Версия для печати

Брахми, индийские абугиды и их потомки

Главная > Лингвистика > Письменности > Индийские > Брахми и индийские абугиды

Сравнение индийских алфавитов с их предшественниками

Оригинальные письменности в Индии (не считая хараппской письменности) появляются не ранее III в. до н. э. [вернее, найденные из самых древних]. Традиционная древнеиндийская культура была ориентирована на устную передачу знаний, поэтому древнеиндийские языки — ведийский и ранний санскрит — не имели письменности. Первые системы письма в Индии были созданы для среднеиндийских языков: в них, в частности, не было знаков для дифтонгов и слоговых сонантов, имевшихся в санскрите, но отсутствовавших в пракритах.

Изначально для индоарийских языков использовались две системы письма — брахми и кхароштхи, появившиеся практически одновременно. Кхароштхи произошло от арамейского письма и использовалось на северо-западе Индии до III в. н.э., а в Центральной Азии — вплоть до VII в., после чего было вытеснено письмом брахми и не оставило после себя «потомков». В тот же период по всему Индийскому субконтиненту распространилось письмо брахми, которое впоследствии стало основой большинства алфавитов Южной и Юго-Восточной Азии.

Древнейшие надписи индийского царя Асоки (Ашоки) из династии Маурьев, цаорствовавшего в 3-м веке до Р.Х., рассеяны по всему Индостану. По характеру письма их можно разделить на 2 различные группы [по форме и происхождению]:

  1. на северную (северно-асокскую), индо-бактрийскую [кхароштхи], реже называемую письмом маурья или магадхи (магадги), которая пишется по-семитски справа налево;
  2. и южную (южно-асокскую), или собственно индийскую, индо-палийскую [брахми], которая пишется слева направо.

Это логично: северо-ашокские (индо-бактрийские) появились в Афганистане из соседнего западносемитского арамейского алфавита, а южно-ашокские (индо-палийские) - по-видимому, из южносемитского сабейского алфавита Йемена и Эфиопии, которые вели морскую торговлю с Индией. Удивительно, что они сосуществовали во времени и пространстве - как было у славян с кириллицей и глаголицей.

Индийские алфавиты на основе письма Брахми в настоящее время распространены, в основном, в Индии и Индокитае с Индонезией (в последней реже, т.к. для её языков созданы и внедрены латиницы).

На иллюстрации слева показаны как самые древние абугиды Индии (Jaroshti - это на испанском Кхароштхи), так и их потомки. Видим, как сильно могут измениться начальные форомы знаков. Самым "замороченным" и не очень красивым оказалось яванское письмо, где даже простые по начертанию буквы стали состоять из многих чёрт. А самым лаконичным - батакское письмо. К слову, не одно оно такое простое по начертанию. В сторону минимизации форм пошла также бугийская абугида. Также простыми по начертанию являются ахомская, тагбанва, тайдамская, тайнуа письменности. Имеются и другие письменности с неожиданной графикой: бухидское письмо - прямоугольное; лонтара, макасанское, реджанг и хануоо - остроугольные. Также отличаются от большинства по происхождению индийских письменных систем, имеющих, как правило, округлые (особенно, "круглая" соураштра и "волнистое" тагальское) формы знаков, "монументальные" абугиды хмонг с манипури и почти "европрейские" варангское и лимбу письмена. А похожими по стилю на деванагари (с верхней горизонтальной "крышей" и обычно с вертикальным "столбом" - бенгальская, неварская, ранджанская, сиддхамская, силхеттанская, сойомбо, шарда (оно без "палочного" фанатизма и несколько "европеоидно") абугиды.

Разделы этого портала об индийских абугидах:

Если на этой странице еще не появились сведения и ссылки по всем этим письменностям - можете посмотреть на страницах по языковым группам и семьям: индоиранской, дравидийской, тибето-бирманской, тайской, сундской.

Большинство рисунков с образцами письменности на этой странице взяты с замечательного сайта AncientScripts.com (ныне, к большому огорчению, недоступного) с согласия его автора Лоуренса Лоу, а также с местами еще более обширного сайта Omniglot.com с разрешения его автора Симона Эйджера.


Письмо Кхароштхи - предшественник и идейный отец Брахми?

Нижеприводимые иллюстрация письма кхароштхи сделаны по разрешению (C) Simon Ager (Omniglot.com)

Пример письма кхароштхи

Кхароштхи - разновидность древнего индийского письма (около 5 в. до н. э. — 5 в. н. э.). Известно также под названием бактрийского, индо-бактрийского, бактропалийского, северо-западного индийского и кабульского [также, в прошлом, - северо-асокское, т.е., североашокское]. Первый памятник — наскальная надпись Ашоки из Шахбазгархи (Пакистан, около 251 до н. э.). От более позднего времени имеется значительное число надписей и рукописей из Северо-Западной Индии, Северного Пакистана и сопредельных районов (Афганистан, Синьцзян, Средняя Азия, к которой относится ряд новейших эпиграфических находок), а также легенд на индобактрийских и индоскифских монетах.

Считается, что он произошел в Бактрии от арамейского алфавита, с которым у него есть сходство.

Кхароштхи повсеместно вышло из употребления к середине IV в. (по другим сведениям: на северо-западе Индии - до III в. н.э., а в Центральной Азии — вплоть до VII в.). Оно было вытеснено письмом брахми и не оставило после себя потомков.

Происхождение письма кхароштхи и его названия

Согласные+A силлабария Кхароштхи

Другой вид письма, пользовавшийся распространением в Древней Индии, — кхароштхи. Старейшие из известных надписей этим письмом — эдикты Ашоки в Мансехре и Шахбазгархе.

Как и брахми, кхароштхи возникло на основе арамейского письма, но в отличие от него сохранило значительно больше сходства со своим прототипом. Направление письма — справа налево. Многие акшары по начертаниям сближаются со знаками арамейского письма 500—400 гг. до н. э. [Bühler, 1898, с. 100]. За происхождение кхароштхи из арамейского письма впервые высказался А. Каннингхэм [Cunnigham, 1877, предисл.]. Г. Бюлер развил его точку зрения и показал, что эта письменность возникла в арамейской канцелярии во время вхождения Северо-Западной Индии в державу Ахеменидов (648—330 гг. до н.э.). Наиболее вероятно, что кхароштхи было введено в употребление в годы правления Дария I (522—486 гг. до н. э.) [Bühler, 1898, с. 94]. По составу акшар кхароштхи может отражать только санскрит или пракриты, поэтому его следует считать чисто индийским видом письма. Его происхождение было обусловлено необходимостью общения сатрапов Ахеменидской державы с местной индийской администрацией. Поэтому Г. Бюлер называет кхароштхи алфавитом не брахманов, а клерков.

Цифры, гласные и знаки препинания кхароштхи

Для самого слова «кхароштхи» предлагалось несколько этимологии. Наиболее вероятным представляется толкование X. Бейли: санскр. kharоṣṭhī < древнеиранск. *xšaθra-pištra «имперское письмо» [Bailey, 1978, с. 103]. Т. Бюлер считал, что название письма происходит от имени его создателя и этимологизируется как «ослиная губа» [Bühler, 1898, с. 113].

Когда считалось, что письмо Кхароштхи древнее Брахми, логически напрашивалось предположение, что в Кхароштхи и был изобретён принцип индийской абугиды, когда знаки для слогов строились по принципу добавления к согласной букве определенного значка или определенного видоизменения этой буквы. А потом-де, по этому принципу было создано письмо Брахми (или переформирована знаковая система - источник). Но, если допустить, что Брахми (возможно, VII-VI в. до н.э.) древнее Кхароштхи (V в. до н.э.), то вывод должен быть сделан ровно наоборот.

Распространение кхароштхийской письменности

Центром распространения письменности кхароштхи была Северо-Западная Индия: Гандхара и Таксила. Однако надписи кхароштхи найдены также в Матхуре, где в основном было распространено письмо брахми, в Патне и в Афганистане.

Помимо Афганистана, за пределами Индии письмо кхароянтхи было обнаружено на монетах греческих правителей Бактрии. В начале XX в. большое количество документов письмом кхароштхи на деревянных табличках, коже и бумаге было обнаружено в Центральной Азии — Нии и Крорайне. Архив документов из Нии и Крорайны датируется серединой III — серединой IV в. и состоит из официальной переписки представителей местной администрации и хозяйственных расписок и договоров индо-тохарского населения государства Крорайна (кит. Шань-шань), возникшего к югу от пустыни Такламакан и в районе оз. Лобнор после крушения Кушанской державы.

В 60-е годы нашего века граница распространения письма кхароштхи была отнесена исследователями еще дальше на Запад: вотивные надписи письмом кхароштхи кушанского времени были обнаружены на черепках керамической посуды и прочих глиняных предметах в буддийском монастыре Каратепе в Старом Термезе, на территории советской Средней Азии, и в примыкающих к нему развалинах монастыря Фаязтепе. В 70-е годы в Дальверзин-тепе (Узбекская ССР) были найдены золотые бруски и украшения с надписями-сигнатурами письмом кхароштхи, наколотыми пунктиром. Все эти находки дают основание предполагать, что письмо кхароштхи и северо-западный пракрит были приняты в качестве официальной письменности и языка в Кушанской державе, в состав которой входила и Северо-Западная Индия.

(Из "Рукописная книга в культуре Индии" M. И. Воробьевой-Десятовской)

Ресурсы о письме Кхароштхи

Сетевые ссылки:

Письмо Брахми - мать абугид Южной и Юго-Восточной Азии

Алфавит брахми из 43 основных знаков Азбука брахми с вариантами букв

На левой (первой) из вышеприведенных иллюстраций (взята с сайта Omniglot.com по разрешению (C) Simon Ager) приведен пример абугиды Брахми из 34 слоговых знаков "согласная+А" и 9 гласных букв (всего - 43 основных акшар). Это как-то не вяжется с встречаемыми изречениями, что согласных в брахмийском письме - 19, что-де является одним из доказательств её происхождения из финикийского письма. С этой гипотезой не спорю, но согласных-то больше почти в 2 раза!

На правой (второй) иллюстрации показана та же абугида с аллографами (но не со всеми - для Ś отсутствует "дельта"-треугольник). Но на ней нет (Ŋ ~ ng), а её знак, почему-то, добавлен к .

Ссылки:

Северные стили брахми

На севере Индии последовательно сменялись стили маурья, шунга, кушанский, кшатрапский.

Южные разновидности брахми

На юге Индии известны такие разновидности, как

Южные разновидности использовались как для местных дравидийских языков, так и для санскрита.

Время и гипотезы происхождения брахмийской абугиды

Начало письменной традиции в арийской Индии

Проследить ранний период истории индийских письменностей возможно только по надписям на скалах, камнях, стенах и колоннах, на металлических предметах — блюдах, вазах, кувшинах и т. д., на монетах и на камеях. Обнаруженные к настоящему времени надписи на глиняных сосудах и печатях, представляющие переходные типы письма между монументальным и рукописным видами, как и сами 21 рукописи на пальмовых листьях, бересте, деревянных табличках, тканях, коже и бумаге, относятся к более позднему времени.

Древнейшими памятниками индийских письменностей продолжают оставаться наскальные эдикты Ашоки, которые датируются серединой III в. до н. э. Эдикты высечены двумя различными видами письма — брахми и кхароштхи.

Все исследователи индийской культуры единодушно утверждают, что фиксация в письменности памятников литературы началась лишь в первых веках нашей эры. Действительно, древнейшие памятники индийской литературы, которые начали складываться в XV в. до н. э., дошли до нас только в поздних списках. Из свидетельств литературы явствует, что первая письменная фиксация Вед относится к VIII или IX в. [Altekar, 1934, с. 147]. Об этом сообщает Бируни, посетивший Индию в начале XI в.: «...незадолго до нашего времени Васукра Кашмирский ревностно принялся за толкование Вед и передачу их через письмо» [Бируни, 1963,. с. 142]. Древнейшие свидетельства о существовании рукописей «Махабхараты» относятся к началу VII в. В предисловии к критическому изданию текста «Махабхараты» В. С. Суктханкар указывает, что после завершения композиции огромный эпос в течение почти целого тысячелетия продолжал передаваться устно [Sukthankar, 1944, предисл.].

Отсутствие в руках исследователей более ранних рукописей можно объяснить тем, что их унес неблагоприятный для хранения рукописей индийский климат. Однако, дело не только в этом. Записывать ведические тексты вплоть до VIII в. считалось святотатством. В «Махабхарате» говорится, что за записи Вед карают в аду. Об этом же сообщает Бируни: «Брахманы читают Веды, не понимая их смысла, и точно так же обучаютоя им, перенимая один от другого... Они (индийцы) не считают дозволенным записывать Веды, так как их положено рецитировать на определенные распевы. Они избегают пользоваться пером, поскольку оно бессильно [точно передавать] и может добавить или опустить что-нибудь в написанном [тексте]» [Бируни, 1963, с. 141].

Тем не менее, начало письменной литературной традиции в Индии, всё же, следует относить к VI—V вв. до н. э. Хотя в нашем распоряжении нет ни одной рукописи этого периода и прямых указаний письменных источников, история индийской культуры показывает, что накопившееся к этому времени количество памятников литературы и важные изменения в социальной жизни общества, с одной стороны, а также расширение культурных контактов с соседними странами и ряд внешнеполитических событий (вхождение Северо-Западной Индии в состав Ахеменидской державы, позднее — вторжение греков Александра Македонского), с другой стороны, должны были привести к записыванию и распространению всего, что создали индийцы к этому времени.

Однако наиболее достоверные данные о наличии письменности к V в. до н. э. исследователи почерпнули из грамматики Панини. Строго научная система изложения материала и ссылки на предшественников — грамматистов ведического периода, в трудах которых разработаны правила сочетания звуков и их изменений, убеждают в том, что письменность была известна индийцам и применялась ими, но, очевидно, в ограниченных масштабах.

О широком использовании письма в повседневной жизни Индии свидетельствуют такие памятники повествовательной литературы, как джатаки — короткие рассказы из жизни богов, людей и животных, восходящие к глубокой древности и канонизированные в период становления буддийского канона. Сцены из некоторых джатак представлены на барельефах ступ в Санчи и Бхархуте в сопровождении надписей письмом брахми. Памятники датируются периодом III—II вв. до н. э. В джатаках неоднократно упоминаются письма на «листах» — панна, которыми обмениваются цари, учителя со своими учениками, горожане. Упоминаются также письма-документы с личными печатями, долговые расписки в связках — инапаннани...

Брахми хорошо приспособлено к местной грамматической традиции и наверняка было создано индийскими пандитами. Когда это произошло — неизвестно. Сама палеография надписей Ашоки — многообразие вариантов [!] написания отдельных акшар — позволила Г. Бюлеру высказать предположение, что к моменту составления надписей письмо брахми прошло уже длительный период развития [Bühler, 1898, с. 36].

Предположения об истории возникновении брахми

Как показал Г. Бюлер, брахми происходит от одного из видов северосемитского или арамейского письма. Это подтверждается как количеством знаков-букв (акшар) , — так и сходством отдельных знаков. Однако сходство это не такое уж ярко выраженное. Безусловно, брахми было не заимствованным письмом, а творческой переработкой арамейского материала. Самым главным отличием брахми от арамейского, на которое опираются все противники этой теории, является написание акшар слева направо.

Теория Г. Бюлера о происхождении брахми от арамейского письма вызвала и продолжает вызывать дискуссии. Уже во времена Бюлера существовала теория о происхождении брахми из финикийского письма, которая впоследствии была 22 принята в трудах Д. Дирингера [Diringer, 1947, с. 195—221] и И. Фридриха [Фридрих, 1979, с. 154—155]. Финикийский алфавит из 22 букв еще с IX в. до н. э. применялся для записей арамейского языка. Арамейское канцелярское письмо представляет собой несколько переработанное для ускорения записей финикийское письмо. У Г. Бюлера были все основания считать, что за образец брахми было принято именно это канцелярское письмо, распространенное на территории СевероЗападной Индии в ахеменидское время.

Был сделан также ряд попыток вывести акшары брахми из протоиндийской письменности, однако никому не удалось продемонстрировать это достаточно убедительно.

Внутреннее сравнение знаков Брахми для выяснения его развития

И. К. Гаршин

Силлабарий Брахми с указанием похожих символов

На прилагаемой здесь иллюстрации красными линиями показана связь форм похожих знаков - без указания первичной формы и направления изменений (кроме гласных, где указаны уже стрелки, т.к. вторичные формы видны "без очков" - по крайней мере, в них на 1 чёрточку больше). Зелёной дужкой снизу показаны знаки, близкие по форме и звучанию к древнесемитским: A, B, G, Gh, D, W, Th, K, L, N', P, T, Y.

Как видим, из 33 брахмийских согласных вторичными являются 7-16. Из 9 гласных и дифтонгов - 4-5 (половина). То есть, азбука брахми формировалась из алфавита в 21-31 знак - как западный (где меньше знаков) или южный (там больше) семитский.

Примечания.
1. На этом рисунке нет альвеолярного (его форма, вероятно, произошла от L путем поворота и добавления черты), поэтому всего знаков - 42.
2. Кроме того, Ś представлен несколлько иным знаком. Другой его вариант является перевернутым "Шин".

Некоторые наблюдения.
1. M, возможно, произошло из V. Но также этот M очень похож на критскую силлабему MA, по происхождению изображающую кошачью мордочку (ведь киска издаёт звук MAO, как барашек - MEE, а корова - MUU, что так же отражено в критских знаках).
2. Знаки для Kh и H похожи, но линия не проведена, ибо пройдёт по диагонали через весь рисунок.
3. Знак похож на повёрнутою направо южносемитскую самудскую Ш (по форме - "З").

Сходство Брахми с семитскими алфавитами

Считается, что письмо брахми тоже произошло от раннего западносемитского алфавита (ханаанейского, древнепалестинского, палеоеврейского), но иногда [пример?] у него больше сходств с алфавитом южноарабским (сабейским, древнейеменским).

Северо-семитские алфавиты и древнейшие формы брахми

На табличке слева видим сравнение 6 букв финикийского и брахмического письма. При этом брахм. "Ha" менее всего похоже на свой финикийский прототип "He", хотя вполне можно предположить цепочку преобразований, из которых было также 2 поворота: по горизонтали (что понятно, ибо изенилось направление написания) и по вертикали. Причем, по вертикали был разворот еще у фин. "Waw" > бр. "Va". По горизонтали был разворот и у фин. "Aleph" > бр. "A". А вот фин. "Gimel" > бр. "Ga", почему-то нек был повёрнут - возможно, потому, что он и так хорошо писался слева направо. Также заметим, что бр. "Va" больше похоже на древнеханаанскую букву, чем на финикийскую "Waw".

Сравнение брахми с семитскими и европейскими алфавитами

На этой второй таблице видим также сравнение брахмийских букв с семитскими и европейскими. К имеющимся A, B, G, D, H (кроме W) добавились K, P, T, Th, Y. Здесь также были преобразования: P повернут вертикально. Так же повернуты и чуть изменены T и Y. А вот, чтобы из K появился крест, требуется несколько преобразований, одним из которых будет Андреевский крест.

Брахми - как результат индийской ребусизации семитского абджада

Еще одна версия возникновения брахми

Иллюстрация из гениальной статьи Эгберта Райтера "Происхождение брахмийской и тамильской письменностей" (см. библиографию). Автор предположил, что формы букв брахми похожи на предметы, называемых на эти буквы - и предложил свои варианты таких "ребусных" слов. Из этой эффектной работы с эффективными результатами, а также из сравнений брахмических и семитских букв других исследователей, остается сделать шаг, чтобы прийти к фундаментальному выводу о происхождении этой индийской абугиды-праматери: за основу брались буквы известного западно-семитского письма (финикийского или его предка), а затем поворачивались и видоизменялись не только для того, чтобы было легче их писать слева направо, но и для того, чтобы быстрее их запомнить и научить других.

Картинки-буквы в букваре как мнемотехника на начальных уроках русского языка

Проиллюстрировать причину крутых поворотов семитских букв и изменение их форм в письме Брахми можно на примере применения мнемотехник на начальных уроках русского языка, когда каждой букве в букваре сопоставляется не только картинка с изображением предмета на эту букву, но и сам предмет (или предметы) в форме этой буквы.

Обзор развития алфавитов на основе брахми

Развитие индийских алфавитов из

Для большинства индоарийских языков в настоящее время используются письменности на основе письма брахми, в целом называемые индийским письмом. Для уточнения может также использоваться термин «брахмийские письменности», англ. Brahmic scripts. Единственной не восходящей к брахми письменностью, получившей заметное распространение, является арабское письмо. Для отдельных языков используется также латинский алфавит и письмо тана.

Точное происхождение брахми неизвестно. Предполагается, что оно было создано специально записи для эдиктов царя Ашоки или аналогичных надписей на основе использованной в кхароштхи консонантно-слоговой системы (и потому отчасти связано с арамейским письмом). Никакой [генетической] связи брахми с древним письмом на печатях III–II тыс. до н. э. из Мохенджо-Даро, Хараппы и др., обнаруженных в долине Инда, не прослеживается.

Однако родство индийских алфавитов с рисуночным хараппским письмом может быть идейным. Ведь как родоначальник индийских полуслоговых (псевдосиллабических) письменностей - алфавит брахми, так и его арамейский предшественник, не давший потомства - алфавит кхароштхи, - на индийской почве оба обрели характер абугид, что может быть связано с предшествующей практикой протоиндского письма.

Письмо брахми в ходе эволюции в VII—VIII вв. в отдельных регионах Индии начало приобретать особые характерные черты, которые позволили А. X. Дани [Dani, 1963, с. 108—113] выделить 4 главных региональных типа:
  1) надписи Северной Индии;
  2) надписи Гуджарата, Раджастхана и Центральной Индии [?];
  3) надписи Декана [?];
  4) надписи Южной Индии.

Они подразделяются на ряд подтипов, каждый из которых сыграл свою роль в истории индийской письменности, развившись в один из видов письма современной Индии.

С региональными типами брахми, предложенными А. X. Дани, в основных чертах совпадают названия тех разновидностей письма, которые выделил в начале XI в. Бируни. Он упоминает 11 письменностей, из них три — ардханагари, малвари и сайндхава, которые, согласно его изложению, были распространены в Бхатии и Синдхе, нам почти неизвестны, эпиграфических памятников из этих районов в распоряжении исследователей пока нет. Письмо бхайкшуки, которое, судя по описанию Бируни, пользовалось распространением в Одантапуре в Бихаре, в области, прославленной своим буддийским монастырем, очевидно, как и сообщает Бируни, было особым типом письма, применявшимся местными буддистами. Гаури (или гауди), лари (или лати, т. е. катхьявади), карната, андхри и дирвари (т. е. дравиди) легко могут быть отождествлены с письменностями современной Индии. Трудности возникают только с определением двух письменностей — сиддхаматрика и нагари. Письмо сиддхаматрика, по Бируни, употреблялось в Кашмире, Мадхьядеши и Варанаси. Оно, очевидно, идентично письму кутила, упоминаемому Флитом и Бюлером. Но около X в. сиддхаматрику заменило письмо нагари в долине Ганга и письмо шарада в Кашмире [Бируни, с. 176].

Таким образом, брахми дало начало почти всем современным письменностям Индии.

Ресурсы:

Схема дивергенции письменной системы брахми

К сожалению, в источниах пока есть разнобой, как и в приводимых ниже родословных деревьях.

Истрин. Развитие письма
                                           (происхождение неизвестно)
                                                       |
                                              Брахмическая абугида
                                                /              \
             Северная группа индийских алфавитов                Южная группа индийских алфавитов
            /   /      |                        \                    /     |          \
ЮВ-азиатские  Пали  Гуптский ---  Ц-азиат. (наклонное брахми) Калинга   Грантха        Кадамба
|                     /         \  (Тох., Сак., Уйг.. Тиб.)           /    |    \             \
|-Бирм.,           Нагари        --------- Шарадский        Сингальское Малаялам Тамильское  Ст.каннада
|-Кхм., (северно-центральный ареал) (северо-западный ареал)                                    /    \
|-Тай.,       /             \               /   \   \                                         /      \
--Яв.    Деванагари     Ст.бенгали       Ланда Такри Кашмири      Бугийское               Телугу Нов.каннада
          /      \     /          \        |
     Гуджарати  Моди  Нов.бенгали  Ория Гурмукхи

    

Родословное дерево брахмийских абугид

Северная ветвь:

  Гупта, 4 век
    Сиддхамское письмо (сиддхаматрика, кутила) - с середины VI в. стало доминирующим письмом на севере Индии
      Шарада (шарда) 
        Ланда 
          Пенджабские стили:
            Бхавалпури 
            Гурмукхи
            Ламаваси 
            Мул(ь)тани
            Тхул 
            Сарика 
          Синдские стили:
            Арора
            Бания, Бхатия
            Вания, Вангаи, Ванико
            Каради, Кхудавади
            Лараи, Лоханаки
            Маймон
            Раджаи 
            Саккар, Сеухани-бхабхира
            Тхаттаи
            Хайдарабади [Худабади?], Хатаи, Ходжки (Хваджа), Хатваника
            Шикарпури
        Кашмири (ново-шарадское) 
        Махаджани (точное происхождение неизвестно: напоминает деванагари и кайтхи, но более похожа на разновидности ланда)
        Девашеша
          Такри, с вариациями (обычно соответствуют диалектам западного пахари в штате Химачал-Прадеш)):
            Бхаттияли
            Гадди
            Джаунсари (в Уттаракханде)
            Догри (бывший официальным письмом в Джамму до 1944 г.)
            Кангри, Кулуи
            Махасу, Мандеали
            Сирмаури
            Чамба [чамбеали?]

      Нагари
        Ардханагари 
        Деванагари (стандартное письмо для многих индоарийских языков, в т.ч. имеющих свою письменность)
          Моди (скорописная форма)
          Гуджарати (скорописная форма)
          (другие скорописные формы)
        Нандинагари
        Бхуджимол
          Ранджана [Невари?] 
            Сойомбо 
          

        Гауди(я) [восточное Нагари, прото-Бенгали]
          Бенгальско–ассамский (Восточный Нагари)
            Ассамский
            Бенгальский 
          Ория 
          Кайт(х)и 
            Тирхута (Митхилакшар, Майтхильское) 
            Силхети Нагари 

        

    Тибетский
      Митей Майек
      Лепча
        Лимбу 
      Кхема
      'фаги-па
        Квадратный Занабазар
      Маршен
        Маршунг
        Pungs-chen
        Pungs-chung
        Друша
    Дивес-акуру (для мальдивского)
    Калинга
    Бхайксуки

  Тохарский (Наклонный брахми)...

Южная ветвь:

  Сингальский

  Бхаттипролу
    Кадамба
      Телугу-каннада
        Телугу
        Каннада
          Гойканади

  Тамильский-Брахми, 2 век до нашей эры
    Паллава
      Тамильский
      Грантха
        Малаялам
        Тигалари
        Саураштра 
      Кхмерский 
        Кхом тайский
        Прототайские письмена?
          Сукхотай
            Тайки
            Факхам
              Тайский ной
                Лаосский
          Тай Вьет
          Дай Дон 
          Лай Тай
          Лай Пао
      Чам 
      Кави 
        Балийский 
        Батакский 
        Буда
        Яванский 
        Старый Сунданский
          Сунданский
        Лонтара 
        Макасар 
        Письмена улу
          Инкунг
          Лампунг
          Лембак
          Оган
          Пасема
          Реджанг 
          Сераваи
        Байбайин
          Бухид 
          Хануно'о 
          Тагбанва 
          Кулитанский
          Басаханский
      Монско–бирманский
        Современный Пн
        Бирманский 
          Чакма
          С'гау Карен
          Шан
          Танчангья
          Письмена Ликай
            Ахом 
            Кхамти
            Тай Ле
        Тай Тхам
          Новый Тайлуэ
      Pyu
    Ваттелутту
      Колежуту
      Малайский

Хронология развития брахмического письма

В развитии брахми выделяются три периода.

  1. Раннее брахми (III–I вв. до н. э.) было относительно однородным на всей территории Индии. Однако уже в ранних памятниках выявляются местные разновидности, группируемые в северную и южную группы. В средний период (I–III вв. н. э.) различия между северными и южными разновидностями брахми увеличиваются. В это время:
    1. На севере Индии последовательно сменялись стили маурья, шунга, кушанский, кшатрапский.
    2. На юге Индии известны такие разновидности, как
      1. калинга (на территории штата Орисса; просуществовала до VI в. н.э. [встречается и диапазон жизни с 500 по 1000 гг. н.э.]),
      2. тамильское брахми,
      3. бхаттипролу (на территории современного штата Андхра-Прадеш).
      Южные разновидности использовались как для местных дравидийских языков, так и для санскрита.
  2. Для периода позднего брахми (IV–VII вв.) принято говорить уже об отдельных видах письма (Лалита-Вистара указывает, что во времена Будды существовало 64 алфавита):
    1. На севере Индии это гуптское письмо (IV–VI вв.) [из какого стиля брахми?].
    2. В Центральной Азии — наклонное брахми (центральноазиатское брахми) [от какой североиндийской абугиды?], известное как минимум в трех разновидностях — тохарской, сакской и уйгурской.
    3. На юге Индии сложилось [из каких разновидностей брахми?] несколько новых разновидностей брахми, характеризующихся округлостью очертаний букв и вытеснивших более ранние варианты:
      1. грантха, из которого рано выделилось
        1. тамильское письмо со скорописным вариантом ватежутту,
        2. в конце IX в. — начале X в. — малаяламское письмо;
        3. грантха также легло в основу письменности для индоарийского сингальского языка; ранние ее формы близки к североиндийским письменностям, а поздние возникли на основе южноиндийских;
      2. кадамба [очень сильно изменённое], развившееся в чалукья, а затем легшее в основу староканнадского письма, из которого развились современные письменности телугу и каннада;
      3. паллава, ставшее основной огромного [?] числа письменностей Юго-Восточной Азии [бирманской, тайской, кхмерской, яванской..?].
  3. С середины VI в. доминирующим письмом на севере Индии стало сиддхаматрика (сиддхамское, кутила) [из гупты?], в VII–VIII вв. из него развились
    1. Письмо нагари (в центре и на востоке [восточное нагари]), на основе которых сложились все современные письменности Северной Индии, используемые для индоарийских языков. Из нагари развилось несколько видов письма:
      1. ардханагари;
      2. восточное нагари, из которого развились бенгальское, ассамское письмо, ория и некоторые другие письменности на востоке Индии);
      3. деванагари, на основе которго сложилось несколько скорописных форм (махаджани в Раджастхане, моди в Махараштре, кайтхи в Бихаре, гуджарати), сосуществовавших и впоследствии почти вытесненных им (кроме гуджарати); само деванагари в течение 20 века широко распространилось по всей Северной Индии и Непалу, применяясь для хинди, санскрита, маратхи, непальского языка и многих других.
      4. нандинагари;
      5. неварское [ранджана; с 11 века и поныне в Непале; послужило также основой для монгольского письма соёмбо].
    2. Тибетское письмо, на основе которого позднее сложились квадратное монгольское письмо и несколько письменностей для малых гималайских языков: лимбу, лепча и др.
    3. Письмо шарада (на северо-западе Индии) из которого развились письменности ланда, гурмукхи, синдхи, такри и кашмири, которые были широко распространены в Пенджабе, Кашмире, Синде и соседних районах, но в 19 веке были сильно потеснены арабицей и деванагари, сохранившись в Пенджабе (гурмукхи, введённое сикхами в 16 веке) и для нескольких малых языков на северо-западе Индии (штаты Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш).

Названия многих индийских письменностей образованы от нарицательных прилагательных и помимо обозначения конкретных видов письма могут обозначать стили письменности и в таком значении употребляться гораздо шире. Так кайтхи (kaithī) значит «писцовое», махаджани (mahājanī) — «торговое», моди — «наклонное», ланда (laṇḍā) — «обрезанное», ваниашаи (vāṇiāśāī) — «купцовое», шарапхи (śarāphī) — «банкирское».

Ареальные разновидности индийских абугид

С ареально-генетической точки зрения брахмийские письменности новых индоарийских языков можно разделить на четыре [как у А. X. Дани?] группы [первые 3 - из североиндийского (от гупты => кутилы?)]:

  1. северо-западная (шарада и производные, в том числе гурмукхи),
  2. северно-центральная (западные производные нагари, в том числе деванагари),
  3. восточная (потомки восточного нагари)
  4. и южная [из грантха] (сингальское, дивес-акуру, чакма и саураштра, а также дравидийские письменности, используемые для языков конкани, саураштра и банджари).

Особенности индийского письма

Индийские письменности являются консонантно-слоговыми алфавитами, или абугидами (англ. abugida, alphasyllabary, neo-syllabary, akshara script). Их базовая структура изначально построена на основе среднеиндийских фонологических систем, для которых характерно отсутствие закрытых слогов.

Каждый знак (акшара) обозначает либо отдельный гласный, либо согласный + базовый гласный (обычно краткое a, реже краткое o). Слоги с другими гласными образуются путем стандартной модификации базового знака или добавлением специальных знаков слева, справа, сверху или снизу. Отсутствие гласного в конце слова (реже в конце слога) может обозначаться подстрочным знаком «вирама». Сочетания согласных обозначаются лигатурами, включающими характерные элементы вхо дящих в них знаков. Направление письма слева направо.

Абугида

Абугида (консонантно-слоговое, алфавитно-слоговое письмо) — разновидность слоговой письменности, в которой слоги с одинаковой согласной, но с разными гласными обозначаются видоизменёнными формами одного базового знака (например, эфиопское письмо) и/или дополнительными знаками (индийское письмо). При этом одна из гласных считается базовой, и слог с ней обозначается исходной графемой без каких-либо модификаций.

Абугида отличается как от собственно слогового письма (где знаки для слогов с одинаковой согласной не имеют ничего общего), так и от консонантного (где гласные или вовсе не обозначаются, или обозначаются диакритиками по необходимости, при этом базовый знак читается как согласная, а не слог) и консонантно-вокалического [или просто вокалического, или полногласного] (где и для гласных, и для согласных имеются отдельные знаки).

Слово «абугида» происходит от названия эфиопского письма на геэзе, которое представляет собой названия первых 4 знаков этого письма, соответствующих исходному семитскому порядку (A B G D). Это название аналогично другим названиям письменностей: алфавит (греческое), азбука (славянское), абецеда (латинское), абджад (арабское).

Около половины письменностей мира [!] являются абугидами, включая огромное число вариантов индийского письма.

(Абугида в Википедии)

Термины [брахмиведения и абугидологии]

О лигатурах и графемах

Исконные сочетания согласных пишутся с помощью лигатур (соединений букв). Лигатуры возникли в среднеиндийский период для записи пракритов (среднеиндийских языков), для которых консонантные кластеры были нехарактерны. Позднее, когда письменность была применена к санскриту, количество лигатур увеличилось.

В современных новоиндоарийских языках большая часть лигатур используется только в заимствованиях из санскрита, поскольку сочетания согласных в лексике, унаследованнной из среднеиндийских языков, возникли относительно недавно после падения краткого a и записываются так, как если бы этот гласный еще произносился. Так, два омофона [karta] в большинстве языков записываются по-разному в зависимости от происхождения: санскритское заимствование (татсама) ktRa kartā ‛творец’ пишется с лигатурой, а исконное слово (тадбхава) krta karatā ‛делает’ — отдельными буквами. Кроме того, новые лигатуры часто используются в заимствованиях из других языков.

Часть графем используется только при передаче санскритских заимствований и, как следствие, может отсутствовать в некоторых письменностях. К таким символам относятся слоговые согласныеr̥ , r̥ ̄ , ̥l, l̥ ̄ (причем последний не является фонемой даже в санскрите, где существует лишь для поддержания симметрии между краткими и долгими гласными).

Среди символов согласных можно назвать носовые ṅ и ṇ, которые совпали с дентальным n, кроме положения перед гоморганными смычными. Также обычно из трех графем для ṣ, ś и s используются одна или две, так как во многих новых индоарийских языках эти фонемы совпали.

Оригинальные абугиды Южной Азии

К особым, по-видимому, рукотворным и полуискусственным письменностям с внутренней структурой письма брахми относятся, прежде всего, мальдивское письмо тана и, возможно, бугийское письмо, пока расположенное в разделе Южноиндийских письменностей. Также сюда будут добавляться придуманные письменности для коренных южноазиатских народов, функционирующие по принципу брахми (абугиды с модифицированными согласными для разных гласных), или где за основу взяты какие-то знаки брахмических абугид.

Оригинальное мальдивское письмо тана (цифровая абугида)

Тана (Габули тана, также Таана, Танаа) — письменность, используемая для современного мальдивского языка. Точное происхождение ее неизвестно; возможно изначально она была создана как тайнопись. Первая надпись таной датируется 1599 г., первый официальный документ — 1703 г. К началу XIX в. тана практически вытеснила более раннее письмо дивес-акуру.

Из 18 базовых графем таны первые девять образованы на основе арабских цифр, вторые девять — на основе цифровых знаков из дивес-акуру. Остальные знаки образованы с помощью диакритик на основе фонетически похожих знаков, некоторые добавления делались на основе письма дивес-акуру. [Чем-то это напоминает огамическое письмо по замыслу (буквы на основе перечислений)]

Порядок букв не совпадает ни с арабским, ни с индийским. Направление письма справа налево, как в арабском. Гласные диакритики также образованы на основе арабских. В начале слова/слога гласные передаются с помощью буквы alifu с добавлением гласных диакритик. Отсутствие гласного обозначается знаком сукун. Каждая буква должна иметь гласную диакритику или сукун, исключением является лишь буква n, которая без диакритики обозначает преназализацию следующего за ней смычного. Буква alifu с сукуном обозначает геминацию следующего за ней согласного, а на конце слова — [h]. Геминация носовых обозначается буквой n с сукуном перед согласным. Кроме того, для точной передачи арабских слов для всех арабских букв, не имеющих соответствия в тана, создана специальные буквы (показаны в правой части таблицы на с. 849).

Буква ޱ (naviyani), обозначающая ретрофлексную ṇ [ɳ], была изъята из официального алфавита около 1953 г., по-видимому, в связи с тем, что этот звук не является больше отдельной фонемой в центральном диалекте. Однако буква продолжает использоваться в южном диалекте, где эта фонема сохраняется.

Ресурсы по индийским абугидам

Обзоры по письменностям Индостана и Южной Азии


Главная > Лингвистика > Письменности

Первые индийские | Североиндийские | Южноиндийские | Книги о брахми

Языки мира | Страны и города | История народов

На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 02.05.2024
Яндекс.Метрика