|
|
|
Словообразовательные словари, имеющие своим прообразом старые "словари-корнесловы" и "словопроизводные" словари, представляют собой активно развивающийся тип лексикографических изданий. Они очень важны как для исследования внутренней организации языковой системы, так и для отбора материала при решении разного рода методических задач (при изучении словообразования, грамматики, орфографии). Осознание словообразовательной ценности лексических единиц имеет большое значение для обогащения словарного запаса учащихся. Словообразовательные словари показывают членение слова на морфемы, словообразовательную структуру слова, словообразовательные гнезда.
Разделы страницы об искусстве составления морфологических словарей:
Задача словообразовательных словарей — показать словообразовательную структуру самых употребляемых слов языка. Словари такого типа содержат в себе информацию о способах образования новых слов (дериватов) от однокоренных слов. Подробно описаны и представлены словопроизводственные процессы, происходящие в современном языке.
Словообразовательные (или деривационные) словари бывают одновременно и толковыми. Пример — словарь под редакцией Т.Ф. Ефремовой.
На дочернем проекте Словород можете посмотреть список известных деривационных словарей в русском языке, примером которых является, прежде всего, Словообразовательный словарь Тихонова (двухтомник).
Существует 4 основных типа морфемных словообразовательных словарей:
Словообразовательные словари показывают, как образованы слова. Словарная статья в словообразовательном словаре отличается от статьи в толковом, этимологическом и других типах словарей. Статья не имеет описаний и толкований. Слова в словаре размещены по гнёздам, или группам однокоренных слов. Например, в одной группе оказываются слова журавль, журавлик, журавлёнок, журавушка, журавлиный, по-журавлиному. Во главе каждого гнезда стоит исходное слово, которое является непроизводным.
Далее с учётом ступенчатого характера русского словообразования размещаются производные слова. В каждом производном слове выделяются все части, участвующие в его образовании. Например: жесть — жестян(ой) жестян-щик жестян-к-а Кроме этого, отмечаются случаи чередования гласных и согласных в морфемах. Например: жакет -жакет-к(а) - жакеточ-к-а (черед, к — ч) Во всех словах ставится ударение.
Грамматические сведения о словах даются лишь в самых необходимых случаях. Например, пометой нареч. (наречие) снабжены те слова, которые могут быть приняты за слова других частей речи: весна — весн-ой нареч. весн-ою нареч.
Словари, содержащие грамматическую разметку и грамматические пометки (с выделением окончаний и указанием их грамматических вариантов) необходимы, прежде всего, в учебных целях. Поэтому разметку на морфемы там проводят до конца (с выделением словообразовательных морфем), а нормативный функционал таких словарей дополняют орфографическими (и орфоэпическими) сведениями. Такие школьные морфологические словари называют морфемно-орфографическими.
Примером такого грамматического словаря является Морфемно-орфографический словарь Тихонова.
Авторская | Историческая | Пересортированная | Семантических классов | Семантических отношений | Морфемная Толковая
Семантика | Терминология | Этимология | Ономастика | Фразеология | Книги по ономастике | Книги о слове и смысле | Иностранные словари
Ключевые слова для поиска сведений по морфемной лексикографии:
На русском языке: морфемная лексикография, морфологические словари, списки корневых и аффиксальных морфем, описание словообразовательных гнезд;
На английском языке: historic lexicography, etymologic dictionary.
|
|