Версия для печати

Древние письменности Южной Америки

Главная > Лингвистика > Письменности > Древние индейские письмена > Перуанско-амазонские
Индейские ДНК-популяции - материнские: A, B, C, D, X; отцовские: C, Q.
Говорящие квадраты инков

Страницы раздела:

  • Забытая письменность инков
  • Орнаментальные знаки на тканях индейцев куна
  • Рисуночные письмена Перу и Амазонии
  • Петроглифы Южной Америки

О  кипу - инкском узелковом письме читайте на странице осязательных письменностей.

Забытая письменность инков

В  1962 г. в перуанский университет Сан-Маркос приехал мексиканский профессор Хуан Комас, большой специалист по истории доколумбовой Америки. Он предложил студентке Виктории дела Хара тему диплома «Происхождение и эволюция письменности». Виктория стала изучать хроники эпохи конкисты:

Доинкское древнеперуанское письмо Знаки древнеперуанского письма

Из словарей, на основе анализа слов, из хроник, из всех документов следовало, что в империи инков должна была существовать своя полноценная письменность, а не только узелковое письмо кипу.

Кроме того, известно, что на всей территории Тиуатинсуйю действовали одни и те же законы. Не могли же судьи опираться только на свою память: значит, существовал точный и притом записанный свод законов. Например, в донесении вице-короля Толедо от 1582 г., говорилось, что «...12 индейцев осуждены были недавно самими же индейцами по законам и обычаям, коим они подчинялись, а законы сии были записаны при помощи узлов кипу, а еще и с помощью знаков, кои судьи на таблицах имели разными цветами обозначенные. Судьи, оные знаки читая, каждому кару достойную определяли...».

А Хозе де Акоста пишет: «Ни один из индейских народов, коих в наше время множество открыто, не пользуется ни буквами, ни письмом, а только двумя другими способами, кои суть рисунки и фигурки; известно сие лишь между индейцами Перу и Новой Испании». Вице-королевство Новая Испания была испанской колонией, охватывающей территорию Центральной Америки. На ней до прихода испанцев располагалась империя ацтеков, в котором употреблялось ацтекское письмо.

Хронисты также сообщали, что повелитель инков Пачакутек «...приказал нарисовать всю историю инков на больших таблицах, каковые, оправленные в золотые рамы, содержались в некоем специальном святилище». А ведь инки, особенно в ранний период, никогда не изображали ни людей, ни животных.

Когда испанцы вторглись в Куско, они нашли в столице инков храмы, полные золота, а стены храмов были увешаны пестрыми, разрисованными тканями. Многие из этих тканей были уничтожены конкистадорами во время грабежей. Виктория взялась за изучение уцелевших тканей, предполагая, что на них ли была записана история Пачакутека.

Прежде всего Виктория занялась тканями, известными в науке под названием «тканей паракас». Эти ткани найдены были на полуострове Паракас, где лет за триста до нашей эры родилась одна из интереснейших культур древнего Перу. Внимание Виктории эти ткани привлекли прежде всего тем, что среди их узоров четко различались изображения обычных зерен фасоли. Точно такие же зерна фасоли обнаружил на разрисованных сосудах индейской культуры мочика крупнейший знаток древнегеруанской керамики Рафаэль Ойле. Рафаэль Ларко Ойле обладал великолепной интуицией, но — увы! — слишком скудным материалом для доказательств. И языковедческие авторитеты солидно отвергли его предположения о том, что эти фасолины могут быть знаками письменности. Виктория хорошо знала все «против», но они не казались ей убедительными.

Две тысячи тканей паракас хранились в запасниках Национального археологического музея, в громадных сундуках, которые вряд ли кто открывал с того времени, как их туда положили. И каждая завернута была в несколько слоев ткани: белой и разрисованной. Тщательное изучение тканей заняло двадцать один месяц. На некоторых из них Виктория нашла изображения фасолин. Кроме того, фасолины нарисованы были на лбу глиняных фигурок фелино — бога-кошки, которого почитали во всей Южной Америке. Это окончательно убедило Викторию: фасолины не могли быть фишками для игры. Ибо поместить фишки для игры на лбу самого почитаемого божества — святотатство не меньшее, чем для католика принести мадонне колоду засаленных карт. И фасолины на каждом фелино были расположены по-своему; так отличаются друг от друга разные надписи. Теперь Виктория была совершенно уверена: фасолины — это знаки письменности. Виктории удалось выделить триста двадцать пять фасолевых знаков. Это было весьма существенное открытие.

Наука о письменности утверждает: если в письменности насчитывается тридцать знаков — это алфавит; если сто — это слоговое письмо; от трехсот и выше — это иероглифическая письменность. К примеру, в хорошо известной американистам письменности майя насчитывается примерно четыреста знаков. Следовательно, древнеперуанская письменность была близка к иероглифической. Составив и систематизировав каталог токапу, Виктория выделила шестнадцать знаков, которые встречались чаще других. Но ведь у инков число 16 было священным.

И снова зарывается Виктория в старинные рукописи: нет ли там толкования хоть одного из этих знаков? ...Первыми токапу, которые удалось прочесть, были слова «Куско» и «инка». Именно эти токапу встречались чаще всего на одеждах инков и на кубках. С неимоверным усилием удалось разобрать запись на одной из туник Великого Инки. Это был отрывок из хроники. На остальных туниках тоже были записаны исторические события. Теперь можно было с уверенностью сказать: гардероб каждого Великого Инки и был сводом законов империи, ее исторической памятью... Судите сами, в какой еще письменности время глагола обозначается... цветом знака? То есть, если какой-то знак обозначает, скажем, глагол «идти», то, начертанный зеленой краской, он значит «шел», красной — «иду», а синей — «пойду».

Почему было забыто это письмо? Хронист Монтесинос сообщает, что у инков был период, когда у них была своя письменность — «келька» на кечуа. Это были пергаменты или особые листья деревьев, на которых писали. Однако инки запретили им пользоваться. Дело в том, что в царствование Инки Тупака Каури Пачакути несколько провинций не согласились присоединиться добровольно к их царству. Были совершены великие жертвоприношения, чтобы посоветоваться с Илья Тиси Виракочей. Ответ был таков: причиной «заразы» были письмена, которыми не следует больше пользоваться. Тогда Тупак Каури Пачакути издал закон, запрещавший под страхом лишения жизни пользоваться кельками. После этого перуанцы никогда больше не пользовались письмом.

О  сакральной письменности инков, впоследствии запрещенной их жрецами (после чего остались только кипу) писал инка Гарсиласо де ла Вега (История государства Инков, вышла в серии Литературных памятников в 1970-х). Ткани с узорами, вписанными в квадраты по кайме, изображены в ней на иллюстрациях. Но научных сведений о знаках этого письма мало и вряд ли ученые располагают подобными артефактами. ( И.К. Фёдорова , МАЭ РАН)

Ссылки о перуанской письменности

Говорящие квадраты инков на ковре

Библиография о говорящих квадратах инков

Инкские письменные узоры на коврах
  • Кнорозов Ю.В., Федорова И.К. Древнее перуанское письмо: проблемы и гипотезы // Латинская Америка. М.: 1970, ¦5. С. 83-94.
  • Поклоняющиеся звездам. По следам исчезнувших перуанских государств. Стингл М. 1983. Твердый переплет. 184 с.
  • Дик Эдгар Ибарре Грассо - писал о письменности инков.

Орнаментальные знаки на тканях индейцев куна

Куна (туле, тельмалтола) — индейский народ группы чибча, обитающий в Панаме и Колумбии. Численность — более 50 тыс. человек (из них около 700 человек — в Колумбии).

У индейцев куна, живущих в Панаме, имеются загадочные рисуночные письмена на тканях (плетенные лоскуты мола) и "птичьи знаки".

Мола (molas) – это элемент женской одежды, выполненный в технике прорезной лоскутной аппликации, сшитый вручную мелкими стежками, почти невидимым швом. Эта техника требует высочайшего мастерства.

Орнаменты индейцев куна на лоскутных мола
Орнаменты индейцев куна на лоскутных мола
Орнаменты индейцев куна на лоскутных мола Орнаменты индейцев куна на лоскутных мола Орнаменты индейцев куна на лоскутных мола
Орнаменты индейцев куна на лоскутных мола Орнаменты индейцев куна на лоскутных мола

Также у племени куна есть легенда о приходе белых бородатых людей с востока. Таким образом, культура индейцев куна являются переходным звеном между мезоамериканской и перуанской. По всей вероятности, действительно, существовали пришельцы со Старого Света, которые, как Кортес, прошли через территории Мексики, Панамы и Перу.

Рисуночные письмена Перу и Амазонии

В некоторых местах долины Паукартамбо (Перу) были найдены фрагменты текстов, написанные красной и синей краской на старинной голландской бумаге или же светло-красной краской на темно-коричневой ткани. Эти фрагменты содержат пиктографические записи евангельских преданий. О происхождении и распространении этой письменности, и её связи с деятельностью миссионеров сведений пока не имеется.

Петроглифы Южной Америки

Кроме знаменитых геоглифов пустыни Наска в Южной Америке известны также другие виды петроглифов.


Главная > Лингвистика > Письменности

Древнеиндейские письмена : Мексиканские | Перуанско-амазонские | Петроглифы Северной Америки

Порталы о письме | Книги о письменах | Языки мира | Страны и города | История народов

На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 15.09.2016
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня