Иудаизм

Главная > Эзотерика > Религии > Иудаизм

Звезда Давида - иудейская янтра

"Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это." (Ис. 45:7)

Саваоф, Цебаот - одно из имён бога [Отца] в иудаистической и христианской традициях. В библейских пророческих книгах встречается в сочетании «Господь воинств», что по-гречески передаётся двояко: «вседержитель», «владыка сил» (воинств). Под «воинством» подразумеваются солнце, луна и звёзды, «всё воинство небесное» (Втор. 4, 19), выступающие стройно и послушные "уставам неба" (Иов 38, 32-33). «Цебаот» означает также бесчисленные воинства огневидных ангелов (книга Еноха 72, 1; Берахот 116; Пирке рабби Елиезер 4), объединённых в 4 сонма (воинства) под начальством [архангелов] Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила. По образу небесного создано и «земное воинство» [?], поддерживая которое (Исх. 12, 41 и др.), не только ангелы, но и «звёзды с путей своих» сражаются с врагами [?] (Суд. 5, 20). На помощь пророкам нисходят с небес «колесницы огненные» (4 Царств 6,17). Имя часто упоминается в связи с херувимами, осеняющими ковчег завета - символ божественного присутствия на земле. В имени Саваоф, т.о., выражена идея единства всех «воинств» вселенной, построенных по принципу иерархии и соединённых в акте славословия [зачем Богу славословие?] Саваофа (Пс. 148). Д.В. Щедровицкий.

Разделы страницы об иудаизме - первой монотеистической религии:

На странице о еврейском языке приводятся сведения по истории еврейского народа. Там же - еврейская литература.


Общая информация по иудаизму

Если Иегова не строит дом,
То напрасно трудятся строящие его,
Если Иегова не охраняет город,
То нпрасно бодрствует страж.
("Песня восхождения". Псалом Соломона 127.)

Иудейские порталы и полезные сборники ресурсов

Еврейские и иудейские форумы

Учение Авраама и Моисея

Мировоззрение иудеев и истинная иудейская этика

Семисвечник - символ иудейских ритуалов

Рабби Симлай учил: 613 заповедей были открыты Моисею: 365 запрещающих заповедей и 248 предписывающих заповедей». Царь Давид обобщил 613 заповедей до 11 этических принципов - ответов на вопрос: "Господи, кому дано пребывать в шатре Твоем? Обитать на святой горе Твоей?"

  1. Тому, чьи пути непорочны,
  2. кто поступает справедливо,
  3. и не лжет сам себе,
  4. у кого на устах нет клеветы,
  5. кто другу не причинит зла, не нанесет оскорбления ближнему,
  6. кто презирает недостойных,
  7. богобоязненных же почитает,
  8. если поклялся пусть даже во вред себе, клятвы не нарушит,
  9. не ссужает денег в рост, [традиционное занятие евреев]
  10. не берет взяток,
  11. кто неподкупен, никогда не засудит невинного

Что интересно, нигде не сказано про "не убий" (и "не воруй")!

Исследования Библии (Ветхого Завета - Торы)

4 автора Ветхого Завета

Библия, с точки зрения литературы, - собрание мифов, преданий, правовых кодексов, исторических хроник, народных песен, а также прозаических и поэтических художественных, публицистических и религиозно-этических произведений. Параллельное исследование еврейского канонического текста Библии, ее перевода на греческий язык и библейских фрагментов, найденных среди рукописей Хирбет-Кумрана, позволило установить, что существовало по меньшей мере 3 текстовых варианта Библии, восходящих ко второй половине I тысячелетия до н.э. Причем, в Хирбет-Кумране обнаружен еврейский палимпсест (древняя рукопись, писанная по пергаменту по смытому или соскобленному тексту), древнейший текст которого датируется 8-м веком до н.э.

Статьи по исследованию библейских сказаний и истории Библии

Библейские сказания Зенона Косидовского

Исследование первичных текстов Библии

Библиотеки священных писаний иудаизма

Отдельные иудейские священные тексты

Исследование переводов Библии на различных языках

Авторские исследования Библии

Доталмудические течения иудаизма (архаический иудаизм)

Самаритяне (Хранители, Шаммарим)

Отдаленная ветвь архаичного иудаизма. Поддерживается крайне малочисленной (не более 1000 человек на конец XX века) группой самаритян, проживающих вблизи Наблуса. Секта сформировалась как самостоятельное течение в V - III вв. до н.э. после возвращения евреев из Вавилонского плена.

Самаритяне считают себя потомками древнееврейских колен Эфраим и Менаше и единственными аутентичными хранителями Завета. Из книг Ветхого завета они признают только Пятикнижие [Тору - как и крымские караимы] и книгу Иисуса Навина. Книги пророков и Талмуд отвергаются [т.к. Талмуд был создан в Вавилоне как сборник мнений тогдашних авторитетов вкупе с устными сказаниями]. Основное разногласие между самаритянами и иудеями, приведшее к вражде, заключается в возникшем в IV в. н.э. споре по поводу места, выбранного Моисеем для строительства Храма. Иудеи придерживаются мнения, что речь идет о горе Мориа в Иерусалиме, самаритяне - о горе Гаризим вблизи Наблуса.

Самаритяне имеют собственный календарь. Между собой они общаются на древнем арамейском диалекте [как айсоры Сирии], а в быту - на арабском языке. Сохранена особая самаритянская письменность, являющаяся единственной сохранившейся на земле формой финикийского письма [интересно, а поймут ли они финикийские и древнеханаанские надписи?].

Самаритяне признают субботу и иудейские ритуалы приема пищи. Сохранен ритуал жертвенного умерщвления животных. В большинстве случаев запрещается есть мясо. Пасха празднуется на священной горе Гаризим, где приносится в жертву семь ягнят. Имеется институт священства и статус первосвященника, который, как считается, унаследован непосредственно от библейского Аарона. Сохранена древняя специфика религиозной одежды. До середины XX века в быту практиковалась строгая эндогамия, лишь в последнее время разрешены браки с чистокровными евреями при условии принятия последними самаритянских догм и норм.

Государство Израиль не считает самаритян евреями, но разрешает их репатриацию в Израиль. В I в.н.э. численность самаритян достигала нескольких сот тысяч человек, расселившихся по всему Восточному Средиземноморью. В 1880 г. численность секты снизилась до 160 человек, проживающих на склонах горы Гаризим. К концу XX в. численность секты увеличилась до 500 человек.

Караимы (Ананнеи)

Иудаистская секта, возникшая в VIII в н.э. в Багдаде. По преданию, организована Ананом в знак протеста против учения Талмуда, с призывом к возврату исповедания одного Священного Писания. Секта получила широкое распространение в Персии в XI в., затем распространилась в Средиземноморье, Крыму, Литве и Польше. В настоящее время караимы проживают преимущественно в Крыму и Израиле. На конец XX века их общая численность - от 10 до 20 тысяч.

В отличие от иудаистов, караимы не признают устной традиции раввинов, Талмуд и Мишну. Священной книгой признается только Ветхий завет. В отличие от ортодоксальных иудеев, караимы допускают смешение молочных продуктов и мяса в пище, не носят талисманов, снимают обувь перед входом в синагогу, игнорируют ряд церемоний. В силу отрицания караимами раввинов браки между караимами и ортодоксальными иудеями невозможны, что создает серьезные бытовые осложнения.

Ессеи (Иссеи)

Секта в иудаизме. Появилась в первой четверти II в. до н.э. Ессеи отвергали воскресение тел, принимая бессмертие души, вечность наказаний и наград. Ессеи рассматривали физическое тело как темницу души [как гностики?] и причину всякого греха. В отличие от ортодоксальных иудеев, ессеи не верили в пришествие Мессии [для них он уже был].

Ессеи вели строгий отшельнический образ жизни, проводя время в молитве и размышлении о божественном законе. Обособленность и замкнутость составляли основной догмат ессеизма, поэтому даже самые необходимые предметы житейских потребностей изготавливались ими самими, чтобы не иметь надобности, приобретая их вне своих общежитий, входить даже в столь незначительное общение с другими людьми. По этой же причине ими отвергались войны, рабство и торговля. Ессеи не отвергали брак, однако воздерживались от брачных отношений, рассматривая в них причину для получения порочного удовольствия. Ессеи делились на два класса: деятельных - занимавшихся земледелием, и созерцательных (терапевтов) - занимавшихся чтением и молитвой. Согласно легендам, ессеи были очень искусны в лечении травами, камнями и кореньями. Центр ессеизма находился на берегах Мертвого моря, однако само учение выходило далеко за пределы Палестины.

По другой [не традиционной, но, возможно, самой достоверной] версии, история ессеев начинается с Ильи пророка (Элияху) и его последователя Елисея. Илья и Елисей заложили общину в пустыне за Иорданом, названную ими Бене ха Небеим (Сыны пророческие). Позднее общину "Бене ха Небеим" (Сыны пророческие), возглавил Садок, к тому времени эта община стала называться ессейской. Само понятие ессей было тесно связано с именем Иессея, отца Давида... Во 2-м веке до н.э. в общину ессeев пришёл пророк Иефлей, названный у ессеев звездой и Учителем праведности, вступивший в противоборством с царем и жрецом Александром Янаем. Иефлей первый возвестил ныне всем известные христианские добродетели. Иефлей был связан каким-то образом с пророком Захарией, жившим в эпоху второго Храма, т.е. в 6 веке до н.э.

Эфиопские евреи (фалаши)

А ведь есть еще и южноафриканские иудеи. Интересно, они исповедуют архаический или талмудический иудаизм?

Иудаизм для посвященных

Каббала - сокровенное учение

Каббала — это наука о постижении высшего, духовного мира, из которого нисходит всё в наш мир.

Хасидизм

Мистическое течение в иудаизме. Возникло в Польше в XVIII в., под влиянием протеста против формализма раввинов. Вдохновителем течения стал Исраэль бен Элиэзер (Бешт), который на основе Каббалы создал собственный вариант иудаизма. Исторически термин "хасид" применялся в отношении иудеев, которые во II в. н.э. противостояли распространяющемуся христианству. Согласно учению хасидов, Бог добр по своей природе, а человек является центром творения. По Бешту, набожность более важна для человека, чем образованность. Вероучение хасидов основано на Торе с большим количеством мистических элементов, выражавшихся в стремлении к тесной связи с Богом через выражение восторга, песни и танцы.

Хасиды придерживаются крайне ортодоксальных и устаревших взглядов и обычаев, преимущественно в быту. Особенно это касается отношения к женщинам, которые обязаны стричься наголо, носить парики, не могут украшать себя, не могут полностью раздеваться даже при муже, им запрещено принимать пищу за одним столом с мужчинами. Бешт быстро развил свое учение, несмотря на сопротивление раввинов. В движение хасидов включились различные каббалистические кружки. Хасиды заменили традиционный кагал на принцип верности конкретному учителю, и назвали своей важнейшей миссией распространение хасидизма. В то же время во времена Бешта хасидизм не был единым учением, а представлял собой разрозненные группы, независимые и не подчиняющиеся Бешту, а лишь признающие его авторитетом. Духовный наследник Бешта, Дов Бер, сплотил движение и объединил его в единое целое. В 1778 г. была основана первая хасидская община за пределами Европы. К середине 30-х годов 20 века в Восточной Европе было несколько миллионов хасидов.

Одно из ответвлений хасидизма - хабад, или любавические хасиды. В отличие от ортодоксальных хасидов, ограничивающих связи с окружающим миром до минимума, хабад озабочены духовным благополучием всех людей, евреев и неевреев. В конечном итоге хасидизм пришел к компромиссу с ортодоксальным иудаизмом. Будучи первоначально сектантским течением, хасидизм в результате стал оплотом иудейской ортодоксии в современном мире. В настоящее время число приверженцев хасидизма незначительно, но они традиционно имеют большое влияние в политике Израиля.

Ортодоксалный талмудический иудаизм

Устные предания иудеев

[Устные предания древних евреев не входят в каноническую Тору (закон Моисея), но на них опираются в Талмуде. Как и устные предания арабов, легшие в Коран, древнееврейские предания представляют собой историческую ценность.

Иудео-христианские течения

Иеговисты-ильинцы (Десное братство, Сионская весть)

Русская синкретическая секта, вышедшая из православия и сочетающая элементы христианства и иудаизма. Основана в 1846 г. на Урале отставным штабс-капитаном Николаем Ильиным под влиянием мистических идей объединения всех вероисповеданий. Основой вероучения секты является сочинение Ильина "Сионская весть", центральное место в котором занимает положение об Армагеддоне. Члены секты считают, что на Земле уже проложен путь Антихристу, так как в результате множества лжеучений христианство разорвано на 666 частей. Все люди, по утверждению Ильина, разделены Господом на стоящих одесную (справа) и ошуюю (слева) от него. Десные (праведники) при приближении царства Христова окажутся вместе с еврейским народом на Сионской горе и их зачислят в святые Иерусалима, который будет переименован в Герренбург. Ошуйцы же (сатанисты), к которым причислялись католики, православные, иудаисты, мусульмане и буддисты, попадут в ад. Ильинцы празднуют субботу, не едят свинину и выполняют ряд других иудейских предписаний. Отмечаются иудаистские праздники. Храмы отсутствуют. Моления совершаются по ночам и сопровождаются гимнами на мотивы народных песен. Православные обряды и таинства отвергаются. Членам секты запрещается исполнять государственные повинности, в том числе и служить в армии. Численность секты на конец XX века - несколько тысяч человек, проживают на Урале, Северном Кавказе, Украине и Казахстане.

Мессианские евреи (Иудео-христиане)

Синкретическое иудаистское течение, образовавшееся во второй половине XIX века. Место зарождения течения неизвестно, так как историки отмечают его практически одновременное появление в США, Великобритании и Молдавии. Течение объединяет евреев, обращенных в христианство, признающих Христа как мессию, но максимально сохраняющих иудаистские обряды, верования и культ. Вероучение мессианских евреев ближе всего к пятидесятничеству. Религиозные службы в общинах происходят в пятницу вечером. Традиционные еврейские праздники соблюдаются без изменений. В 1915 г. создан Союз мессианского иудаизма Америки, объединивший все общины мессианских евреев в США. К концу XX века общины мессианских евреев сохранились преимущественно в США, где они насчитывают не более 1500-2000 приверженцев. После 1991 г. в России появились разрозненные общины мессианских евреев, не имеющие общего центра и единой идеологии.


На главную

Зороастризм | Иудаизм | Христианство | Ислам | Буддизм | О религиях Предсказания |

История и мифология | Иностранные языки | Страны мира | Книги
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика