Яицкие (уральские) казаки

Главная > Общество > Россия > Казачество > Яицкие

Яицкие казаки на границе с Азией

"Живите, братцы, пока Москва не видит, Москва увидит, жить не даст".

(Пословица последней вольницы)

Выписка из "Н.М.Карамзин. История государства Российского. Том 10. Глава 1. Царствование Феодора Иоанновича. Г. 1584-1587" об основании города Уральска: "...Упомянем здесь также о начале нынешнего Уральска. Около 1584 года шесть или семь сот Волжских Козаков выбрали себе жилище на берегах Яика, в местах привольных для рыбной ловли; окружили его земляными укреплениями, и сделались ужасом Ногаев, в особенности Князя Уруса, Измаилова сына, который непрестанно жаловался Царю на их разбои и коему Царь всегда ответствовал, что они беглецы, бродяги, и живут там самовольно; но Урус не верил и писал к нему: "Город столь значительный может ли существовать без твоего ведома? Некоторые из сих грабителей, взятые нами в плен, именуют себя людьми Царскими".

Земли Уральского казачьего войска

По официальной версии, отражающей только один из истоков яицких казаков, в 1585 году последний "великий атаман" Сибири Матвей Мещеряк и атаман Барабоша, поняв, что более на Волге прежней вольной жизни не будет (из-за построенных на Волге [русско-московских] крепостей), решили увести своих казаков на восток. На территории Большой Ногайской Орды, на реке Яик рядом с устьем реки Илек на острове Кош-Яик, около 700 человек в течение лета построили крепость. Ногайский князь Урус осадил крепость, но потерпел поражение. Так образовалось Яицкое казацкое войско. Основными занятиями яицких казаков были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке. Правительство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им приём беглых.

По другой версии, яицкое казачество вобрало в себя часть донского [приход на Яик после нашествия на Русь Тимура (конец XIV века) отряда казаков атамана Василия Гугни, затем приход казаков с атаманом Иваном кольцо, отделившимися от Ермака, который, к слову сказать, был не донским, а волжским казаком], но складывалось оно во многом из других народов, чем остальное казачество. Яицкая военная казачья община складывалась в составе вооруженных сил Белой Орды ["Казахстана"], как восточного улуса Золотоордынского ханства. Ханом Белой Орды был Шибан - брат Батыя. В казачье сообщество входили русы, славяне, угры и частично половцы, т. е. народы, чьи племена, до нашествия татаро-монгол проживали в пойме Яика [даже русы и венгры?!].

Другая часть яицких казаков находилась в Персии, где участвовала в войне на стороне Тамерлана. В вооруженных силах этого восточного владыки яицкие казаки считались лучшими воинами, лихими наездниками, атак которых в конном строю не выдерживал ни один противник. Яицких казаков, сражавшихся в войсках Тамерлана в Средней Азии, Персии и Индии, могущественный Тимур ставил в пример другим народам, служившим в его коннице. В его записях о яицких казаках есть весьма лестные отзывы: "Усвоивши манеру сражаться по казачьи, снарядил свои войска так, чтобы я мог как казак проникнуть в расположение врагов". [Наверное, не даром яицкие казаки, воевавшие на стороне белых, ушли потом в Иран, увезя войсковую казну - может быть и до них и до сих пор там существуют яицкие общины?]

Знамя Уральского казачьего войска

Идти на верную смерть было уральским казакам не привыкать. Из среды яицких казаков вышел не один герой, попавший в летописи русской истории. Это и был и Иван-Кольцо, правая рука и надёжа Ермака в походе на Сибирь против “чуди немшонной”. Это был и Рыжечка, прославившийся в поединке при Полтаве. Это были и многие другие, костями которых были выстланы основания столицы Сибирского ханства Искера (ныне Тобольска), Тюмени, Березова, Томска, Кузнецка, Красноярска, Братска (казаками наречённое название), Якутского, Нерчинского острогов (крепостей), Амурского Края и Даурии. Были среди уральских казаков и самые отчаянные бунтари, подбившие Степана Разина да Емельяна Пугачёва отсюда, с уральской земли, поднять общенародные восстания, возлюбивши правду и волю пуще царской милости...

[Читая материалы по истории уральских казаков, вдруг прояснилась история готов и русов. Уверен - в истории яицких казаков - ключ к истории Руси и Скандинавии. Можно предположить версию, что, когда асы, одни из предков германцев, переселялись из Асгарда (Азова?) в Ютландию и Скандинавию, часть их осталась жить по трассе переселения, впоследствии ославянившись. Они и стали русами-бродниками.]

Разделы страницы об уральском (яицком) казачестве:

Также смотрите страницу о городе Уральске и Западно-Казахстанской (ранее - Уральской) области.


Порталы, форумы и сборники ссылок о Яицком казачестве

Герб Уральского казачьего войска

"На краю Руси обширной,
Вдоль Урала берегов,
Проживает тихо-мирно
Войск уральских казаков.
Они живут вокруг Урала,
Знают ловлю осетров..."

Древние истоки яицких казаков (исторические статьи)

По преданию, вскоре после нашествия Тамерлана на Русь (около 1395-1396 годов) на Яик пришел отряд донских казаков, во главе с атаманом Василием Гугня. Казаки высадились на берег Яика со своих стругов [приплыли с Волги?] и здесь поселились. Однажды они обнаружили семью татар (точнее ногайцев), которые пришли на Яик после случившейся в их Орде кровавой междоусобицы, в результате которой остальные оставшиеся в живых их соплеменники откочевали в другую сторону. Поначалу на Яике проживало три брата, и у каждого из них была жена, но потом из-за голода, жены двух старших были ими убиты и съедены. Когда казаки нашли эту семью, их оставалось четыре человека [три брата и жена]. Казаки убили трех братьев, а жена младшего из них по жребию [!] досталась атаману. Василий Гугня полюбил ее и не захотел расставаться, тем самым нарушив старинный казачий обычай не иметь жен. С тех пор стали на Яике постоянно жить семейные казаки, а Гугниха стала считаться прародительницей Яицких (уральских) казаков. После посещения в 1883 году города Уральска, А.С.Пушкин писал: "Доныне, просвещенные и гостеприимные жители Уральских берегов пьют на своих пирах здоровье бабушки Гугнихи."

(Из книги "От Гугни до Толстого" составитель Трегубов А.Г. - взято с форума Яик.ру)

По другим сведениям (см. выше), в войсках Тимура уже воевали яицкие казаки, составляя его самую боеспособную часть. Также есть информация, что уральские казаки участвовали в Куликовской битве [бродники?]. Значит, либо уральское казачество зародилось задолго до прихода В.Гугни, либо эти сведения относятся к волжским казакам.

Как уроженец Уральска, поделюсь своими наблюдениями и предположениями. Уральские казаки и вообще коренные уральцы имеют интересную особенность произношения: звки Т и Д он произносят чуть шепеляво - почти на английский манер. Примерно так говорят, вроде бы, и датчане. Возможно, это древняя скандинавская особенность.] С этим перекликается и версия Аникина о происхождении яицких казаков от русов, которые с Яика ходили на Каспий, заплывали в Куру, шли по Узбою (старому руслу Аму-Дарьи) в Хорезм и могли бы легко дойти до Багдада, если бы их ожесточенно не сдерживал хазарский коган. А еще раньше, в Хазарские времена, на Яике жили даже готы [!], которые по его среднему течению построили укрепленные городки. Об их былом присутствии, считает Аникин, говорят различные гидронимы: названия реки Эмба, озера Индер, притоков Урала (Киндель, Илек, Иртек, Ор) и другие. Раскопаны даже 6 городищ, принадлежащих готскому "оазису городов" на Гайке (так в русских летописях назывался Яик): Круглоозерное, Уральское, Чаганское, Барбастау, "Курени" и Дарьинское (названы по близлежащим поселениям). Среди них, возможно есть и знаменитый Саксин - сталица яицких готов-саксонцев. Что интересно, часть названий яицких поселений созвучна таковым в Норвегии: Хаммельвик (Камелик), Боддарен (Бударино), Йёвик (Яик), Карасйок. И третьим, по-существу, тоже скандинавским вливанием является приход и оседание на Яике новгородских ушкуйников - речных пиратов, которые по происхождению были, скорее всего, обрусевшими варягами. От них не было спасу по Волге. Ушкуйники брали даже Булгар - столицу Волжской Булгарии.

Как бы то ни было, а после бродников, Гугни и других пришельцев-основателей яицкого казачества самым большим вливанием, наверное, был приход волжских казаков в 16-м веке. После покорения Казани и Астрахани стала Волга русской рекой, причем, в пределах самого Русского царства. И стали казаки волгские разбойные уже неудобной и досадной помехой Ивану Грозному. Ватага атамана Ивана Юрьевича Кольцо самочинно вела войну с ногайской ордой на Яике. В Москве повешены непокорные волжские атаманы Митяй Бритоусов и Юрьев, Иван Кольцо и Барбоша заочно приговорены к смертной казни. В 1580 году атаманы Никитка Пан, Иван Кольцо, Яков Михайлов, Матвей Мещеряк да Барбоша "со товарищи" взяли столицу Ногайских татар Сарайчик в низовьях Яика. "Погромом погромили" и ушли на Волгу, где в следующем 1581 году соединились с дружиной атамана Ермака Тимофеевича (Ермак — прозвище, что значит артельный котел. Православное же имя то ли Ермолай, то ли Василий). Собрались казаки в Круг, что делать? По Волге не разгуляешься, как в былые времена. А от Казани идет 40-тысячная рать стольника Мурашкина, выполняя указ Ивана Грозного — очистить Волгу от воровских атаманов. А Ермак Тимофеевич давно сладился с Максимом Яковлевичем Строгановым, который сманивал его на закаменных татар. Больно дерзки стали их набеги на городки, что поставил он на реке Чусовой. Вот и хотел Строганов пугнуть сибирского хана казаками, чтоб неповадно было. Разделились казаки на Круге. Часть решила идти с Ермаком к Строганову, другая же — большая — ушла на Яик. Позднее уже с Яика вернулся к Ермаку Иван Кольцо. И 1 сентября 1582 года атаман Ермак с дружиной в 600 человек повел струги вверх по Чусовой, затем на юго-восток по реке Серебрянке с единственной целью "пугнуть татар хана Кучума", а вышло покорение Сибири.

История Уральска и культура уральских казаков c 17-го века

Святой Николай - считается, что он помог выдержать Иканский бой

«Больши сея любви никто же имать, да кто душу свою положить за други своя…»

(Изречение из Евангелия от Иоанна под иконой Николы-Угодника в Михаило-Архангельского соборе г. Уральска в честь уральских казаков, погибших под Иканом в 1864 г.)

История Гурьева (ныне - Атырау)

Илецкий городок и уральские казаки в Оренбургской области

Аральские казаки ("уходцы")

Уральские казаки за границей

Яицкие казаки раньше были старообрядцами, которые подвергались гонениям. Поэтому в ряде мест (Каракалпакии, еще где-то в Средней Азии и Казахстане) имеются даже компактные этнические группы уральцев, сохраниыших старинные традиции. Ряд уральцев-старообрядцев даже эмигрировали в Китай (Харбин).

После Гражданской войны часть яицких (уральских) казаков покинула и пределы Войска, и пределы России. Основными местами эмиграции (после Персии) являлись Франция и Австралия [в последнюю ушло знамя войска]. Небольшая часть казаков жила в Германии. В эмиграции казаки были объединены в станицы.

Литература о яицких казаках

Запорожцев и донских казаков знают все. Яицких - как правило, только сами уральские казаки или историки. Очень мало информации и литературы о них - и научной и, к сожалению, даже художественной. Есть две хорошие книги о быте и психологии уральских казаков:

  1. Валериан Правдухин. "Яик уходит в море".
  2. Хамза Есенжанов. "Яик - светлая река".

На главную

Казачество : Казачьи порталы | Волгские казаки | Донские казаки | Кубанские казаки | Сибирские казаки | Терские казаки | Яицкие казаки | Служилые сословия
Геополитика России | Воинское дело | Психология воина | Регионы России | Карты | Языки
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика