Христианство

Главная > Эзотерика > Религии > Христианство
Галилея "Отец небесный, да святится имя,
С которым на земле наступит царство,
Где твоя воля встанет над другими;
Дай хлеб насущный, нам не нужны яства;
Прости долги нам, как прощаем сами
Мы должников своих открытыми сердцами;
Не искушай, избавь от всех лукавых;
Пусть в царствии твоем пребудет слава."
(Евангелие от Иуды Искариота, 1190. Поэтическая обработка А.Б.Черных)

Разделы страницы:


История возникновения христианства и его идей

Свидетельства об Иисусе Христе

Евангелист Лука в святом благовествовании в Библии пишет, что Ангел Господень, обращаясь к пастухам и сообщая им о рождении Спасителя - Иисуса Христа, сказал: "И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях" (Лк 2, 12). В более древних писаниях читаем: "Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле..." Возможно, "ослица и ясли" имеют некий другой смысл.

Например, Полоний Старший писал: "В знаке (созвездии) Рака есть две маленькие звездочки, называемые Ослятами, а среди них-маленькое облачко, которое называют Яслями". Согласно гипотезе Полония Старшего, Иисус родился, когда некая звезда появилась в созвездии Рака. Эту некую звезду 2000 лет назад назвали "Звезда Вифлеем" по месту рождения Иисуса Христа. Это была комета Галлея в августе 12 г. до н.э. [а не 25 декабря 1 года нашей эры - значит, Христа распяли в 21 г. н.э.]

Здесь приведены свидетельства об Иисусе Мессии в других религиях, в светских текстах, археологических находках...

Гипотезы об Иисусе Христе

Ситуация в Палестине перед возникновением христианства

Влияние на христианство других религий

Археологические находки

Секты и "ереси" христианства, родственные учения

Происхождение христианских сект и ересей

Рубеж XII-XIII вв. - время напряженных духовных исканий и страшных заблуждений. Сотни тысяч людей, как и в наши дни, увлекаются учениями различных сект - еретических сект. Вся Южная Франция охвачена ересями. Люди бросают свои дома, расстаются с богатством и, движимые таинственным духом, спешат проповедовать. Катары отвергают Ветхий Завет и создают свою церковь. Вальденсы не признают молитвы и иконы, отказываются платить налоги, нести воинскую службу. Их учения распространяются по всей Европе. Большинство христианских ересей (богомилы, павликиане, монтанисты, присцилиане, катары, альбигойцы и др.) в своих истоках восходили к манихейству.

В самом конце XII в. для борьбы с сектантами учреждается инквизиция. Появляются официально разрешенные секты - орден францисканцев (1210г.) и орден доминиканцев (1216 г.).

Родственные христианству учения (современные раннему христианству)

Ессеи

Иоанн Креститель и иоанниты

Аполлоний Тианский

Симон-маг

Иисуситы

Христиане-гностики и гностические евангелия

Среди хенобоскионских рукописей есть такие, которые названы евангелиями: Евангелие Истины, Евангелие Филиппа, Евангелие Фомы. По форме эти евангелия отличаются от других христианских евангелий, как канонических, так и апокрифических: они не содержат рассказа о жизни и деятельности Иисуса; они содержат рассуждения о гносисе, поучения и, как в Евангелии Фомы, речения Иисуса.

Мандеизм (Иоанниты)

Гностическая синкретическая иудеохристианская религия, оформившаяся ориентировочно во II - III веке н.э., вероятнее всего в 30-е годы II в. (существует точка зрения, что мандеизм возник до появления христианства). Мандеизм представляет из себя самостоятельное развитие гностицизма на семитско-вавилонской почве в виде христиансткой секты иудаистского происхождения. Во II веке от мандеистов откололась более агрессивная секта - эбиониты. В настоящее время представляет собой единственную сохранившуюся гностическую секту. На конец XX века численность мандеистов составила 65 тысяч человек, распространенных преимущественно в Юго-Восточной Азии, в основном в нескольких деревнях на юге Ирака.

Вероучение секты основано на почитании Иоанна Крестителя, представления о котором весьма отличается от христианских. Мандеисты признают существование высшего бога, которому противостоит злой дух, и который посылает людям мессию Манда-де-Хайе. Мандеизм наиболее близок к христианству и иудаизму, кроме того, в нем имеются элементы зороастризма и древневосточных верований, преимущественно связанных с астрологией. Священными книгами является Гинза, Сидра-де-Яхья, Коласта, Сфар Малвасия, Крещение Хибила Зиви. Для мандеизма характерен дуализм, аналогичный зороастрийскому. Свет ассоциируется с душой, тьма - с телом, в котором заточена душа. Спасение человека видится в освобождении души, для которого требуется выполнение культовых обрядов, обретение знаний и нравственно прожитая жизнь.

Культовая практика мандеизма отчасти напоминает христианскую. Она включает крещение в проточной воде, которое совершается многократно с целью дать человеку возможность познать жизнь и подготовиться к вознесению в царство света после смерти; омовение человека на смертном одре, помазание его маслом, вкушение им хлеба и питье святой воды. Богослужение заключается в чтении молитв. Служителями культа могут быть как мужчины, так и женщины. Священнослужители делятся на три категории: помощников, священников и надзирателей. В мандеизме разрешена полигамия. Брак и рождение детей считаются священной обязанностью.

Василид

Валентиниане и Евангелие Истины

Валентиниане - последователи Валентина, написавшего апокрифическое Евангелие Истины.

Самые ранние течения христианства

Раннее христианство изобиловало многочисленными сектами. Многие из них существовали максимум несколько сотен лет. Течения христианства, возникшие еще в "апостольские времена" до утверждения догматов апостола Павла: иудео-христиане, иисуситы, эбиониты, назореи, манихеи, монофизиты... Многие из них существовали в Средневековья, а некоторые дожили (монофизитство) до наших дней или возродились.

Эбиониты: христианин обязан быть иудеем [вариант иудео-христиан]

Эбиониты были одной из ранних сект, которая существовала со второго по четвертый век нашей эры. Они придерживались многих еврейских обычаев и традиций, даже после того, как большинство христиан этого не делали. Они также не соглашались с фундаментальными аспектами более широкой христианской философии.

Когда первые христиане стли активно привлекать сторонников, встал вопрос: должны ли новообращенные начинать выполнять законы Торы (обрезание, кашрут, праздники, Храм, шабад)? Ведь Иисус Христос проповедовал как представитель Торы, учил как правильно, по его мнению, выполнять эти законы.

Одно мнение, возглавляемое Павлом, было: нет, ни в коем случае. Спасение - только через Иисуса Христа, а не традиционные правила.

Но существовало и другое мнение, которое, возможно, разделяли ап. Матфей и Петр: да, обязаны. На нем основывалось, например, течение эбионитов: общин христиан (похоже, еврейского происхождения) в Сирии и Малой Азии. Эбиониты считали что Иисус Христос - не Господь, а Мессия, и он был избран как жертва за все грехи людей. Они не верили в непорочное зачатие и т.п., считая Иисуса Христа просто самым праведным на Земле человеком, который был "усыновлен" Богом на эту должность, т.к. он был чище всех и лучше всех соблюдал законы Торы. Отсюда: они считали что настоящий христианин обязан "стать иудеем" и выполнять все предписания как и сам Иисус Христос (кроме одного: считая его "финальной жертвой человечества", они считали что жертвы в Храме должны быть отменены и даже мяса есть больше нельзя). (Из форума)

Арианство: Сын - творение Отца (осуждено на I ВС)

Арианство (учение в христианстве в IV—VI веках александрийского священника Ария) не принимало основной догмат официальной христианской церкви, согласно которому Бог Сын предвечен как и Бог Отец. Согласно Арию - Сын Божий (Христос) — творение Бога, следовательно, не предвечен, то есть находится в подчинении Богу Отцу. Причем, Сын — первое творение Отца, посредник между Богом и тварью.

В  320 году Арий был осуждён Александрийским собором, но приобрёл последователей (арианские церкви сохранялись у готов и других германских племен до VI - VII вв.).

В 325 году в Никее был собран Первый Вселенский собор. Учение ариан, провозглашавшее земную — а не божественную — природу Иисуса Христа, было осуждено, а сам Арий изгнан. При этом — вопреки протестам ряда присутствующих — Собор включил в т.н. Никейский символ веры отсутствовавшую в Священном Писании формулу о «единосущности» (абсолютной тождественности) Бога Отца и Бога Сына.

Раннехристианская ересь, возникшая в начале IV века и названная по имени основателя - александрийского пресвитера Ария. В своем учении Арий заострил древнюю христианскую традицию субординационизма. Согласно Арию, второе лицо Троицы - Христос - хотя и совершеннейшее творение божье, но все-таки тварь (то есть существо не вечное, не существовавшее до рождения и не безначальное), и как таковой, он ни в чем не подобен Отцу, он Сын божий не по существу, а по благодати. В подоплеке арианской ереси было стремление Ария занять место александрийского епископа и попытка обвинить епископа Александра в савеллианской ереси [?]. С этой целью Арий организовал продолжительный теоретический спор, в котором изначально привлек на свою сторону большую часть клира. Широкую поддержку Арий нашел среди последователей Лукиана, главы антиохийской богословской школы, особенно у Евсевия Никомидийского и Евсевия Кесарийского. Арий был осужден I Никейским вселенским собором и отправлен в ссылку. Однако многие руководители церкви, особенно восточные, на согласились с решениями собора. Вскоре под влиянием сестры императора Константина Констанции Арий и его приверженцы были возвращены из ссылки. По возвращении Арий покаялся перед Константином и дал ложную клятву о том, что покончил со своими заблуждениями. По легенде, широко распространенной среди христиан, Арий нарушил клятву, и, проходя по константинопольскому форуму, почувствовал себя плохо, удалился в пустое помещение и вскоре был найден там "с распавшимися внутренностями". После смерти Ария в 336 г. и последующей за ней смерти Константина Великого в 337 г. арианство распалось на несколько направлений, которые начали активно сопротивляться христианской ортодоксии: полуарианство, евдоксианство, евномианство, евномиофронианство, евсевианство и др. Споры между сторонниками арианства и Никейского символа веры продолжались до 355 г., когда ариане на соборе в г. Милане одержали полную победу. В 361 г. император Юлиан Отступник предоставил свободу всем партиям, в том числе и никейским, и позволил всем изгнанникам вернуться на свои кафедры. Попытка никейцев в 362 г. взять реванш над арианами провалилась из-за противодействия этому со стороны императора. Пришедший в 364 г. к власти император Валент также занимал сторону ариан, и все попытки никейцев одержать духовную победу оказывались безуспешными до смерти Валента в 378 г. Благодаря политике императора Феодосия I, арианство было окончательно осуждено на II Константинопольском вселенском соборе. Несмотря на свое поражение, арианство до VI - VII века было популярно среди "варварских народов": готов, вандалов, лангобардов. Идеи арианства в той или иной степени нашли свое отражение во многих последующих ересях.

Македонианство: Св. Дух - творение Отца (осуждено на IV? ВС)

Македониане (по имени константинопольского епископа Македония, 355-359), признавали Св. Духа третьим лицом Троицы по чести, но по существу отличным от первых двух лиц, - творением, а не Богом, таким образом, отрицавшие божественность Святого Духа. В 381 году были осуждены I Константинопольским собором.

Несториане и Ориген: Сын Божий не равен Христу (осуждено на V ВС)

Граница между православной и несторианской церковью, а также между восточным и западным сирийскими диалектами

Приверженцы несторианства (учение приписывается Несторию, Архиепископу Константинополя (428—431)), утверждали, что есть разница между Христом, смертным человеком, и Сыном Божьим, несотворенным и бессмертным, и связь их была временной. Сын Божий пребывал во Христе, но не слился с ним. Поэтому несториане называли Деву Марию не Богородицей, а Христо-родицей.

В 431 году учение было осуждено на Эфесском соборе, и была признана правомерность именования «Богородица» применительно к Деве Марии. Пятый Вселенский собор христианской церкви в Константинополе (II Константинопольский) одобрил эдикт императора Юстиниана об осуждении несториан.

Несторианство - христологическая раннехристианская ересь. Названа по имени константинопольского патриарха Нестория, выдвинувшего тезис о том, что деву Марию следует называть не Богородицей, а Христородицей, так как она родила не бога, а человека Христа, к которому божество присоединилось впоследствии и обитало в нем как в храме.

Несторианство было определено как ересь по инициативе св.Кирилла Александрийского и осуждено на III Вселенском соборе. Однако определение против Нестория было выдвинуто поспешно и слабо аргументировано, что вызвало недовольство и раскол. Спасаясь от преследования ортодоксальной церкви, несторианцы эмигрировали в Персию и на соборе 499 года объявили об отделении от Константинопольской церкви, образовав собственный патриархат с резиденцией в г. Селевкия-Ктесифон (Багдад). Эта часть несториан называлась (по своему богослужебному языку) халдейскими христианами. Из Персии часть несториан переселилась в Индию, где по имени своего первого учителя стала называться христианами-фомитами.

Несторианство существует до настоящего времени и формально относится к Древне-восточным церквам (Ассирийская церковь).

Учение Оригена: СП написано аллегорически (осуждено на V? ВС)

Ересью объявлено также учение Оригена (ок. 185 г. - 254 г.) об аллегорическом толковании Священного писания Главные свои труды Ориген направил на изучение Библии, как писания, содержащего в себе Божественные откровения.

Им был выполнен колоссальный труд - гекзапла - сравнительное исследование различных редакций текста Ветхого Завета. На основании сличения этих редакций, Ориген пытался установить критически проверенный текст Ветхого Завета. Труд этот хранился в Кесарии до 653 года, когда он был сожжён при взятии города арабами. Для греческих и восточных богословов гекзапла Оригена в течение четырех веков служила основным источником библейской эрудиции. Литературно-философское наследие Оригена исчисляется тысячами книг [!]. К сожалению, очень немногое сохранилось до наших дней.

Монофизиты: вера в единосущность (осуждено на VI? ВС)

Своего рода ответной реакцией на несторианство явилось монофизитство (возникло в V веке, как учение крайнего радикального крыла последователей святого Кирилла Александрийского, на Третьем Вселенском Соборе осудившего несторианство).

Основателем монофизитства признается Евтихий (378—454), архимандрит Константинопольский. Он, в противоположность несторианскому разделению в Лице Иисуса Христа Божества и человечества, учил, что человеческое естество в Иисусе Христе было совершенно поглощено Божеством, и потому в Нем следует признать одну природу Божественную. Монофизиты настаивали, что Христос имел только одну природу - Божественную - и лишь внешне напоминал человека.

Монофизитство было осуждено на «разбойничьем» [?] соборе 449 года в Эфесе и на последующем Халкидонском соборе 451 года.

Монофизитство было распространено в Египте (коптская церковь), Эфиопии, Сирии. Монофизитские церкви и сейчас действуют в Армении, Египте (коптская церковь), Эфиопии. В начале XX в. общее число приверженцев монофизитства составляло 5 миллионов человек.

Ереси христианства в Средневековье

Современные секты и молодые течения христианства


На главную

Зороастризм | Иудаизм | Христианство | Ислам | Буддизм | О религиях Предсказания |

История и мифология | Иностранные языки | Страны мира | Книги
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 03.08.2019
Яндекс.Метрика