Эпоха визуального и объектно-ориентированного программирования

Главная > Информатика > Языки программирования > Языки ООП

Языки передачи, хранения, обработки и представления информации

Важным направлением работ в 1990-е годы становятся визуальные (графические) языки программирования, в которых процесс «написания» программы как текста заменяется на процесс «рисования» (конструирования программы в виде диаграммы) на экране ЭВМ. Визуальные языки обеспечивают наглядность и лучшее восприятие логики программы человеком.

Поскольку графический интерфейс предполагает реакцию на события (в пекрвую очередь - действия оператора), то оказалось, что наиболее удобно его программировать с помощью объектно-ориентированных технологий, пионерами которого стали до сих пор применяемые языки Симула и Смолтолк.

Разделы страницы о языках объектного программирования (в порядке их популярности и развития):


Событийный визуальный язык Object PAL (для Парадокса)

ObjectPAL представляет собой интегрированный объектно-ориентированный, управляемый по событиям, визуальный язык программирования, предназначенный для разработки приложений, работающих под управлением СУБД Paradox для Windows (СУБД Парадокс раньше принадлежал Борланду, теперь - Корелу). На начальном уровне функциональности Object PAL можно осуществлять операции с данными, создавать специальные меню, а также управлять сеансом ввода данных. События в Object PAL порождают команды, которые имитируют эффект использования Paradox в интерактивном режиме. Существует возможность автоматизировать часто выполняемые задания, а также осуществлять над таблицами, формами и отчетами действия, которые были не доступны при интерактивной работе.

Также Object PAL предоставляет все средства полнофункционального языка программирования в среде Windows. Можно использовать Object PAL для создания законченных систем, в которых реализованы специальная система меню, справочная система, а также всевозможные проверки данных. В Object PAL можно сохранить свои наработки в динамически компонуемой библиотеке, доступ к которой будут иметь несколько форм. Кроме того, можно установить связь с другими динамическими библиотеками, содержащие прграммы, написанные на таких языках как Си, C++ или Паскаль.

Object PAL может быть использован в качестве инструмента для создания автономных программ. Можно написать законченное Windows–приложение и запустить его под Paradox. Object PAL поддерживает механизм динамического обмена данными в качестве как клиента, так и сервера. Кроме того, Object PAL поддерживает в качестве клиента механизм работы с составными документами. В дополнение к сказанному существует возможность включать в свое приложение мультимедийные средства, снабдив выполняемое приложение звуковыми и анимационными эффектами.

Язык прекратил своё развитие с прекращением развития СУБД Paradox.

Развите Паскаля (Turbo Pascal, Delphi, PascalABC)

Язык Pascal - эталонный язык для изучения структурного програиирования. Потомок Алгола. Брат Модулы и Ады.

Компания Borland реализовала Turbo Pascal и Modula для MS DOS, затем Delphi с библиотекой визуального программирования VCL для Windows, а потом разработала среду Visual C++ для работы с этой библиотекой.

Объектный Паскаль (Object Pascal) - ? г.

Язык Object Pascal (Объектный Паскаль) — язык программирования, разработанный в фирме Apple Computer в 1986 году группой Ларри Теслера, который консультировался с Никлаусом Виртом. Произошёл от более ранней объектно-ориентированной версии Паскаль, называвшейся Clascal, который был доступен на компьютере Apple Lisa.

Язык Дельфи (Delphi) - ? г.

Язык Delphi - визуальный объектно-ориентированный Pascal для разработки АРМов в ОС Windows.

Язык PascalABC.NET - ? г. (РФ, ЮФУ)

PascalABC.NET — это язык программирования Паскаль нового поколения, включающий классический Паскаль, большинство возможностей языка Delphi, а также ряд собственных расширений. Он реализован на платформе Microsoft.NET и содержит все современные языковые средства: классы, перегрузку операций, интерфейсы, обработку исключений, обобщенные классы и подпрограммы, сборку мусора, лямбда-выражения, средства параллельного программирования. PascalABC.NET является мультипарадигмальным языком: на нем можно программировать в структурном, объектно-ориентированном и функциональном стилях [!].

Проекты Free Pascal Compiler (FPC) и Lazarus

Free Pascal Compiler (FPC) - это свободно распространяемый компилятор языка Паскаль с открытыми исходными кодами. Он совместим с Borland Pascal 7 и Object Pascal – Delphi, но при этом обладает рядом дополнительных возможностей, например, поддерживает перегрузку операторов. FPC — кроссплатформенный инструмент, поддерживающий огромное количество платформ. Среди них — AmigaOS, DOS, Linux, *BSD, OS/2, MacOS(X) и Win32.

Однако FPC — не просто компилятор. Он имеет в своём составе великолепный набор библиотек, одной из которых является FCL, включающая в себя компоненты, совместимые с невизуальными компонентами VCL из Borland Delphi.

Разработка визуальных компонент — это цель другого проекта — Lazarus. Он представляет собой среду быстрой разработки программ, аналогичную Delphi, и базируется на оригинальной кроссплатформенной библиотеке визуальных компонент LCL, также совместимых с VCL.

Развитие языка Бэйсик (Visual Basic, VBA, VBS)

Предком всех basicподобных языков является язык BASIC (Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code - универсальный код символических инструкций для начинающих), созданный в 1963 году. Из расшифровки акронима видно, что данный язык задумывался для обучения начинающих программистов, так как существующие языки были сложными и требовали глубокого понимания принципов программирования. Простой и удобный BASIC позволял студентом легко понять принципы и постепенно переходить к изучению более сложных языков. Не смотря на обучающую направленность языка, его простота и компактность позволила фирмам разработчикам ПО (особенно Microsoft) встраивать этот язык в набирающие популярность персональные компьютеры. Именно этот факт сыграл решающую роль в развитии языков семейства BASIC. Огромная популярность языка подвигла разработчиков создавать все новые и удобные версии, следующие за тенденцией развития ПО.

Но какой бы популярностью не обладали потомки и вариации языка Бэйсик, он все равно оставался облегченным языком программирования для людей, не владеющихся профессиональными программистами. И даже когда, следуя за развитием ПО появился новый вид языка под названием Visual Basic, для созданий приложений с графическим интерфейсов, статус «для новичков» остался неизменным. Так продолжалось вплоть до 2002 года, когда компания Microsoft представила сообществу совершенно новый продукт – платформу .Net Framework.

Отдавая дань традициям Microsoft включили язык Visual Basic в список языков, доступных для разработки по технологии .Net, но существенно переработав и дополнив его. Новым языком стал Visual Basic.Net. Именно появление VB.Net стало переломным моментом спустя почти 40 лет со дня появления языка. От своих предшественников VB.Net сохранил большую часть синтаксиса и команд, но под капотом имел совершенно новые классы оборачивающие множество WinAPI. Именно этот факт помог стать языку VB.Net в один ряд с любым другим языком, использующим технологию .Net, так как мощь приложения теперь зависала не от языка, а от возможностей конкретной версии .Net Framtwork. Тем не менее, VB.Net до сих пор менее популярен, чем C#.

На основе Visual Basic были созданы:

  1. версии встроенного языка VBA (Visual Basic for Applications) для приложений MS Office;
  2. скрипт-язык программирования клиентской части веб-сайта VBScript (на пару с JavaScript),
  3. упомянутый в обзоре язык программирования серверной части веб-проектов Visual Basic.NET технологии .NET,

Бэйсики для офисных приложений (VBA)

Язык VBScript

VBScript (Script версия языка Visual Basic) фирмы Microsoft - это язык сценариев, предусмотренный в браузере MS Internet Explorer, и наиболее очевидный вариант выбора для программирования Web страниц на базе ActiveX-элементов. Он представляет собой адаптированное для Web подмножество языка VBA (Visual Basic for Applications) с принятым в Microsoft синтаксисом Бейсика. Здесь используются обычные для языка Бейсик обозначения объект-параметр (перечисляемые через точку), процедуры, функции и структуры, пригодные для управления выполнением программы, а также широкий набор традиционных для этого языка функций. Все, кому ранее уже приходилось работать с современным языком Бейсик, прекрасно справятся и с VBScript.

Синтаксис VBScript является несколько упрощенной версией стандартного синтаксиса Visual Basic. Например, в VBScript не поддерживается типизация: все переменные имеют тип Variant. Сценарии на языке VBScript (как и JScript) чаще всего используются в следующих областях:

  1. Автоматизация администрирования систем Windows.
  2. Серверный программный код на страницах ASP в Web-приложениях. [?]
  3. Клиентские сценарии на Web-страницах (в основном только в браузере Internet Explorer).

Развитие языков Си и C++ (Lattice C, Turbo C, MS C; C++, C#)

Я более-менее нормально стал понимать C++ где-то через полгода чтения книжки "С++ за 21 день" =)

На основе С++ был создан язык программирования серверной части веб-сайта C# технологии .NET.

Улучшенный компилятор C++ - язык Ди (D) - 2007 г.

Ди (D) — объектно-ориентированный, императивный, мультипарадигмальный язык программирования, созданный Уолтером Брайтом из компании Digital Mars. Изначально был задуман как реинжиниринг языка C++, однако, несмотря на значительное влияние С++, не является его вариантом. В D были заново реализованы некоторые свойства C++, также язык испытал влияние концепций из других языков программирования, таких как Java, Python, Ruby, C#, Eiffel. Создание языка D - это попытка соединить производительность компилируемых языков программирования с безопасностью и выразительностью динамических. Код на языке D обычно работает так же быстро как эквивалентный код на C++, при этом программа на D короче и обеспечивает безопасный доступ к памяти. Стабильная версия компилятора 1.0 вышла 2 января 2007[3]. Экспериментальная версия компилятора 2.0 выпущена 17 июня 2007 года.

Другие высокоуровневые языки программирования


Главная

Языки программирования: 1GL и 2GL | 3GL (Яву) | Пионеры ООП | 4GL и RAD | Визуально-объектные | Сценарные (скриптовые) | Ява-подобные Парадигмы информатики

Алгоритмы | Бизнес-анализ | Жизненный цикл программ | Интернет | IT-стандарты | ОС | СУБД | Искусственный интеллект и 5GL

ИТ-менеджмент | Электроника | Математика | Эвристика | Компьютерные игры

На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика