Материалы, материаловедение и технологии производства материалов

Главная > Эволюция природы > Эволюция вещества > Материаловедение > Материаловедение

Атом

Ни одна вещь не возникает, не уничтожается, но каждая составляется из смешения существующих вещей или выделяется из них. (Анаксагор)

Материаловедение - междисциплинарный раздел науки [между физикой и химией], который изучает свойства материалов (в твёрдом и жидком состоянии) и их изменение в зависимости от различных воздействий и условий. К изучаемым свойствам относятся структура веществ, электронные, термические, химические, магнитные, оптические свойства этих веществ.

К материаловедению близко минераловедение - раздел геологии, исследующий происхождение и свойства минералов, большинство которых потом используются как материалы.

Разделы страницы о технологиях производства материалов:

• Металлы и их выплавка (металловедение и металлургия)
  • Керамика и ее производство
  • Стекло и стеклоделие
  • Цемент и бетон
  • Пластмассы и другие органические материалы
  • Биоматериалы для имплантации в организм
  • Нанотехнологии и квантотехнологии

Смотрите также страницу о физике кристаллов (кристаллографии).

Металлы и их выплавка (металловедение и металлургия)

Статьи по металлургии

Рецензируемые журналы по металлургии

Ниже приведены рецензируемые журналы по металлургии. В скобках - индекс издания.

Керамика и ее производство

Стекло и стеклоделие

Цемент и бетон

Наш портландцемент (основной вид современного цемента на основе силикатов кальция) загрязняет воздух парниковым газом, т.к. для его изготовления необходимо нагревать смесь известняка и глины до 1450 градусов Цельсия, что требует сжигания углеводородов. В своем рецепте цемента древние римляне использовали гораздо меньше извести и производили цемент при температуре 900 градусов Цельсия. А добавление вулканической золы и морской воды формировало высокостабильный цементный блок либо другую бетонную конструкцию, которая служила намного дольше обычного.

В  середине XX-го века бетонные конструкции были рассчитаны на 50 лет службы. Наиболее современные бетонные здания рассчитаны уже на 100-120 лет безопасной эксплуатации. Однако римские портовые сооружения сохранили рабочее состояние спустя 2000 лет агрессивного химического и механического воздействия морских волн!

Древнеримские строители производили цемент, смешивая известь и вулканические породы. Для морских сооружений применялся особый цемент: смесь извести и вулканического пепла. Эту смесь помещали в деревянные формы, куда добавляли морскую воду, которая мгновенно вызывала высокотемпературную химическую реакцию гашения извести. В итоге получались прочнейшие цементные блоки, основным склеивающим веществом в которых является не соединение кальций-силикат-гидраты (C-S-H), а кальций-алюминий-силикат-гидрат(C-A-S-H). Проще говоря, римский бетон отличался от нынешнего добавлением алюминия и меньшим количеством кремния.

Пластмассы и другие органические материалы

Биоматериалы для имплантации в организм

Нанотехнологии и квантотехнологии

Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомной структурой путём контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами.

[Междисциплинарная (между микрофизикой и супрамолекулярной химией) прикладная наука]