|
|
|
·
Меч должен быть
длиной от пола до хара (в кэндо – до груди).
·
Рукоять меча (цука)
должна упираться в локоть, если ее поставить вертикально, а указательный палец
у гарды (цуба).
·
Длинная цука
хороша для контратаки (одзи-ваза), короткая – для удара с большой дистанции
(маай).
·
Меч (бокэн,
иайто, синай, катана) должен быть отцентрован.
Рукоятка бокэна должна быть тяжелее его острия. Например, центр тяжести моего
иайто – не на середине, а на 2 кулака от цубы.
·
правая рука
перед цуба (у лезвия);
·
левая рука за
конец рукояти (пятка рукояти упирается в мягкую часть ребра ладони);
·
расстояние
между правой и левой сжатой кистью – один кулак (иначе не будет рычага);
·
правая рука
направляет [и останавливает] меч, левая – наносит удар; правая кисть – «гвоздь»,
вокруг которой вертится меч; левая кисть вращает рукоять как рычаг;
·
кисти держат
рукоять крепко (вернее, цепко, но не «душат» меч) и не вращаются (за
исключением левой кисти в некоторых случаях);
·
направление
меча при камаэ (верхней, средней или нижней) и уколе (цука, куби)
– от хара;
·
рукоять меча не
отводить за профиль тела (кроме о-гасуми), а остриём по возможности не
открывать свой центр;
·
блоки делать
жёстко: <Ха-а!>
·
затылок, шея
спина – на одной прямой;
·
голова поднята,
но не слишком (подбородок чуть опущен для защиты шеи и прямизны); взгляд
открытый;
·
не нагибать
корпус вперёд;
·
зад не
оттопыривать (бывает у некоторых новичков, особенно в сувари);
·
на лице –
«поменьше замученной усталости», одним словом – полный сисэй (выправка).
·
параллельно
полу; голова на одном уровне;
·
плечи не
перекашивать;
·
осанка
вертикальная и прямая (затылок, спина, таз на одной прямой – «ощущение
стержня», шеи как бы нет); следить за центром тяжести (хара);
·
передняя
стопа смотрит на противника (в любом случае, даже при скручиваниях); задняя перпендикулярна и ее середина на
линии передней;
·
передняя
голень перпендикулярна полу.
·
Сила удара
складывается из:
§ инерции перемещаемого тела (энергетический взрыв происходит из центра массы - тандэна);
§ момента инерции при закрутке бедер;
§ момента инерции вращения меча левой рукой вокруг правой (при этом острие развивает большую скорость);
§
толчка правой рукой ?
·
Кроме суммы сил и
их взаимной согласованности (перетекания), на эффективность удара влияет:
§ первоначальное расслабление как плеч, так и всего тела (ощущение себя скрученной пружиной этому не противоречит) с последующим «выстрелом» (молния рождается из пустоты);
§ крепкий и правильный хват, что предотвращает дрожь и зигзаги лезвия «при полете» и гарантирует жесткость и отсутствие отдачи энергии при самом ударе;
§ ровная осанка в начале и конце перемещения и удара;
§ правильный и мощный киай в момент удара.
·
удар секущий –
рубяще режущий, т.е., с протягом (а не прямой как палкой – бамс!) - поэтому
делать хлестко как плетью; для этого удар надо наносить левой рукой.
·
большинство
ударов – с одновременным шагом (полным – широким, половинчатым – подшагом, или
просто притопом), хотя в ката и, тем более, в бою – не редки удары с места и
с полувзмахом;
·
при ударе – ноги
в плоскости удара; передняя ступня, как правило (если не в ущерб
равновесию), повернута на противника;
·
начинать мечом,
затем телом – это необходимо для защиты, для силы и для неожиданности (т.к.
глаз сначала реагирует на движение тела).
Здесь я привожу слова нашего инструктора Станислава Владимировича Лукьянова. Каждое выражение кратко, но имеет большую важность для кэндзюцу, а иногда – немерянную глубину для жизни вообще. Высказывания расположил не по мере их «фиксации в сознании», а по мере важности, на мой взгляд.
Также приводятся советы чёрных поясов и других учеников (у которых есть чему поучиться).
·
Это нужно вам, а не мне. [Восточный принцип Личности. Ты приходишь в
додзё не за килограммом приемов в авоську, а уточнить самостоятельно изучаемую
технику, узнать новое, задать вопросы. Даже будучи на необитаемом острове,
будока не прекращает тренировки.]
·
Что это за поза уставшего бойца? Где
киай, где сисэй?.. Стоя – тоже не облакачивайтесь на меч как Александр Невский. [Это – опершемуся на меч в иай-госи.
Следует осознать (лучше самостоятельно – это означает, что уже имеешь понятие)
– опираться нужно только на собственный дух. Ни рукой о колено (особенно
в иай-госи, где ладонь чисто символически касается колена), ни руками о
бедра, ни спиной об стенку, ни, тем более, о меч. Поза «вольно» (даже перед
тренировкой или просто в жизни – например, локтем о прилавок), по-моему, вообще
недопустима. Это – показатель ослабленного духа, отсутствие бдительности и
выправки. Также, думаю, не желательно сжимать или скрещивать руки. Выправка (сисэй)
– очень, очень важна. Стоит в иай-дзюцу вспомнить, что нужна
выправка, и все движения начнут получаться. Выправка придает движениям не
только чёткость и экономность, но и достоинство, что, кстати, хорошо
видно на таком элементарном движении, как наклон меча перед вложением его в
ножны. При сдавании зачетов смотрят одинаково на технику, киай и сисэй.]
· Ленивые умирают. [Тут все понятно и «пробивает». С ленью очень трудно бороться. Это один из основных внутренних врагов человека. Хотя и «двигатель прогресса» J.]
· Человек в гору поднимается мелкими шагами, а скатывается стремительно. [Это относится ко всему. Необходимы ежедневные самостоятельные занятия. Тысячи рутинных повторений. Кроме того, так вырабатывается упорство. Но главное – шлифуется техника до уровня рефлексов, чтобы потом в бою думать над ситуацией, а не над техникой движений. По-видимому, при выполнении первой ката всегда будешь находить свои ошибки и открывать в ней что-то новое.]
· Враг должен трепетать. [Движения должны быть энергичными и точными, взгляд спокойный и абсолютно уверенный. «Взгляд убийцы». Но для этого не обязательно предварительно убивать других J. Достаточно время от времени убивать что-то в себе, прежде всего лень, привязанности, страхи.]
· Не дадим противнику ни малейшего шанса! [Это кардинальный принцип, главная установка во всем. Например, если хочешь решить какую-нибудь проблему в жизни, то не должно быть полумер. Т.е., необходимо быть непоколебимым в собственных решениях вплоть до мелочей, хотя очень и очень трудно идти против привычек.]
· Меч самурай жалеет – он ему достается от деда. И он должен его передать своему внуку. [Т.е., надо рубить противника, а не блокировать его меч.] Нет никаких блоков, есть только удары ! [Получается, возможны лишь 3 действия: отклонение, контратака, взаимное убийство.]
· Все лишнее обрубается. [Отсюда вытекает весь стиль Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю. Добавлю: не только обрубается, но и оббивается и цепляется, если бой в лесу или в помещении. В то же время, слишком сильно все к себе прижимать тоже не следует – будет неудобно и слабо. Кроме того, растопыриваться и размахиваться шибко широко нельзя и по другой причине – самурай в доспехах и шлеме.]
· Вы с противником должны быть как «на верёвочке». [Не убегайте далеко от удара – вы же биться пришли.]
· Бой сводится к одному: пустоту противника заполнить своей полнотой. [В кэндо – это отыгрывание центра противника. Проиграл свой на милиметр – получил по рукам. Проиграл центр на сантиметр – убит. Любая дуэль начиналась с выжидания, когда у протиыника появится суки – брешь в обороне]
· Дзансин, киай. Киай, дзансин. [Перед ударом сначала нужно на мгновение сконцентрироваться и оценить обстановку, потом выплеснуть сконцентрированную энергию вместе с ударом, выдохом и криком. Затем опять сконцентрироваться (в том числе потому, что противник может оказаться «недорезанным»).]
· Где ваш радостный крик «Тоо!» в ответ на хрип умирающего человека ?! [Это не кровожадное замечание, а напротив, уважающее противника, который назван «человеком» и доходчивое представление реальности. Серьезно. Это жизнь самурая. И радость (точнее - торжество) он должен испытывать не от зрелища чужих страданий, а от собственной победы. И причем, не от того, дескать, «я победил!», а - что вообще случилось само это событие – победа над врагом, точнее – противником («враг» - звучит негативно, а к противоборствующей стороне всегда надо относится спокойно, без эмоций). Кстати, Тоо – не киай, а действительно крик радости, поэтому должен издаваться горлом, а не животом.]
· Если сломить у противника центр инерции (хара), то он побеждён. [Круто, но не имею комментариев – ещё не понял это. Кэндоист поймёт сразу. Вообще все замечания об отыгрывании центра противника и своём центре – слушайте оч-оч внимательно.]
· Представьте что Вы напились пива и у Вас тяжелый раздутый живот – это Ярослава ценный совет для удержания равновесия при резкой атаке (особенно о-гасуми), т.е. контроля центра тяжести, сосредоточения на тандэне.
· Меч, тело. Тело, меч. [Начинать движение вперёд надо с кончика меча и заканчивать движение назад мечом.]
· Голову не так легко срубить, как кажется. [Кроме ударов по воздуху, нужно время от времени рубить ветки, доски, тыкву, в конце концов…]
Здесь приведены инструкции нашего учителя С. В. Лукъянова, советы других мастеров и мои мнения о практике формальных комплексов – ката.
Вот что говорит о ката Антон Ларин – автор книги «Кобудо: Искусство работы с традиционным японским холодным оружием»:
«Ката – это формальная техника, включающая
последовательный набор блокирующих и атакующих техник против воображаемого
противника (ов). [Боевой танец.]
Но даже многие люди, достигшие чёрного пояса, не
понимают сути ката. В среде же японских единоборцев титул победителя
соревнований по ката ценится выше чем по кумитэ. Японцы говорят: «Мы
изучаем ката, чтобы иметь хорошие кондиции в кумитэ, и практикуем кумитэ, чтобы
лучше понимать ката».
Ката есть квинтэссенция боевых искусств. В них собраны вся мудрость, секреты и тайные
знания. Без мастера раскрыть информацию, заложенную в ката, почти невозможно.
Любая даже простенькая ката состоит из нескольких уровней освоения (до 5).
Это стройная, продуманная и сбалансированная система.
Процессы, происходящие в позвоночнике во время выполнения ката, сходны с
происходящими при мануальном сеансе. И так же опасны.
Если в демонстрации отсутствует чётко выраженный
темпо-ритм, она не признается корректной, ибо показывает отсутствие
понимания. Паузы должны быть «мертвыми»
- ни корпус, ни оружие не должны колебаться. А вот техника передвижений, блоков
и ударов – должна быть резкой и быстрой.
Поговорка мастеров: «Хито-ката сан-нэн» – Одно ката –
три года!»
Наш учитель говорит, что основная задача практики ката Омотэ (у нас 2-3 года, в Японии – 3-5 лет) – это научится чувствовать дистанцию [и, как следствие – правильные повороты]. В Китае ката (таолу) переводятся как «шаги». Т.е., нужно научиться передвигаться – правильно и в нужное место.
Кроме того, во время ката отрабатывается множество других навыков (если практиковать с правильным настроем): ощущение цели, опыт видов атак и защит, интуитивность, качество движений тела, расслабленность и спокойствие в сочетании с молниеносностью и напором, равновесие и осанка, наконец, дыхание.
Во время ката я рекомендую иметь следующие концентрации (работайте хотя бы с одной, в идеале – со всеми):
·
Концентрация на
цели
·
Концентрация на
центре противоборства
·
Концентрация на
своём тандэне, на плавности и расслабленности движений
·
…
|