Версия для печати

Изолированные койсанские языки

Главная > Лингвистика > Языки > Койсанские изоляты

Бушмен

Помимо трех больших групп, в число потенциальных «кандидатов» на включение их в состав койсанской семьи входят также четыре языка-изолята: #хоан, сандаве, хадза и вымерший язык квади.

Разделы страницы:

  • Изолят квади (куади, квепе)
  • Изолят сандаве
  • Изолят хадза

Изолят квади (куади, квепе)

Язык Квади, увы, считается вымершим. в работе [Güldemann & Elderkin 2003] убедительно показано, что язык квади должен быть включен в койсанскую семью. Несмотря на скудность данных по лексике и грамматике этого языка, их в целом достаточно для того, чтобы показать его тесную связь с языками центрально-койсанской группы, а также, вероятно, и с сандаве.

Изолят сандаве

Язык сандаве (сандави, сан) имеет носителей в Танзании. [Танзания - от "сандаве"?] С его классификацией ситуация гораздо сложнее, чем с другими изолятами. Количество лексических схождений между ним и любой отдельно взятой койсанской подгруппой невелико, причем сравнение осложняется тем, что общая фонологическая структура сандаве имеет ряд принципиальных отличий от «типично койсанской» структуры (имеется отдельный ряд латеральных аффрикат, лишь окказионально встречающихся в собственно койсанских языках; типичная структура корня — двусложная, в отличие от преимущественно односложной в остальных языках и т. п.).

Тем не менее, и здесь оказывается возможным установить такие связи между сандаве и остальными койсанскими группами, которые не только не могут носить случайный характер, но и свидетельствуют скорее в пользу глубокого родства, чем языковых контактов. Целый ряд таких связей отмечен в работе [Sands 1998]; и именно на материале сандаве удается показать [Ehret 1986; Starostin 2007], что моносиллабичность многих койсанских корней на самом деле развилась вторично в результате сокращения первоначально двусложных корней (ср. сандаве ana 'рог' — центрально-койсан. *ã- id.; сандаве thuḳa 'плевок' — центрально-койсан. *ǂkxe id. и др.)1.

Изолят хадза

На языке хадза (хатса) говорит народ хадзапи (хадзабе) в Танзании.

Хадза остается единственным «потенциально койсанским» языком-изолятом, статус которого до сих пор не определен. Ареал распространения этого языка (несколько сотен носителей в районе озера Эяси в Танзании) достаточно близок к ареалу сандаве, и многие из типологических характеристик, отличающих сандаве от остальных койсанских групп, применимы и к хадза ( латеральные аффрикаты, многосложность корня, три серии кликсов вместо четырех и т. п.).

Однако типологические схождения сами по себе не могут служить признаком генетического родства; для постулирования последнего необходимо, чтобы они были подкреплены достаточным количеством морфемных схождений в области грамматики и лексики, и здесь мы сталкиваемся со значительными проблемами.

Лексика языка хадза была впервые описана Д. Блик, которая в своем сравнительном словаре [Bleek 1956] включила его в состав центрально-койсанской подгруппы (в ее нотации он кодируется как CIII). Эта классификация, однако, была основана на достаточно поверхностном знакомстве с языками самой этой подгруппы, а также на (частично) ошибочном анализе собственно материала хадза.

Значительно более серьезной оказалась работа Дж. Гринберга. В своей основопологающей монографии, посвященной общей классификации языков Африки [Greenberg 1966], последний, как и Блик, считает необходимым причислить хадза к койсанской семье, но уже в качестве отдельной, самостоятельной ветви. Из 116 лексических сравнений, приводимых Гринбергом для обоснования койсанской макрофилы как реальной таксономической единицы, 75 содержат параллели из хадза, причем 18 из них относятся к стословному списку Свадеша, т. е. представляют наиболее устойчивый слой базисной лексики, мало склонной к замене через языковые контакты. Гринберг приводит и ряд грамматических схождений между хадза, сандаве и другими представителями койсанской семьи.

Несмотря на то, что в целом африканская, и в том числе койсанская, классификация Гринберга заслужила признание со стороны лингвистов-африканистов, его конкретные соображения относительно статуса хадза не раз подвергались основательной критике. Показательна в этом плане статья Д. Элдеркина [Elderkin 1982], который указывает на ряд ошибок, допущенных Гринбергом при анализе грамматического материала хадза; учитывая, что все привлекаемые к сравнению языки — как собственно, так и «потенциально» койсанские — отличаются достаточно бедной морфологической системой, такие ошибки могут негативно сказаться на любых классификационных выводах.

К этому нужно добавить, что и число лексических соответствий, отмечаемых Гринбергом, при критическом разборе сокращается до весьма незначительных пропорций. Одни из них основаны на ошибочной фонетической записи Д. Блик (ср. № 35 'слон': хадза beǁkʔau — на самом деле beḳahu-, без латерального кликса, что в значительной степени обесценивает сопоставление с такими формами, как ǃкунг ǃxo id. и др.); другие представляют собой схождения с одной-единственной формой какого-либо одного языка, часто в записи той же Д. Блик и потому столь же малонадежной (ср. № 97 'плавать': хадза ǃka — наро !kha и др.); наконец, третьи на самом деле относятся к области ареальной культурной лексики (ср. № 116 ' год' — хадза curi, наро kuri, ǃкунг kuri, нама guri и др. — по-видимому, « бродячий» культурный термин). Тем не менее, поскольку методика Гринберга носит субъективный характер, степень доказательности приводимых им параллелей оценить достаточно сложно. Более показательны в этой ситуации результаты предварительного лексикостатистического обследования, при котором диапазон сравниваемой лексики определен четко и однозначно, а семантические отклонения при сопоставлении недопустимы.

К сожалению, однако, и здесь результаты носят скорее негативный характер; совпадения в пределах стословного списка между хадза и наиболее хорошо изученными представителями койсанских подгрупп, как правило, не выходят за рамки 3 — 5 процентов.

Изолят #хоан

Язык #хоан, как показано уже в работе [Traill 1973], достаточно тесно связан с северно- и южнокойсанской группами; лексикостатистическое обследование [Starostin 2003] убедительно доказывает, что он является своего рода «старшим родственником» группы жу.


Главная > Лингвистика > Языки мира, их перевод и преподавание:
Языковые ветви: Австрало-азиатские | Америндские | Дене-кавказские | Индо-тихоокеанские | Койсанские | Конго-сахарские | Ностратические
Другие группировки языков: Изолированные | Креольские | Древние | Зональные | Жестовые | Лексиконы (сборник словарей)

Родственные разделы: Виды сигнальных систем | Языки животных | Письменности | Страны и города | История и общество | Расы | ДНК-популяции | Карты
На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 06.02.2019
Яндекс.Метрика