Эоархей - ранний архей

(4,0-3,6*109 лет назад)
Главная > Эоархей
Цианобактерии - биосфера архея

Возможно, прокариоты появились уже в конце этой эры. Кроме того, к эоархею относятся древнейшие геологические породыформация Исуа в Гренландии.

Разделы страницы:

Следы и уровень развития жизни в раннем архее

Древнейшими осадочными породами считаются графитизированные сланцы из формации Исуа в Гренландии (возраст около 3,8 млрд. лет). Удивительно, что в этих породах обнаружены несомненные признаки некогда существовавшей жизни — следы деятельности организмов, осуществлявших процесс фотосинтеза [!].

После 1996 года принятые датировки видимых свидетельств жизни «омолодились» на сотни миллионов лет. Древнейшими безоговорочными свидетельствами жизни были признаны:

1. осадочные графитовые зерна из апатитов Иссуа (Гренландия, возраст 3,7 млрд лет),
  2. микрофоссилии формации Онвервахт (Onverwacht, ЮАР, возраст 3,5 млрд лет),
  3. формации Варравуна (Warrawoona, Западная Австралия, 3,5–3,3 млрд лет),
  4. разнообразная микробиота формации Дрессер (Dresser, Западная Австралия, 3,48 млрд лет),
  5. осадочные породы группы Пилбара в Австралии возрастом 3,5–3,4 млрд лет и моложе.

Дело в том, что в органическом веществе, созданном в процессе фотосинтеза, соотношение изотопов углерода 12С и 13С меняется в пользу более легкого изотопа 12С. И что бы с данным веществом ни происходило в дальнейшем, такое соотношение в нём будет сохраняться. Углерод в сланцах формации Исуа — явно органического происхождения. Это означает, что уже 3,8 млрд. лет назад в первичных водоёмах планеты (скорее всего Мирового океана в то время ещё не существовало) жили организмы, способные к фотосинтезу.

Окаменевшие клетки, сходные с современными цианобактериями, обнаружены в породах возрастом 3,5 млрд. лет (формация Варравуна в Австралии). В чуть более молодых отложениях (более 3,1 млрд. лет) найдены остатки хлорофилла — фитан и пристан, а также специфические пигменты цианобактерий — фикобилины.

Среди организмов той поры были не только фотосинтетики, использующие энергию солнечного света, но и хемосинтетики, получающие энергию за счёт различных химических реакций. В первые миллиарды лет существования биосферы вследствие деятельности хемосинтетических бактерий сформировались многие (если не большинство) из рудных залежей, поэтому в рудных телах нередко находят окаменевшие остатки бактерий. Например, такое крупное месторождение железных руд, как Курская магнитная аномалия, по современным данным, образовалось в результате деятельности бактерий.

*** "Лунный катаклизм" ("поздняя тяжёлая бомбардировка" 3,9 * 109 л.н.)

Примерно на рубеже между катархеем и археем (около 3,9 млрд. лет назад) произошла массовая бомбардировка метеоритами, в результате которой Земля обогатилась фосфором [?]. Считалось, что из-за этого появились условия существования жизни на основе РНК, но на следы жизни указывает анализ еще более древних пород (в формациях Исуа возрастом 3,8 млрд. лет уже найдены следы фотосинтезирующих организмов, а в цирконах Джек Хилл возраста 4,25 млрд. лет обнаружены микровключения графита со смещенным изотопным составом) [?]. Эту астероидную атаку, длившуюся от 20 до 200 млн. лет (внутри интервала от 4,1 до 3,8 млрд. лет назад) и испещрившую кратерами также лунную поверхность, называют "лунным катаклизмом" (также – "поздней тяжёлой бомбардировкой"). Согласно другого взгляда, это был просто заключительный этап аккреции планеты. [Пожалуй, не просто аккреция. Возможно, тогда образовалась Луна, а оставшиеся обломки отбомбардировали её и Землю.]

По данным Инфракрасной космической обсерватории (США), общее число упавших [тогда] на Землю астероидов диаметром больше 1 км составило 1,2 млн. (а всего – 4,5 млн.)! Это была глобальная катастрофа, во время которой существенно изменился состав атмосферы и облик поверхности Земли. Вообще, весь ранний архей (4,1–3,2 млрд. лет назад) характеризуется повышенной метеоритной активностью.

По данным И.А. Резанова и А.И. Резанова, 3,8 млрд. лет назад атмосферное давление на Земле снизилось почти в тысячу раз (с 6000 атм до 90–100 атм). Уменьшился парниковый эффект. Температура упала настолько, что атмосферная вода сконденсировалась и создала первичный океан. Атмосфера и поверхность планеты стали пригодными для жизни, хотя температура на поверхности Земли и оставалась 100–150°С (по оценке других, в пределах 70–90°С). Атмосфера оставалась более плотной, чем сейчас (в 9–10 раз); поэтому точка кипения воды была сдвинута в сторону более высоких температур, и даже при 150°С вода была жидкой. (http://www.dopotopa.com/chto_obschego_u_zemli_i_venery.html )

*** "Архейская экологическая катастрофа" ["Первое глобальное окисление"] (4 - 3,8 * 109 л.н.)

Появление на Земле свободного кислорода 3.8 - 4 * 109 лет назад привело к массовому вымиранию анаэробных организмов, то есть вызвало одну из первых глобальных экологических катастроф (Селиверстов). [А разве это случилось не на грани с протерозоем?]

В  это время Солнечная система пересекла галактический рукав Стрельца (3 915 млн. лет назад).

И  в это же время, на грани архея и катархея (примерно 4 млрд. лет назад) наша Земля подверглась мощной метеоритной бомбардировке, в результате которого на планету попало много минералов с фосфором, растворившимся затем в океанах и послужившим средством для развития РНК-жизни.

Главная   Науки о природе   Биология :

Археозой: Об архее | О криптозое (2,5) | Катархей (4,6) | Эоархей (4,0) | Палеоархей (3,6) | Мезоархей (3,2) | Неоархей (2,8) | Галактические года

На правах рекламы (см. условия):

© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 20.09.2016