Версия для печати

Языковые универсалии

Главная > Лингвистика > Язык как система > Языковые законы

Языковые универсалии являются базовым понятием в типологии языков. Есть универсалии абсолютные, к примеру: все языки имеют гласные и согласные, в любом языке имеется минимум две гласные фонемы. Есть статистические универсалии — тенденции, характерные для большинства, например: большинство языков имеют носовые согласные с количеством фонем 10-70.

Американский лингвист Джозеф Гринберг и его последователи описали свыше 2000 языковых универсалей (фактов, верных для всех языков) и байесов (фактов, верных для большинства языков). Пример байеса — в языках с фиксированным порядком слов подлежащее почти всегда ставится перед прямым дополнением.

Регулярные правила могут относиться также к синтаксису, морфологии и другим языковым особенностям. К примеру: в языках, где вопросы с предполагаемым ответом "да/нет" отличаются от утвердительных предложений интонацией, значимые изменения интонации появляются к концу предложения, а не в начале.

Разделы страницы о языковых универсалиях:


Фонологические универсалии

  1. Не существет языков без гласной A
  2. Не существет языков без назальной сонорной M
  3. В фонологическом ряду должна присутствовать хотя бы одна плавная сонорная (R или L)

Грамматические универсалии

Семантические универсалии

По семантическим универсалиям имеется много трудов Анны Вежбицкой.

Детские универсалии (онтолингвистика)

Онтолингвистика (лингвистика детской речи) — раздел лингвистики, изучающий онтогенез речи и детскую речь: формирование речевой способности ребёнка, возникновение и дальнейшее развитие индивидуального языка и дальнейшие возрастные изменения в языке индивида. Чаще всего трактуется как один из основных разделов психолингвистики.

Здесь будет копилка сведений об очень интересном процессе, который поможет понять развитие языка - об освоении языка детьми. Какие звуки начинают произносить, как упрощают слова, как создают слова...

  1. Мой внук Илюшка в полтора годика (точнее, в 1 год и 7 месяцев) научился новым словам: пи-пи - мышка, яя - ляля [ребёнок, кукла?], пука - пуговка, пика-помидорка.
  2. А мой сын называл снег "пак-пак", потому что он с таким звуком лопался под ногой. А "зелёный" произносил как "зелёлый".
  3. .

Ссылки (статьи по универсалиям в лингвистике)


Главная > > Системная лингвистика:

Основания языка | Языковые универсалии | Языковые феномены | Реликтовая лингвистика | Книги | Статьи

На правах рекламы (см. условия):    


© «Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005. Пишите письма (Письмо И.Гаршину).
Страница обновлена 08.06.2016
Я.Метрика: просмотры, визиты и хиты сегодня