Главная > География и туризм > Страны и города > Европа > Путевые заметки по Норвегии

Путевые заметки по Норвегии



Лев Мосолов

Главы:

  1. Климат Норвегии
  2. Цены в Норвегии
  3. "Дураки и дороги"
  4. Иммиграция в Норвегии
  5. Еще немного о недвижимости в Норвегии
  6. Безопасность туризма в Норвегии

Что же представляется взгляду простого российского инженера, оказавшегося в тех краях: Если кто был в Швеции или Дании, то Норвегия - это совсем другая песня. Да, она похожа на своих соседей Швецию и Данию (Финляндия не есть скандинавская страна в полном смысле этого слова, а в Исландии и на Фарерских островах я ещё пока что не был, но буду когда-нибудь, я надеюсь), но там есть совершенно отличные от этих стран черты. Если мы говорим про большие города типа Осло и Бергена (где живёт соответственно 560 и 270 тысяч человек), то это что-то больше немецкое. Похожая до некоторой степени архитектура, язык отличается от глубинных городков несколько характерным немецким акцентом и т.п. Очень красиво.

Климат Норвегии

Климат достаточно мягкий, потому что сказывается действие Гольфстрима (мы говорим о территориях ниже 64 градуса северной широты - это чуть южнее Архангельска). Зимой редко температура опускается ниже -15С, летом обычно +20-25, но бывают и жаркие годы, когда по неделе, а то и больше держится +30 и даже выше. Местный люд страдает в эти периоды, поскольку про кондиционеры там знают в основном по рассказам и по фильмам про южные страны. Это лето предсказывали очень жарким, но пронесло, и пока что температура держалась ниже +20С.

Фьорды зимой в основном не замерзают, за исключением северных, а также тех, где наблюдается большое скопление пресной воды в силу таяния ледников. В одном из фьордов, наполненных ледниковой водой, я даже искупался в голом виде, так как это считается очень полезным. Вода зелёная и холодная, где-то +10С, но впечатления незабываемые. Дно видно метров на 5-7, рыба плавает прямо рядом с тобой! Уж не знаю, что это за порода, она была почти 40 см в длину, их было несколько, я даже задел одну рукой. Они просто выплывают на мелководье поесть каких-то водорослей (потому что фьорды очень глубокие и с резкими обрывами: у берега через два шага запросто может быть глубина 50 м, а то и все 300, отмели - редкость).

К сожалению, не удалось увидеть хЫльдру. Хыльдра - это местный вариант русалки, только сухопутная, живёт она в горах (некоторые разновидности есть и на болотах), у неё обычные ноги, но есть хвост, который она прячет под юбкой или джинсами. Говорят, шо никто не может устоять перед их красотой. Но что уж тут говорить, я же совсем немного путешествовал, а может быть, просто мало выпил. В следующий раз, надеюсь, повезёт.

Цены в Норвегии

Цены... О, ужас. Перевожу на евро для удобства, а то в кронах запутаешься. Я знал, что Норвегия самая дорогая страна Европы (за исключением Исландии), но такого, если честно, не ожидал. Пиво - 8Е за кружку. Причём пиво крепче 2,5 градусов там нет на розлив. Можно купить в магазине баночный "Карлсберг" датского производства, но не во всех магазинах и только с 12 до 9 вечера. Правительство борется с алкоголизмом, поэтому акцизы на спиртное бешеные. Как и во всех скандинавских странах, на продажу спиртного государственная монополия, магазины так и называются Vinmonopoliet (в Швеции это SystemBulaget). В выходные они закрыты. Если ты пришёл в кафе, заказал пиво и явно собираешься посидеть подольше, официантки спрашивают, а не принести ли к пиву водки? А то как-то пиво без водки - не очень. Водка те же 8Е за 50 мл. Просто перекусить - 20Е, оттянуться морепродуктами - 50. Пиво не в счёт. Бензин 1,6Е, общественный транспорт сильно зависит от места. Но не дешевле 2Е в один конец. На такси не ездил. Обычная бутылка воды 0,5л в ларьке - 2 евро, в баре 2,5-3.

Многие дороги платные, поэтому машин не очень много. Люди предпочитают ездить на общественном транспорте, чем платить за бензин и проезд по дорогам. Для справки: въезд в Берген легкового авто - почти 70 евро, автобуса - 120. И неважно, живёшь ты там или просто приехал. Парковка на час: 3 евро на улице, в "домах отстоя", то есть больших платных стоянках - 16-20 евро в сутки. Много платных мостов. Или плати 30-50Е, или езжай в объезд по горным серпантинам с непредсказуемыми последствиями (особенно зимой).

Но какая там клубника!!! Огромные красные ягоды, выращенные безо всякой дряни, всего 2 евро за 0,5 кг. Всё помыто, разложено в пластиковые коробочки, только купи и съешь. Но это летом. Выращивают всю эту сказочную ягоду бедные польские крестьяне, нещадно эксплуатируемые норвежскими плантаторами. Трудятся от зари до зари за 50 евро в день. Вот они, пережитки каптализма даже в социалистической стране.. Продукты в магазинах дорогие. Если взять немецкие цены, то их можно примерно умножать на 1,3-1,5. К сожалению, по продуктовым магазинам погулять было некогда, поэтому сложно оценить потребительский минимум. Вообще-то там почти всё так же, как в Германии или Швеции по ассортименту. Масло сливочное только финское, местного не видел. Сметана, которая в нашем понимании именно сметана, а не немецкие зёйре-зане (кислые сливки) тоже финская. Варят нормальные варенья, то есть с цельными ягодами. Есть чёрный хлеб, но он отличается от нашего. Белый очень хорошего качества, по вкусу как наш, причём, это местный хлеб. А у них ведь горы, почва плохая, даже на зимних стадионах летом выращивают пшеницу, а у нас вечная битва за урожай. Выпечка обалденная. Кексы: с черникой, малиной, клубникой, даже с морошкой! - примерно по 90-100 р. на наши деньги. Я ел их упаковками. Про жильё подробной информации нет.

Могу сказать вкратце, что кв.м. в престижном районе Бергена стоит около 2,400Е вместе с землёй, на которой этот дом стоит. Кого жаба душит - может купить по 1300Е / кв.м. квартиру в многокваритрном доме, при этом ещё и сэкономит на налогах. А в сельской местности можно и гораздо дешевле найти. Банки выдают кредит на ипотеку на 60 лет! Сравните с нашими (прослезился). Там ещё ниже чуть-чуть освещу эту тему.

Хотя если говорить о реальной стоимости жизни, то тут полная неопределённость, потому что почти все категории граждан имеют те или иные скидки и льготы, система которых неизвестна для стороннего наблюдателя. Медицина бесплатная для всех граждан, образование тоже.

"Дураки и дороги"

Интересная тема - дураки и дороги. Сразу же хочу сказать, что две исконные российские болезни в виде дураков и дорог, как это ни странно, были характерны и для Норвегии ещё в самом недалёком прошлом. Выражение: "Туп как норвежский бунде (крестьянин)" гуляет по всем европейским культурам. Состояние дураков на сегодняшний день оценить не берусь, но известно, что высшее образование в Норвегии весьма ценится, и гражданам ЕС, а также прочим иным гражданам, имеющим возможность получить вид на жительство в Норвегии с правом работы, при наличии высшего образования найти работу там достаточно просто. Об этом говорит немалое количество переселенцев из Восточной Европы. Оно было бы ещё больше, если бы не государственная налоговая политика (Норвегия - страна реально победившего социализма, который, увы, имеет не только положительные стороны). Местная молодёжь учиться идёт не очень охотно. Сказывается большая территориальная раздробленность. Больше половины населения живёт в малых городках, а некоторые так и вообще в отдельных домиках в горах, откуда до образовательных центров ещё надо умудриться добраться. Хоть образование и бесплатное, но цены на аренду жилья, а также учебники весьма высоки.

Упоминавшиеся цены на квартиры в Бергене - это для покупки, а для аренды примерно следующее. Средняя однушка (двушка по-нашему) в Осло стоит от 1000 Е в месяц. Можно найти "бюджетный" вариант в многоквартирном доме, где квартиры без кухонь (кухня общая на этаж), но всё равно меньше 700 Е это не будет + довольно дорогой городской транспорт. Правда, проездной на месяц в пределах Бергена стоит около 90 Е, но всё же, но всё же..

А получение высшего образования далеко не всегда гарантирует высокий уровень жизни за исключением определённых достаточно малочисленных категорий (врачи, юристы, федеральные госслужащие, ИТР нефтяной отрасли, офицеры флота, некоторые научные работники). По сути получается, что инженер, работающий, к примеру, в области сотовой связи на моей позиции, получает примерно столько же, сколько водитель городского автобуса, и меньше, чем матрос рыболовецкого сейнера. Поэтому государство пытается стимулировать поступление в высшие учебные заведения, где уже сейчас половину учащихся составляют иностранцы. Им, кстати, даётся один дополнительный бесплатный год обучения на английском или немецком языке, чтобы они за это время выучили норвежский. Вообще, тема иммиграции заслуживает отдельного освещения.

Дороги. Дороги в Норвегии очень специфичные в силу природного ландшафта. Здесь вы не найдёте немецких автобанов и даже просто шоссе шведского образца. Редко, когда дорога представляет собой 4 полосы (2 туда, 2 обратно). В основном это по одной полосе в каждую сторону, а зачастую это и вовсе одна - со специальными карманами для разъезда автотранспорта через определённые промежутки, особенно в горах. Знаменитая дорога Троллей - это серпантин, поднимающийся по ущелью на высоту 800 м, как раз из этой серии. Очень интересно наблюдать, когда встречные машины, миновав очередной карман, встречают на своём пути автобус, и тогда вся вереница начинает пятиться назад, пытаясь с ним разъехаться. В результате подъём занимает до 2 часов.

Начиная с середины 70-х годов, когда в стране появились нефтяные деньги, началось повсеместное строительство тоннелей. Это существенно разгрузило ситуацию на дорогах, но и теперь больше 3/4 перевозок осуществляется морем, благо фьорды тому способствуют. Не очень быстро, но зато надёжно. Тоннели бывают также однополосные. В этом случае на въезде стоит автоматический светофор, который регулирует движение по тоннелю. Некоторые тоннели платные (то что почти все дороги платные, я уже писал). Самый длинный тоннель имеет протяжённость 24,5 км, нам же довелось дважды проехать по 11,5 км тоннелю (в р-не Фломы). Дороги отделаны специальным поребриком. Когда машина касается его колёсами, раздаётся очень хорошо слышимое гудение, которое сообщает водителю, что надо бы взять полевее (или поправее, для кого как :) ). Ограничение скорости на дорогах в основном 60-70 км/ч, на безопасных участках - до 100. Везде понатыканы фотокамеры, поэтому гонять у народа привычки нет. Штраф за превышение с корости может достигать 500 Е. И вообще с дисциплиной на дорогах полный порядок. Помешал общественному транспорту - жди неприятностей. Даже если тебя не засняла фотокамера, нажалуется водитель автобуса, которому ты помешал. А ещё на дорогах установлены специальные знаки, сообщающие, что ежели кому приспичило поспать, то лучше остановиться и вздремнуть минут 15, как Штирлицу. Для остановок есть специальные площадки. В силу вышеозначенных причин, машин не так много.

Городской и пригородный транспорт развит достаточно хорошо, а кроме того, пассажир не платит за проезд по дорогам. Поэтому даже весьма состоятельные люди часто пользуются общественным транспортом. В городах есть районы, где парковка не предусмотрена вовсе вследствие тесноты. В частности, некоторые горные районы Бергена. Там можно пройти по улице и не встретить ни одной машины. Все автовладельцы ставят машины на специальные парковочные площадки в нижних районах города, это в основном многоэтажные гаражи. Парковка в городе на платных уличных праковках - от 3 до 5 Е в час, но не более 3 часов подряд. Если стоишь дольше, полицейский может наклеить штраф. В мелких городках с этим попроще. Про цены в многоэтажных парковках см. выше. Как уже упоминалось ранее, стоимость бензина в р-не 1,5-1,6 Е за литр. У них нет 95-го, 98-го, там просто "бензин" и "дизель". Чтобы народ не ломал голову излишне. Везде только Statoil, шо по-нашему означает "Госнефть".

Иммиграция в Норвегии

Иммиграция. Если вкратце, то ежели кто хочет туда уехать - можете об этом благополучно забыть. Условия крайне строгие. Насмотревшись на ситуацию в Дании, где привлечённые лица африканской национальности абсолютно не хотят ни работать, ни ассимилироваться в датское сообщество, норвежские власти решили решить этот вопрос однозначно и кардинально: к нежелательным элементам приравниваются все, кто не отнесён к желательным. И это автоматом.

Кто же отнесён к желательным? Очень сложный вопрос, ответа на который у меня нет в силу незнания обстановки настолько глубоко. Но тем не менее, очень странно выглядит предоставление политического убежища выходцам из разного рода стран Ближнего и не очень Востока, которые не очень-то горят желанием работать, и на фоне этого отказ тем, кто реально хочет и готов работать, но происходит из других, "демократических" стран. Принцип таков: у тех самых выходцев из "недемократических" стран, если находятся основания для предоставления им политического убежища, Норвегия представляет его, исходя из принципов гуманизма (типа, мы же не можем им отказать). Если же некий чел из демократической страны типа России, Казахстана, Белоруссии, Узбекистана и т.п. просит политического убежища, то ему практически на 100% откажут, за исключением уж совсем особенных случаев, так как эти страны, согласно заявлениям их фюреров, являются демократическими, и вопрос о притеснениях по политическим мотивам не рассматривается в принципе. Да, норвежцы скорее будут вешать себе на шею лишних нахлебников, чем принимать в свои ряды людей, которые реально хотят и могут работать (а значит, они непременно составят конкуренцию местному люду на рынке труда, а борьба с безработицей - это священная корова, на которую никто покуситься не вправе). Хотя, я подозреваю (отчасти по писаниям в Интернете), что не все так уж рады такому состоянию дел.

Для женщин, правда, ситуация не столь плачевна. По некоторому природному закону, причин которого никто не знает, в Норвегии процент рождения лиц мужского пола превышает процент лиц женского. То есть имеется уже естественное превышение кол-ва мужчин над кол-вом женщин, а учитывая фактор иммиграции из третьих стран (откуда, как правило, сначала уезжает мужчина как самый крепкий и предприимчивый, а уж потом перевозит свою семью, если посчитает это нужным), в стране имеется совершенно явное превалирование мужского населения. Поэтому женщины пользуются вполне конкретными преимуществами, особенно белой арийско-нордической расы. Если женщина решает выйти замуж за норвежца, то для получения права на гражданство (ещё не факт что дадут, но нордической даме дадут на 99%) ей необходимо прожить в браке от 4 до 6 лет, причём, есть специальная служба, которая контролирует, а живут ли супруги вместе и ведут ли они совместное хозяйство? Если нет, то у приезжей могут быть проблемы. Исключение имеется лишь для жителей Северных районов, куда не все поедут и даже вовсе не из-за климата. Просто есть по-настоящему дикие места даже и в Южной Норвегии. Для женщин китайской национальности данный порог может достигать и 8 лет, поскольку в недавнем прошлом наблюдался небывалый завоз полулегальных жён из Юго-Восточной Азии, которые впоследствии оказывались брошенными на произвол судьбы без нормального знания языка и профессии, которая позволяла бы им жить самостоятельно. А проституция там карается законом, и не на шутку, в т.ч. и для "потребителя услуг". Хотя условия содержания в норвежских тюрьмах несколько отличаются от наших. Что касается мужчин, которые решили жениться на норвежках, то тут ещё хуже: ценз для подачи на гражданство составляет 8 лет. С теми же правилами: супруги должны жить вместе и иметь совместное имущество. Хотя в общем-то, в Германии то же самое.

В общем, что можно сказать: с одной стороны, жалуются, что, дескать, работать некому (а ведь есть где - безработица практически = 0), а с другой стороны, сами же себе кислород переркрывают. Хотя, наверное, точно так же рассуждают о нас нормальные работящие узбеки, коих по Матушке-Руси до хрена.

Еще немного о недвижимости в Норвегии

Немного о недвижимости. В какое агентство не зайди - в первую очередь тебя встречают рекламы с изображением коттеджей в горах, где цены примерно такие: от 200 тыс евро, цена с участком земли, но это без подключения к электросети. Там подразумаевается домашний генератор. Если есть электричество - то цена растёт, уж тут не знаю насколько. Многие дома питаются от газовых баллонов, кои развозит специальная служба. И генераторы, я думаю, питаются от этого газа. Но не все люди готовы уехать в горы и там жить. Есть же просто хоть и не медвежьи углы, но очень изолированные поселения и отдельные домовладения, откуда зимой путь в цивилизацию только на лыжах. Полиция фиксирует довольно много самоубийств, особенно в таких изолированных от внешней среды посёлках. Увы..

Безопасность туризма в Норвегии

Что ещё.. Путешествовать самостоятельно по Норвегии совершенно безопасно, но это требует тщательной проработки маршрута, особенно если ехать на своём авто, и особенно летом. Потому что самый краткий маршрут может оказаться далеко не самым дешёвым, да и к тому же большое количество паромных переправ сулит немалые сюрпризы, поскольку небольшие паромы обладают ограниченной вместимостью, и не сев на вовремя какой-то конкретный паром, можно оказаться в ситуации, когда надо оставаться в данном пункте на ночь. К тому же норвежская инфраструктура не предусматривает массового туризма, и в летний сезон с гостиницами имеются определённые проблемы. А в зимний период многие гостиницы, особенно на фьордах, просто закрываются, а их владельцы отправляются в большие и не очень города. В общем, лучше всё планировать и бронировать заранее. Но летом, если не плющит, можно ночевать и прямо в машинах. Никакого бандитизма нет, это совершенно безопасно, мы встречали немало таких "понаехавших". Что касается языка - то практически все говорят по-английски, включая марокканцев, работающих дворниками. По-немецки вас тоже поймут в большом количестве случаев. Да и на пальцах объясниться тоже завсегда можно.

К россиянам относятся с симпатией, как минимум без предубеждения. Что приятно. Но это и объяснимо, наши соотечественники ещё не успели как следует накакать в этой стране, в чём они уже, к превеликому сожалению, весьма преуспели на территории Швеции и Дании, где чувствуется некоторое фырканье по отношению к славянам. Хотя надо сказать, что и поляки превносят в эту копилку негатива определённую лепту, в особенности что касается контрабандной водки.


Вот таков краткий отчёт о проведённом отпуске. Хочу снова.


Главная
Информационные порталы Европы
Спортивные магазины | Карты
На правах рекламы (см. условия): [an error occurred while processing this directive]    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Автор и владелец - Игорь Константинович Гаршин (см. резюме). Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 22.03.2024
Яндекс.Метрика