|
|
|
мДа. С этого восторженно-наивного
лепета и началась вся эта книга. А теперь не знаю, куда это засунуть – выкинуть
как-то жалко: а вдруг, и в самом деле, будет полезно новичкам?
Мотивация
моего решения заняться кен-дзюцу
(вообще-то я тогда думал, что это - кэндо)
– трансформация себя для решения поставленных задач. Нужно уметь отбрасывать
всё, что мешает достижению цели, и многому научиться. Не хватало воли и
мотивации, реального восприятия действительности. Понял, что необходима
практика восточного фехтования как способ входа в состояние дзэн, позволяющему
действовать просто, прямо и результативно.
На первое посещение занятий (для просмотра) я опоздал на 5 минут. Прошел мимо здания, но это меня не оправдывает. Уже при подходе к «Дому здоровья» я услышал ритмичный стук… Когда, наконец, нашел зал, уткнулся носом в закрытую дверь. Так мне и надо. Но слышимое меня зачаровало, и я простоял некоторое время в полутемном коридоре. Энергичные команды на японском языке, громкие прыжки или выпады, мощные выкрики… Я пришел туда, куда давно хотел, но не знал об этом…
Затем приходил еще раз, в воскресенье. Сидел в зале и смотрел. Решил заниматься.
Знания, которые мне дал
учитель:
·
Центр
тяжести и «дух» человека находится внутри брюшной полости на три пальца ниже
пупка. Чтобы двигать себя, необходимо двигать этот центр. Если сломить этот
центр у противника, то он побеждён. [Следовательно,
волю нужно концентрировать в этом месте и при передвижении хорошо это
осознавать и ощущать. Движение центра тела стремительное, будто несешься на
гребне потока].
·
Осанка
всегда прямая. [Это рождает уверенность и
самоуважение, помогает контролировать центр тела, действует морально на
противника как проявление непобедимости. За осанкой надо следить всегда во
время бодрствования в любых ситуациях жизни.]
·
Вежливость.
Легкий поклон додзё при входе и выходе, обращении друг к другу и наставнику. [Возникает осознание значения чести и скромности. Честь и
жизнь весят одинаково. Додзё – святое место как церковь. Здесь твой дух
восходит по вертикали.]
·
Упорная
рутинная работа. Необходимы тысячи и тысячи действий, года занятий, неукоснительные
ежедневные практики. [Этим надо жить. Без
такого подхода толку не будет. Великолепная практика упорства и терпения.]
·
Техника
выполняется всем телом – руками, ногами, прессом, ягодицами.
·
[Заниматься
надо серьезно – как подготовкой к реальному смертельному бою. Только в этом
случае сознание и техника будут прогрессивно изменяться. Иначе лучше не
заниматься.]
Что мне дали мои предварительные знания дзэн в условиях обучения кэндзюцу:
·
Знания и
рассуждения должны находиться только в теле – это знания о движениях тела и
рассуждения о выборе движений. Решает тело. Эти знания ощущаются как
некоторая разлитая и переливающаяся тяжесть в теле [ки].
·
Непрерывность
и ритм действий. Естественность действий. Отрабатывать технику нужно
поэлементно, но действовать единым порывом, непрерывным действием. Первое впечатление
– трудность и неудобство, следующее понимание – естественность и красота. В это
время нельзя думать и наблюдать (оценивать) своё действие.
·
Результатом
длительной практики должно быть мгновенное действие, но на занятиях необходимо
прежде отрабатывать качество в медленном плавном движении.
·
Сознание
должно лишь регистрировать события, отражать их как в зеркале, без мыслей, на
которые уходит время и во время которых человек временно «теряет сознание».
·
Во время
отработки техники нужно целиком воспринимать окружающий мир, чтобы не поранить
соседа, не разбить зеркало, отразить неожиданное нападение. Это можно сделать,
лишь отождествив себя с окружающим миром. Полное присутствие.
·
Меч – душа. Удар
наносится сознанием, увлекающим за собой меч. В мече – сознание и вся твоя
душа. На кончике меча – твоё решение.
·
Самые
«больные» упражнения – резко опуститься на колено, сидеть на пятках. Расслабление
и отрешённость помогают это преодолеть. К сожалению, не сразу.
Вывод. Мир нельзя отделить от собственного тела. Тело – от сознания. Сознание и волю – от меча. Меч – от тела. Действие должно выполняться вместе с волей, но без мыслей, быть непрерывным и мгновенным, точным и твердым. В действии участвуют не только руки, но и всё тело.
Духовная работа
происходила и после занятий. Очень помогли книги и публикации на сайтах в
Интернете. В результате я ещё продвинулся по Пути, поняв, что:
·
Надо
полюбить процесс и не заботиться о сроках достижения результата.
·
Никакой
агрессивности! Атака должна быть беспощадной, но к противнику не должно быть
злости.
·
Главное –
внутренняя непобедимость. Всё остальное не имеет значение. Анализ поражения
приносит технический и огромный духовный опыт.
·
Осознание
целостности сложного действия, регулярных практик приводит к пониманию единых
основ обучения. Это поможет и в изучении английского языка. Это тоже свой путь.
·
У человека
со слабым характером движения беспорядочные и нечёткие. Также и с почерком. Поэтому
искусство каллиграфии – хорошая практика для усиления характера, без чего оно
невозможно.
·
Опоздание на
занятие – неуважение к учителю и занятиям, позор для овладевающего кэндзюцу,
т.к. показывает отсутствие чувства времени, что может стоить жизни.
Второе занятие было не менее поучительным.
Вот что было, и что я понял:
·
Учитель
сказал, что при любых манипуляциях с мечом положение перепонок между боьшим и
указательным пальцем на его рукоятке не должно перемещаться. Меч должен врасти
в руку. Нужно изгибать кисти, а не меч вертеть в ладонях. Всегда. Техника работы с мечом проста и эффективна. Сила удара
определяется моментом инерции меча, рук и импульсом тела. Меч – рычаг. Рукоять
– длиной 3 кулака. Самый острый конец лезвия – 5 см. Далее – рубящая кромка 20
см. Далее – режущий край. Правая рука – у гарды (цубы). На ней, как на
гвозде, вращается меч. Правая рука направляет, левая с силой перемещает рычаг –
конец рукояти. На конце лезвия развивается неимоверная скорость.
·
При любых
перемещениях лицо не поворачивается, взгляд прямой, перемещение центра тяжести
и головы – строго горизонтально. Всегда.
Передняя нога согнута, колено перпендикулярно полу. Задняя нога вытянута и
прямая. Осанка вертикальная. Представить, что к телу подвешена гиря 32 кг (в
доспехах не повертишься). Затылок, позвоночник, таз – на одной прямой. При
перемещении назад не откидываться назад. При перемещении вперед – не
наклоняться вперед. [Чтобы это получалось само собой,
нужно настроиться психически, например, представить себя непобедимым и открытым
вертикальным клинком. Даже при рывке назад чувство непобедимости и воля к
дальнейшему наступлению не даст откинуться назад. При рывке впер`д ощущение
непоколебимой вертикали и открытости не даст наклониться.]
·
Также во
время перемещения при рубке нога не должна скользить по полу. Движение строго
горизонтальное, верно – но нужно именно шагать, так как шаг добавляет импульс в
удар. Правда, при некоторых ударах (например, маки-ути) нужно носком
скользить по полу.
·
Еще основные
правила при рубке и перемещениях. При наступлении движение начинает меч, а тело
за ним, как его часть. При шаге назад меч защищает и двигается последним вслед
за телом.
·
Ориентация
на центр тела. Во второй стойке (после обнажения меча) - рукоять направлена в
центр (острие на уровне носа). В левой стойке с горизонтальным положением меча
внизу – середина рукояти упирается в живот на три пальца ниже пупка (уровень
центра тела).
·
Много
продуманных тонкостей. Все лишнее
обрубается (слова учителя). В левой стойке локоть левой руки должен
защищать сердце. При замахе мечом его кончик надо прятать за свое тело,
чтобы враг не мог оценить его длину. Потрясающий прием.
·
Чтобы
привыкнуть к мечу, как к части своего тела, буду спать, не разжимая рукоять
меча. Возможно, стоит дома одевать кимоно и постоянно ходить с мечом.
·
Чтобы
привыкнуть сидеть на коленях – буду есть, пить чай, читать, учить английский и
думать только в этой позе. И никаких исключений. Это не просто японская
традиция. Сидение на коленях делает ступню более гибкой, что позволит
сделать более сильный толчок (за счет рычага), и, соответственно, более
сокрушительный удар.
·
Чтобы
приучиться к моральной чистоте, надо начать с материальной. Принимаю ванну 2
раза в день – хорошо. А не попробовать-ли мыть полы дома каждый день (недаром
уборка додзё также считается полезным физическим занятием - кэйко). Плюсы:
§
чистота и
свежий воздух;
§
ощущение
чистоты и, как следствие, хорошее настроение с утра;
§
преодоление
лени;
§
погружение в
материальную действительность, ее организация;
§
разминка.
·
В трактате о
боевых искусствах Шаолиня сказано, что тот, кто не владеет ци – не является мастером. И,
буквально – «без ци
нет силы». К сожалению, в боевых искусствах Японии, а именно, в кэндо и
каратэ – об этом, по-моему, ни слова. Хотя стойки и движения в кэндо исходят из
ориентации на центр человека – аккумулятор ци.
Надо начать изучать цигун. Считаю обязательным при любых боевых движениях
представлять, осознавать и чувствовать движение ци по телу и в точку удара.
Вывод. Развитие способностей идет в следующих направлениях:
·
Осознание.
·
Перемещение
тела и осанка.
·
Управление
мечом.
·
Преодоление
боли.
·
Дзансин + киай.
·
Ки.
Ночь была тяжёлой. Не
высыпаюсь, тело местами болит. Наутро встал, попробовал повторить вадза – и с удивлением обнаружил, что
произошел регресс. Видно, от усталости. Но такое бывает – я читал. Тем не
менее, сэнсэй увидел это. Сказал, что ожидал от меня другое, и если не
нравится, то лучше не заниматься (это он сказал, обращаясь ко всем, но я
всегда знаю, когда это предназначено для меня). А нравится ли мне? Мне это
надо. И, вобщем-то, нравится. Но – болевые ощущения, и – лень заниматься дома. Но
в кэндо так нельзя, кэндо надо жить. А лень частично
нейтрализовать осознанием, частично выбить глубинным «я». А оно существует. Киай получает импульс оттуда, я так
считаю.
Зато резкие приседания на колено и сидение на пятках стало менее болезнено – и физически, и психически. Ем и пью чай только в этой позе. Стало помогать. Самое неприятное – когда колени при этом раздвигаешь, да и то уже привыкаю. А если колени вместе, то один раз даже почти комфорт испытал.
Купил бокэн. Строгий,
изящный, живой. Сплю с ним, сжимая рукоять. Хочу привыкнуть к нему как к части
тела. Это необходимо.
Чем я обогатился за это
занятие? Как всегда, многим:
·
Было
упражнение на рубку. Много повторений. Все устали. Мне тоже было трудно, стал
уставать (думал – ну когда же это кончится?), но потом понял, что к этому надо
относиться по-другому. Ха, да я готов весь день этим заниматься. Всю жизнь. И
вообще это не трудно, а просто и обычно. И не просто обычно – довольно даже
весело.
·
Учитель
сказал, что при рубке вниз у меня плечи перекашиваются. Посмотрел в зеркало –
точно. Пытался насильно быть ровным. Но это получается только с зеркалом. Внезапно
понял, что перекошенность поз и неуклюжие движения – от внутренней дисгармонии,
комплексов. Вдруг понял, что ощущение моральной чистоты автоматически приводит
к красивой, ровной и целесообразной технике. А если в чём-то не чист – будь
добр выкинуть это из души, преобразовать себя. Иначе быстро не научишься
правильным движениям. Путь меча – действительно путь преобразования личности. И
никаких мыслей о женщинах в это время. Вообще ни о чем.
·
Постоянно
забываю, что голень передней ноги должна быть перпендикулярной полу. Тупой угол
– противник сделает тебя «кузнечиком», острый – излишний наклон и неоперативное
перемещение назад. Учитель сказал: «Не дадим противнику ни малейшего шанса».
Да, каждая тонкость важна. А еще он раньше сказал так: «Все, что лишнее -
обрубается». Следовательно, необходимо выработка двух психических
состояний:
§
Полное
ощущение всего тела, при котором чувствуешь положение ног и других частей.
§
Превентивная
бдительность по отношению к телу – осознание, что важен каждый элемент техники
– как динамический, так и статический. Для этого надо относиться к занятием в
полный серьёз, как если бы ты вскоре пошел в реальный бой.
·
Стал
получаться киай. А потом перестал. Спросил
учителя, как это делать. Издали одно впечатление, вблизи совсем другое. Я
буквально сознанием увидел, как изо рта учителя вышел сгусток энергии. Однако
расстворился сантиметров через 20. А ведь его можно посылать в мозг, сердце или
хара врага. Надо уметь его
направлять, но, главное, уметь хотя бы воспроизводить. Это не просто крик, дело
не в громкости. Дело в силе духа. Если дух сильный и человек это осознает, у
него и киай получится потрясный. Главное – модуляция (для которой необходимо
психическое состояние силы и победоносности), а также представление, что крик
зарождается в хара, поднимается вверх и выходит изо рта. Для этого
необходимо сильное напряжение пресса. Киай
– зеркало человеческого духа.
·
В предыдущее
занятие мне показали две вадза. А в
это - почти все занятие разучивал одно из них, так как «дисквалифицировался». Лишь
под конец учитель еще одной технике научил. Ничего, зато я большинство техник
запомнил во время разминки (нужно узнать их по-японски).
С утра продрал глаза, взял
меч и стал заниматься. Помыл полы. Пришел на работу весёлый. Чувствую – со мной
что-то случилось. Какой-то не такой стал. Стучу по клавишам, если ошибусь –
воспринимаю это как досадную боевую оплошность, невнимательность или
неточность. Да, мозги стали по-другому работать. Давно пора.
Я был не прав – на харагеи (концентрация ки в хара)
основаны все японские боевые искусства. Надо учиться киай. В 20 лет я прошёл в пекло с 50 килограммовым рюкзаком горную
пустыню. После этого почувствовал себя другим. Это было мое второе рождение. На
3-м курсе прошёл горизонтально по подоконникам третьего этажа. Очищение души,
но рождения всё же не почувствовал. Через год сорвался в пропасть, чудом
остался жив. Но это не инициированное рождение, тем более подобные случаи были
до и после…
Дальше. Как-то был в отчаянии от того, что никак
не могу накопить денег на жильё. В это время посмотрел фильм «Жаворонок». Как
наших танкистов в плену у немцев посадили в танк и испытывали его броню. Они
сбежали, сначала подались домой, потом развернулись на хрен и пошли на Берлин. Мне
«снесло крышу». Прилив энергии, я понял как надо относиться к проблемам. Не
бояться нищеты, а развернуться – и вперёд на нее, даже если потеряешь всё. Вообще
уничтожить мотивацию бегства (принцип НЛП). (Кстати, подобное состояние
отчаяния у меня было еще раньше, когда никак не мог дом себе купить на родине. А
когда повезло – поверил в Бога. Мысленно давно был к этому готов, толчка не
хватало. Тем не менее, не назвал бы это рождением.) Затем (месяц назад – в
первую субботу после майских праздников) прыгнул с парашютом. Да, родился
заново. Но не в день прыжка, а на следующий. Изменился, я это понял…
К чему такое долгое предисловие? А к тому, что,
когда исторгну из себя правильный киай
– это я буду считать своим новым рождением. Потому что, я уверен, этим я вырву
из глубин своего подсознания и дам свободу своему настоящему «Я». Но для этого
нужна сила духа. Вернее, осознание этой силы, напряжение этой силы и её твердую
волю на исторжение.
Вчера после занятий
постирал кимоно, вечером погладил. Очень устал за предыдущие дни, весь день
отдыхал.
Сегодня всё стало получаться. И боли прошли. Учитель
дал еще одну сложную вадзу и сказал,
что на следующее занятие у меня будет спарринг. Внутренне я удивился, что уже
«дорос» до этого.
Удовлетворение,
спокойствие, чувствую изменение сознания. Может быть, дело просто в отдыхе? Спасибо
всем!
Зачёт у нас был, где-то в начале
декабря.
Перед сном медитировал... Встал
в 5 утра, сбегал в лес, 200 раз присел. Прибежал – несколько сот маки-ути. Горячая ванна и ледяной душ,
как всегда… На зачёте не чувствовал ни сонливости, ни усталости…
Так приятно осознавать, что чего-то достиг, да еще
сдал два зачёта сразу…
|