. Шествие было разогнано с применением огнестрельного оружия, были убиты, по разным данным, от нескольких сотен до нескольких тысяч демонстрантов. [Такого не было при предыдущих царях, если не считать подавления народных восстаний.]

Страна всколыхнулась. Началась Первая русская революция. Города сотрясали стачки, забастовки, рабочие выступления. Бастовали 30 из 33 железных дорог России. Революция перекинулась на армию – вспыхнуло восстание на кораблях Черноморского флота, восстание солдат и матросов охватило Кронштадт. Далее – Владивостокское восстание, Свеаборгское, Ревельское восстание на крейсере «Память Азова» и т.д.

Почти все губернии охватили крестьянские волнения. На этот раз все было чрезвычайно серьезно: 31 октября 1905 года была создана «Марковская крестьянская республика» в селе Маркове Волоколамского уезда Московской губернии (просуществовала до 18 июля 1906 года). В ноябре возникла «Старо-Буянская республика», созданная восставшими крестьянами сел Царевщина и Старый Буян Самарского уезда Самарской губернии. Следом – «Читинская республика», власть в городе взял Совет солдатских и казачьих депутатов, и «Новороссийская республика». В Красноярске власть перешла к Совету рабочих и солдатских депутатов («Красноярская республика»). В начале 1906 года восставшие с оружием в руках взяли власть в Сочи. Повсеместно создавались органы самоуправления – Крестьянские комитеты, рабочие и солдатские Советы.

В таких вот обстоятельствах в октябре 1905 года увидел свет Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка. Он содержал всего три пункта:

  1. о гражданских свободах, неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов;
  2. о распространении избирательных прав на те категории населения, которые ранее их были лишены;
  3. о наделении законодательными функциями Государственной думы.

Саму Государственную думу Николай II под давлением революции учредил своим манифестом еще 6 августа 1905 года. Но лишь в качестве законосовещательного органа, предоставив избирательные права лишь крупным собственникам, крупным плательщикам налогов и лишь в особых случаях – крестьянам. Октябрьский же манифест наделял Государственную думу реальными законодательными полномочиями и существенно расширял избирательные права. Положения манифеста были включены в Основные законы Российской империи, что позволяет сегодня ряду исследователей говорить о возникновении в стране с этого момента Конституции.

Реформы Столыпина (1906-1907 года)

Самым известным и значительным государственным деятелем этой эпохи был Пётр Аркадьевич Столыпин. Он известен в первую очередь как реформатор, сыгравший значительную роль в подавлении революции 1905—1907 годов

В апреле 1906 года император Николай II предложил Столыпину пост министра внутренних дел России. Вскоре после этого правительство было распущено вместе с Государственной думой I созыва, а Столыпин был назначен новым премьер-министром.

На новой должности, которую он занимал вплоть до своей гибели в 1907 году, Столыпин провёл целый ряд законопроектов, которые вошли в историю как столыпинская аграрная реформа, главным содержанием которой было введение частной крестьянской земельной собственности.

Принятый правительством закон о военно-полевых судах ужесточал наказание за совершение тяжких преступлений. Впоследствии Столыпина резко критиковали за жёсткость проводимых мер.

Среди других мероприятий Столыпина на посту премьер-министра особое значение имеют введение земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, изменение избирательного законодательства и роспуск II Думы, положившие конец революции 1905—1907 годов.

История парламентаризма в Российской империи

Выборы в Первую Государственную думу были организованы так, чтобы обеспечить в ней преобладание «мужицкого элемента». Расчет был на богобоязненность, веру крестьян в царя, свойственный им консерватизм. Ожидалось, что произнесенный с трибуны голос деревни положит конец смуте развращенных горожан. Всерьез законодательные функции парламента никто не рассматривал. Для одобрения депутатам были подготовлены законы, например, «Об отпуске 40 029 руб. 49 коп. на постройку пальмовой оранжереи и сооружение клинической прачечной при Юрьевском университете». Возмущенные избранники отказались от их рассмотрения и занялись куда более важными (с их точки зрения) вопросами – о политической амнистии, земельном вопросе, принудительном отчуждении земель у помещиков. 27 апреля 1906 года Первая Государственная дума начала свою работу, 8 июля император своим указом разогнал ее.

Выборы во Вторую Думу проходили под жестким прессингом чиновников. Партиям и объединениям отказывали в праве на собрания, от выборов под разными предлогами отстранялись крестьяне и рабочие. Были предприняты все силы, чтобы «мужицкого элемента» в Таврическом дворце было поменьше. Итогом этих манипуляций стало лишь то, что во 2-й Думе большинство получили социал-демократы. Она была избрана 20 февраля 1907 года, а разогнана 2 июня того же года. Одновременно с разгоном 2-й Думы Николай II безо всякого участия парламента изменил Положение о выборах. В парламенте существенно увеличивалась доля помещиков и буржуазии за счет уменьшения мест для рабочих и крестьян.

Третья Дума была единственной, проработавшей все пять положенных по закону лет. Полномочия четвертой Думы, которая отличалась от третьей лишь большим числом священнослужителей среди депутатов, пришлось приостановить в феврале 1917 года, на фоне разворачивающейся новой революции.

Октябрьский манифест Николая II, являясь смелой реформой по сути, теоретически способной учредить в стране конституционную монархию, по факту оказался очередным половинчатым действием царской власти. В числе мер, остановивших развитие Революции 1905 года, этот документ сыграл свою роль. Но одновременно его практическая реализация стала еще одной каплей в разгорающийся костер новой революции – Революции 1917 года [от Февральской до Октябрьской].

Достижения царской России в 1913 году

Первая мировая война (1914-1918 года)


На главную
История бывшего СССР : Общие ресурсы | Древняя Россия | Феодальное время | Революции | Советское время | Новая Россия
Геополитика России | Регионы России | Карты | Языки
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 08.08.2018
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня