|
|
|
Балтские языки, относящиеся к его западной (по другому взгляду - периферийной) ветви, ныне не употребляются - они исчезли в разное время. Это языки древних племен, обитавших на территории лесной зоны Восточной Европы от верховьев реки Оки до южной Прибалтики, а именно:
О том, что когда-то, до сложения восточнославянских народностей — русских, белорусов и украинцев, на территории нынешней Белоруссии и смежных районов России жили носители балтийских языков, свидетельствуют названия местных рек и речек. В большинстве своем они являются по происхождению балтийскими: сменив с течением времени язык, потомки древнего населения оставались жить на земле предков, сохраняя, в частности, и древние местные географические названия. Собственно, субстратом белоруссов были ятвяги.
Если есть люди, которые хотят восстановить прусский язык - для них имеются словари прусского языка, то этот язык - уже не мёртвый. Его также животворит то, что из-за удивительной близости со славянскими языками он может помочь узнать как они образовались. Прусский язык - голос протославянского языка из глубины веков.
Разделы страницы о западнобалтской (периферийной балтской) языковой группе и прутенистике:
На эту страницу имеется ссылка в статье Википедии о прусском языке.
Прусский язык наиболее близкий к славянским языкам. Иногда прусский язык рассматривают даже как третью отдельную (срединную) ветвь балто-славянских языков. А не так давно - в 19 и даже середине 20 века прусский язык рассматривался как "полуславянизированный" балтский.
Сам протославянский диалект индоевропейского языка (до своего взаимодействия с наречиями италиков и, возможно, иллирийцев, что и привело к образованию праславянского языка) был тоже западнобалтским диалектом, т.е., по-существу - древнепрусским языком.
В прусском языке было 2 диалекта: самландский (замландский) и помезанский (памедианский). Иногда к диалектам прусского языка относят и ятвяжский язык [тогда вышеназванные 2 диалекта лучше называть прусскими наречиями].
Прусский язык представлен следующими памятниками:
К моменту создания упомянутых памятников прусский язык уже вытеснялся немецким: уменьшалась территория его распространения и сфера употребления. Немецкий, а ранее польский сильно повлияли на прусский. В частности, постепенно упрощалась грамматическая система (например, сокращалось количество падежей), заимствованная лексика частично вытеснила исконную. Однако имеющихся скудных свидетельств о прусском языке недостаточно для корректных выводов о состоянии этого языка в 16 в. Невозможно разграничить реальную деградацию прусского языка 16 в. и деградацию языка имеющихся в распоряжении памятников из-за их перевода. Авторы-составители этих текстов могли недостаточно владеть прусским или, наоборот, немецким языком. Невозможно решить, что в этих текстах передает фонетический строй прусского языка, а что является орфографической условностью: ясно, что приспособление немецкой орфографии к прусской фонетике шло непросто и потому было непоследовательным; возможно также, что часть текстов записана немецкоговорящими людьми, воспринимавшими прусскую фонетику через призму немецкой звуковой системы. (Из Лингвофорума)
Появление пруссов на исторической арене исследователи относят, как правило, к середине I тысячелетия н.э. До этого периода в Самбии и Натангии (нынешняя Калининградская область) была распространена т.н. культура эстиев – как считается, балтоязычного народа. Однако археология отмечает сильное кельтское влияние на местное население, послужившее чуть ли не основой формирования указанной культуры (Кулаков 1996: 39).
C III в. на земли эстиев начинают проникать представители чужеродного для западнобалтского мира народа, несшие с собой собственные элементы культуры и традиции. По словам одного из ведущих специалистов по истории Пруссии, д.и.н. В.И. Кулакова, их «приход… был позитивен для местного общества» и «именно эти события послужили причиной прекращения культуры эстиев и заложили основу культуры пруссов» (Кулаков 1996: 42). Возникновение таких явлений, как прусская дружина и прусское жречество также напрямую связано с появлением новых этнических элементов на Янтарном берегу [готов?].
По сведениям «Прусской хроники», в начале VI в. н.э. готы, пришедшие из Испании в северную Италию и потерпевшие поражение в Ломбардии от войск империи, перебрались оттуда в Вестфалию и затем в Данию [почти обратно к себе на родину]. Датский король предложил им для проживания остров, находившийся «в его стране» и называвшийся Кимбрия [где когда-то жили кимвры?]. Готы вынудили проживавший в Кимбрии род во главе с королями Брутеном и Видевутом покинуть свои земли [а что, если кимвры и киммерийцы - родственные народы, говорившие на балтских или германских языках?]. «Брутен и его брат Видевут с их родней сели на плоты и поплыли по Хроне (по Страбону – р. Неман), воде Хайлибо (Калининградский залив)… и нашли в Ульмигании (Пруссии) неведомый народ [эстов?]. У него сделали они остановку и строили там на свой лад замки и деревни..., с ними спознались, и прибывшие из Кимбрии скандиане стали править в Ульмигании и пользоваться их (местных жителей) услугами. Брутен и его брат Видевут построили (замки) Хонеду, Пайлпайлло, Нангаст, Вустоппос и Галлонс и нашли они мед и делали из него напиток, ибо ранее они пили лишь молоко, и те, кто ранее находились в Ульмигании, стали вести жизнь по образу кимбров… После коронации Видевут объявил Брутена высшим владыкой («второй после богов повелитель») – верховным жрецом с культовым именем Криве-Кривайто [как-то связано с кривичами?], которого все должны были слушаться как бога. В честь него страна была названа Брутенией [потом Боруссией - Пруссией?] и богам принесены благодарственные жертвоприношения. Брутен соорудил богам Патолло, Патримпо и Перкуно особое строение» [одни глухие согласные как в финнском, фракийском и этрусском].
По имеющимся свидетельствам, граница распространения прусского языка в момент его письменной фиксации проходила на западе по р. Висле, на востоке (согласно Р.Траутману, который, однако, опирался не на реальное состояние, а на топонимы) в районе немецких городов Лабиау (ныне Полесск) и Велау (ныне Знаменск); южная часть этой границы не очень ясна, границей на севере было Балтийское море. В I тыс. н.э. область распространения прусского языка, по-видимому, была обширнее [вот здесь, как раз, будет по Траутману]. В течение 17 в. прусский язык окончательно вымирает. Имеются свидетельства о том, что последний носитель прусского языка умер в 1677.
Словари (в том числе PDF-документы для скачивания), а также обзор словообразовательных суффиксов прусского языка вы можете посмотреть на дочернем сайте "Лексиконы" в разделе прусского языка. Там будут также обзоры по лексике и обобщённый прусский словарь.
Средневековые ятвяги (ятвезь, судовы, йотвинги) [они же - судины?] —
балтоязычное племя, этнически близкое к пруссам и литовцам,
с V века до н. э. по конец XIII века населявшее междуречье Немана и Нарева (так называемую Судовию).
Основные занятия — земледелие, молочное животноводство, пчеловодство.
Земли ятвягов подвергались неоднократным нападениям со стороны древнерусских князей (например, Ярослава Мудрого).
В XII веке часть их земель была подчинена Галицко-Волынскому княжеству и Мазовии.
В 1422 вся Судовия вошла в состав Великого княжества Литовского.
Бесписьменный язык ятвягов принадлежал к балтской группе индоевропейской языковой семьи.
Ятвяги участвовали в этногенезе белорусской, польской и литовской наций [прусско-литовское наречие?].
(Из Википедии)
Ятвяжский язык иногда считают диалектом прусского, но на самом деле это переходный диалект от прусского к литовскому, о чём можете убедиться, исследовав его словарный фонд.
Этноним япигов похож на этноним иллирийского народа япигов, что еще раз говорит о прочных связях балтов с балканскими племенами. Другой пример - созвучие этнонимов другого палеобалканского народа венетов (близких к иллирийцам) и венедов - западнославянского союза племйн. По всей видимости, сам паславянский язык возник в рамках лужицкой культуры как симбиоз балтской и палеобалканской речи. Другой ономастический пример связи Балтики с Балканами и балтославян с иллирийцами - сам этноним последних, который имеет болеее раннюю форму "вислурийцы" - т.е., народ с Вислы. Хотя более древнее название Вислы - Вистула (до проживания там иллирийцев?).
Полезные страницы на дочерних сайтах: Праиндоевропейский язык | Балто-славянское единство | Мифы древних балтов | Латышский орнамент
Ключевые слова для поиска сведений по периферийным (западным) балтским языкам:
На русском языке: западные балтские языки, западно-балтская языковая подгруппа, периферийные айстийские, прутенистика,
прусский, куршский, ятвяжский, поморско-балтийский, самландский диалект, замландский, помезанский говор, памедианское наречие, судовский,
народы средневековой Курляндии, языки Пруссии, пруссы и ятвяги;
На английском языке: Prussian.
|
|